МУЛЬТИСЕРВИС
Ремонтная
мастерская
8(985) 331-52-36
Багетная мастерская
8(495) 960-55-59
Основные неисправности механизма будильников
— Если минутная стрелка соскочила с вала центрального колеса, замените ее.
— Если заводной ключ касается окружающих деталей, замените его.
— Если стрелки трутся о циферблат, установите их так, чтобы они были параллельны друг другу.
— Если заводная пружина не держится в заведенном состоянии, надо до упора завернуть винт пружины собачки или заменить пружину, если она сломана.
— Если будильник вообще не заводится, надо проверить следующие детали: вал барабана, на котором может быть сорвана резьба; заводное колесо, на валу которого также может быть сорвана резьба. Испорченные детали надо заменить.
— Если будильник спешит, причиной может быть слишком сильная пружина хода. В таком случае во время хода часов слышится характерный пристук.
Пружину надо заменить.
— Если за каждый час будильник спешит на несколько минут, значит, спираль баланса захлестнулась за близлежащие детали (в этом случае ее надо осторожно снять и установить на место) или же сама спираль слиплась из-за попадания смазки (промойте спираль).
— Если будильник отстает, надо проверить пружину хода. Она может быть смята, растянута из-за долгого использования (в этом случае — замените) или просто плохо смазана. Если с пружиной все в порядке, надо проверить баланс. Его спираль может быть неправильно установлена, в механизм могла попасть пыль и загрязнить баланс, наконец, может отсутствовать смазка (или наоборот — смазки слишком много и она загустела).
— Если будильник останавливается через некоторое время после завода, прежде всего следует проверить, не попала ли в колесную систему пыль или грязь; затем осмотреть винты, так как они могут отворачиваться или ломаться. Далее — проверить, нормально ли сидят колеса системы на своей оси и не покрыты ли они коррозией (если коррозия сильная, колеса необходимо заменить).
- износ зубьев анкерного колеса, которое в таком случае придется заменить;
- нарушение зацепления в колесной системе;
- сломанные или погнутые зубья барабана (тогда придется менять не только барабан, но и заводную пружину);
- сломанная пружина хода.
— Если пружина хода заводится до бесконечности, причиной может быть либо поломка пружины, которую следует заменить, либо то, что пружина отцепилась от крючка вала барабана. В этом случае надо закрепить внутренний виток пружины.
— Если пружина сигнала не держится в заведенном состоянии, следует проверить собачку сигнала; ее пружина может быть сломана или у нее откручен винт.
— Если пружина сигнала заводится до бесконечности, причины те же, что и при бесконечном заводе пружины хода.
Источник
Часы будильник сломался или сломались
Неисправности и дефекты будильников
Наиболее часто встречающиеся дефекты и неисправности будильников приведены в табл. 6 (см. также неисправности, относящиеся к стенным часам).
Таблица 6
Причины неисправностей и дефектов будильников
1. Неисправности узла баланса (ось, волосок, центровые винты), вызывающие ненормальный ход или его остановку; ход возможен только в горизонтальном или боковом положениях.
