msxDS 0.8 — [07:45] 17.09.2021 Why was the site deactivated? — [22:19] 23.08.2021 Организация на GitHub — [17:26] 10.08.2021 Twisted Metal III hacking — [21:21] 04.08.2021 игровые автоматы описание и фотографии — [12:47] 28.07.2021 изменение составов команд (имен игроков) в Fifa 95 (Sega) — [12:41] 28.07.2021 C чего начать? — [12:40] 28.07.2021 Перевод игры Zombie Nation (NES) — [12:38] 28.07.2021 Журнал Downgrade — [14:16] 24.07.2021 Opinions and bugreports. / Отзывы и сообщения об ошибках. — [15:31] 17.04.2021
Статьи — Краткое руководство по настройке эмулятора ePSXe
Эмулятор ePSXe, несомненно, является лучшим и самым перспективным эмулятором Sony Playstation на сегодняшний день. Он бесплатный, быстрый, обладает наибольшей совместимостью с играми и модульной структурой. Однако, такое строение эмулятора сделало его более сложным в настройке, и начинающих любителей эмуляции это смущает. Данное руководство позволит Вам ознакомиться с основными принципами настройки ePSXe и основных плагинов.
Немного теории и подготовка к запуску эмулятора
Для обеспечения хорошей совместимости, авторы эмулятора сделали его модульным. Это означает, что за эмуляцию каждой из главных составляющих Sony Playstation отвечает отдельный модуль, выполненный в виде .dll файла, называемого плагином (plugin). Такое строение эмулятора позволило его авторам полностью сконцетрироваться над эмуляцией центрального процессора приставки, в то время как плагины для эмуляции остальных частей приставки писали другие люди. Всего получилось 5 групп плагинов:
GPU — плагины для эмуляции графического процессора;
SPU — плагины для эмуляции звукового процессора;
CDR — плагины для эмуляции CD-ROM;
PAD — плагины для эмуляции джойстиков;
NET — плагины для игры по сети.
В ePSXe есть встроенные SPU, CDR и PAD плагины. PAD плагин поменять нельзя, а вот SPU и CDR плагины лучше использовать внешние, т.к. они зачастую работают лучше. Кроме того, нам понадобятся ещё GPU плагин и BIOS самой Sony Playstation. При написании данной статьи мы использовали GPU, SPU и CDR плагины от Pete Bernert, т.к. они являются лучшими на сегодняшний день и содержат наибольшее количество настроек. Освоив их, Вы без труда разберётесь с любыми другими плагинами.
Итак, нам понадобятся:
ePSXe 1.6.0.
P.E.Op.S. Soft GPU plugin 1.16.
P.E.Op.S. DirectSound Audio driver 1.08.
P.E.Op.S. CDR ASPI/IOCTL driver 1.04.
Sony Playstation BIOS SCPH-1001.
Все эти файлы можно взять на нашем сайте. Если на момент прочтения статьи вышли новые версии ePSXe или плагинов, используйте их.
Распакуйте архив с ePSXe в какую-нибудь папку. Плагины распакуйте в \ePSXe\plugins, а BIOS в папку \ePSXe\bios. Теперь всё готово к запуску эмулятора.
Запуск и первичная настройка эмулятора
После запуска ePSXe.exe на экране появится диалоговое окно настройки эмулятора.
Если Вы уже запускали ePSXe и прогнали этот диалог, то Вы можете вызвать его снова через пункт меню «Config->Wizard Guide«. Нажмите кнопку «Config«, чтобы перейти к следующему шагу. На экране появится окно настройки BIOS-а.
На белом фоне окна отображется список BIOS-ов, в папке \ePSXe\bios. Выберите BIOS SCPH-1001 и нажимите кнопку «Next«. На экране появится окно настройки видео (GPU) плагина.
В списке отображён встроенный SPU плагин ePSXe SPU core 1.5.2 и P.E.Op.S. DSound Audio driver 1.8. Выберите последний и опять нажимите кнопку «Next«.
