- Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения
- Ремонт раздаточной коробки ВАЗ — 2121 своими руками
- Демонтаж
- Разборка раздатки
- Рекомендации по центровке РКП
- Устройство, разборка и сборка раздаточной коробки ВАЗ 2121 Нива
- Основное назначение раздатки Нивы 2121
- Функции раздаточной коробки:
- Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
- Устройство раздатки Нивы 2121
- Вибрация
- Работа раздатки на Ниве 2121
- Центровка раздаточной коробки
- Описание возможных проблем с раздаткой
- Замена масла в раздатке Нива 2121
- Передаточные числа коробки передач
Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения
(В этом разделе также упоминаются неисправности других систем, они обозначены символом )
Вибрация пола в зоне передних сидений при трогании автомобиля с места и разгоне (подробнее см. «Раздаточная коробка»)
u Ослабли крепления раздаточной коробки и/или коробки передач
Подтяните крепления агрегатов, проверьте центровку раздаточной коробки относительно коробки передач (см. тут)
u Повреждены опоры раздаточной коробки, опора коробки передач
Замените опоры, отцентрируйте раздаточную коробку относительно коробки передач
Нарушена центровка раздаточной коробки относительно коробки передач (см. тут)
Отцентрируйте раздаточную коробку относительно коробки передач (см. тут)
Деформированы болты и/или фланцы эластичной муфты
Замените деформированные детали (при необходимости – и промежуточный вал в сборе)
Ослабли болты крепления эластичной муфты к ее фланцу на вторичном валу коробки передач и/или гайки фланца промежуточного вала к фланцу ведущего вала раздаточной коробки
Подтяните крепления, проверьте центровку раздаточной коробки относительно коробки передач (см. тут)
Вибрация пола в зоне передних сидений при движении автомобиля со скоростью 80–100 км/ч на прямой передаче
Повышенный дисбаланс промежуточного вала: нарушено взаимное расположение деталей при сборке, расслоение эластичной муфты, неправильная сборка или износ шарнира равных угловых скоростей, утеряны балансировочные шайбы под болтами эластичной муфты
Замените промежуточный вал в сборе
Деформированы болты и/или фланцы эластичной муфты
Замените деформированные детали (при необходимости – и промежуточный вал в сборе)
Ослабли болты крепления эластичной муфты к ее фланцу на вторичном валу коробки передач и/или гайки фланца промежуточного вала к фланцу ведущего вала раздаточной коробки
Подтяните крепления, проверьте центровку раздаточной коробки относительно коробки передач (см. тут)
Сильная вибрация двигателя
Заедание шарнира равных угловых скоростей: отсутствует смазка в шарнире, деформированы его детали, неправильная сборка
Разберите шарнир, очистите детали, замените смазку. При сильном износе или деформации деталей замените промежуточный вал в сборе
Заедание карданных шарниров переднего или заднего валов
Смажьте шарниры. Если смазка не устанила заедание, замените шарнир или вал в сборе
Повышенный дисбаланс карданных валов
Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала из-за заводского дефекта или нарушения взаимного расположения деталей при сборке
Изношены или выкрошены зубья сателлитов или шестерен приводов мостов
Замените изношенные или сломанные детали
Тугое вращение сателлитов на оси
Заусенцы на оси и в отверстиях сателлитов зачистите надфилем, изношенные и деформированные детали замените
Износ сферической (внутренней) поверхности корпуса дифференциала
Замените корпус дифференциала или дифференциал в сборе
Заедание шестерен приводов мостов в корпусе дифференциала
Замените изношенные и деформированные детали. Подбором опорных шайб установите осевой зазор шестерен 0–0,10 мм, контролируя момент сопротивления вращению
Большой осевой зазор шестерен приводов мостов в корпусе дифференциала
Подбором опорных шайб установите осевой зазор шестерен 0–0,10 мм, контролируя момент сопротивления вращению
Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы или корпуса дифференциала
