Работать педагогом иногда можно и без образования
photographee.eu / Depositphotos.com |
Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).
Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.
Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.
Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Источник
Как справиться с выгоранием: Пять советов от педагогов
По экспертным данным, учительская профессия — на втором месте после профессии медсестры по уровню стресса и усталости. Особенно это заметно сейчас, в сложный период дистанционного обучения.
— По итогам учительского голосования в марте выяснилось, что проблема профессионального выгорания — на втором месте для учителей, — рассказывает руководитель программы развития педагогов «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник Ирина Савицкая. — Постоянная усталость и стресс мешают получать удовольствие от работы, в результате страдают и ученики.
Как узнать, что выгораешь? Вот основные «звоночки»: чувство усталости, сонливости, апатии, когда сложно вставать утром, не хочется идти на работу, человек отдаляется от коллектива, начинает хуже работать.
Причины? Отсутствие сил, которые отбирают рабочая нагрузка, токсичная среда, недостаток признания со стороны руководства, большой стаж работы.
Молодые педагоги, которым, казалось бы, не с чего выгорать, тоже подвержены проблеме. В первую очередь, из-за сверх-энтузиазма, с которым «кидаются» в работу, стирая границы между рабочими и личными делами. Они задерживаются на работе, набирают себе «внеурочку», принимают близко к сердцу сложности детей.
Еще одна причина выгорания — «дефицит смысла». Как бы не было сложно, можно работать, когда понимаешь, для чего и зачем ты это делаешь. Если смысл потерян — кризиса не избежать.
— У педагога есть профессиональный календарь, — рассказывает Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы. — Сентябрь — воодушевление, ты проводишь первые уроки, дети смотрят на тебя с горящими глазами и ждут чего-то нового и интересного. В октябре после каникул начинаются неурядицы, а к декабрю, когда световой день становится совсем коротким, и у всех осенне-зимняя хандра, начинается депрессия, и учитель с нетерпением ждет каникул.
«Выгорание — это когда ты начинаешь терять в себе человека», — отмечает его коллега, учитель русского языка и литературы школы №18 г. Санкт-Петербурга Елизавета Капустина. Другими словами, сложности у учителя возникают, когда он начинает воспринимать ученика только как объект обучения, а не как отдельного человека со своими эмоциями, проблемами, характером. Но и ученикам, и родителям важно помнить: учитель тоже человек.
Что делать, если понимаешь, что выгораешь? Вот пять советов от учителей, которым удалось справиться с проблемой:
1. Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
2. Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в школу. Ведь учитель, как и врач — это миссия.
3. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают хорошую зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
4. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и «дружить» с самим собой, вероятность выгорания меньше.
5. Строить работу на основе равенства с учениками. Маркер выгорания — когда учитель перестает воспринимать учеников как отдельных личностей, а беспокоится только о том, сделано ли домашнее задание.
Рецепт от директора
Одним из основных помощников учителя в борьбе с эмоциональным и профессиональным выгоранием может и должен стать директор школы, считают эксперты.
— Начальник — главный психотерапевт для любого работника, в том числе и для педагога, — говорит основатель движения SelfMama. — Руководителю важно мотивировать своих сотрудников, заниматься их развитием, обучать навыкам планирования и организации работы. Еще один совет из мира управления персоналом — создать в школе клуб, где учителя смогут общаться на разные темы, не связанные с профессией. Это помогает справляться со стрессом.
В московской школе №2065 развернули целый «штаб спасения» учителей от выгорания. Здесь и тимбилдинг, и корпоративные интеллектуальные турниры, и многое другое.
-Учителя ходят «в гости» друг к другу на уроки, а потом вместе обсуждают, как прошло занятие, — говорит директор школы № 2065 Наталия Файдюк. — Для учителей есть спортивные секции, экскурсии, мастер-классы и лекции на темы, не связанные с профессией. Например, уже были встречи с визажистом-косметологом, уроки кулинарии, консультации диетолога.
Тест на стресс
С 19 октября в течение месяца все педагоги смогут бесплатно пройти специальный тест на выгорание в рамках программы развития «Я Учитель», а после — познакомиться с курсом «Эмоциональное выгорание педагога», где уже психологи расскажут об эффективных способах борьбы с проблемой.
Результаты теста будут только у учителя, прошедшего диагностику, все анонимно. Увидев свой результат, педагог сможет лучше понять, как действовать: к результатам будет приложен список рекомендаций.
