Атомный ледокол арктика сломался

Срок сдачи ледокола «Арктика» может быть сдвинуть из-за сломавшегося двигателя

Поломка двигателя произошла 4 февраля 2020 г. в ходе швартовых испытаний.

Санкт-Петербург, 19 фев — ИА Neftegaz.RU. 1 из гребных электродвигателей на проходящем испытания атомном ледоколе «Арктика» после поломки 4 февраля 2020 г. признали не подлежащим восстановлению. Возможно ледокол придется ставить в док для замены двигателя, которая может занять не менее полугода. Росатом, чтобы избежать длительного простоя судна, рассматривает вариант принять его с неисправным двигателем под обязательства верфи провести ремонт. Тогда мощность «Арктики» временно снизится на 1/3, до 40 МВт.

Гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу атомного ледокола «Арктика», который сломался в начале февраля в ходе швартовых испытаний, видимо, не удастся восстановить, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
Это подтверждает и краткая справка, подготовленная по итогам заседания расширенной комиссии от 14 февраля 2020 г.
Так, представители Ленинградского электромашиностроительного завода (ЛЭЗ) заявили о невозможности восстановления работоспособности носовой обмотки двигателя (повреждено 4 фазы из 6).
Представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), которые занимались разработкой системы электродвижения, считают, что в инциденте виноват брак при изготовлении двигателя.
Однако в ЛЭЗ (поставщик ГЭД) винят скачок напряжения от преобразователя частоты на ГЭД.
Окончательная причина будет озвучена комиссией 20 февраля 2020 г.

Читайте также:  Halogen lamp with motion sensor не работает датчик

На «Арктике» 3 гребных вала, на каждом установлены 2 двигателя по 10 МВт.
Из строя вышел 1 из них.
2 двигателя на среднем валу были успешно испытаны, прежде чем произошел инцидент с ГЭД на правом валу.
Если двигатель не удастся починить на борту, для замены придется ставить ледокол в док и вскрывать корпус, что приведет к существенной задержке сдачи судна.

Тезисы главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) А. Рахманова:

  • ничего катастрофического не произошло:
  • независимо от того, где будут проводится работы — на борту или в доке — в компании есть понимание, что делать при любом из вариантов;
  • не вижу рисков переноса сроков передачи ледокола, намеченной на май 2020 г.

Если причиной случившегося стал скачок напряжения, это ставит под вопрос корректность проектирования систем.
Скачки напряжения регулярно происходят при эксплуатации, тем более в суровых арктических условиях и для их компенсации ставятся частотные преобразователи и предохранители.
По другой информации предохранители есть, но не спасли ГЭД.

Окончательно от надежд восстановить ГЭД, не разрезая корпус, еще не отказались, специально для этого подключены дополнительные эксперты.
При этом сообщается о довольно существенных повреждениях и скорее всего, бессмысленно говорить о восстановлении, нужно менять двигатель с учетом, что корпус ГЭД не съемный, нельзя его вскрыть и поставить заплатку.
По разным оценкам на создание нового ГЭД может уйти 12–18 месяцев, хотя теоретически могут быть использованы и двигатели, предназначенные для следующих серийных ледоколов проекта 22220 «Урал» и «Сибирь».
В любом случае, замена ГЭД потребует значительного времени, речь идет о 6-18 месяцах.

При этом на данный момент не исключено, что Росатом может принять ледокол и с неисправным правым ГЭД.
Такое решение потребует и снижения нагрузки с левого винта, то есть мощность временно составит 40 МВт.
Возможно, будет найден юридический компромисс, и ледокол примут под обязательства устранения неисправности в будущем.
Иначе «Арктика» будет простаивать еще 1 год.
Сейчас на ледоколе, несмотря на поломку, продолжается программа испытаний.

Читайте также:  Если не работает портал госуслуг куда звонить

Напомним, что срок ввода в эксплуатацию многострадальной «Арктики» несколько раз переносился.
Так первоначально его строительство планировалось завершить в 2017 г., а затем в 2019 г.
В июле 2017 г. пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил, что не видит проблемы в связи с небольшим сдвигом по сроку сдачи ледокола «Арктика».
Тогда сообщалось, что В. Путин перенес его на 2019 г. и поручил принять кадровые и организационно-управленческие решения из-за срыва ранее намеченных сроков.
График строительства был перенесен в связи с задержкой поставки паротурбинных установок.
В результате конфликта властей Украины и РФ пришлось менять поставщика турбин.
После госпереворота 2014 г. на Украине Харьковский турбинный завод не мог поставлять турбины, и поставщика заменили на КировЭнергоМаш.

Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 заложен на стапеле А Балтийского завода в ноябре 2013 г.
Спуск «Арктики» состоялся 16 июня 2016 г.
Всего Балтийский завод по контракту с Росатомфлотом строит 3 атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь»и «Урал».
Атомоходы будут оснащены 2 — реакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200.
Удобная 2 — осадочная конструкция судов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Ожидается, что «Арктика» будет проводить суда в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также в устье р. Енисей и Обской губе.
Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.

Ледокол «Арктика» вышел в Балтийское море на ходовые испытания 12 декабря 2019 г.
14 декабря 2019 г. 1 й этап ходовых испытаний был успешно завершен.
Комплексные испытания стартовали в начале 2020 г.

Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220:

  • длина — 173,3 м;
  • длина по КВЛ — 160 м;
  • ширина — 34 м;
  • ширина по КВЛ- 33 м;
  • высота борта на миделе до ВП — 15,2 м;
  • осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м;
  • минимальная рабочая осадка — 8,55 м;
  • водоизмещение — 33,54 тыс т;
  • назначенный срок службы — 40 лет;
  • экипаж универсального атомного ледокола — 75 человек.

Источник

На морском заводе в Кронштадте рассказали, как шел ремонт электродвигателя ледокола «Арктика»

Ледокол «Арктика» прибыл в док Кронштадтского морского завода для замены гребного электродвигателя. Ремонт иначе как операцией и не назвать — даже разрез пришлось делать точный, как в хирургии. Но вот все остальное измеряется десятками тонн.

Корпус нового и самого мощного атомохода в мире разрезали по технологическим швам. Здесь проходит, так называемый, ледовый пояс – особо укрепленное место, где должен ломаться лед. Толщина высокопрочной корпусной стали четыре сантиметра. К прямоугольному листу заранее приварили специальные крепления, чтобы не уронить. Он весит 50 тонн. Уникальную для отечественного судостроения операцию провели для того, чтобы извлечь сломанный гребной электродвигатель.

Новый гребной электродвигатель, он весит триста тонн. Для того, чтобы такой вытащить в корпусе судна пришлось делать огромный вырез – шесть с половиной на девять с половиной метров. Сейчас обшивку восстанавливают, и по периметру виден шов.

Кронштадтский морской завод – единственный в России, где есть достаточно большой док для ремонта подобных судов. И то необъятный ледокол весом в 20 тысяч тонн, пришлось ставить не по центру, а чуть в сторону. По словам очевидцев, зазор между двигателем и гранитной стеной составлял миллиметры. Этого едва хватило, объясняют специалисты. Все благодаря строителям технологического сооружения, которые возвели его с большим запасом.

Негодный двигатель отправили на барже к изготовителю – на Ленинградский электромеханический завод. После экспертизы станет ясно, что стало причиной поломки. Заключение нужно в том числе для возмещения ущерба заказчику лекодокола – Атомфлоту. Все детали сложного изделия застрахованы. А установленный на место прежнего гребной электродвигатель уже гарантированно будет работать исправно.

«Этот двигатель уже прошел испытания на стенде. Он проверен, исправен. Нужно будет его подключить. И в дальнейшем с ним пройдут полноценные ходовые испытания», — рассказал старший строитель кораблей Балтийского завода Павел Дурасов.

У ледокола три гребных винта. На каждый установлены по два электродвигателя. Энергию для них дает атомный реактор. Силовая установка двигает судно высотой с шестнадцатиэтажный дом. Под натиском атомохода не устоит даже трехметровый лед. Еще до ходовых испытаний в 2020-м году во время пусконаладочных работ у достроечной стенки Балтийского завода один из шести гребных электродвигателей вышел из строя. Тем не менее «Арктика» смогла развить на чистой воде проектную скорость 22 узла. В таком виде ледокол передали для эксплуатации.

«Так как двигатель двухякорный, у нас вышел из строя только один якорь, на оставшемся якоре мы отработали год. Практически всю навигацию. Работали на севере, осуществляли коммерческую эксплуатацию, то есть проводили суда, выполняли задания», — рассказал главный инженер-механик атомного ледокола Владимир Кондратьев.

С полным комплектом электродвигателей «Арктика» должна выйти из дока до конца недели. Таким образом вся операция заняла около месяца. Дальше ледокол отправится на Балтийский завод, где будут восстанавливать системы, которые пришлось демонтировать для замены двигателя. Ходовые испытания наметили на конец октября. А в декабре «Арктика» отправится в Арктику.

Репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Александра Чуева.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Источник

«Арктика» получит двигатель через год

Неисправный агрегат могут заменить в доке в Кронштадте

Как стало известно “Ъ”, гребной электродвигатель на атомном ледоколе «Арктика» не подлежит восстановлению, его планируется заменить в доке в Кронштадте в 2021 году. Правительство прорабатывает различные варианты сдачи ледокола, который должен быть передан заказчику не позже мая 2020 года. Не исключена его сдача в «опытную эксплуатацию» с потерей мощности с 60 МВт до 50 МВт. Сейчас судно продолжает испытания — запущена система электродвижения, реакторы и паровая система,— но сроки их завершения будут сдвинуты из-за нерабочей недели.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

Как стало известно “Ъ”, 25 марта на атомном ледоколе «Арктика» была запущена система электродвижения. Были подключены «все два с половиной» гребных электродвигателя (ГЭД), рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. О частичном выходе из строя правого ГЭД на швартовых испытаниях “Ъ” сообщал 10 февраля и 19 февраля. Несмотря на это, было принято решение продолжать швартовые и ходовые испытания, и к настоящему моменту на ледоколе успешно запущены реакторы и паровая система. Работы планировалось завершить до конца марта, после чего отправить «Арктику» на ледовые испытания. Но, по словам источников “Ъ”, теперь эти сроки невозможно соблюсти из-за указа президента о нерабочей неделе. В итоге, по мнению собеседников, будет объявлен форс-мажор, а работы придется сдвинуть на апрель.

37 миллиардов рублей

составляет стоимость атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт

Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе заключен в 2012 году. Стоимость — 37 млрд руб. Изначально «Арктику» планировали сдать в 2017 году, но сроки неоднократно переносились. По последним данным, ледокол должен был быть передан заказчику до конца мая, после ледовых испытаний.

В ОСК “Ъ” сообщили, что корпорация неукоснительно следует распоряжениям президента и правительства. С учетом непрерывного характера части работ на ледоколе «Арктика», прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности, будет задействован минимальный персонал, поясняют в ОСК. «На судне осталось завершить ряд пусконаладочных работ, строительные работы выполнены в полном объеме. Проблемные вопросы в ходе пусконаладки, конечно, возникают, но предприятие с ними справляется. Далее атомоходу предстоит завершить ходовые испытания»,— поясняют в корпорации.

По данным “Ъ”, опасения относительно серьезности повреждений правого ГЭД подтвердились: по итогам работы комиссии установлено, что починить двигатель на борту невозможно и требуется его замена.

Комиссия допустила эксплуатацию ледокола с ограничением мощности до 50 МВт, рассказывают собеседники “Ъ”. Собеседник “Ъ” в отрасли уточняет: хотя фактическая мощность исправных двигателей составит 50 МВт, на практике она может сократиться до 40 МВт из-за невозможности полностью задействовать левый ГЭД.

Почему ледокол «Арктика» может быть сдан с неисправным двигателем

Точные причины аварии, по мнению комиссии, можно установить только после разборки двигателя. По словам источников “Ъ”, в качестве непосредственной причины аварии рассматривается пробой изоляции обмоток статора и лавинообразное развитие их повреждений. Причиной пробоя могло стать перенапряжение в первых витках катушек обмотки в сочетании с локальными повреждениями изоляции, а также ошибка монтажа при подключении или изготовлении электродвигателя, а именно ошибочное подключение однофазной обмотки одной из двух звезд статора (нарушены подключения начала и конца обмотки).

Как говорят источники “Ъ”, сейчас рассматриваются разные варианты дальнейшей судьбы «Арктики».

Наиболее вероятный — ледокол будет сдан в этом году в так называемую опытную эксплуатацию с ограниченной мощностью. Но это решение должно быть принято на уровне правительства, говорят они. В ОСК также подтверждают, что переговоры по условиям сдачи ледокола в опытную эксплуатацию продолжаются. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова и «Росатоме» тему не комментировали. В Минпромторге на запрос “Ъ” не ответили.

Через год, по данным “Ъ”, предполагается замена неисправного двигателя, для чего «Арктику» нужно поставить в док. Среди наиболее вероятных вариантов — док Кронштадтского морского завода (входит в ОСК). Другой вариант — модернизированный док на 35 СРЗ в Мурманске, но там пока продолжаются работы, отмечают источники “Ъ”. В ОСК также подтверждают, что правый ГЭД возможно заменить в доке на Кронштадтском заводе в 2021 году — по предварительным оценкам, модернизация дока для этого не потребуется. Срок обозначен с учетом времени, необходимого для изготовления нового электродвигателя, заключили в ОСК.