Очистите шлицы от грязи, спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами замените
Забоины на зубьях прямозубых (малых) шестерен высшей и низшей передач, на зубьях муфт и шлицах вала привода переднего моста
Очистите детали, спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами или изношенными зубьями замените
Деформирована вилка или шток
Выправьте или замените детали
Деформированы рычаги привода
Заедание рычагов привода на осях
Разберите соединение, очистите детали от грязи, при необходимости замените ось рычага, ее втулки
Слишком густое масло в раздаточной коробке
Используйте масло в соответствии с климатическими условиями (см. тут)
Повреждение или износ зубьев шестерен и муфт, забоины на шлицах
Замените изношенные муфты или шестерни. Забоины устраните надфилем
Деформированы детали привода
Выправьте или замените детали
Пружины фиксаторов потеряли упругость, грязь в отверстиях фиксаторов, износ фиксаторов
Очистите детали, замените изношенные
Сильный износ, забоины на поверхностях валов и штоков, по которым работают сальники
Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях – замените валы и сальники
Ослабли крепления крышек картера раздаточной коробки, повреждены их прокладки
Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладки (можно использовать герметик)
Неплотно завернуты пробки
Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)
Не затянута колпачковая гайка привода спидометра на раздаточной коробке
Поврежден защитный чехол шарнира, ослабли его хомуты
Осмотрите шарнир, при наличии люфта – замените. Если люфта нет, а грязи в смазке немного, не разбирая шарнир, удалите отверткой как можно больше смазки и заложите новую (ШРУС-4). Замените поврежденный чехол, подтяните (замените) хомуты
Видео
Источник
Ремонт раздаточной коробки ВАЗ — 2121 своими руками
Раздаточная коробка передач на автомобиле ВАЗ 2121 “Нива” и его модификации обеспечивает угловую передачу скоростей на все колеса. При подключении раздатки, он связывает передний и задний мост, распределяя крутящий момент поровну. Наличие понижающей передач увеличивает крутящий момент на малой скорости, что является несомненным преимуществом в прохождении бездорожья.
Автомобиль ”Нива” обладает серьезным потенциалом внедорожника, но как показывает практика — раздаточная коробка передач, зачастую, не выдерживает нагрузки и выходит из строя.
Определить неисправность раздатки возможно по следующим симптомам:
- долгая задержка при подключении переднего моста, а также его самостоятельное отключение;
- перегрев РКП при средних нагрузках, причиной которому может быть недостаточный уровень масла, либо повышенное трение деталей;
- уход масла из картера по причине изношенных сальников и прокладок;
- сильная вибрация в салоне по причине изношенных подушек крепления раздатки;
- гул при скорости свыше 80 км/ч, а также вибрации на малой скорости по причине ослабления болтов фланца, что приводит к полноценной замене промежуточного вала;
- изношенные крестовины карданного вала по причине недостаточного количества смазки в подшипниках;
- всевозможные неисправности ШРУСов и люфт карданного вала;
- шток и вилка раздатки нередко люфтят, поэтому происходит затрудненное включение блокировки дифференциала или пониженной передачи.
Демонтаж
- Для снятия РКП потребуется ключ “13” (рожковый или трещоточный), плоская и фигурная отвертка. Для удобства снятие проводится на смотровой яме.
- В салоне при помощи отвертки нужно снять декоративную накладку рычагов. Под накладкой будет пыльник двух рычагов переключения, который тоже снимается.
- Проводится демонтаж карданных валов. Делается это с помощью ключа на “13”. Передний и задний кардан отсоединяются одинаково. Перед снятием валов нужно пометить посадочное место с вилкой кардана, чтобы после установки не происходило вибрации.
- Трос спидометра демонтируется, открутив одну гайку, и отводится в сторону.
- Далее откручиваются все болты, крепящие раздаточную коробку передач через опоры к кузову и снимаем РКП.