В списке окна настройки CDR плагина отображены два встроенных (ePSXe CDR ASPI core 1.5.2 для Win9x и ePSXe CDR WNT/W2K core 1.5.2 для Windos NT/2000/XP) и плагин от P.E.Op.S. Выберите плагин от Пита и нажимите кнопку «Config«. На экране появится ещё одно окно с настройками P.E.Op.S. CDR ASPI/IOCTL driver 1.04.
Прежде всего, в пункте «Drive:» нужно выбрать привод CD-ROM, который Вы планируете использовать для чтения дисков с играми. В нашем случае, это привод под буквой «J». Далее нужно выбрать интерфейс для работы с Вашим приводом. Пункт Interface даёт возможность выбрать три вида интерфейсов:
WIN9x/ME ╞ ASPI scsi commands ╞ интерфейс для Windows 9x/ME
WIN2k/XP ╞ IOCTL scsi commands ╞ интерфейс для Windows 2K/XP
WIN2k/XP ╞ IOCTL raw reading ╞ этот интерфейс для Windows 2K/XP позволяет добиться более точного чтения дисков. Однако, не все CD-ROM приводы поддерживают его.
Выбрать следует тот интерфейс, который будет наиболее быстро и безошибочно работать с Вашим приводом. Его, как и другие настройки плагинов, следует подобрать экспериментально. Но для начала можно выбрать scsi интерфейс.
Теперь нужно определить наилучший режим чтения для Вашего привода. Для этого, вставьте в него диск с игрой от PS1 и нажмите кнопку «Try auto-detection«. В большинстве случаев плагин сам определяет нужный режим (обычно BE_2(ATAPI SPEC 2)). Если же режим не определился, то Вам придётся подбирать его путём перебора всех имеющихся режимов.
После выбора режима чтения, осталось только поставить галочку в пункте «Use additional 4MByte data cache» для ускорения чтения диска. Остальные настройки пока не трогайте. Итак, с настройкой CDR плагина покончено. Нажмите кнопку «ОК«, и кнопку «Next«, чтобы перейти к настройке джойстиков.
В качестве источников ввода ePSXe поддерживает клавиатуру, джойстики и мышь. Вы можете использовать любое из перечисленных устройств (или их комбинацию) для имитации джойстика PS1. Для настройки джойстика 1, нажмите кнопку «Controller 1«.
В этом окне нужно выбрать тип джойстика (обычно это «Digital Only«), установить силу вибрации в группе «Rumble» (если Ваш джойстик её поддерживает) и настроить кнопки управления самого джойстика. Для настройки кнопок просто щёлкайте мышкой в ячейке, связанной с нужной кнопкой, и нажимайте нжуную Вам кнопку на клавиатуре/джойстике. Закончив настройку джойстика, нажмите кнопку «ОК«. При необходимости повторите вышеописанную процедуру настройки для второго джойстика. Затем нажмите кнопку «Next» и Вы увидите окно, сообщающее об успешном окончании настройки эмулятора.
Нажмите кнопку «Done«. Окно настройки закроется и на экране останется главное окно эмулятора.
Поздравляем! Половина пути пройдена! Пришло время разобраться с меню ePSXe.
Меню ePSXe удобное и небольшое. Приступим к его описанию.
Меню «File» содержит следующие пункты:
Run CDROM — запускает игру с компакт диска.
Run ISO — позволяет запускать игры из образов диска (ISO).
Run PS-EXE — позволяет запускать исполняемые файлы для PSX. В 99% случаев Вам этот пункт не понадобится.
Run BIOS ╞ запускает BIOS Sony Playstation. Его можно использовать для работы с карточками памяти и в качестве проигрывателя музыкальных дисков.
Change Disc ╞ этот пункт нужен для смены компакт диска во время игры. Такая ситуация встречается, если вы играете в игры, которые занимают более чем один диск (например, Final Fantasy 8). Когда игра попросит заменить диск, нужно нажать клавишу ESC, вставить нужный диск в Ваш CD-ROM, и выбрать этот пункт меню. Так же можно указать другой образ диска ISO.
Exit — выход из эмулятора.
