Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения перед началом педсовета
Елена Табанакова
Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения перед началом педсовета
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества. Повышение тонуса группы.
— создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на педсовете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя положительный заряд и бодрое настроение.
Любой мероприятие начинается со знакомства или приветствия. А сегодня мы начнем с комплимент
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сейчас будем говорить друг другу комплименты.Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще, я…
Например:
— Света, ты такой отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Ася, такие красивые глаза! Да это так.! А еще я…
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: сплочение группы, формирование доверия
Ход упражнения: По сигналу «начали» участники закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаются посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать нужно всем вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее.Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение «Посещение зоопарка»
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).
Игра «Зачем я пришла на педсовет». Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на педсовет». И зачитать их.
Спасибо за работу!
«Зачем я пришла на педсовет».
дома делать нечего
мне обещали незабываемое шоу-программу
здесь столько интересных людей
хочу занять у кого-нибудь денег
я скрываюсь от полиции, и мне нужно было алиби
у меня просто не было другого выбора
это моя тайна, я не могу вам раскрыть ее
без меня этот педсовет просто не состоялся бы
мне не хотелось готовить обед!
у меня спецзадание — собрать компромат на всех присутствующих
хочу спеть свою любимую песню
на работе меня все достали
… Во спросили! Я уже и не помню, зачем я тут!
А где ещё пообщаться с умными людьми
Посмотреть, во что теперь одеваются
Навести полезные контакты
без меня вам будет скучно
мне пообещали немалое денежное вознаграждение
Семинар-практикум для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии» МДОУ «Детский сад № 42 Семинар-практикум (для педагогов) «Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии.
Групповая работа, направленная на снятие эмоционального напряжения в педагогическом коллективе ДОУ Данное занятие являлось вторым по счету занятие в числе проводимых занятий в коллективе. Упражнение «Социальные роли» мне показали, на одном.
Игровые технологии, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения в период адаптации в ДОУ Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым.
Картотека игр на снятие эмоционального напряжения Современные дошкольники часто испытывают чувство стресса и эмоциональное напряжение. Это связано, прежде всего, с болезненным расставанием.
Мастер-класс «Снятие эмоционального напряжения педагогов» МАСТЕР КЛАСС «СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ» Разработали и провели мастер-класс: психолог Тигиева А. А. ; воспитатель Галаова З. Ю. Актуальность.
Педагогическая копилка «Методы саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения у детей» Методы саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения у детей. 1. «Возьми себя в руки» (с 5лет, Н. Л. Кряжева) Ребёнку говорят;.
Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения» Цель тренинга: Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения. Задачи: 1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций. 2. Сохранение.
«Снятие эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста». Родительский клуб За последние месяцы в нашем детском саду прошли заседания родительских клубов: в ясельной группе № 4, во 2-й младшей группе №1 и в старшей.
Снятие психоэмоционального напряжения у детей с алалией ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Тема: «Снятие психоэмоционального напряжения.
Тренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгорания Актуальность темы Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От много-численных контактов с другими людьми он испытывает.
Источник
Как создать хороший эмоциональный настрой на различных этапах урока? Приемы и примеры работы с настроем на уроке
Про эмоциональный фон урока сказано довольно много. Очевидно, что лодка учения плывет не так, как вы ее назовете, а так, как на ней поддерживается хорошее настроение. Остановимся на средствах эмоционального настроя на разных этапах урока.
«В жизни важен первый шаг»
В начале урока создать правильный эмоциональный настрой — важнейшая задача. Это надо сделать достаточно быстро (ни организационный момент, ни фазу вызова затягивать не стоит) и небанально, чтобы не повторять за коллегами, начавшими первые пять уроков фразой «Какая чудесная сегодня погода!» или «Все вы выглядите отдохнувшими и повзрослевшими!»
В начальной школе учителя часто начинают урок с мотивирующего и поднимающего настроение стишка. Их вполне можно уже отнести к учительскому фольклору, а новые тексты нетрудно найти в интернете. Приведем еще несколько примеров.
Дело есть у нас сейчас —
Это раз.
Пишем буквы и слова —
Это два.
Вот друзья твои, смотри —
Это три.
