Единственно не всегда работает

Единственно не всегда работает

Дмитрий Сергеевич Лихачев

К моим читателям

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло — бродит общество. Оно «сепаратно» по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

«Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!

И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории — своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.

Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, — изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.

А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе — приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества.

Я родился в среднеинтеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности. Уже в старших классах реального училища он зарабатывал себе на жизнь репетиторством, а в студенческие годы — и преподаванием в реальном училище Шкловского, отца известного литературоведа В. Б. Шкловского.

Известную роль сыграло для меня увлечение моих родителей Мариинским балетом, а затем озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности, под Петербургом — Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для меня живыми и повседневными.

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. В старшем приготовительном классе я учился в гимназии Человеколюбивого общества на Крюковом канале.

В 1915 году я поступил в Гимназию и реальное училище К. И. Мая на 14-й линии Васильевского острова. К этому времени мой отец получил в заведование электрическую станцию при Главном управлении почт и телеграфов и казенную квартиру при этой станции. День и ночь квартира наша содрогалась от действия паровой машины. Сейчас этой станции и в помине нет. Двор пустой, нет и нашей квартиры. Но тогда посещение станции доставляло мне большое удовольствие. Громадное колесо вращалось поршнем, оно блестело от масла, было необычайно красивым.

В школу Мая мне надо было ездить на трамвае, но пробиться в трамвай было чрезвычайно трудно: площадки были заполнены солдатами («нижними чинами», как их называли). Им разрешалось ездить бесплатно, но только на площадках вагонов.

Жили мы рядом с Конногвардейским бульваром, и я наслаждался тогда вербными базарами, где можно было потолкаться около букинистических ларьков, купить народные игрушки и игрушки специально вербные (вроде чертей на булавках для прикалывания к пальто, акробатов на трапециях, «тещиных языков» и пр.), полакомиться вербными кушаньями. Вербная неделя была лучшей неделей для детей в старом Петрограде, и именно здесь можно было почувствовать народное веселье и красоту народного искусства, привозимого сюда из всего Заонежья.

Ведь Петербург-Петроград не только стоял лицом к Европе, что ощущалось прежде всего в его пестром населении (немцы, французы, англичане, шведы, финны, эстонцы наполняли собой и школу К. И. Мая), но за его спиной находился весь Русский Север с его фольклором, народным искусством, народной архитектурой, с поездками по рекам и озерам, близостью к Новгороду и пр.

Гимназии и реальном училище К. И. Мая написано много. Не буду повторять всего того хорошего, что о школе уже сообщалось, отмечу только, что школа эта сыграла большую роль в моей жизни. Я чувствовал себя там прекрасно и, если бы не трудности дороги, не мог бы и желать лучшего.

Я взрослел и был как раз в таком возрасте, когда особенно тяжело переживаются военные неудачи. Обсуждение военных неудач и всех возмутительных неурядиц в правительстве и в русской армии занимали изрядное место в вечерних семейных разговорах, тем более что все происходившее было как будто тут же, рядом. Распутин появлялся в ресторанах и домах, которые я видел, мимо которых гулял; солдат обучали совсем рядом на любой свободной площади; спектакли начинались с томительного исполнения всех гимнов союзных России держав и прежде всего с бельгийского гимна «Барбансон». Национальное чувство и ущемлялось, и подогревалось. Я жил известиями с театра военных действий, слухами, надеждами и опасениями.

Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Класс был разношерстный. Учились и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные. Старый майский преподаватель M. Г. Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России, и за границей, демонстрируя диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером, — как много все это значило для нас, мальчиков!

Учителя не заставляли нас выдавать «зачинщиков» шалостей, разрешали на переменах играть в шумные игры и возиться. На уроках гимнастики мы главным образом играли в активные игры — такие, как лапта, горелки, хэндбол (ручной мяч).

На школьные каникулы выезжали всей школой в какое-то имение на станцию Струги-Белые по дороге на Псков.

Мы выпускали разные классные журналы и даже писали и размножали собственные сочинения в духе повестей Буссенара и Луи Жаколио без преподавательского надзора.

Я жалею, что не мог ходить на все вечерние занятия и школьные кружки, — уж очень трудная была дорога в переполненных трамваях.

Уроки рисования в школе Мая вел наш классный наставник Михаил Григорьевич Горохов. Он всегда входил в класс серьезный, как бы «выполняющий высокий долг» (а долг его и в самом деле был высоким). Часто читал нам нотации. Учил нас корректности в обращении друг с другом, манере держаться. Помню, что ставил нам в пример учеников старших классов, в частности ученика старших классов Игоря Ивановича Фомина, впоследствии архитектора.