Источник
Как я работала учителем «без образования»
Как-то давно в комментариях я заикнулась о том, что с января подрабатываю в школе. Слово за слово — на меня подписалось 30+ человек, чтобы почитать об этом.
Пинали меня долго, но настоящим толчком к написанию стал этот пост https://pikabu.ru/story/zakonoproekt_kotoryiy_pozvolit_shkol.
Как я попала в школу — это совсем другая история. Но о том, что я буду учить детей, я узнала в 20-х числах декабря, а уроки начинались уже 9 января. У меня был какой-то эмоциональный взрыв: я буду работать по своей специальности (учитель географии) в настоящей школе с настоящими детками! Учитывая то, что я в свои 21 до сих пор не могу назвать остановку в маршрутке или позвонить кому-то по телефону, для меня работа в школе стала одновременно самым страшным кошмаром и самым большим спасением.
Главное отличие такой работы от педагогической практики — с тобой не сюсюкаются. На практике тебе готовят почву, рассказывают про классы, помогают готовиться к урокам, учителя шикают на детей, чтоб те вели себя хорошо. А на работе просто дают классы и отправляют в свободное плавание. Даже контакты классных руководителей и списки классов я добывала сама. Тем не менее со стороны завучей оказывалась мощная поддержка на протяжении всей моей работы. В первый день один класс довёл меня до слёз — завуч отпаивала меня чаем в кабинете и рассказывала педагогические секретики. С любым вопросом я могла обратиться к ним, и мне никогда не отказывали. (Если кто узнает себя — привет и спасибо!)
Я хотела бы поговорить и плюсах и минусах этой работы (напоминаю, все субъективно и основывается лишь на моём собственном опыте).
•Работа по специальности. Всё-таки практика — это необходимая часть образования, одной теорией сыт не будешь. И, как я уже говорила, пед.практика от универа показалась мне слабоватой, так как мы пришли уже на все готовенькое, везде нас сопровождали, чуть ли не конспекты уроков за нас писали. Такого рода практика не готовит к реальной жизни, она лишь надевает на студентов розовые очки. После такой практики студентам кажется, что быть учителем легко и классно: все ребята сидят тихо, слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания и т.д. Но всё не так гладко.
•Прокачивается скилл общения с людьми. И речь не только о детях. Ещё об учителях, родителях, завучах, директоре.
Когда перед тобой сидит тридцать оболтусов, и каждый из них норовит куда-нибудь убежать, кого-нибудь пнуть, чем-нибудь кинуть, что-нибудь прокричать, посидеть в телефоне, похихикать с соседом по парте, то невольно научишься превращаться из кроткого очкарика в громкоголосую Валентину Петровну (имя изменено). Каждый из ребят — личность, хоть и не до конца сформировавшаяся, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому учишься быть и хорошим, и плохим полицейским. То же самое с родителями и классными руководителями — они все разные, и даже одну и ту же информацию им нужно преподносить по-разному.
Учителя, завучи и директор — это твои коллеги, личности уже сформировавшиеся. Но все равно перед тем, как зайти к кому-нибудь из них в кабинет, долго стоишь в коридоре с трясущимися коленками и думаешь, как лучше спросить или сказать. А вдруг подумают, что я дура, а вдруг засмеют. Но у меня, к счастью, такого не было. Коллектив попался просто замечательный.
•Ежедневный шквал эмоций.
Дети — это дети. Они бегают, дерутся, кричат, плачут, спят, едят, смеются, поют песни — и все это на уроках. Поэтому за 45 минут твоё настроение может смениться пятнадцать раз. Вот ты злишься на них, отчитываешь, и внезапно, совершенно незаметно для себя, начинаешь смеяться до слёз вместе с ними.
Иногда после уроков я приходила домой и говорила, что всё. Больше никогда не пойду к этим паразитам, я на них обиделась и вообще. А на следующий день приезжала пораньше, чтобы подготовить кабинет к интересной игре.
И я поняла, что дети чувствуют твоё отношение к ним. Они мне прямо так и сказали: мол, мы видели, что вначале вы нас боялись. А под конец года я немного расслабилась, уже начала болтать с ними обо всем на свете, хихикать на переменах, и увидела, что дети стали мне больше доверять. Они уже не шли на принцип «вывести молодую училку». Они спокойно приходили на уроки, выполняли задания, советовались со мной и советовали мне.
