- Лопнул радиатор охлаждения Дэу Ланос, как проверить крышку расширительного бачка
- Проверяем работоспособность крышки расширительного бачка Дэу Ланос
- Крышка расширительного бачка: зачем она нужна и что будет при её неисправности?
- Зачем нужна крышка расширительного бачка?
- Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?
- Какие бывают крышки?
- Что будет при неисправности клапанов в крышке?
- Как выбрать и проверить крышку расширительного бачка?
Лопнул радиатор охлаждения Дэу Ланос, как проверить крышку расширительного бачка
Иногда владельцы Дэу Ланос могут столкнуться с довольно серьезной проблемой – лопает радиатор охлаждения.
При этом речь идет не о банальном протекании данного блока, а о его разрыве от избыточного давления.
Возникновение подобной ситуации может привести к повреждению других элементов авто, расположенных в подкапотном пространстве автомобиля.
Вызвана подобная проблема преимущественно одной причиной – вовремя не срабатывает сбрасывающий клапан, который расположен в крышке расширительного бачка.
Именно этот клапан отвечает за отведение излишнего давления, которое возникает в системе охлаждения Дэу Ланос в процессе эксплуатации транспортного средства.
Разрыв из-за чрезмерного давления может произойти в любом элементе системы охлаждения, включая радиатор и патрубки.
Соответственно, необходимо регулярно проверять состояние пробки в целом, а также клапана в отдельности.
Только таким образом можно заблаговременно устранить проблему, заменив крышку. В таком случае до проблем с необходимостью замены радиатора дело просто не дойдет.
Проверяем работоспособность крышки расширительного бачка Дэу Ланос
Для проведения проверки крышки расширительного бачка на предмет сброса чрезмерного давления потребуется компрессор, а также нормально функционирующая крышка для сравнения данных.
Чтобы провести тщательную проверку выполняем такие действия:
- Подсоединяем компрессор к радиатору.
- Таким образом будем нагонять давление в системе охлаждения.
- Один из патрубков, выходящих с расширительного бачка, глушим с помощью болта.
- Ставим пробку, которая была установлена в момент разрыва радиатора охлаждения Дэу Ланос.
- Включаем компрессор и начинаем нагонять давление.
- При этом вместо тосола в системе и расширительном бачке залита холодная вода.
- Давление через клапан начало сбрасывать только при достижении отметки в 2.1 атмосферы.
- Это чрезмерно много, учитывая еще и тот факт, что в системе холодная вода.
- Устанавливаем нормально работающую, проверенную пробку.
- Снова включаем компрессор и нагнетаем давление.
- При достижении отметки в 1.4 атмосферы пробка расширительного бачка Дэу Ланос начала сбрасывать излишнее давление.
- При этом слышен характерный звук, напоминающие свист чайника при закипании.
- Берем новую пробку.
- Разбираем ее и извлекаем пружину, которая отвечает за срабатывание клапана.
- Обрезаем два витка пружины и собираем крышку.
- Собираем пробку и закручиваем ее на расширительном бачке.
- Используя компрессор, начинаем нагонять давление.
- При достижении отметки в 1.8 атмосферы пробка начала сбрасывать лишнее давление с расширительного бачка Дэу Ланос.
- Это достаточно много, поэтому пружина требует доработки.
- Отрезаем еще один виток от пружины.
- Собираем крышку и ставим ее на место.
- В общей сложности от пружины уже было отрезано 3 витка.
- Включаем компрессор и нагоняем давление.
- Теперь срабатывание клапана происходит при достижении отметки в 1.4 атмосферы.
- Это уже близко к норме.
- После выключения компрессора пробка продолжает удерживать давление на отметке в 1.2 атмосферы.
- Отрезаем от пружины крышки расширительного бачка Дэу Ланос еще пол витка.
- Самой пружины осталось не так и много.
- При установке пружины ровной частью ее следует ставить непосредственно на клапан.
- Собираем пробку и ставим на место.
- В этот раз клапан срабатывает при достижении отметки в 1.1 атмосферы, что немного ниже необходимого уровня.
- Соответственно, следовало в последний раз отрезать немного меньший кусок пружины.
- Однако эксплуатировать такую крышку все-таки можно.
- При отключении компрессора крышка продолжает удерживать давление на отметке в 0,9 атмосфер.
- Тем не менее, лучше устанавливать крышку, которая будет срабатывать где-то на отметке в 1.3-1.4 атмосферы.
- Это позволит добиться оптимальных показателей работы.