A. Концы оси баланса сработались и имеют неправильную форму (не удерживается масло), что создает трение, превосходящее силу пружины. Это вызвано слабой закалкой концов оси или плохим качеством материала, из которого она сделана, или загрязнением центровых винтов. Б. Не соблюдено правильное взаимное положение острия оси и центрового винта: острие оси должно находиться в вершине углубления центрового винта (рис. 68) и касаться его только в одной точке. Если острие оси находится на конусной части углубления центрового винта, оно вызывает появление зазубрин, шероховатостей, тормозящих работу хода и вызывающих остановку часов. Дефектом являются также перекошенные центровые винты, неправильная форма кончиков -осей или углубления центрового винта, ось неправильно установлена и зажата центровыми винтами. B. Волосок поврежден, во время хода витки его соприкасаются между собой. | A. Концы оси баланса должны иметь правильную форму заточки (радиус закругления острия должен быть в пределах 0,015—0.03 мм), которая обеспечивает задержание масла в центровых винтах для уменьшения трения. Затачивают концы камнем. После заточки концы тщательно полируют; для изготовления новой оси баланса применяют сталь «серебрянку» У10А диаметром 1,8 мм, длиной 22 мм. Длина готовой оси баланса 21 мм. Б. Отделку центрового винта производят внимательно; учитывая то, что стальная ось баланса работает в стальном центровом винте, благодаря чему создается большое трение между этими деталями, особенно тщательно отделывают конусное углубление, в котором вращаются кончики оси. В центровом винте не должно быть никаких трещин, выбоин, шероховатостей, вызывающих быстрый износ оси. Центровой винт надо хорошо термически обработать и тщательно отполировать, чтобы он быстро не изнашивался. При полировке винт закрепляют в параллельные тиски; конусное углубление полируют деревянной палочкой (укрепленной в ручных тисках), крокусом или на токарном станке. B. Волосок должен иметь необходимую упругость и правильную спиральную форму. Его витки не должны соприкасаться между собой (при любых размахах баланса) и должны лежать в одной плоскости. Волосок выправляется следующим образом: начиная от места повреждения, волосок выправляют в прямую линию, постепенно придавая ему правильную спиральную форму. Правила подбора нового волоска те же, что для карманных и наручных часов. Размеры волоска: расстояние между витками — шаг 0,75—0,85 мм; полное число витков 8—9, длина волоска (в развернутом виде) 350 мм; ширина 0,4 мм, толщина 0,13 мм. Неуравновешенность баланса обнаруживают установкой его в центровых винтах или в спицах токарного станка |
Рис. 68. А — центровой винт; Б — смазка оси баланса; 1 — ось; 2 — масло в центровом винте; 3—центровой винт
Г, Не уравновешен обод баланса. | Г. Уравновешивают баланс, высверливая в точке перевеса необходимое количество (несквозных) отверстий. |
Д. Неправильный размер баланса. | Д. Нормальный ход должен обеспечить амплитуду колебания баланса будильника, равную 270°. Если амплитуда больше, значит пружина хода слишком сильна и ее надо заменить; амплитуда значительно меньше 270° указывает на неисправности механизма. |
Е. Погнут или поломан эллипс баланса. | Е. Эллипс должен быть надежно укреплен, вертикален, хорошо закален, тщательно отполирован. |
2. Остановка или ненормальный ход — неисправность узла спуска (анкерное колесо и вилка)
А. Сломались штифты вилки; на штифтах появились канавки в месте соприкосновения с зубьями анкерного колеса в результате плохой смазки или плохой термической обработки штифтов. |
Б. Неровности, шероховатости на зубьях анкерного, колеса, поломаны или повреждены его зубья, повреждены или поломаны рожки вилки. | Б. Поврежденный зуб осторожно и аккуратно выправляет или ставят новый. Все зубья анкерного колеса, обод колеса, а также рожки вилки тщательно полируют. Вилка должна иметь такую длину, форму и занимать такое положение, чтобы ее рожки во время свободного колебания баланса не касались оси баланса. Рожки вилки должны проходить свободно и точно по середине (по вертикали) паза оси баланса, не касаясь его боков. Длину вилки можно изменить, изгибая ее в месте выгиба. |
3. Остановка хода — неисправности колесной системы