•Это интересно!
На каждый урок нужно было что-то придумывать. Что-то новое. Чтоб ребята не тухли над конспектами и таблицами, а занимались чем-то действительно интересным. Иногда у меня получалось, иногда — нет, но это мой первый опыт, и ребята меня понимали.
В процессе разработки уроков мозги нормально так прокачиваются. Тут и творчество, и новые знания, и систематизация уже имеющейся информации. В общем, одна польза)))
•Первый и самый главный минус — ты устаешь. Нет, ты УСТАЕШЬ.
С утра едешь в школу на 2-3 урока, потом галопом на пары, затем вечером подготовка уроков для деток и выполнение универской работы. Времени оставалось только помыться, поесть и поспать. Это сильно выматывало. Я начала понимать учителей, которые ждут каникул больше, чем дети)))
•Школьники.
Да-да, дети цветы жизни и все такое, не бывает плохих детей и все остальное.
А я скажу — бывают. Бывают такие, которых не берет ничто — ни кнут, ни пряник. И все прекрасно об этом знают, но почему-то предпочитают замалчивать.
Шутки про мою попу — самое безобидное. Из примеров: один класс в какой-то из дней совсем ошалел, устроили дикий погром в кабинете, бегали, орали, меня не слышали вообще. Я психанула и сказала, что оценки за год они будут получать с комиссией. Что я услышала в ответ? «Да нам по*уй». Прямым текстом, в лицо учителю. И я совсем обессилела, ревела потом долго. Спасибо их классному руководителю, поставила их на место.
Таких детей много. Они ни к чему не стремятся, ведут себя, как они думают, по-взрослому: курят, пьют, матерятся, вызывающе одеваются, заводят отношения и так далее. Один мальчик, например, сказал, что ему не нужна география, ведь он хочет стать наркобароном.
Я этим детям не мама, не классный руководитель, не соц.педагог, я даже не постоянный учитель. Я понимаю, что всех не спасти и всем не помочь. Но я честно пыталась рассмотреть в каждом из них человека, РЕБЁНКА. Но не смогла.
•Зарплата.
Больная тема всех учителей. За месяц я получала максимум 4 тысячи. Если бы не повышенная стипендия, я бы умерла от голода (шучу, просто сидела бы у мамы на шее).
Оклад учителя в той школе, где я работала, 12 тысяч. Хотя школа одна из лучших в городе. Директор как может выписывает всем премии и стимулирующие, но тем не менее, чтоб получалось хотя бы 30к, нужно везде участвовать, быть классным руководителем, заполнять электронку, организовывать мероприятия и т.д. и т.п.
Это жестко. Иногда были дни, когда у меня стояло 7 уроков. После этого я сидела в столовке, и мне котлета в горло не лезла — настолько я уставала.
Переосмыслила свое поведение в школе, поняла, что где-то косячила.
Поняла, что учителя — святые люди (не все, естественно).
Какой я могу сделать вывод? Мне понравилось. Несмотря на все сложности, я полюбила эту работу и этих деток, привыкла рано вставать и кушать за десятиминутную перемену)))
На последнем уроке я решила, что не буду грузить ребят предметом. Мы просто болтали, играли в крокодила, «я никогда не..» и другие игры, шутили, смеялись, и это было так круто! Они расстроились, когда узнали, что в следующем году у них не я буду преподавать. Сказали, что будут себя хорошо вести и отлично учиться, только чтоб я пришла на практику в эту школу. Уходя, ребята пожелали мне хорошо отдохнуть и прекрасно провести лето. И как только закрылась дверь за последним учеником — я почти расплакалась.
Я поняла, что хочу быть учителем.
Единственное препятствие для молодых педагогов, по моему мнению, это заработная плата. Цены растут, коммуналка растет, а зарплата мизерная.
Поэтому есть вариант, что я предам свою профессию и пойду работать в другое место. Потому что хочется питаться не только макарошками и одеваться не в мешки из-под картошки.
Всем спасибо за внимание!
П.с. Как там говорится: чукча не писатель, первый пост, тапками не кидайтесь, в школе была 3 по русскому (на самом деле 5) и так далее.
П.п.с. Не знаю, какие пруфы приложить, поэтому спрашивайте в комментах)))
Источник