В целом – важно периодически проводить проверку различных элементов Дэу Ланос, включая даже пробки. От их работоспособности зачастую зависит состояние других комплектующих автомобиля.
Источник
Крышка расширительного бачка: зачем она нужна и что будет при её неисправности?
Длительная эволюция ДВС не могла изменить главного: он так и остался тепловой машиной, а потому от исправности его системы охлаждения зависит очень многое. Затрагивая тему основных причин утечек антифриза, мы вспоминали в числе вероятных вариантов и крышку расширительного бачка. Порой эта небольшая деталь портит жизнь многим автомобилистам и их автомобилям куда больше, чем можно себе представить. Сегодня мы будем подробно разбираться в том, какую роль она играет в системе охлаждения, и что может произойти при её неправильной работе, а также как купить качественную крышку расширительного бачка и даже отремонтировать её.
Зачем нужна крышка расширительного бачка?
Расширительный бачок выполняет роль компенсационного: нагреваясь, охлаждающая жидкость заметно расширяется в объеме. В очень старых автомобилях отдельного расширительного бачка не было, а его роль играл сам радиатор.
В системе охлаждения ГАЗ-21 не было отдельного расширительного бачка!
ВАЗ-2108: расширительный бачок с крышкой, а радиатор – уже без крышки
Пробка радиатора при этом выполняла ту же задачу, что и на современных машинах: благодаря наличию в конструкции пароотводного (выпускного) клапана она поддерживала пусть и небольшое, но избыточное давление (0,45-0,55 кгс/см2) в системе, что позволяло воде закипать лишь при 109-112 градусах.
Устройство пробки радиатора ГАЗ-21
Также в крышке радиатора был предусмотрен воздушный клапан, отрегулированный на разрежение (0,01-0,10 кгс/см2). Его задача была противоположной – не допустить создания слишком низкого давления внутри системы.
На фото: пробка радиатора ГАЗ-21. Надпись «открывать осторожно» предупреждает о том, что обращаться с ней следует действительно аккуратно
Современная крышка расширительного бачка хоть и выглядит иначе, чем «винтажная» пробка радиатора, но устроена похоже. Как правило, внутри пластикового корпуса предусмотрены два клапана – выпускной и впускной.
Устройство пробки расширительного бачка ВАЗ-2108: 1 — пружина выпускного клапана; 2 — впускной клапан; 3- пружина впускного клапана; 4 — выпускной (паровой клапан); 5 — латунный блок клапанов; 6 — заливная горловина расширительного бачка.
Крышка ВАЗ-2108 в разобранном виде…
…и на расширительном бачке
Задача первого – «стравить» давление, если оно достигло предела, предусмотренного производителем. Поскольку современные моторы имеют более высокие рабочие температуры, чем у двигателей прежних поколений, выпускные клапаны крышки бачка у них могут открываться при давлении до 1,5 кгс/см2, причем этот параметр строго регламентируется для каждого конкретного мотора.
Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм
Впускной клапан открывается при 0,03-0,13 кгс/см2, что позволяет избежать чрезмерного разрежения в системе. Некоторые производители конструктивно объединяют два клапана в один, но их суть от этого не меняется.
Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?
Поддержание нужного давления в системе важно по двум причинам. Во-первых, оно не должно быть слишком низким, чтобы антифриз мог закипать при более высокой температуре, чем это происходит при атмосферном давлении. Ведь многие современные моторы во время работы могут нагреваться до 120 градусов и более, в то время как большинство охлаждающих жидкостей при нормальных условиях закипает уже при 110 градусах. Повышенное давление позволяет избежать перегрева и закипания антифриза даже при высоких температурах.
Ну а во-вторых, давление в системе охлаждения не должно быть слишком высоким, чтобы избежать утечек антифриза и разрывов резиновых патрубков и пластикового расширительного бачка – то есть, сохранить систему герметичной. Кстати, сохранению герметичности нередко мешает не только некачественная работа клапанов крышки бачка, но и посадочные поверхности заливной горловины или резьба на самой крышке: если они плохо обработаны – жди утечек.
Увидеть в наше время подобное качество обработки привалочных плоскостей на продающихся в магазинах бачках для Лады можно редко – а потому и идеальной герметичности соединений ждать не стоит
Датчик уровня охлаждающей жидкости (слева) – еще один способ потерять герметичность системы со всеми вытекающими (во всех смыслах) последствиями
Какие бывают крышки?