Источник

Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее?

Внутренняя и внешняя мотивация: что эффективнее? Вряд ли найдется человек, который не знает, что такое мотивация и не слышал о ее разновидностях: мотивация внутренняя и внешняя, мотивация к и от… Но вопрос о том, как успешно мотивировать себя и, особенно, других, и поддерживать эту самую мотивацию на должном уровне продолжительное время, все-таки остается весьма загадочным для многих. Давайте постараемся внести большую ясность в вопрос о том, что же такое мотивация внутренняя и внешняя, и какая из них лучше.

В первую очередь проясним сам термин «мотивация». Под этим популярным сегодня словом скрывается сила, которая заставляет человека что-либо делать, если выражаться простыми словами. Это двигающая сила может исходить изнутри человека или же извне, и этим различаются мотивация внутренняя и внешняя. Еще выделяется амотивация (отсутствие мотивации как таковой). Считается, что если человек сам горит желанием что-то сделать, или же присутствует достаточный внешний стимул, вопрос о мотивации решается сам собой.

Однако же мы все хорошо знаем, что все совсем не так просто. Кто не сталкивался с ситуацией, когда прекрасно понимаешь необходимость какого-то действия, и оно может быть даже легким и приятным, но не можешь себя заставить его совершить?! А можете ли вы припомнить случаи, когда значительные внешние вознаграждения (в виде ли большой денежной премии, престижных преимуществ или других «плюшек») не сподвигали вас на подвиги?

За этими и многочисленными подобными историями скрывается то, что мотивационные механизмы не работают так примитивно и линейно. Чтобы вы, ваши дети или подчиненные проявляли желание и готовность действовать, делать что-либо конкретное, преодолевать инерцию, необходимо знать о мотивации ряд важнейших моментов. На самом деле вознаграждение и мотиваторы могут иметь обратный эффект. Но не будем забегать вперед. Мы постараемся осветить данный вопрос кратко и емко в нашей статье.

Чем отличается внутренняя мотивация от внешней

Для начала подчеркнем необходимость правильного понимания основных видов мотивации. Чаще всего внутреннюю мотивацию описывают как исходящую от самого человека, а внешнюю – от внешних источников. Таким образом, в категорию внутренней мотивированности закончить дело или реализовать проект попадают и волевые усилия, и намерение получить результат, чего бы это ни стоило. Однако же психологическое определение внутренней мотивации немного другое.

Внутренняя мотивация описывает действия и деятельность, которые выполняются исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемых человеком в процессе этой деятельности. Таким образом, это свойство работы или деятельности, присущее им, а не человеку или его решениям. И, соответственно, к внешней мотивации относятся все иные причины выполнять работу или действия, помимо самого «кайфа» от них. Значит, если человека мотивирует тот конечный результат, который он получит после завершения своей деятельности, это опять-таки внешняя мотивация. Даже если он сам стремится к этому результату и никакие внешние вознаграждения его не подталкивают.

Внешняя мотивация связана с любыми иными причинами что-либо делать, помимо внутреннего «интересно и приятно». Такие награды и вознаграждения немного более осязаемы и конкретны и могут принимать множество различных форм. К примеру, внешние мотиваторы могут быть:

  • материальными (зарплата, премия, приз и т.д.);
  • социальными (повышение на работе, присвоение нового статуса или особых привилегий, иные атрибуты более высокого социального положения и престижа и т.д.);
  • эмоциональными (похвала, различные виды признания и благодарности).

Идеальный вариант, когда человек сам горит желанием что-то сделать и лучшей наградой для него является сам процесс, встречается в жизни нечасто и обычно недолговечен. Поэтому в ход вступают различные поощрения, которые нам обещают работодатели, родители, тренеры и мы сами. Однако, опять же, кого-то предложение о повышении или бонусе за высокие показатели подстегнет работать в поте лица и выдавать сверхрезультаты, а кого-то нет. Да и себя можно уговаривать долго, расписывая все преимущества здоровья и стройной фигуры, но откладывать занятия спортом, как и год назад. Почему же внешние стимулы и вознаграждение не всегда работают и порой приводят к противоположному эффекту?

Почему внешняя мотивация не всегда работает

Кому-то это покажется парадоксальным, но внешняя мотивация может приводить к худшим результатам работы и убивать внутреннюю мотивацию. Более того, сформировать внешний стимул, который действительно бы стимулировал людей что-то делать, не так легко. Здесь нужно учитывать множество факторов, включая ряд психологических особенностей конкретного человека. Но обо всём по порядку.