А. Поломка или погнугость зубьев колес. | A. Погнутый зуб выправляют отверткой или плоскогубцами с длинными губками и зачищают бархатным напильником. При поломке ставят новый зуб. |
Б. Погнутость или поломка концов осей колес. | Б. Погнутый конец оси выправляют плоскогубцами, тщательно полируют или вставляют новые концы осей. |
В. Недостаточность продольного зазора в одном из колес или отсутствие зазора в каком-нибудь гнезде платины. | B. Во время сборки механизма проверяют и устанавливают нормальный продольный зазор. При отсутствии зазора в гнезде его развертывают до нужного размера и тщательно полируют. |
Г. Погнуты или поломаны штифты цевочных трибов. | Г. Погнутые или поломанные штифты трибов, если их невозможно выправить, заменяют новыми. Штифты изготовляют из стальной проволоки У10А диаметром 0,9 мм, длиной 6—7 мм. Штифты полируют. Штифты цевочных трибов должны вращаться в своих гнездах, чтобы уменьшить силу трения зацепления. |
Д. Отсутствие продольного зазора в среднем колесе; минутник слишком низко насажен на ось и касается передней платины. | Д. При отсутствии продольного зазора в среднем колесе минутник передвигают вверх по оси колеса. Колесо должно иметь продольный зазор 0,5—0,55 мм. |
Е. Разработались гнезда в платине, где помещаются концы осей колес (чаще всего гнезда узла заводного, секундного, анкерного колес и оси вилки). | Е. Гнезда, сработанные на незначительную величину, стягивают до нужного размера пуансоном с последующей полировкой гнезда. В сильно разработанное гнездо вставляют футор. Для этого через центр гнезда проводят две перпендикулярные линии. Гнездо увеличивают примерно в. два раза сверлом или разверткой с зенковкой с обеих сторон платины. В увеличенное гнездо заклепывают соответствующего диаметра латунный футер из проволоки (или выточенный на токарном станке). При помощи нанесенных предварительно двух перпендикулярных линий находят центр и высверливают отверстие под гнездо. Отверстие должно быть немного меньше размера гнезда. Окончательный его размер устанавливается развеотыванием. С наружной стороны платины делают зенковку для масла (воронку). |
Ж. Загрязнение деталей будильника, сгустилось масло. | Ж. Чистка деталей |
4. Часы идут, стрелки стоят неподвижно
Ослабла трехлапчатая пружина: погнут штифт или сдвинулась муфта, прижимающие трехлапчатую пружину к ободу среднего колеса; минутник провертывается на оси среднего колеса. | В будильнике среднее колесо (см. рис. 64, Г) устроено так, что перевод стрелок от руки происходит при одновременном повороте оси среднего колеса и минутнц-ка (обод колеса в это время продолжает независимо вращаться). Во время хода обод колеса соединяется с осью трехлап-чатой пружины. Ось среднего колеса передает движение минутнику и дальше стрелочному механизму. При неисправности этого устройства выгибают пружину в нужном направлении: выправляют штифт или сдвигают .муфту. Минутник должен быть туго насажен на ось среднего колеса. |
5. Остановка хода часов из-за неисправности заводной пружины
Лопнула пружина хода, внутренний замок ее соскакивает с крючка вала узла заводного колеса. | Лопнувшую дружину надо заменить новой Если она лопнула. у замков или близко к ним и нет новой пружины допустимо изготовление новых замков. Внутренний замок изготовляют следующим образом: внутренний конец пружи- ны длиной 30—45 мм отжигают докрасна, соблюдая равномерный переход отожженной части в закаленную. На расстоянии 5—8 мм от края высверливают отверстие нужного диаметра, которое затем обрабатывают напильником. Спиральную форму придают выгибанием конца пружины круглогубцами (первый внутренний виток), лопнувшую посередине пружину склепывать не рекомендуется (она снова лопнет через незначительное время). Для изготовления внешнего замка пружину отжиггют на 10—G0 мм; отверстие сверлят на расстоянии 4 мм от конца. |
1 Длина пружины хода (в развернутом виде) 1200 мм; ширине 7,5 мм; толщина 0,33 мм; пружина боя имеет длину (в развернутом виде) 550 мм; ширину 5 мм; толщину 0,25 мм.
Источник
Самостоятельный ремонт часов
17 марта 2008 г.
Автор: Г. Солнцев
Ремонт будильника |
Разборка будильника
Процесс разборки будильника немного отличается от разборки наручных часов, поэтому он рассматривается отдельно. Детали устройства механического будильника — на рис. 1.
