Кружки для детей в Москве не будут работать до 1 ноября
Мэр Сергей Собянин заявил, что детские досуговые организации и учреждения дополнительного образования в Москве не будут работать с 19 октября по 1 ноября. Это связано с риском распространения коронавируса в столице.
«Для сокращения количества контактов учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации, находящиеся в ведении правительства Москвы, с 19 октября по 1 ноября 2020 года работать не будут», — написал мэр в своем блоге.
Также он рассказал о том, что школьники 6-11-х классов будут находиться на дистанционном обучении до начала ноября. Младшеклассники и пятиклассники же вернутся в учебные заведения 19 октября. Их транспортные карты разблокируют. Однако у остальных учебников бесплатный проезд работать не будет.
Для защиты учителей старшего возраста и тех, кто страдает от хронических заболеваний, в некоторых классах введут новый формат преподавания — тьюторство. Временно уроки будут проводить студенты и выпускники педагогических вузов. Учителя же будут им помогать в дистанционном формате. Эту группу преподавателей решено вакцинировать в первую очередь.
Собянин подчеркнул, что эти нелегкие решения власти вынуждены были принять из-за сложной эпидемической ситуации в Москве. Российская столица является лидером по числу заболеваний COVID-19 в России. Последние несколько дней суточный прирост составляет более четырех тысяч человек.
Источник
Учреждения допобразования и детские кружки не будут работать в Москве две недели
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко
С 19 октября по 1 ноября 2020 года не будут работать учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации, подведомственные правительству столицы. Об этом сообщил на своем персональном сайте мэр города Сергей Собянин.
«Для сокращения количества контактов учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации, находящиеся в ведении правительства Москвы, с 19 октября по 1 ноября 2020 года работать не будут», – говорится в сообщении.
Аналогичное решение власти столицы рекомендуют принять и негосударственным образовательным организациям.
Ранее Собянин сообщил, что с 19 октября на дистанционный формат обучения из-за коронавируса перейдут учащиеся 6–11-х классов. А ученики 1–5-х классов возвращаются в школы и возобновляют обучение в очном режиме.
Кроме того, согласно распоряжению мэра, горожане старше 65 лет и имеющие хронические заболевания должны оставаться дома. Собянин призвал горожан продержаться несколько месяцев до вакцинации, отметив, что в скором времени начнется производство массовой вакцины, которая снимет возникшие в стране проблемы.
Собянин оценил эффект от двухнедельных школьных каникул в Москве
Источник
Кружковая порука: как школы Москвы отказываются от секций
Столичные школы отказываются от кружков или переводят их в дистанционный режим. Об этом «Известиям» рассказали родители юных москвичей. Учреждения, где занятия по-прежнему проводятся в классах, порой принимают самые нетривиальные меры безопасности: разводят детей по разным кабинетам, которые по очереди обходит учитель. Занятие получается почти заочным, а изоляция при этом — весьма относительной. Сейчас секции при школах — единственная возможность очного дополнительного образования для младшеклассников, так как остальные кружки Москвы временно закрыты. Некоторые педагоги, по словам мам и пап учеников, пытаются найти помещения, чтобы проводить такие уроки, но аренда существенно повышает плату за секцию.
Кроме «меткого стрелка»
Учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации с 19 октября по 1 ноября работать не будут, написал в своем блоге в прошлую среду, 14 октября, мэр Москвы Сергей Собянин.
Однако позже заммэра Анастасия Ракова в интервью ТАСС заявила, что кружки при школах всё же сохранятся. Занятия, по ее словам, должны проводиться в рамках одной параллели.
Столичные учебные заведения новые правила трактуют по-своему. В «Известия» обратился москвич Александр Григорьев — его ребенок учится в школе № 1570 и до недавнего времени посещал дополнительные занятия по английскому языку.
— После каникул занятия разрешены только в одной параллели, но в нашей школе учеников даже из одной параллели рассаживают по разным классам. При этом перед уроком учитель обходит их и лично раздает учебные материалы, а потом их лично же собирает. После занятий все дети всё равно встречаются в одной раздевалке. Какой тогда смысл в том, чтобы их рассаживать, не очень ясно, — рассказывает он. — Сам учитель ведет занятие дистанционно, потому что находиться в разных кабинетах одновременно невозможно. Я не говорю уже о том, что мы платили за очные уроки, а в итоге получили дистанционку.
«Известия» направили запрос в школу № 1570.
Это не единственная школа Москвы, к которой у родителей возникают вопросы относительно кружков. По просьбе «Известий» Национальная родительская ассоциация провела экспресс-опрос. Большинство ответов мам и пап НРА приводит без указания номеров школ и имен, идя навстречу пожеланиям респондентов (авторская орфография и пунктуация сохранены).