Мы живем в счастливом мире —
Вот четыре.
А оценку получать —
Только пять!
Из ладоней выпускаем птицу.
(при этих словах ребята складывают ладони лодочкой, а потом раскрывают их, словно бы выпуская птицу)
Пусть летит и в небесах резвится.
(ребята, соединив ладони в районе больших пальцев, машут ладонями и пальцами, словно крыльями)
Пусть нам песни весело поет
И успех в работе принесет.
(ребята делают манящие движения руками к себе)
Нам — учиться и читать.
Нам —«пятерки» получать.
Нам — смеяться и дружить,
Очень грамотными быть.
Если утром улыбнуться,
Сразу птицы запоют,
Всюду чудеса начнутся
И ромашки расцветут.
Если будешь улыбаться
Всем невзгодам вопреки,
Будут в небе зажигаться
Звезды, словно огоньки.
И тогда придет удача,
И тогда придет успех,
Ведь улыбка много значит
Для тебя, для нас, для всех.
Все готово, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Отправляется сейчас
В путешествие наш класс.
Мы пройдем дорогой знаний,
Не собьемся мы с пути.
Ждет нас множество заданий
И победа впереди.
Многие учителя предлагают ребятам — с соседом по парте, сказать ему комплимент или доброе пожелание. Это упражнение воздействует на эмоциональную сферу благодаря тактильному контакту и способствует развитию речи учащихся.
Если можно потратить чуть-чуть больше времени, приветствие можно превратить в игру «Пожелайка». Каждый ребенок пишет на выданном маленьком листочке бумаги (бумажной фигурке: снежинке, цветочке, кленовом листике) какую-то добрую фразу и кладет в шляпу (вазу, волшебный мешочек. ). Затем записки выдаются ребятам «кто какую вытянет», по принципу жребия и прочитываются (про себя или вслух).
Интересным приемом может быть произнесение перед уроком какой-то традиционной речовки или девиза.
Мы умны, смелы и зорки,
Нам нужны одни «пятёрки!»
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем знания искать.
Попытка повторить за учителем мудреную скороговорку тоже может вызвать веселость и радостный настрой.
Примеры забавных скороговорок можно найти здесь:
В пути развлекать обещали
Конечно, «скучно» почти всегда означает «непонятно». Поэтому на уроке надо и развлекать тоже — в хорошем смысле слова. То есть создавать хорошее настроение. Ведь 45 минут напряженной, но скучной и изматывающей работы едва ли продуктивнее, чем 40 минут веселой и увлеченной работы плюс 5 минут на шутки и игры. Как это можно сделать без ущерба для образования?
Можно не задавать при опросе вопросы и задачи, а раздавать их:
- в ярких или расписных конвертах;
- в свитках;
- в футлярах (допустим, из втулок от туалетной бумаги);
- в шкатулках и т.д.
Можно вопросы и задания разыгрывать, как в аукционе, используя выданные заранее фишки.
Можно провести, предложив каждой группе
- придумать себе название;
- «превратиться» в каких-то животных и начинать любую фразу с соответствующего слова (кошки — «мяу» и т.д.)
Например, «Визит Незнайки».
К детям приходит Незнайка и уверяет, что все изучаемое ими бесполезно и неинтересно. Дети возражают и объясняют, что они изучили и зачем. Эта игра одновременно направлена на мотивацию и помогает повторить изученный материал, который дети пытаются объяснить Незнайке.
В азартном, энергичном классе рабочий настрой падает, если ребятам делается скучно. Им психологически комфортнее быстрый темп, частая смена видов деятельности; такие школьники любят соревнования, активные игры.
Напротив, вялый и «тихий» класс, где много детей флегматиков и меланхоликов, будет испытывать постоянный стресс на таких уроках. «Расшевелить» их не получится, ведь тип нервной деятельности не переделаешь — он врожденный. А на приеме у психиатра не редкость те, кому пытались жестко ломать темперамент.
В таком классе лучше избрать несколько спокойных вариантов работы, делать между ними паузы (например, в этот момент может быть проведена физкультминутка, сбор-выдача тетрадей, учитель может что-то рассказать увлекательное, сообщить о необычном факте, привести интересный афоризм).