Рис. 1. Кинематическая схема будильника:
1 — узел баланса; | 8 — пружина запора сигнала; |
2 — вилка анкерная; | 9 — скоба с валом и молоточком; |
3 — колесо анкерное с трибом; | 10 — колесо храповое сигнальное с трибом; |
4 — колесо секундное с трибом; | 11 — барабан сигнала с валом и пружиной; |
5 — колесо сигнальное; | 12 — колесо центральное с трибом; |
б — колесо часовое; | 13 — колесо промежуточное с трибом |
7 — барабан хода с валом и пружиной; |
Движение передается от барабана (7) на центральный триб с центральным колесом (12). С центрального колеса вращение передается на триб промежуточного колеса (13), затем — на секундное колесо (4) и на анкерное колесо (3). Анкерное колесо через анкерную вилку (2) передает импульс движения на балансовый регулятор.
Механизм сигнала работает следующим образом: движение передается от барабана (11) на триб сигнального колеса (10). Колесо приводит в движение спусковую скобу с валом и молоточком (9). Вся эта система представляет собой спусковой регулятор.
Сигнал действует через специальную пружину (8), которая давит на часовое колесо (6), прижимая его к сигнальному колесу (5). Когда выступ на часовом колесе совпадает с выступом на втулке часового колеса, механизм сигнала приходит в движение.
При разборке будильника в первую очередь надо отвернуть и снять заводные ключи хода и сигнала, затем снять кнопки перевода стрелок. Отвернуть три винта крепления крышки корпуса, снять их. Вынуть кнопку запора сигнала, после чего отвернуть втулку, в которой она находилась, и снять втулку с корпуса. Вынуть механизм из корпуса. Снять минутную и часовую стрелки. Положить механизм циферблатной стороной вниз. Отвернуть три винта крепления подциферблатника и снять его вместе с сигнальным колесом и сигнальной стрелкой. Перевернуть механизм циферблатной стороной вверх для того, чтобы разобрать механизм перевода стрелок.
Основные неисправности механизма будильников и методы их устранения
Неисправность | Метод устранения |
---|---|
Минутная стрелка соскочила с вала центрального колеса | Замените ее |
Заводной ключ касается окружающих деталей | Замените его |
Стрелки трутся о циферблат | Установите их так, чтобы они были параллельны друг другу. |
Заводная пружина не держится в заведенном состоянии | Надо до упора завернуть винт пружины собачки или заменить пружину, если она сломана. |
Будильник вообще не заводится | Надо проверить следующие детали: вал барабана, на котором может быть сорвана резьба; заводное колесо, на валу которого также может быть сорвана резьба. Испорченные детали надо заменить. |
Будильник спешит | Причиной может быть слишком сильная пружина хода. В таком случае во время хода часов слышится характерный пристук. Пружину надо заменить. |
За каждый час будильник спешит на несколько минут | Значит, спираль баланса захлестнулась за близлежащие детали (в этом случае ее надо осторожно снять и установить на место) или же сама спираль слиплась из-за попадания смазки (промойте спираль). |
Будильник отстает | Надо проверить пружину хода. Она может быть смята, растянута из-за долгого использования (в этом случае—замените) или просто плохо смазана. Если с пружиной все в порядке, надо проверить баланс. Его спираль может быть неправильно установлена, в механизм могла попасть пыль и загрязнить баланс, наконец, может отсутствовать смазка (или наоборот — смазки слишком много и она загустела). |
Будильник останавливается через некоторое время после завода | Прежде всего следует проверить, не попала ли в колесную систему пыль или грязь; затем осмотреть винты, так как они могут отворачиваться или ломаться. Далее — проверить, нормально ли сидят колеса системы на своей оси и не покрыты ли они коррозией (если коррозия сильная, колеса необходимо заменить). Другие причины: износ зубьев анкерного колеса, которое в таком случае придется заменить; нарушение зацепления в колесной системе; сломанные или погнутые зубья барабана (тогда придется менять не только барабан, но и заводную пружину); сломанная пружина хода. |
Пружина хода заводится до бесконечности | Причиной может быть либо поломка пружины, которую следует заменить, либо то, что пружина отцепилась от крючка вала барабана. В этом случае надо закрепить внутренний виток пружины. |
Пружина сигнала не держится в заведенном состоянии | Следует проверить собачку сигнала; ее пружина может быть сломана или у нее откручен винт |
Пружина сигнала заводится до бесконечности | Причины те же, что и при бесконечном заводе пружины хода. |
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008
Источник