— Все секции в Москве из школ поперли! Вообще непонятно что делать? Преподаватели бегают, помещения ищут! Цены за квадратные метры заоблачные, соответственно повышается стоимость кружков, — пишет в родительском чате одна из столичных мам. — То помещение, с которым удалось договориться, всех желающих не вмещает. Очень грустно, дети без любимых занятий уже полгода.
В 1–5 классах все кружки работают планово, возражает ей другая родительница:
— Дети ходят в школу и на все свои кружки. На псевдоканикулах работали все кружки онлайн, платные и бесплатные кроме «меткого стрелка» (винтовка), — уточняет она.
В начальной школе кружки отменили, рассказывает мама другого ученика:
— Не успели в октябре начать, как ушли на каникулы и снова до свидания, допобразование. Хотя я не понимаю, дети из класса перемещаются в соседний класс ограниченным составом, что изменилось?
Почему школа приняла такое решение, ответа, по ее словам, нет.
— К сожалению, вынуждена констатировать, что у нас спортивный кружок перешел в онлайн. Хорошо еще, не в бассейне занимаемся, а всего лишь карате. Но и спарринг по зуму тяжеловато организовать, — отмечает мама еще одного столичного школьника.
— У нас, слава Богу, всё есть: и спортивные, и интеллектуальные, чему я очень рада, — говорит другая мама.
Примерно половина сообщает, что дополнительного образования в школе нет совсем, а вторая — что всё стабильно работает. Золотой середины здесь нет, резюмировала итоги опроса директор по развитию НРА Марианна Шевченко.
Ставка на очный
— У нас все кружки функционируют в полном объеме. Есть родители, которые просят обучение, а соответственно, и дополнительные занятия перевести в онлайн, но таких немного: в октябре у нас вышли с каникул около 4 тыс. учеников, а заявлений на дистанционку всего четыре, — рассказала «Известиям» депутат Мосгордумы, директор школы № 2098 Надежда Перфилова.
Занятия танцевального коллектива «Северная мозаика», добавила она, по договоренности с родителями его участников переведены в онлайн.
— Когда речь идет о занятиях в рамках одной параллели, имеются ввиду только те параллели, которые сейчас занимаются в очном формате, то есть с 1 по 5 классы, — подчеркнула депутат Мосгордумы, директор школы № 1409 Ирина Ильичева.
В ее школе, заверила она, не видят никакой необходимости в отмене кружков и секций, но группы из-за ограничений собираются маленькие.
Между тем, дополнительное образование для школьников любого возраста очень важно, заявляет заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
— У нас очень хорошо развита предметная школа, дети получают достаточно глубокие знания по русскому языку, литературе, математике и так далее. Но что касается личностного роста, развития творческих способностей, реализации потенциала ребенка, соответствия его интересам, с этим как раз большие проблемы, и чаще всего это можно получить именно за счет дополнительного образования, — говорит она.
В этой области крайне важен очный формат — он развивает коммуникативные навыки, формирует командный дух. Контактность и индивидуальный подход — одно из главных преимуществ дополнительного образования, считает эксперт. «Известия» направили запрос в Департамент образования города Москвы.
Источник
Чиновники готовятся уничтожить систему дополнительного образования
Параллельно со скандальной реформой основного школьного образования, тихо и почти незаметно проходит реформа дополнительного образования, которая носит сугубо экономический характер.
Невидимая рука рынка в лице чиновников от образования проводит в жизнь законы, несовместимые или трудносовместимые с самим существованием детских кружков по интересам, спортивных секций, художественных студий и творческих мастерских, по крайней мере бесплатных и недорогих.
Например, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», одной из задач которого ставится «привлечение средств из внебюджетных источников финансирования» и при этом «максимальный учет интересов потребителей услуг».
Что это будет означать в реальности?
Согласно этому закону, все бюджетные организации будут разделены на казенные, бюджетные и автономные.
Казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя.
Бюджетное и автономное учреждения будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий. То есть плывите автономно, но зарабатывайте сами.
Предусмотрена также процедура принудительно реорганизации и даже ликвидации учреждений в случаях, «если цели их деятельности не представляются актуальными, либо сама эта деятельность не является эффективной и, соответственно, бюджетные расходы на их содержание не являются оправданными» (п.3.5.1). Причем сметное финансирование бюджетных организаций не оставляет стимулов для повышения эффективности.
Кто будет судить об актуальности и эффективности? Если начальник Департамента образования Исаак Калина – а скорее всего именно он – то бардак в образовании обеспечен. Все наиболее непопулярные решения исходят, как правило, именно от него. Например, он активно продвигал в школы тот самый учебник истории, где Сталин назван эффективным менеджером, а учителей литературы он утешал тем, что ученики больше «не будут писать сочинений, а будут только заполнять тесты».