Рассмотрим несколько разных крышек расширительного бачка на примере переднеприводной Лады. Для нее в продаже можно встретить едва ли не десяток крышек самых разных производителей. Они могут заметно отличаться по цвету корпуса, надписям, резьбе и «начинке», но суть от этого не меняется: выпускной клапан должен срабатывать при 1,1 атмосферы (так обычно в простонародье называют параметр давления килограмм-сила на квадратный сантиметр).
Обе эти крышки абсолютно новые, но одна исправна, а другая – нет. Но узнать об этом можно только после проверки или установки на автомобиль
К сожалению, встречающиеся в продаже крышки бывают хорошие и плохие, то есть качественные и не очень. А это значит, что они могут допускать избыточное давление в системе заметно выше нормального – 1,3-1,5 кгс/см2 и даже выше!
Многовато будет… Такой крышкой можно угробить многие детали системы охлаждения
Некоторые крышки могут сбрасывать давление до требуемого, но делают это слишком долго и неохотно. Ну а еще крышка может не держать и половины от нужного избыточного давления, открывая выпускной клапан уже при 0,5-0,6 атмосферы.
Рано «капитулирующий» выпускной клапан – тоже плохо
И то, и другое, и третье практически одинаково плохо. В первых двух случаях избыточное давление в системе будет удерживаться на более высоком уровне, в третьем – не достигать требуемого параметра. То есть, в первых двух случаях о неисправности крышки водитель может узнать только после разрыва патрубка или расширительного бачка, а во втором машина может «кипеть», выпуская пар через крышку бачка, даже если на улице не жарко.
Что будет при неисправности клапанов в крышке?
Самый частый вариант – заклинивший либо неправильно работающий выпускной клапан. В этом случае в системе создаётся чрезмерное избыточное давление, жертвой которого могут стать многие элементы – сам расширительный бачок, патрубки, радиаторы… Если вы видели стоящие в жаркий день на дороге машины с открытым капотом и лужей под ними, причиной появления этой лужи могла быть именно крышка с неисправным выпускным клапаном.
Бачок, радиаторы, кран, патрубки – список деталей, поврежденных из-за неправильно работающей крышки, может быть довольно длинным
Один из визуальных признаков неисправности выпускного клапана – чрезмерно раздувшийся бачок. К сожалению, это можно определить далеко не на всех автомобилях, поскольку у многих машин бачки сделаны из непрозрачного и не слишком эластичного материала. Также высокое давление приводит к подтеканию антифриза в соединениях, даже если они достаточно сильно затянуты.
При наличии избыточного давления бачок может немного раздуваться, но не каждый водитель может определить это визуально
Неисправность впускного клапана выражается в том, что патрубки, особенно крупные, а иногда и бачок визуально сжимаются. Чрезмерное разрежение в системе также не добавляет долговечности её деталям.
Как выбрать и проверить крышку расширительного бачка?
Определить правильность настроек клапанов в крышке визуально невозможно. Для этого нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. Затем в установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице.
В реальности же никаких проверочных приспособлений в магазинах обычно нет, а роль проверочного стенда выполняет уже сам двигатель. То есть, при выборе крышки в магазине можно ориентироваться лишь на косвенные показатели – цену, производителя и визуальное качество изготовления. А уже после замены крышки нужно понаблюдать за тем, создаёт ли она избыточное давление в системе. Одним из признаков этого можно считать поддержание нормальной рабочей температуры без признаков закипания охлаждающей жидкости: если двигатель долго работает, и из-под крышки не идет пар, то все в порядке. Некоторые автовладельцы проверяют давление в системе, чуть приоткручивая крышку при прогретом двигателе: в этом случае должно раздаться шипение, которое говорит о сбросе давления, которое поддерживает исправная крышка. Такая проверка действенна, но небезопасна: если крышку внезапно сорвет, кипящая охлаждающая жидкость может фонтаном ударить из бачка и обжечь руки и лицо.
Откручивать крышку «на горячую» нужно очень осторожно, но лучше этого вообще не делать
Еще один существенный повод задуматься об исправности крышки – потеря герметичности системы или последовательный выход из строя её деталей: бачка, радиаторов, крана отопителя и так далее. Наконец, чрезмерно греющийся двигатель при чистом радиаторе и исправном термостате также является поводом для осмотра крышки.
Подобные потеки и «накипь» на бачке и вокруг него – повод задуматься, всё ли здесь в порядке
Ну а чтобы «на глаз» убедиться в исправности впускного клапана, можно открутить крышку и сжать один из толстых патрубков, после чего снова закрутить её. Если патрубок примет прежнюю форму, то в системе не создаётся чрезмерного разрежения.
Источник