Меню «Run«, в этом пункте расположены основные команды по управлению эмуляцией:
Save State ╞ сохранить игру. Да да, Вы сможете сохранить игру в любой момент, и начать её с этого места потом. Теперь не надо искать место сохранения или помнить пароли. Урааа╡ хотя, настоящий игрок такими вещами не пользуется ^_-. Во время игры сохраниться можно клавишей F1. При сохранении можно выбрать однe из пяти ячеек для сохранения. В игре в полноэкранном режиме ячейку для сохранения можно выбрать нажатием клавиши F2.
Load State ╞ Загрузить сохраненную игру из текущей ячейки. Во время игры это можно сделать клавишей F3.
Enable Logs ╞ разрешить создание файлов отчёта эмулятора. В них сохраняется различная отладочная информация.
Auto load PPF file enabled ╞ позволяет включать/выключать автоматическую загрузку PPF файлов перед запуском игры. PPF файлы — это различные патчи, служащие для перевода игры на другой язык или формат видеосигнала, снятия защиты откопирования и т.д.
Country ╞ позволяет задать зону приставки (NTSC или PAL). Лучше оставить режим Auto Detect.
С содержимым меню «Help» Вы и сами сможете разобраться, поэтому перейдём к последнему пункту — «Config«:
Wizard Guide ╞ диалог быстрой настройки эмулятора. Мы им уже воспользовались.
Video ╞ настройка видеоплагинов.
Sound ╞ настройка звуковых плагинов.
Cdrom ╞ настройка CDR плагинов.
BIOS ╞ настройка BIOS-а.
Netplay ╞ настройка сетевой игры. Для этого пункта требуется сетевой плагин. В данной статье настройка игры по сети не рассматривается.
Memory Card ╞ создание и выбор карт памяти.
Game Pad ╞ настройка управления. Вкладка «Multitap» служит для эмуляции разветвителя на 4 джойстика.
Настройку CD-ROM, BIOS-a и джойстиков мы уже завершили. Осталось создать карточку памяти и настроить графику и звук.
По умолчанию ePSXe создаёт две пустых карточки памяти (на самом деле, это просто два файла на жёстком диске) и подсоединяет их к разъёмам виртуальной PS1. Карточки готовы к использованию. Однако, если Вы захотите сменить или создать ещё одну карточку памяти, то просто выберите меню «Options\Memory Card«. На экране появится следующее окно:
Для создания карточки достаточно просто изменить имя файла с расширением .mcr. Эмулятор автоматически создаст карточку с новым именем. Для выбора уже существующей карточки нажмите кнопку «Select» или введите её название в одном из полей диалога.
Нажмите кнопку «Configure» и на экране появится окно настроек плагина:
В принципе, если вы уверены в мощности своего компьютера и не хотите мучиться с настройками видеоплагина, то смело нажимайте Nice в блоке настроек Default Settings ╞ это обеспечит наилучшее качество изображения и отображение всех (или подавляющего большинства) спецэффектов. Аналогичная ситуация, если у вас компьютер откровенно слабенький, то в Default Settings смело жмите Fast ╞ это даст отличную скорость при минимуме графической красоты.
Если же вы всё-таки решили помучиться с настройками данного видеоплагина, то начнём:
Кнопка «Select device» позволяет выбрать нужную Вам видеоплату в случае, если у Вас их несколько, и настроить гамму.
В группе «Resolution & Color» устанавливается режим экрана:
Fullscreen mode ╞ работа в полноэкранном режиме. Разрешение экрана при полноэкранном режиме лучше выставить в 800х600. Однако, приналичии мощной видеоплаты можно выставить разрешение и побольше.
Window mode ╞ работа в оконном режиме. Размер окна при оконном режиме выбирайте на своё усмотрение.
Color depth ╞ глубина цвета, 16 или 32 бита. 32-ух битный цвет является более насыщенным. Однако, он требует в два раза больше видеопамяти. Выбор зависит от Вашей видеоплаты.
Stretching — режим вывода и растягивания изображения на экране/в окне с фильтрацией или без. В целом, вывод без растягивания (stretching) и фильтров работает быстрее и качество графики соответствует PS1. Растягивание и особенно фильтры довольно сильно замедляют работу эмулятора, но картинка при этом выглядит значительно лучше. Здесь выбор опять же зависит от Вас. Кто-то любит, чтобы изображение полность соответствовало Playstation, а кто-то любит играть на улучшенной графике. Дело вкуса и быстроты Вашего компьютера.