Упомянутый закон требует введения платных услуг в библиотеках и архивах. Даже рядовые бухгалтера замечают, как последовательно и мелочно в последнее время урезаются государственные траты на социальную сферу. Того же следует ожидать и в будущем. «Внесение элементов рыночных отношений» и «развитие материальной базы за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования» (Закон № 83-ФЗ) на деле означает, что государство больше не намерено содержать большинство учреждений, в том числе образовательных, которые содержало раньше – пусть народ ищет спонсоров.
Еще более откровенно об этом говорят инновационные исследования «Совершенствование системы управления и финансирования бюджетных учреждений», финансируемые Канадским Агентством Международного Развития (CIDA): «если государство не может обеспечить бесплатное предоставление всех медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования, следует сократить эту программу до того объема, на котором она реально может быть профинансирована. Если не хватает денег для нормального финансирования школьного образования, следует сократить содержание образовательных программ и снизить требования образовательных стандартов и т.д.
Что, по-видимому, и происходит под прикрытием красивого эвфемизма «инновации». Если сокращают школьную программу из-за нехватки денег, то о дополнительном образовании и говорить нечего. Судя по размаху и упорству гонений, обрушившихся на всю тщательно выстроенную, но очень хрупкую систему уникальных творческих образовательных учреждений для детей и молодежи, судьба их уже решена.
В первую очередь об этом говорит уход директора Московского дворца детского (юношеского) творчества Д.Л.Монахова, который до сих пор сохранил 92 % кружков абсолютно бесплатными и противостоял попыткам завладеть замечательной территорией Дворца под разные нужды.
Во Дворце работает 1200 кружков и секций, в которых занимается 15000 детей. Предполагается, что после капитального ремонта (нужен ли он?) Дворец должен будет «популяризовать наиболее актуальные направления российской науки — нанотехнологии, робототехнику, генную инженерию», а также «удовлетворять высоким требованиям, которые предъявляют родители, и оказывать качественные услуги по дополнительному образованию». Услуги, как правило, оказывают небезвозмездно, а основное требование, которое предъявляют родители – оставить все как есть. С этой целью они подписывают слезные воззвания к руководству Москвы, умоляя не разрушать любимый Дворец и вернуть Монахова обратно.
Совершенно очевидно, что под благим прикрытием руководство Департамента Образования совершает уничтожение Дворца и всей уникальной системы Домов творчества для детей.
Хотя официально директор Дворца ушел «по собственному желанию», в данной ситуации очевидно, что именно его позиция по отношению к платному образованию стала причиной ухода. И это принципиальная позиция: «Сейчас образование предлагается как услуга, а это должна быть продуманная политика государства с учетом мнения общества. В противном случае мы погубим и образование, и наше будущее», — сказал Дмитрий Львович.
Дворец Пионеров на Воробьевых Горах
Дворец Детского Творчества – далеко не единственная жертва бессовестных руководителей.
Создается ощущение, что Московский департамент образования прицельно уничтожает все самое лучшее, что есть в московском образовании. Это школа «Интеллектуал», кадетские корпуса, балетные и музыкальные школы, которые не выживут в новых экономических условиях, детские кружки при Историческом музее и при Музее Декоративно-прикладного искусства и вся сеть дворцов творчества – бывших домов пионеров, — все ждут неблагоприятных изменений в финансировании или других уничтожающих реформ.
Питерский Аничков дворец творчества юных тоже подвергся реформам. Недавно президент откликнулся на тревоги граждан и заверил: «Новый образовательный стандарт еще не принят, происходит только обсуждение того, что нужно будет делать, но даже в этом образовательном стандарте нигде не говорится о том, что все факультативные предметы, возможности для творческого развития, кружки, секции или же направления творческого образования в специализированных школах будут платными. Мы таких решений не принимали и принимать не будем».
То есть платными будут не все кружки, а процентов 90 – так, наверное, можно понимать эту реплику в свете новых реформ. В то же время Сергей Миронов заявил, что культура не может жить по законам бизнеса, и объявил Федеральный закон № 83-ФЗ «приговором неимущим», который необходимо пересмотреть. Такое понимание эффективности заставляет задуматься об эффективности самих властей, вводящих подобные законы.
В комментарии ситуации порталу «Православие и мир» люди, ответственные за принятие губительного для систему дополнительного образования закона, отказали. Кто-то прямо по телефону, кто-то на совещании.