Скорее всего в классе есть ребята с разными темпераментами. Но и в этом случае нетрудно найти всем сравнительно комфортные виды работы. Например, если проводится активная игра, холерики и сангвиники радостно бросятся соревноваться, а флегматики и меланхолики с удовольствием выполнят обязанности жюри.
Нередко учителя проводят контроль с помощью индивидуальных карточек. Можно заготовить листы с заданием, скажем, на 10 минут, а несколько —совсем маленьких, на пару минут. Такой листок надо дать ребенку-кинестетику, предупредив, что на «пятерку» надо сделать пять таких, а следующий вы дадите, когда ученик выполнит первый. Школьнику придется несколько раз встать и пройти по классу, и это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребенка.
Во время долгой творческой работы (сочинение, изложение, эссе по обществознанию. ) в средней школе учителя часто разрешают школьникам задавать вопросы. Лучше, если эти вопросы ученики будут задавать на ухо педагогу, подойдя к столу. Тогда они не будут мешать остальным, а проход до стола и обратно немного встряхнет уставшего от сидячей работы ребенка.
Можно дать задание, которое заставит ребят пройтись по классу. Например, треть класса получает карточки, на которых написана дата, треть — с названиями исторических событий, которые в эти даты произошли, остальные — карточки с именами исторических деятелей, которые с этими событиями связаны. Они должны воссоединиться. С этой целью сначала первая треть идет по классу, ищет «своих», а потом — все «ненайденные». Можно так же распределить формулу, учёного и формулировку закона; героя, автора и произведение и т.д.
Если нет возможности устроить такие «бродилки», можно провести фронтальный опрос или какую-нибудь игру с мячом. Это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребят.
Если урок требует не радостного, а лирического настроения, его легко создать с помощью свечи, зажженной на учительском столе. Только будьте осторожны с огнем! (сейчас есть вполне реалистичные свечи на батарейках).
Создать настроение поможет оформление кабинета. Если требуется особый эмоциональный настрой (скажем, открытый урок, очень важная тема и т.п.), об этом лучше подумать заранее и подготовиться. Например, к уроку о Великой Отечественной войне можно оформить кабинет черно-белыми фотографиями, настоящими или стилизованными под сороковые годы, а стекла заклеить полосками бумаги. К уроку о мореходах-первооткрывателях подготовить «карту пиратов», изображения, а то и макеты старинных кораблей, подзорную трубу и т.п.
Есть немало примеров успешного использования классической музыки (особенно скрипичной) на уроках в качестве фона при выполнении самостоятельной работы. Если подобрать более бодрые, энергичные музыкальные произведения для вялого, апатичного класса и спокойные, мелодичные — для нервных или агрессивных ребят, это станет и средством эмоционального настроя.
Сильнейшее средство эмоционального воздействия —юмор. Удачная шутка способна подбодрить робкого ребенка и слегка осадить зазнайку. Но главное назначение юмора — нивелирование страха. Шутка, смех говорят сознанию: «Все нормально, бояться нечего, все проблемы решаемы». Это помогает скинуть напряжение и ощутить веру в свои силы.
Конец — делу венец
В конце урока часто учителя прибегают к рефлексии. Цель ее — помочь детям осознать цель, которой они достигли в результате работы, дать оценку своей деятельности, проанализировать причины неудач.
Но помимо этого важно ощущение радости и гордости: я хорошо, добросовестно поработал, мой успех заслужен.
Для оценки эмоционального состояния учеников нередко используются цветные карточки. Каждый цвет соответствует какому-то эмоциональному состоянию; ребята выбирают карточку со своим «настроением», показывают ее, а иногда и объясняют, почему выбрали именно это.
Учитель может поблагодарить класс, похвалить ребят за участие в уроке, сказать, что было интересно и приятно работать с ними. Можно дать анонс следующей темы в форме загадки или необычного факта, чтобы подогреть интерес, заинтриговать. Но в любом случае лучше, если ребята уйдут с хорошим настроением — тогда они и придут на следующий урок радостными и готовыми к свершениям.
Хорошее настроение — залог отличного урока. Поэтому надеемся, что предложенные нами приемы, призванные улучшить эмоциональный настрой на уроке, будут полезны.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник