Теплосчётчик сломан, не установлен, с сорванной пломбой. Что делать?
Вместе с юристами отвечаем на каверзные вопросы наших читателей про установку, ремонт и ввод к эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепла.
– Я живу в полуособняке, за центральное отопление платил большую сумму. Решил поставить счётчик на отопление, сказали, что он окупится. Но потом оказалось, что я плачу больше, чем раньше. Обращался в наш «Энергосбыт», но мне ничем не смогли помочь. Как быть?
Если полуоособняк представляет собой разделённый на жилые зоны многоквартирный дом, переплата после установки счётчика могла появиться по той причине, что ваши соседи могли не установить аналогичные индивидуальные приборы. В этом случае управляющая компания продолжит начислять плату за тепло по нормативу или по показаниям общедомового прибора учёта.
В случае, если индивидуальные счётчики во всех помещениях уже установлены , а плата всё равно слишком высока, то проблема может быть в том, что счётчик неправильно установлен, подключен или настроен. Тогда оплата опять же идёт по нормативу, а не по факту. Чтобы счётчик проверили, нужно обратиться в управляющую компанию, если она есть, или в ресурсоснабжающую организацию.
– В нашем доме сломан ОДПУ тепла. Платим за отопление очень много, хоть батареи просто тёпленькие. УК отвечает, что приняла дом без счётчика, а на наш дом, оказывается, все документы потеряны. Что нам делать? Куда обратиться? Нам говорят, что мы сами должны оплатить установку и стоимость прибора.
Общедомовой прибор учёта является частью общедомового имущества. Согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления многоквартирным домом. Как правило, самими собственниками по договору с управляющей компанией, либо ТСЖ. То есть в вашем случае ремонт должна произвести управляющая компания. Для этого ей необходимо обратиться в ту же компанию, которая устанавливала счётчик.
Если общедомовой прибор учёта вышел из строя, УК должна его отремонтировать сразу после того, как выявлена неисправность. Для этого «управляйка» обращается в ресурсоснабжающую организацию и в течение 10 рабочих дней после получения заявки обеспечивает ей доступ к месту установки общедомового прибора учёта. Расходы, согласно федеральному закону «Об энергосбережении», действительно должны оплатить собственники помещений. Если УК отказывается заниматься этой работой, просите письменное обоснование и направляйте его вместе с жалобой на действия УК в Госжилинспекцию.
– У нас в доме стоит общедомовой счётчик на тепло. Но УК насчитывает нам плату за отопление по нормативу. Объясняют тем, что у нас со счётчика сорвана пломба, поэтому плата осуществляется по нормативу. Обвиняют, что мы, жильцы, намеренно сорвали пломбу. Что нам делать, чтобы снова начать платить по счётчику, не говорят. Их устраивает начислять нам плату по нормативу. Что нам делать?
Срыв пломбы, даже если это произошло случайно, является вмешательством в работу прибора. В вашем случае неизвестно, кто сорвал пломбу. По законодательству УК сама должна принимать меры для того, чтобы у граждан не было доступа в помещение, где находится прибор учёта, например, ставить замки на двери. Вина граждан тут маловероятна.
В любом случае если в УК знают о том, что пломба сорвана, у неё должен быть составлен акт об этом. Если он отсутствует, нужно обязать УК составить его. Также нужно обратиться в управляющую компанию с просьбой опломбировать счётчик. Повторная опломбировка производится за счёт собственников. Если поступит письменный отказ о составлении акта о срыве пломбы и проведении работ по опломбированию, обратитесь в Госжилинспекцию с письменной жалобой на бездействие вашей «управляйки» и копией ответа от неё. Госжилинспекция обяжет УК провести соответствующие работы или выпишет штраф.
– В начале 2017 года на общем собрании собственников было принято решение об установке общедомового прибора учёта тепла. Подписали протокол. Однако стоимость счётчика и его установки, кто будет устанавливать и обслуживать счётчик, неизвестно. Проектно-сметную документацию никто из собственников в глаза не видел, до жильцов данная информация не была доведена. Тем не менее, с января 2017 года в квитанциях появилась новая строка «Дополнительные услуги» с суммой 195 рублей. Как выяснилось, это плата за счётчик, который сначала обещали установить через 6 месяцев после сбора средств, потом в сентябре и так далее, но до сих пор счётчика нет, а деньги продолжают собирать в квитанциях за дополнительные услуги. Законно ли поступает наша управляющая компания?
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ, расходы по установке ОДПУ несут собственники. Оплачивать можно тремя способами: единоразово в размере 100% до или после установки счётчика, в рассрочку на пять лет (в этом случае доля собственника выставляется в квитанции, рассрочка длится до пяти лет), на средства управляющей компании, выделенные на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Порядок оплаты определяют собственники на том же собрании, на котором принимается решение об установке ОДПУ. Раз оно уже состоялось, это решение должно быть зафиксировано в протоколе. Изучить его можно в управляющей компании.
Однако закон не запрещает и такой вариант, когда УК сначала собирает деньги на счётчик, а затем, когда нужная сумма накоплена, устанавливает его. Хотя такой подход практикуется редко. Стоит отметить, что установка счётчика — дело затратное. Такие работы стоят около 100 — 200 тысяч рублей в зависимости от технических характеристик. Если не все жильцы исправно платят за коммуналку, сбор средств может затянуться. Чтобы узнать, собрана ли нужная сумма, нужно обратиться в УК с письменным или электронным запросом. Право получить такие сведения у вас есть по закону. Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг. Образец заявления можно посмотреть здесь. Если УК не отвечает на ваши письма, жалуйтесь в надзорные органы, например, прокуратуру. В этом случае компанию накажут административным штрафом.
– В многоквартирном доме установлен общедомовой счётчик, в квартирах также установлены индивидуальные счётчики учёта тепла. С этого года ТСЖ включило в квитанции оплату за тепло не по индивидуальным квартирным счётчикам, а по общедомовым, объясняя тем, что в доме не в каждой квартире стоят счётчики. Правомерно ли это?
Правомерно. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2017 года №232, если дом оборудован ОДПУ, но индивидуальные счётчики есть не во всех квартирах, жильцы, действительно, платят за тепло по показаниям общедомового прибора учёта. По индивидуальным счётчикам плату будут начислять в том случае, когда индивидуальные приборы появятся во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
Источник
Что делать если прибор учета вышел из строя
В данной статье разберем случаи что делать если прибор учета вышел из строя по причине поломки или севшей батарейки, и что в таком случае делать собственнику.
Пунктом 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354), установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
По мнению автора в случае выхода из строя элемента питания и соответственно прекращения отображения показаний, прибор нужно признавать вышедшим из строя.
Но есть и случаи, когда это не так явно проявляется, как яркий пример — это прибор учета электроэнергии. Он же питается от сети, а батарейка служит только в период отключения электроэнергии в целях сохранения данных о календарной дате и времени. В случае, когда батарейка в приборе учета села и происходят отключения электроэнергии, то со временем прибор станет показывать дату и время с погрешностью. При действии одного тарифа, такая неисправность в принципе не может повлиять на расчет платы за потребленную электроэнергию. Но совсем другая ситуация возникает при применении в расчетах двухзонного тарифа – день/ночь. При погрешности даты и времени прибор учета, также с погрешностью будет показывать потребление электроэнергии в установленных регулятором зонах. А это, по мнению автора,уже подлежит регулированию подпунктом «г» пункта 81.12 Правил № 354.
Итак, прибор вышел из строя… Что делать дальше собственнику? Менять батарейку самому? Или Исполнитель коммунальной услуги может это сделать?
А здесь обращаем внимание на положения пункта 81.10 Правил № 354: эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Что такое техническая документация? Не знаю никакой иной технической документации на индивидуальные приборы учета кроме как паспорт на прибор учета, и производители еще утверждают руководство по эксплуатации приборов учета.
Открываем и смотрим техническую документацию. Например, на квартирный теплосчетчик достаточно распространенной марки, где черным по белому в руководстве по эксплуатации написано: Ремонт теплосчетчика и замена элемента питания производится только на предприятии-изготовителе или в сертифицированных сервисных центрах. И так делает абсолютное большинство производителей.
А зачем производитель загоняет потребителя в сервис-центры?
В основном обоснование следующее:
замена элемента питания требует вскрытия корпуса прибора учета;
в некоторых случаях установлены специализированные элементы питания, которые отсутствуют в свободной продаже и при установке, в том числе требуется дополнительная пропайка контактов и т.д.;
в большинстве случаев после замены элемента питания требуется колибровка прибора учета для установки точной даты и времени.
ну и конечно привязка потребителя к собственному сервису и дополнительный заработок.
Выходит на месте установки прибора учета элемент питания не поменять…
Соответственно, в силу пункта 81.13 Правил № 354 Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан:
незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности);
обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности);
в случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Хорошо если сервисный центр расположен где-то в городе потребителя или недалеко, тогда можно еще успеть за 30 дней. А если не успел? Остается расчет по нормативу? К тому же допустим мне в ближайшем сервисном центре была озвучена стоимость замены батарейки в размере 800 рублей в индивидуальном приборе учета тепловой энергии.
Может поэтому потребителям проще менять приборы учета, если конечно разница между ремонтом и стоимостью нового не является слишком большой. Но как-то слишком много проблем из-за небольшой батарейки.
А что если поменять батарейку самому или где-нибудь у знакомого технаря? Опять смотрим руководство по эксплуатации, где указано, что при отправке теплосчетчика в ремонт вместе с прибором должны быть отправлены:
рекламационный акт с описанием характера неисправности и ее проявлениях;
паспорт прибора учета.
С рекламацией в принципе все ясно, а паспорт теплосчетчика направляется в целях внесения соответствующих отметок о ремонте.
И при вводе в эксплуатацию прибора учета после ремонта Исполнитель может увидеть, какие именно манипуляции совершались с прибором учета. И если соответствующих отметок нет, то можно сделать вывод о нарушении потребителем пункта 81.10 Правил № 354 и соответственно недопуска Исполнителем прибора учета в эксплуатацию.
Также интересен вопрос для Исполнителя коммунальной услуги вопрос: а является ли пломбировка после установки прибора учета после ремонта платной услугой или нет?
Смотрим пункт 81.14 Правил № 354: ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Исходя из буквального толкования указанного пункта законодатель нам специально выделил бесплатную опломбировку только после первичной установки и после проведения процедуры поверки. Следовательно, после ремонта Исполнитель вправе взымать с потребителя плату за повторную опломбировку прибора учета. Но это частное мнение автора, которое может не совпадать с позицией контролирующих и надзорных органов.
Источник
Что делать если сломался тепловой счетчик
alxtskv пишет: А в чем интерес УК?
Денег за отопление недоначислит?
Прекрасно доначислит — всем жильцам — через общедомовые расходы на отопление.
Испортит свою репутацию перед отдельным жильцом тем,
что её не особо заботит состояние общего имущества собственников?
Да кто такой этот отдельный жилец при наличии в доме
в товарных количествах жильцов типа Зоркого ФСО?
Чем это грозит УК?
А менять этот счетчик надо либо за счет РКС, пока он на гарантии
(но на это УК от этой самой РКС вряд-ли пойдет, как и в случае с кровлей в 11-м литере)
либо за счет средств на содержание общего имущества,
т.к. счетчик находится вне жилого помещения.
Может вы приведете более конкретные аргументы? может ссылку на законодательство или нормативные акты.
Со своей стороны могу только предложить этот вариант:
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования
2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
- alxtskv
—>
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1189
- Спасибо получено: 463
Решил, на всякий случай, перепроверить своё мнение.
Оказалось не всё так просто.
Несмотря на то, что по договору ДДУ теплосчётчики в собственность покупателей квартир РКС не передавала, в состав общего имущества они наверняка не включены,
т.к. в ЖК (ст.36) есть уточнение — в состав общего имущества входит оборудование, обслуживающее более одной квартиры.
Индивидуальные приборы учёта под это определение не попадают.
Но это ещё не всё.
Есть закон 261-ФЗ от 23.11.09 Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Этот закон возлагает обязанности оснащения квартир индивидуальными приборами учета на собственников этих квартир (ст.13 п.5).
И есть правила предоставления коммунальных услуг , регулирующие все аспекты взаимоотношений УК и собственников квартир в доме, которым эта УК управляет.
В этих правилах также есть положения по приборам учета.
П.81 прямо указывает, что все действия по оснащению, вводу в эксплуатацию, надлежащей тех.эксплуатации, сохранности и своевременной замены должны быть обеспечены собственником помещения.
И только одно действие — ввод в эксплуатацию — вменяется в обязанность УК по заявке собственника, предварительно обеспечившего замену счетчика.
В итоге имеем:
Индивидуальные приборы учета — это забота исключительно собственников квартир.
УК не несет никаких затрат на их эксплуатацию, ремонт, замену, поверки и пр.
Эту заботу можно переложить на УК только по договору управления, в разработке которого собственники квартир ЖК Возрождения участия наверняка не принимали, а значит УК вряд ли добровольно взяла на себя решение таких проблем.
Так что для Алекса (и для любого из нас в будущем) лучшим вариантом будет побыстрее обратиться в УК с заявлением на замену счетчика за свой счет, если, конечно, у него нет способа добиться более-менее оперативной замены счетчика РКС по гарантии.
В противном случае — начисление платы за отопление по нормативу с повышающими коэффициентами, призванными «принуждать собственника к желанию платить по исправному счетчику».
Можно, конечно, задуматься и о содержании договора управления, на основании которого действует УК, но тут нужно желание большинства собственников, а с этим большие проблемы в наших домах.
Glyuk пишет: Со своей стороны могу только предложить этот вариант:
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 543
.
Т.е. это головная боль УК. пускай либо сами меняют, либо урегулируют этот вопрос с поставщиком услуг.
Там во всех статьях главы про энергоснабжение оговорки про применимость в случае отсутствия иных законов или правовых актов.
В нашем случае как раз имеется такой правовой акт — Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 О правилах предоставления коммунальных услуг .
см. комментарий к ст.548 ГК
А договор управления, который регулирует наши взаимоотношения с УК и за который, как утверждается в сканах протоколов общих собраний, выложенных УК на своем сайте проголосовало порядка 2/3 собственников в домах скрыт от глаз подальше.
По крайней мере на сайте УК его текст отсутствует.
Так что оснований возлагать на УК проблемы (включая оплату) замены счетчиков нет.
Честно говоря я вообще сомневаюсь, что договор управления кто-нибудь прочитал до голосования (или даже после него).
Не говоря уже о том, что кто-нибудь его лично подписал.
Источник