Разборка раздатки
Для полноценного ремонта потребуется автомобильный набор инструментов и ремонтный комплект раздаточной коробки передач (подшипники, сальники и прокладки, возможно, некоторые шестерни), молоток и съемник подшипников.
- Снимаем переднюю и заднюю крышку корпуса РКП. Для этого потребуется ослабить гайки крепления крышек, и при помощи монтировки со всех сторон выводить крышку на себя. С другой стороны коробки проделываем аналогичную операцию. Передняя крышка выйдет вместе с валом, отвечающий за блокировку дифференциала, а задняя крышка с валом, отвечающим за понижающую передачу.
- Из корпуса при помощи молотка выбиваем дифференциал в сборе. Конструкция дифференциала, находящегося внутри раздаточной коробки, аналогична тому, который находится в мостах. Открутив гайки крепления главной пары, открываем доступ к сателлитам. Если на зубцах сателлитов есть износ, то обязательно меняем все детали.
- Проверяем каждый подшипник на предмет посторонних звуков при вращении. Если таковы имеются, то снимаем гайку вала, на котором сидит подшипник, и при помощи съемника выпрессовываем старый подшипник.
- В обратной последовательности производится монтаж внутренних деталей раздатки. Рекомендуется, для достаточного момента затяжки валов и крышек корпуса, применять новые болты и гайки.
- После сборки залить новое полусинтетическое масло, не ниже классификации GL-4 — 0,9л.
Рекомендации по центровке РКП
После любых операций по снятию и установке раздаточной коробки передач, ее нужно отцентровать. Для этого потребуется:
- ослабить крепление раздаточной коробки так, чтобы она “сидела” более свободно, и могла незначительно перемещаться;
- разогнаться до скорости 80 км/ч, после чего раздатка сядет на свои посадочные места;
- затяжка происходит как можно скорее и на работающем моторе, что бы посредством вибрации, РКП не успела принять неподходящее положение.
После такого ремонта раздаточная коробка передач может служить верой и правдой очень долго. К сожалению, работа раздатки в условиях повышенных нагрузок, зачастую, значительно сказывается на уменьшении ресурса, в силу слабой ее конструкции. Для повышений надежности РКП можно поставить подрамник, который позволит посадить раздатку жестко на свое место, а также исключить сильную вибрацию от работы трансмиссии.
В готовом подрамнике для “Нивы” есть готовые отверстия и крепежи для крепления его к кузову. Также, для повышения надежности, установлена дополнительная опора раздатки. Чтобы установить подрамник, потребуется установить домкрат под раздатку, отпустить гайки крепления и приспустить раздаточную коробку. Далее подрамник примеряется на посадочные места. Настоятельно рекомендую хорошо смазать отверстия в днище, для предотвращения возможного появления коррозии. Подрамник прикручивается на посадочное место для раздатки, а сама коробка к подрамнику. В силу того, что подрамник жестко связан с кузовом, вибрации все равно будут переходить на кузов, но не так значительно. Благодаря усиленным опорам и качественным резиновым подушкам, у раздаточной коробки пропадет склонность к уходу из посадочного места, а это значит, что все элементы ходовой части прослужат намного дольше.
Провести ремонт раздаточной коробки передач автомобиля “Нива” довольно просто. Если есть под рукой необходимый инструмент и минимальные знания устройства РКП, то за несколько часов ваша раздаточная коробка передач заживет новой жизнь. Установка подрамника избавит от многих проблем и предотвратит преждевременный износ всех деталей, узлов и агрегатов трансмиссии.
Источник
Устройство, разборка и сборка раздаточной коробки ВАЗ 2121 Нива
Автомобиль высокой проходимости ВАЗ 2121 является надежным универсальным внедорожником. В отличие машин с одним ведущим мостом, он оборудован полным приводом, обладает высокой проходимостью. Устройство раздатки Нива 2121 обеспечивает условия для эксплуатации транспортного средства как на труднопроходимых трассах, так и в режиме городских улиц с интенсивным движением. Благодаря колесной формуле полноприводного авто, серия автомобилей производства АвтоВАЗ получила известность под названием «Нива 4х4».