Источник

«Арктика» теряет мощность

Атомный ледокол может быть сдан с неисправным двигателем

По данным “Ъ”, один из гребных электродвигателей на проходящем испытания атомном ледоколе «Арктика» после поломки 4 февраля признан не подлежащим восстановлению. Это значит, что ледокол, видимо, придется ставить в док для замены двигателя, которая может занять не менее полугода. По данным “Ъ”, «Росатом», чтобы избежать длительного простоя судна, рассматривает вариант принять его с неисправным двигателем под обязательства верфи провести ремонт. Тогда мощность «Арктики» временно снизится на треть, до 40 МВт.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу атомного ледокола «Арктика», который сломался в начале февраля в ходе швартовых испытаний, видимо, не удастся восстановить, рассказали источники “Ъ”. Это подтверждает и краткая справка, подготовленная по итогам заседания расширенной комиссии от 14 февраля (копия есть у “Ъ”). Так, представители Ленинградского электромашиностроительного завода (ЛЭЗ, входит в «Русэлпром») заявили о невозможности восстановления работоспособности носовой обмотки двигателя (повреждено четыре фазы из шести), говорится в документе. Представители ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, входит в Крыловский ГНЦ), которые занимались разработкой системы электродвижения, считают, что в инциденте виноват брак при изготовлении двигателя. Однако в ЛЭЗ (поставщик ГЭД) винят скачок напряжения от преобразователя частоты на ГЭД. Окончательная причина должна быть названа комиссией 20 февраля.

На ледоколе «Арктика» три гребных вала, на каждом установлены два двигателя по 10 МВт. Из строя вышел один из них. Два двигателя на среднем валу были успешно испытаны, прежде чем 4 февраля произошел инцидент с ГЭД на правом валу (см. “Ъ” от 10 февраля).

Если двигатель не удастся починить на борту, что теперь выглядит наиболее вероятным, для замены придется ставить ледокол в док и вскрывать корпус, что приведет к существенной задержке сдачи судна.

Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов 13 февраля прямо не ответил на вопрос “Ъ”, действительно ли починка двигателя на борту невозможна. Он лишь подчеркнул, что «Арктика» — «это научно-исследовательская работа, головной пароход, такого в мире не существовало». «Ничего катастрофического не произошло. Можно сделать на борту определенные работы, можно сделать в доке определенные работы, у нас все технологические ходы записаны: мы понимаем, что мы будем делать в случае A, B, C»,— заверил господин Рахманов. Он добавил, что пока не видит рисков переноса сроков передачи ледокола, намеченной на май. В «Росатоме», «Русэлпроме» и Крыловском ГНЦ до выводов комиссии тему не комментируют.

Как на ледоколе «Арктика» вышел из строя гребной электродвигатель

По мнению источника “Ъ” в отрасли, если причиной случившегося стал скачок напряжения, это ставит под вопрос корректность проектирования систем. Скачки напряжения регулярно происходят при эксплуатации, тем более в суровых арктических условиях, отмечает он, и для их компенсации ставятся частотные преобразователи и предохранители. Другой собеседник “Ъ” подчеркивает, что предохранители есть, но не спасли ГЭД.

Один из источников “Ъ” отмечает, что окончательно от надежд восстановить ГЭД, не разрезая корпус, еще не отказались, специально для этого подключены дополнительные эксперты. Но другой собеседник утверждает, что повреждения четырех фаз из шести — весьма существенные: «Скорее всего, бессмысленно говорить о восстановлении, нужно менять двигатель с учетом, что корпус ГЭД не съемный, нельзя его вскрыть и поставить заплатку».

По оценкам собеседников “Ъ” в отрасли, на создание нового ГЭД может уйти 12–18 месяцев, хотя теоретически могут быть использованы и двигатели, предназначенные для следующих серийных ледоколов.

В любом случае, замена ГЭД потребует значительного времени, собеседники “Ъ” говорят о 6-18 месяцах.

Почему «Арктика» подождет с запуском реактора

Впрочем, ряд источников “Ъ” не исключает, что «Росатом» может принять ледокол и с неисправным правым ГЭД. Такое решение потребует и снижения нагрузки с левого винта, то есть мощность временно составит 40 МВт. Возможно, будет найден юридический компромисс, и ледокол примут под обязательства устранения неисправности в будущем, отмечает один из собеседников “Ъ”,— в противном случае «Арктика» будет стоять год у стенки. По словам источников “Ъ”, сейчас на ледоколе, несмотря на поломку, продолжается программа испытаний.

Источник

Оцените статью