Исследования, проводимые западными учеными, показали любопытные результаты. В 2013 году ученый Шелли Митчелл изучала особенности мотивации у тех, кто занимался конным спортом [Mitchell, 2013]. Ее исследование показало, что те, кто катался на лошадях для своего удовольствия, утрачивали это самое удовольствие при появлении внешних стимулов, таких как призы и место в иерархии (спортивная мотивация).Теперь наездники испытывали напряжение и психологическое давление во время езды вместо тех позитивных эмоций, которые присутствовали раньше: радость, свобода, расслабленность.

Если ранее наградой было само наслаждение занятием, то теперь его заменили материальные и социальные вознаграждения. Таким образом, для внутренней мотивации «Я делаю это, потому что мне это нравится» не осталось места.

И это не единственный пример, когда материальные награды действовали обратным задуманному образом. В другом исследовании участвовали студенты университета, которых разделили на две группы [Deci, 1971]. В одной группе участники выполняли задания, просто потому что они были им интересны, в другой же студентам платили за выполнение этих же заданий. Выяснилось, что здесь вновь материальный стимул разрушительно повлиял на внутреннюю мотивацию. Те студенты, которым оплачивали задания, теряли интерес к их выполнению в будущем, если за них не будут платить. В первой же группе такого не произошло. При этом изначально обе группы студентов одинаково наслаждалась таким видом деятельности.

Данный эксперимент наглядно показывает, что при замене внутренний мотивации внешней может получиться так, что люди перестанут быть заинтересованными в работе или деятельности. При исчезновении вознаграждения человек отказывается выполнять то, что совсем недавно было ему в радость и интересно.

Такой психологический феномен получил название эффекта сверхоправдания (сверхобоснования) (англ. overjustification effect), и его не стоит сбрасывать со счетов, если вы хотите привить любовь к чтению или учебе у своих детей или поощрить своих подчиненных к лучшим результатам в работе. С другой стороны, наличие щедрого вознаграждения или его всевозрастающие размеры необязательно будут эффективны.

Теория вознаграждения далеко не всегда работает в чистом виде, и ученые продолжают ломать голову и разгадывать механизмы мотивации. Полвека назад была предложена модель, которая проливает некоторый свет на то, что делает внешнюю мотивацию эффективной. Она известна как теория ожиданий Виктора Врума. Ей стоит уделить отдельное внимание.

Теория ожиданий Виктора Врума

Психолог Виктор Врум исследовал, как можно управлять мотивацией работников в сфере трудовых взаимоотношений. В 1964 году он сформулировал теорию, в которой описал некоторые механизмы, от которых зависит мотивированность людей к работе и высокая продуктивность.

Врум подошел к вопросам мотивации с учётом психологических особенностей индивидуальности. Мотивация здесь рассматривается как то, что определяет выбор одной из форм добровольного поведения, и то, что человек видит, как результат этого выбора, и влияет на него. Врум выделил три ключевых компонента, от которых зависит, насколько человек будет мотивирован что-либо делать. Это ожидание, содействие (инструментальность) и валентность. Расшифруем эти понятия:

  • Ожидание – это убежденность в том, что определенные усилия способны принести лучшую производительность и эффективность (а через них и желаемый результат, как например, стать лидером отрасли или выиграть конкурс). Т.е. человек видит смысл выполнения конкретных действий или работы, потому что верит, что они при должном старании приведут к позитивному эффекту. В этом параметре важны многие факторы, такие как наличие необходимых навыков и умений, доступность ресурсов, самооценка работника, сложность целей и способность повлиять на достижение результата. При соблюдении параметра «ожидание» усилия ведут к большей производительности.
  • Содействие описывает то, что ожидается, что ударная работа и высокая производительность будут вознаграждены. Данный показатель тем выше, чем больше уверенность в том, что поощрение получит тот, кто работал упорнее всех или внес наибольший вклад в достижение результата, а не каждый. Здесь имеют значение такие вещи как доверие к лицу, распределяющему поощрение, некоторый контроль над этим процессом и четкие правила назначения награждения.
  • Под валентностью понимается желанность вознаграждения и то, насколько оно отвечает ценностям индивида. Этот параметр определяется множеством индивидуальных факторов, таких как личные ценности, потребности, цели, предпочтения, источник мотивации и т.д.