Основное назначение раздатки Нивы 2121
Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.
Нива 2121 раздатка схема в разрезе
Функции раздаточной коробки:
- Блокировка межосевого дифференциального механизма.
- Отключение одного моста.
- Повышение крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса, при включении
- понижающей передачи.
- Распределение момента кручения на оси автомобиля.
- Обеспечение работы вала отбора мощности при установке дополнительных агрегатов.
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
- демонтируем в салоне переднее сиденье пассажира;
- снимаем облицовку тоннеля пола;
- в салоне отодвигаем ковролин, закрывающий кузовной усилитель (спереди рычага ручного тормоза);
Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:
- оставляем машину на нейтральной передаче;
- отсоединяем от раздатки карданный вал, желательно пометить фланец кардана и РК, чтобы при установке установить карданный вал по меткам – таким образом, исключается появление лишних вибраций;
- демонтируем кронштейн крепления глушителя;
- снимаем траверс КПП;
поддомкрачиваем раздатку, снимаем боковые крепления РК;
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.
Устройство раздатки Нивы 2121
В состав раздаточной коробки внедорожника Нива входят:
- валы – ведущий, промежуточный, привода заднего, переднего мостов;
- дифференциальный механизм;
- муфта переключения передач.
Два зубчатых колеса, жестко расположенные на ведущей оси раздатки, предназначены для включения повышенной или пониженной передач. При изготовлении ведущего вала, производится специальная термообработка в местах, где предполагается наибольшая нагрузка от работающих шестерен. Это необходимо для обеспечения достаточной прочности вала, с целью исключить возможные дефекты при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях.
Конструкцией шестерен раздаточной коробки предусмотрены прямые и косые зубья, расположенные в два ряда. Косые зубья колес находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями, плотно сидящими на промежуточном валу. Прямые – соединены с муфтой переключения режимов. Муфта имеет три рабочих положения: среднее – нейтральное и соединение с одной из двух шестерен на ведущей оси.
Вибрация
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах. Но прежде чем начать регулировку положения раздатки, следует проверить состояние других деталей ходовой части – возникать вибрация может и по другим причинам:
- плохо закреплены карданные валы;
- не отбалансированы колеса;
- есть люфт в крестовинах кардана (особенно на вибрацию влияют люфты в крестовинах заднего карданного вала);
- вибрирование идет от самого двигателя.
Работа раздатки на Ниве 2121
По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.
Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.
Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.
Важно: Переключение раздатки на пониженную передачу осуществляется только после полной остановки внедорожника Нива 2121 (не на ходу).
Центровка раздаточной коробки
Правильная установка раздаточной коробки может производиться несколькими способами. Чаще всего в автомастерских ремонтники пользуются следующим методом:
- вывешивают машину на подъемнике;
- ослабляют крепление раздатки;
- запускают двигатель;
- включают передачу и разгоняют машину по спидометру до скорости, на которой идет вибрация (часто она возникает на скоростях от 40 до 80 км/ час);
- без применения тормозов гасят скорость двигателем, затем выключают зажигание.
Раздатка сама центруется по местам, остается только затянуть крепления опор.
Отрегулировать положение РК также можно с помощью проволоки, делаем это следующим образом:
- ослабляем все четыре крепления опор раздатки;
- закрепляем один конец проволоки на резиновой муфте карданного вала;
- крепим еще отрезок проволоки на ШРУСе, другие концы проволоки подводим друг к другу;
- вращаем вал, если раздатка не отцентрована, концы проволоки будут при вращении расходиться;
- задача сводится к тому, чтобы установить методом подбора раздаточную коробку так, чтобы концы проволоки практически не расходились между собой в любом положении при поворачивании вала.
