Что означает пословица кто не работает тот не ест

Кто не работает, тот не ест?

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Знаменитая фраза «кто не работает, то не ест», широко употреблялась в советское время, как в официальной литературе и политике, так и в народе. Ничего странного в этом нет: ведь она сама по себе обладала убедительностью и некоей моральной очевидностью. Это был один из нравственных ресурсов, которые использовал коммунистический строй и коммунистическая идеология. Например, так звучал второй принцип из тоже знаменитого Морального кодекса строителя коммунизма, включенного в Третью Программу КПСС (1961): «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест».

А еще раньше этот афоризм даже вошел в текст первой советской (сталинской) конституции 1936 года. Вот какой была ее 12-я статья:

«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

Однако тут нужно сделать важное пояснение: этот принцип был позаимствован коммунистами и социалистами из Нового завета, из слов апостола Павла: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Или, в подлиннике: Εἴ τις οὐ θέλει ἐργάζεσθαι, μηδὲ ἐσθιέτω.

Во втором послании к христианской общине Фессалоник (сейчас это греческий город Салоники) апостол, в частности, увещевает христиан держаться в стороне от тех, кто поступает «бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас» (Фес 3:6). И он приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук:

«Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то предписывали вам: если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 7:10).

Видимо, в фессалоникийской общине много было тех, кто, по словам апостола, не делал никакой работы, но много суетился. Их он и увещевает, чтобы они, «работая в тишине, ели хлеб свой» (2 Фес 3:12).

Читайте также:  Как правильно настроить магнитолу по частотами

Казалось бы, сама по себе разница в смысле между фразой «если кто не хочет работать, тот пусть и не ест», и фразой «кто не работает, тот не ест» очень незначительна, что в принципе они имеют в виду одно и то же. Однако это не так. Неслучайно из коммунистического афоризма выпало слово «не хочет». И то, что подразумевается апостолом Павлом, все же сильно отличается от того, что хотел сказать в своей статье «О голоде» (1918) В. И. Ленин, где эта фраза и была в Советской России употреблена впервые, и оттуда введена в широкий оборот в советское время.

Это был май 1918 года, шла гражданская война. В Питере, Москве и неземледельческих губерниях свирепствовал голод. Особенно от него страдали городские жители. И Ленин, разбирая главный вопрос – вопрос о хлебе, говорит, что в то время как голодают рабочие, рядом мы видим разгул спекуляции хлебом, который устроили буржуазия и «нетрудовое крестьянство», кулаки. Он, по сути, задает в статье некую рамку координат, как коммунисты должны относиться к этой проблеме, что и в каких терминах по этому поводу думать и делать. Он утверждает, что происходит разрушение государственной монополии на торговлю хлебом «взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: “кто не работает, тот да не ест”. “Кто не работает, тот да не ест” – это понятно всякому трудящемуся. С этим согласны все рабочие, все беднейшие и даже средние крестьяне, все, кто видал в жизни нужду, все, кто жил когда-либо своим заработком… В этой простой, простейшей и очевиднейшей истине — основа социализма, неискоренимый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы».

Поэтому Ленин требует безусловной хлебной государственной монополии, полного запрета на торговлю хлебом частными лицами, а также самого строгого государственного учета и контроля в деле изъятия «излишков хлеба» у крестьян и его последующего распределения. Эту задачу он называет уже даже не революционной, а подлинно коммунистической, а ее решение – главным преддверием социализма.

И тут можно увидеть огромную разницу в евангельском подходе и ленинском. У коммунистов фраза апостола Павла стала обезличенным, категоричным требованием, которое не берет во внимание внутреннее расположение человека, хочет он работать или нет, и даже, парадоксальным образом, работает он или нет. Это за меня будет решать другой – государственный чиновник и государственное законодательство. Дело в том, что теперь само государство, превратившееся в единственного работодателя, определяет, кого можно считать работающим человеком, а кого — нет, что является общественно полезным, а что таковым не является. То есть, лишь тот, кого государство утвердит в качестве трудовой единицы в своих штатах, тот и будет получать от него зарплату и, следовательно, есть.

У такого положения дел, кстати, есть и тот плюс, что человек гарантирован от безработицы: государство всегда готово предоставить ему работу, но – лишь согласно своему расписанию штатов и по своему усмотрению. И если ты не вписываешься в эти рамки, если ты слишком свободен, тогда тебя могут привлечь по статье за тунеядство.

Вспомните легендарную цитату из снятого в 1965 году фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать?» Помимо ее искрометного юмора, она тогда была еще и общественно актуальна. Дело в том, что в 1961 году был принят указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». В УК РСФСР была введена 209-я статья за «тунеядство», и одной из ее первых жертв стал, например, поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. С 1961 года те, кто не работал в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года.

Возвращаясь к апостолу Павлу – его слова «кто не хочет работать, да не ест», апеллируют больше к внутреннему состоянию человека. Естественно, они и не отрицают частной собственности и частной инициативы. Их невозможно использовать в качестве дубины для расправы с теми, кто выходит за рамки, определенные всемогущей государственной властью. Они призывают человека, работая в тишине или со спокойствием, есть свой хлеб. Тут труд, дело рук твоих – средство поддержания своей жизни, когда ты не хочешь паразитировать на других и жить за их счет. Так что ленинское «кто не работает, тот не ест» является на деле еще одним примером извращенного восприятия евангельских ценностей, которое отчасти характерно для коммунизма и марксизма.

О фразе «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» апостола Павла и его проповеди о Втором пришествии — в статье Романа Маханькова.

Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.

Источник

Живое Предание

«Кто не работает, тот не ест»: советская поговорка из Библии

Лингвист, администратор сообщества «Протестантская дочка».

Многие ли из вас знают, что известная поговорка «Кто не работает, тот не ест» взята из Второго послания Фессалоникийцам? Дословно: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), — эти слова давно уже обросли всевозможными народными толкованиями. Мы хотим познакомить вас с онлайн-подкастами американского православного священника Стивена Янга, в которых он комментирует трудные отрывки из Писания.

Ведет передачу журналист Тим Венгер:

Обычно слова «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» приводят как библейское обоснование того, почему не стоит давать милостыню малоимущим и поощрять «безработных лентяев». Все мы много раз это слышали. Но были ли действительно эти слова адресованы бедным?

Отец Стивен Янг:

Действительно, ведь даже святой Иоанн Златоуст с большим подозрением относился к состоятельным людям, которые разбогатели, не работая своими руками. К спекулянтам, не побоюсь этого слова. Может быть, это покажется вам неубедительным, но Иоанн Златоуст опирается на слова апостола Павла, который акцентирует, что обеспечивать себя нужно именно честным трудом.

«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян 18:1–4).

Апостол Павел встречает Прискиллу и Акилу, и они, чтобы обеспечить себя и свою миссию, продолжают шить палатки, как они и делали это в Коринфе. Павел будет подчеркивать это в своих посланиях: он никогда не брал денег взамен на проповедь Евангелия. Он никогда не появлялся в городе и не заявлял: «Теперь, когда я донес вам Благую Весть, кто хочет дать мне денег на мои нужды?». Павел боялся дать даже малейший повод думать, что он проповедует ради заработка. Он хотел, чтобы на это не было никакого намека — и он этого добился.

Апостол Павел собирал пожертвования, но собирал их строго для Церкви в Иерусалиме, которую составляли в большинстве своем иудейские бедняки, крестьяне. Крупные суммы апостол собирал в новообразованных общинах бывших язычников, среди которых было очень много обеспеченных людей, и эти деньги возвращались к беднякам. Павел не покупал себе личных самолетов или что-нибудь еще, как делают некоторые современные «евангелисты».

«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». Всю неделю, как только приезжал в Коринф, Павел занимался трудом, чтобы иметь средства на обеспечение себя и миссии — а проповедническая деятельность оставалась лишь на субботу. И только в воскресенье Павел встречается с христианами, чтобы принять причастие.

Здесь хочу отметить один момент: «тот, кто не работает, тот да не ест» можно понять только лишь в контексте честного труда Павла. Но есть еще один контекст — причастие.

Апостол Павел упоминает, что в субботу люди приходили в синагогу и слушали Писания — и это была первая часть литургии. Второй же частью литургии было причастие в воскресенье, которое сопровождалось совместной трапезой общины. Трапеза эта называлась «трапезой любви», и это был полноценный обед, подобный обедам, которые Христос устраивал для Своих учеников. В конце такой трапезы обычно и следовало причастие. Некоторые люди, однако, имели обыкновение приходить пораньше на эту трапезу и съедать всю еду, так, что другим не оставалось. Павел же обращал особое внимание на то, что эти люди приходили раньше, потому что не работали. И уж конечно, не потому, что «были ленивыми и поэтому безработными». Они были просто-напросто достаточно обеспеченными, чтобы не трудиться по воскресеньям. Вот так и получалось, что те, кто имел достаточно времени, чтобы проснуться, отправиться в церковь и поесть, — участвовали в трапезе, а те, кому нужно было заниматься ежедневным трудом, — просто не успевали.

Так что интерпретировать этот стих как «бедные — просто лентяи, и помогать им не стоит» — явно неправильно. Апостол Павел повторяет, что в Римской империи были люди, которые, подобно Прискилле и Акиле, зарабатывали себе на хлеб ежедневным трудом, а были те, кто унаследовал имения от отцов и не работал. Павел предписывал таким людям раздать свои имения и жить от труда рук своих. Это и есть корни монашества — пример тому святой Антоний Великий, который раздал доставшееся ему наследство и стал жить скромной жизнью. Идея обета бедности, монашеской бедности, произошла из противопоставления праздной жизни богатых.

В современной культуре есть такая идея: поработаю несколько лет, накоплю денег, а потом буду жить у моря и ничего не делать. Это как раз то, как христианство не работает.

Для христианина не полезны праздность и достаток. Нам нужно практиковать постоянный труд и аскетизм.

Тим Венгер:

Удивительно: апостол Павел писал эти слова богатым и жадным христианам, которые могли питаться дома, а питались за счет общины, вместо того чтобы делиться с ней. Иоанн Златоуст говорит в своем Пасхальном Слове:

«Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»

Этот отрывок и о пасхальной радости, и о том, что никто не должен уйти голодным в пасхальный день. Он о второй литургии, где в равенстве все могут стать сытыми — и духовно, и физически.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Православная Жизнь

Известная фраза широко употреблялась в советское время. На самом деле выраженный ею принцип позаимствован из Нового завета, точнее — из слов апостола Павла.

Знаменитая фраза «кто не работает, тот не ест» широко употреблялась в советское время как в официальной политике, так и в народе. Например, так звучал второй принцип Морального кодекса строителя коммунизма: «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест». А еще раньше этот афоризм вошел в текст первой советской конституции 1936 года, в ее 12-ю статью: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». »

На самом деле этот принцип был позаимствован коммунистами из Нового завета, из слов апостола Павла: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Во втором послании к христианской общине Фессалоник апостол увещевает христиан держаться в стороне от тех, кто поступает бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас (Фес 3:6). Он приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук: «Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то предписывали вам: если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:7–10).

Казалось бы, разница между фразами «если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» и «кто не работает, тот не ест» очень незначительна. Однако это не так. Неслучайно из коммунистического афоризма выпало слово «не хочет». И то, что подразумевается апостолом Павлом, сильно отличается от того, что хотел сказать в своей статье «О голоде» (1918) В. И. Ленин, где эта фраза и была в советской агитации употреблена впервые.

Это был май 1918 года, шла гражданская война. Свирепствовал голод, особенно от него страдали городские жители. Ленин, разбирая главный вопрос — вопрос о хлебе, говорит, что, в то время как голодают рабочие, рядом мы видим разгул спекуляции хлебом, который устроили буржуазия и кулаки. Он утверждает, что происходит разрушение государственной монополии на торговлю хлебом, и это «губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест». «Кто не работает, тот да не ест» — это понятно всякому трудящемуся. » Ленин требует запрета на частную торговлю хлебом, а также самого строгого государственного учета и контроля при изъятии «излишков хлеба» у крестьян. Эту задачу он даже называет подлинно коммунистической, а ее решение — преддверием социализма.

И тут можно увидеть огромную разницу в евангельском подходе и ленинском. У коммунистов фраза апостола Павла стала обезличенным, категоричным требованием, которое не берет во внимание внутреннее расположение человека, хочет он работать или нет, и даже, парадоксальным образом, работает он или нет. Теперь само государство, превратившееся в единственного работодателя, определяет — кого можно считать работающим человеком, а кого нет. То есть лишь те, кого государство утвердит в качестве трудовых единиц, и будут получать от него зарплату и, следовательно, есть.

Вспомните легендарную цитату из снятого в 1965 году фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать?» Помимо ее искрометного юмора, она тогда была еще и крайне актуальна. В то время в Уголовный кодекс была введена статья за «тунеядство», и одной из ее первых жертв стал поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. С 1961 года те, кто не работали в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года.

Возвращаясь к апостолу Павлу — естественно, его слова не отрицают частной собственности и частной инициативы. Их невозможно использовать в качестве дубины для расправы с теми, кто выходит за рамки, определенные государством. В данном случае труд — просто средство поддержания своей жизни, когда ты не хочешь паразитировать на других и жить за их счет. Так что ленинское «кто не работает, тот не ест» стало еще одним примером извращенного восприятия евангельских ценностей, которое было характерно для коммунизма и марксизма.

Источник

Оцените статью