Dithering — ещё один способ улучшить качество картинки. Включать этот режим или нет, опять решать Вам. Чем ниже пункт ниспадающего меню, тем лучше качество и медленнее работает эмулятор.
Группа «Framerate» — настройка кадров:
Transparent FPS display — вывод полупрозрачного счётчика кадров в секунду.
Show FPS display on startup ╞ во время игры показывает FPS. Число кадров в минуту.
Use FPS Limit ╞ использовать ограничение FPS. Очень важная настройка. Галочку лучше поставить, иначе игра будет работать быстрее, чем надо.
Use Frame skipping ╞ использовать пропуск кадров. Может улучшить работу эмулятора на слабых машинах, путём пропуска кадров. В результате игра будет работать так же быстро как и на мощных машинах, но движения объектов на экране будут немного дёрганными.
Auto-detect FPS/Frame skipping limit ╞ автоопределение пропуска/ограничения кадров. В большинстве случаев работает верно. Галочку лучше поставить.
FPS limit ╞ этот пункт позволяет задать макс. количество кадров в секунду вручную. 60 кадров — идеальное значение.
Key configuration — плагин позволяет изменять большинство своих настроек прямо во премя игры. Эта настройка даёт возможность изменить кнопки управления плагином. Рекомендуем Вам не менять их, а просто запомнить. Пригодяться ;).
Группа «Options» — дополнительные настройки:
Scanline Mode — позволяет включить черезстрочную настройку. Изображение выглядит как на мониторе игрового автомата. На любителя.
Use system memory — позволяет плагину использовать системную память вместо видеопамяти. Работает медленнее, но отключает не всегда желанное полноэкранное сглаживание на карточках от nVidia.
Wait for VSYNC — позволяет синхронизировать обновление картинки с началом обновления кадра. В результате изображение становится более чётким. Уменьшается мерцание. Минус — работает медленнее.
Stop screen saver ╞ отключает скринсейвер на время игры.
Debug mode — включает режим отладки.
Activate special game fixes ╞ позволяет обходить ошибки и глюки в определённых играх.
Recording options — настройка записи процесса игры в файл.
Для начала рекомендуем Вам выставить все галочки, как показано на рисунке. Со временем, разобравшись, что к чему, обязательно поэкспериментируйте с другими настройками.
Осталось настроить звук. Выберите меню «Config\Sound«. Появится следующее окно:
Галочки в этом окне относятся к настройке встроенного аудиоплагина. Отметьте их, как показано на рисунке, нажмите кнопку «Configure» и на экране появится окно настроек плагина:
Группа «General settings«:
Mode — этот пункт отвечает за совместимость плагина с играми и даёт три варианта на выбор. Как и в видеоплагине, чем ниже вариант, тем он лучше, но медленнее.
Volume — этот пункт позволяет выбрать громкость звука.
Reverb — отвечает за качество эмуляции звука. Чем ниже пункт, тем больше звуковых эффектов Вы услышите и больше загрузите процессор.
Interpolation — улучшение качества звука за счёт интерполяции. Полная аналогия с графическими фильтрами. Чем лучше, тем медленнее.
Группа «XA Music«:
Enable XA playing — включает проигрывание музыки в обычном аудио формате (т.е. когда музыка не закодирована, а лежит на диске в виде отдельных аудио дорожек).
Change XA speed — позволяет плагину изменять скорость проигрывания аудио дорожек в случаях, когда игра работает быстрее или медленнее, чем надо.
Группа «Misc«:
SPU IRQ — спец. настройка. Помогает улучшить звук в некоторых играх (Valkyrie Profile, Metal Gear Solid и др.).
Mono sound mode — позволяет включить моно звук. Полезная вещь для обладателей медленных компьютеров и звуковых плат.
Enable developer debug mode — позволяет включить режим отладки.
Enable sound recording window — включает дополнительно окошко, с настройками для записи звуков из игры в файл.
Поставьте все галочки как показано на рисунке и нажмите «Ok«. Вот и всё! Настройка эмулятора закончена. Теперь вставляйте диск с игрой в Ваш CD-ROM, выбирайте меню File\Run CD-ROM и играйте!