Описание возможных проблем с раздаткой
В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:
- Не включается передний мост.
- Перегревается раздатка.
- Утечки и повышенный расход масла раздатки.
- Несанкционированное отключение переднего моста.
Замена масла в раздатке Нива 2121
Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.
Передаточные числа коробки передач
Передаточные числа коробки передач являются основой согласованной работы всей трансмиссии. Повышение числа позволяет автомобилю быстрее набирать скорость.
Функционал раздаточной коробки расширяет диапазон передаточных чисел, этот момент важен для движения грузовых автомобилей и внедорожников. Цель проста – тяговые качества автомобилей повышаются, так как действие в узком диапазоне сковывает транспорт.
Ремонт раздаточной коробки, устранение неисправностей в раздатке нива 2121, порядок сборки и разборки коробки, инструкции по замене подшипников и сальников в коробке автомобиля нива 2131, описание устройства раздатки нива 2131, ваз 2121. Обслуживание и эксплуатация коробки нива 2121. Инструкции по ремонту кардана, моста и привода колес нива 2131.
Отсоединяем от фланца ведущего вала раздаточной коробки промежуточный вал (см. Снятие промежуточного вала) Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи. Ослабляем гайку фланца ведущего вала (см. Замена сальников валов раздаточной коробки). Аналогично ослабляем гайки двух других фланцев. Снимаем корпус шестерни привода спидометра (см. Снятие корпуса шестерен привода спидометра и датчика скорости автомобиля ВАЗ-21214 (корпуса шестерни привода спидометра автомобиля)). Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста. Поддев отверткой за приливы картер,… …снимаем его… …и прокладку. Поддев отверткой стопорную шайбу,… …вынимаем ось рычага блокировки дифференциала ваз 2121 (при затруднении выбиваем выколоткой из мягкого металла). Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси. Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала). Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага. Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста. Снимаем крышку и прокладку. Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора. Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала. Вынимаем болт с пружинной шайбой. Поддеваем отверткой защитный чехол штока вилки блокировки дифференциала… …и вынимаем шток с чехлом. Вынимаем вилку… …и муфту блокировки дифференциала. Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу. Снимаем фланец. Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста. Вынимаем вал в сборе из картера. С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо. Зацепив трехлапым съемником наружное кольцо подшипника,… …спрессовываем подшипник. Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки. Поддев отверткой,… …снимаем крышку в сборе с валом привода заднего моста… …и прокладку. Вал привода заднего моста вынимаем из задней крышки и разбираем аналогично валу переднего картера ваз 2131. Детали вала привода заднего моста и задняя крышка. Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна рычага переключения передач к картеру раздаточной коробки… …и снимаем кронштейн переключения передач с рычагом. Рычаг переключения передач отсоединяем от кронштейна аналогично снятию рычага блокировки дифференциала. Отвернув окончательно гайку фланца ведущего вала,… …снимаем фланец. Ключом «на 13» отворачиваем три гайки… …и снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала. Соединение уплотнено прокладкой. Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка. Снимаем лючок и прокладку. Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага и сдвигаем чехол штока. Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку. Чтобы шарик и пружина фиксатора не выскочили,… …прикрываем отверстие пальцем и постепенно вытягиваем пассатижами шток. При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера. Пружину фиксатора вынимаем пинцетом. Вытягивая шток дальше, снимаем вилку муфты переключения передач… …и дистанционную пластиковую втулку. Вынимаем шток. Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач ваз 2121 уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач. Поддев отверткой,… …вынимаем уплотнительное резиновое кольцо. Расконтриваем гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов ваз 2131. Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности. Снимаем гайку и шайбу. В отверстия фланца вставляем болты крепления карданного вала и надеваем фланец на шлицы ведущего вала раздаточной коробки ваз 2121. Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами. Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала. Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала. Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки. Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач. Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки ваз 2131 с дифференциалом. Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки. Пассатижами снимаем установочное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала. Разъединяем дифференциал нива 2121 и переднюю крышку раздаточной коробки. Вынимаем (или выбиваем через выколотку из мягкого металла) из гнезда передней крышки наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала. Щипцами разжимаем стопорное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала… …и снимаем его. Снимаем пружинную шайбу. Устанавливаем в отверстие переднего корпуса дифференциала нива 2131 подходящий упор для винта съемника… …и трехлапым съемником… …спрессовываем передний подшипник. При необходимости аналогично снимаем задний подшипник нива 2121. На переднем и заднем корпусах дифференциала наносим метки, чтобы при сборке не нарушить балансировку узла. Зажав корпус дифференциала в тиски с накладками губок из мягкого металла,… …накидным ключом «на 17» отворачиваем шесть болтов, скрепляющих ведомую шестерню, передний и задний корпуса дифференциала. Разъединяем передний и задний корпуса дифференциала. При этом ведомая шестерня остается на переднем корпусе. Сбиваем ее с корпуса через выколотку из мягкого металла. Разъединяем ведомую шестерню и передний корпус дифференциала. С шестерни привода переднего моста снимаем опорную шайбу… …и вынимаем саму шестерню. Щипцами разжимаем стопорное кольцо оси сателлитов и снимаем его. Снимаем пружинную шайбу оси сателлитов нива 2131. Зацепив пассатижами за другое стопорное кольцо, вынимаем ось сателлитов. Вынимаем опорную шайбу и сателлит из заднего корпуса дифференциала. Вынув второй сателлит и его шайбу, извлекаем шестерню привода заднего моста. Для снятие первичного и промежуточного валов… …пассатижами снимаем установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала. Аналогично демонтируем кольцо заднего подшипника промежуточного вала. Вынимаем из картера ведущий вал… … и промежуточный вал. Зажимаем шлицевую часть ведущего вала в тиски с накладками губок из мягкого металла,… …и, зацепив лапами съемника за муфту переключения передач,… …снимаем задний подшипник, втулку, шестерню низшей передачи и муфту. Снимаем с вала ступицу муфты и шестерню высшей передачи. Съемником спрессовываем передний подшипник ведущего вала. Из переднего подшипника промежуточного вала отверткой вынимаем ролики… …и снимаем сепаратор. Зажимаем промежуточный вал нива 2121 в тиски с накладками губок из мягкого металла. Поддевая двумя монтажными лопатками, спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника… …и снимаем его. Задний подшипник промежуточного вала снимаем также, как передний подшипник ведущего вала. Собираем раздаточную коробку нива 2131 в обратной последовательности. При сборке межосевого дифференциала совмещаем метки на его корпусах. Пружинную шайбу на оси сателлитов устанавливаем со стороны глухого отверстия на торце оси. Подходящими отрезками труб напрессовываем… …внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала,… …подшипник вала привода переднего моста (труба опирается на внутреннее кольцо)… …и подшипники дифференциала. Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала. Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно. Все уплотнительные прокладки смазываем тонким слоем силиконового герметика. Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов установленным моментом, стопорим гайки, вдавив их буртики в пазы хвостовиков валов. После сборки заливаем масло (см. Замена масла). Полезные советы Узел крепления шпильки: 1 — картер; 2 — втулка; 3 — оставшаяся часть бобышки; 4 — шпилька Ремонт крепления шпильки картера раздаточной коробки У раздаточной коробки нива 2121 бывает лопается правая (длинная) бобышка, в которую запрессована специальная шпилька, крепящая коробку к кронштейну. Для ремонта можно выточить втулку из дюралюминия, как показано на рисунке, запилить все ребра на оставшейся части бобышки и опилить ее наружный диаметр, чтобы плотно посадить втулку. Установив в отверстие шпильку крепления, нужно напрессовать втулку до упора и приварить ее по периметру к корпусу коробки.
Источник