Но на интересующий на вопрос, заданный на сайте Департамента Годуновой Татьяной Владимировной, был дан следующий ответ:
Вопрос: Введение новых стандартов образования и сокращение бюджетного финансирования услуг дополнительного образования, не приведет ли это к тому, что многие дети (чьи родители не будут в состоянии оплачивать дополнительные услуги) окажутся на улице и будут предоставлены сами себе. Не приведет ли это к росту алкоголизации, наркомании и преступности среди подрастающего поколения?
Введения Федерального Государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не предусматривает сокращение бюджетного финансирования на предоставление услуг дополнительного образования детей, которые входят в основную образовательную программу образовательного учреждения и в государственный (муниципальный) заказ. ФГОС НОО регламентирует появление в образовательных учреждениях нового направления образовательной деятельности — внеурочной. Внеурочная образовательная деятельность организуется по разным направлениям по запросам учащихся и их родителей с возможностью посещения занятий любым ребенком, обучающимся в школе. Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательной программы ОУ. Она является бесплатной образовательной услугой для родителей. Для организации внеурочной деятельности привлекаются учреждения дополнительного образования и преподаватели из этих учреждений, которые могут вести занятия как на территории своего учреждения, так и на базе школы, в которой учатся дети. Это обеспечивает доступность внеурочной
деятельности для детей.
Правмир опросил представителей пострадавшей стороны:
Комментарий Тинатин Давидовны Эгнатошвили, бывшей заведующей экологическим сектором Дворца Творчества Детей (Юношества) на Воробьевых горах:
Сколько лет Вы проработали в МГДД(Ю)Т?
Я работала во Дворце 35 лет. И я горжусь профессией и Дворцом – это центральный Дворец в России и в Москве. И он действительно лучший. Из нашего Центра Экологического образования, которым я заведую уже 30 лет, вышло множество замечательных ученых, работающих ныне в области биологии, экологии, зоологии. Один наш выпускник, профессор, заведующий кафедрой кардиологии Запечников Дмитрий Александрович, говорил, что самая высокая должность его была – председатель юношеского научного общества во Дворце. Так он благодарен Дворцу! Есть другие ученые мирового масштаба – выпускники Дворца, например, Дроздов Николай Николаевич, профессор МГУ, который 35 лет бесплатно служит Дворцу и нашему Центру. Курбатова Анна Сергеевна, директор Института экологии Москвы – тоже наша выпускница.
А теперь Вы там не работаете?
Два месяца назад нас посетила комиссия во главе с руководителем Департамента образования Калиной Исааком Иосифовичем, после этого посещения появились вопросы ко мне – откуда зоомузей в кабинете прикладной зоологии? Этот зоомузей собирали поколения работников Дворца с 1962 года, ему 50 лет. Но вопрос мне был задан так, что я сочла затронутыми свое достоинство и честь, и поэтому я подала заявление об уходе.
Кабинет прикладной зоологии
Как Вы думаете, что происходит с дополнительным образованием?
Я думаю, что система дополнительного образования – это модель большого образования, и все это переходит на какие-то другие рельсы. Центр дополнительного образования – это ребенок, который получает всестороннее дополнительное образование. Теперь, видимо, центром будут деньги, все дополнительное будет оплачиваться, хотя раньше московские школьники не платили ни рубля, а государство платило и педагогу, и оплачивались экспедиции. Сейчас политика другая. Меня никогда не спрашивали, сколько стоит музей, в котором я работаю 35 лет, а теперь оказалось, что это очень дорогое удовольствие. Но почему оно не должно служить москвичам, школьникам? Видимо, я устарела, я этого понять не могу.
Комментирует Ефремов Борис Серафимович, руководитель Московского Хора Рожечников, руководитель ансамбля традиционной музыки Дома Творчества на Огородной Слободе (бывш. Ул. Стопани), «Педагог года» 2005:
У меня есть три соображения по поводу нежелательности нынешних реформ:
- Мы живем в очень сложное время, когда неосторожные шаги, предпринимаемые руководством, могут привести к потере важнейших наработок, сделанных за долгие годы. В России было время равных возможностей, когда любой одаренный человек мог стать профессором или художником, потому что государство ему в этом всесторонне помогало.
- Особенно хочется коснуться многодетных семей. Три года назад президент говорил о том, что русский народ теряет в количественном составе, призывал рожать детей больше. Но теперь может получиться так, что многодетным родителям не удастся дать достойное образование своим детям. Скорее всего, государственные программы окажутся латанием дыр, а не достаточным средством, чтобы дать образование каждому ребенку в семье.
- Во времена советской власти сложилось мнение, что образованный токарь более способен на производительный труд, чем токарь необразованный, знающий только свой маневр; он не испортит деталь, сделает работу аккуратнее, он придумает какое-то новаторство. Поэтому хотелось бы, чтобы образование детей велось в том же ключе, как и раньше.
Источник