Теория ожиданий мотивации создавалась Врумом для применения в сфере трудовых отношений и менеджмента, и с момента своего появления в 1964 году подверглась множеству дополнений и критике. В основном нарекания вызывала упрощенность модели, и было показано, что в некоторых случаях подобный подход не имеет эффективности или теряет ее с течением времени. Тем не менее разработанная Виктором Врумом система представляет собой более точно описывающую модель мотивации чем, к примеру, теория поощрения (incentive theory). Согласно последней, для создания мотивации достаточно лишь вознаграждать желаемое поведение (т.е. просто подвесить перед кем-то «морковку»).

Важно осознавать, что у любой теории есть свои ограничения, и уж тем более у той, что описывает такой сложный и мало предсказуемый аппарат как личная мотивация человека и его отношение к работе. Единственный вывод, который мы смело можем сделать – это то, что в деле мотивации универсальных правил и механизмов, как и неизменных, вечных констант и всегда работающих схем не бывает. Подходящие «кнуты», «пряники» и «морковки» нужно подбирать индивидуально для разных людей и разных ситуаций.

К тому же другие научные работы продемонстрировали, что на внешнюю мотивацию влияют такие субъективные характеристики человека как самооценка, локус контроля (степень уверенности в том, что я сам способен контролировать обстоятельства, влияющие на мою жизнь), самоэффективность (убеждение в том, что в сложной ситуации я смогу активно и эффективно действовать) и невротизм. К примеру, похвала будет работать в меньшей степени на людей с высокой самооценкой, чем на тех, кто ищет подтверждения своей значимости. С другой стороны, тот, у кого зашкаливает тревога или есть потребность доказать что-то, может работать усерднее и упорнее других, и его поведение легче стимулировать меньшими вознаграждениями.

Мы рассмотрели спектр различных факторов, влияющих на мотивацию, настало время подвести итоги. А еще давайте посмотрим, как можно приложить вышесказанное к жизни. Но прежде — небольшой тест на проверку того, как усвоился материал статьи:

А теперь подытожим.

Резюме

Мотивационная сила, которая движет человеком, может быть связана с самой деятельностью, а может исходить извне и определяться массой других факторов. В первом случае мы говорим о внутренней мотивации и испытываемых позитивных эмоциях от самой деятельности, во втором – о внешней. Управлять обеими этими характеристиками сложно, ведь они на самом деле крайне субъективны и бывают мало подконтрольны волевым и рациональным внушениям, особенно в долгосрочной перспективе.

Если речь заходит о внешней мотивации, чтобы она была эффективной, необходимо учитывать ряд факторов – как индивидуальных, так и ситуационных. Так, психологические особенности человека будут играть свою роль, а что касается вознаграждения за труды, оно должно быть действительно значимо в данном конкретном случае. К тому же человек должен быть уверен как в том, что награда будет справедливо распределена, так и в том, что он в состоянии показать результаты, достойные ее.

Используя внешнюю мотивацию, важно не переборщить с ней, т.к. она может привести к исчезновению внутренней. Важно не допускать эффекта сверхоправдания, чтобы не убить удовольствие от работы внедрением материальных стимулов.

  • Пытаюсь ли я заменить внутреннюю мотивацию внешней? Где в моей жизни имеет место эффект сверхоправдания?
  • Какие значимые поощрения я могу создать для себя, своих детей, подчиненных, людей в моей жизни?
  • Могу ли я повысить эффективность своих действий или своих работников, учитывая факторы ожидания, содействия и валентности?
  • Где субъективные факторы могут оказывать на мою мотивацию блокирующее воздействие? Что можно с этим сделать?

Итак, управлять внешней мотивацией не так просто, но с внутренней дело обстоит еще сложнее. Трудно заставить кого-то получать наслаждение от деятельности, если она неинтересна и неприятна, даже самого себя, не правда ли? Вопрос о том, как можно разжечь в себе или в ком-то желание что-то делать и «подкрутить» внутреннюю мотивацию, конечно же, занимает человечество давно, и на этот счет существуют различные взгляды и имеются некоторые открытия. Это большая тема, и ей стоит посвятить отдельную статью.

А пока предлагаем вам лучше разобраться в своих внутренних психических механизмах и приобрести способность управлять собой на нашей онлайн-программе «Психическая саморегуляция». Она поможет вам научиться справляться со сложными жизненными ситуациями и лучше использовать свои внутренние ресурсы.

Источник

Читайте также:  Чем отремонтировать холодильник внутри
Оцените статью