- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Об оплате за лифт. Что необходимо знать — Защита прав потребителей
- Об оплате за лифт. Что необходимо знать
- Об оплате за лифт. Что необходимо знать
- Четыре вопроса о плате за обслуживание лифтов и её перерасчёте
- Платят ли за обслуживание и ремонт лифта жители первых этажей МКД
- Положен ли перерасчёт платы за обслуживание отключённого в подъезде лифта жителям других подъездов
- Согласно каким нормам УО обязана делать перерасчёт платы за обслуживание лифта
- Нужно ли делать перерасчёт платы за содержание лифта за период его отключения из-за капремонта
- Учитывайте доводы ГЖИ и судов по вопросам платы за обслуживание лифтов
- О перерасчете платы в случае ремонта лифта
- Если не работает лифт должны сделать перерасчет
- Обсудить статью и задать вопросы можно здесь .
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Об оплате за лифт. Что необходимо знать — Защита прав потребителей
Об оплате за лифт. Что необходимо знать
Об оплате за лифт. Что необходимо знать
Много споров и разногласий возникает с вопросом об оплате за лифт. Почему оплата за лифт производится с квадратных метров, а не с человека, и должны ли проживающие на первых этажах за него оплачивать?
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004г. №188-ФЗ, а также с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Оплата за содержание лифта всеми собственниками помещений основана также на нормах статей 36, 37, 154, 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по которым размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в состав которого входят лифты и лифтовые шахты) определяется исходя из занимаемой общей площади, а не исходя из количества проживающих.
Освобождение жителей первых этажей от внесения платы за обслуживание лифта нормами Жилищного Кодекса РФ не предусмотрено. Это будет равнозначно освободить собственников всех этажей кроме последнего от оплаты за расходы на ремонт кровли, например.
Поэтому пользуемся мы лифтом или нет, он является частью общедомового имущества, а значит, обязанность нести расходы на его содержание возникает у собственников всех помещений в жилом доме, независимо от этажа проживания, пропорционально общей площади занимаемого помещения. Соответственно, оплата за лифт должна производиться собственниками всех помещений многоквартирного дома.
Источник
Четыре вопроса о плате за обслуживание лифтов и её перерасчёте
Жители первых этажей МКД часто ведут с УО дискуссии о том, должны ли они платить за обслуживание лифтов, которыми не пользуются. Есть и обратные споры, когда управляющая организация обязана сделать перерасчёт платы за эту услугу. На примере пояснений ГЖИ и судебного дела разбираемся, когда и кому положен такой перерасчёт.
Платят ли за обслуживание и ремонт лифта жители первых этажей МКД
Вопрос о плате за содержание лифтов законодатели и надзорные органы решают единообразно: за такие услуги и работы обязаны платить все жители многоквартирного дома. Это не зависит от того, на каком этаже живёт собственник и пользуется ли он лифтом.
Это оборудование является частью общего имущества МКД, а бремя его содержания ложится на плечи всех собственников помещений в доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 2 Правил № 491). Исключение составляет ситуация, если на общем собрании собственников его участники приняли решение освободить часть жителей дома от платы за лифт и перераспределить эту плату между остальными.
Такое решение предложила прокуратура Санкт-Петербурга, когда оказалось, что городской комитет по тарифам традиционно не включил в размер платы за содержание жилья стоимость обслуживания лифтов для собственников, которые живут на нижних этажах МКД и в подъездах без такого оборудования. Властям северной столицы пришлось пересчитывать муниципальный тариф, а жителям домов – привыкать к тому, что платить за лифт должны все.
Положен ли перерасчёт платы за обслуживание отключённого в подъезде лифта жителям других подъездов
Санкт-Петербург – исключение из правила о том, что плата за содержание и ремонт лифтового оборудования включается в размер платы за содержание жилого помещения. Её вносят все владельцы помещений в МКД. В такой ситуации действует и обратное правило: УО обязана делать перерасчёт за некачественное обслуживание лифта для всех жителей МКД.
Об этом на сайте рассказала Госжилинспекция Санкт-Петербурга. Она указала, что в случае, если в МКД лифт был отключён из-за поломки, то УО обязана сделать перерасчёт платы за содержание жилого помещения по п. 6 Правил № 491 как за услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Орган ГЖН указал, что плата за содержание и ремонт общедомового имущества, включая лифты, начисляется без разделения на подъезды и этажи дома всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Поэтому перерасчёт такой платы также проводится всем собственникам, а не только жителям подъезда, где не работал лифт.
Согласно каким нормам УО обязана делать перерасчёт платы за обслуживание лифта
Ещё один интересный вопрос относительно расчётов УО и собственников за обслуживание лифта – в какой ситуации компания обязана сделать перерасчёт платы за такую услугу. Ведь случается, что подъёмник ломается или проводится его капитальный ремонт. Лифт в течение недель, а то и месяцев не работает. Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике.
В деле № А56-135671/2018 Госжилинспекция при проверке установила, что из-за капремонта в течение нескольких месяцев в одном из подъездов МКД был отключён лифт. ГЖИ выдала компании предписание сделать перерасчёт платы за содержание жилого помещения за три месяца, когда оборудование не работало.
Управляющая организация обратилась в суд, считая, что предписание незаконное. Суд первой инстанции иск управляющей организации отклонил, указав, что согласно п. п. 20, 22 Минимального перечня № 290, она проводит техническое обслуживание, осмотры и аварийный ремонт лифта, организует техническое освидетельствование оборудования, в том числе после замены его элементов.
Стоимость этих услуг и работ включена в размер платы за содержание жилого помещения. Если какие-то из них оказываются с нарушением качества или превышающими разрешённую продолжительность перерывами, то УО обязана сделать жителям дома перерасчёт (п. 6 Правил № 491).
В НПА не установлены предельно допустимые сроки отключения лифтов. Суд первой инстанции сделал вывод, что любой перерыв в работе лифтового оборудования является основанием для перерасчёта платы за его обслуживание. Документы и свидетельства, представленные суду, подтвердили, что из-за капремонта лифт в спорном МКД не работал три месяца. Поэтому в этот период период УО не могла его обслуживать и ремонтировать.
Управляющая организация пыталась возразить, указав, что капремонт был связан с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, поэтому лифт был отключён. Но судья посчитал, что эти слова УО не доказаны. Иск управляющей организации суд отклонил и оставил в силе требование ГЖИ сделать перерасчёт платы всем собственникам помещений в доме.
Нужно ли делать перерасчёт платы за содержание лифта за период его отключения из-за капремонта
Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, считая, что проведение работ по капитальному ремонту лифтов связано с исполнением компанией обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Такой перерыв в работе оборудования не является оказанием услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Но апелляционный суд согласился с первой инстанцией. Управляющая организация три месяца взимала плату за содержание лифта, который на самом деле не обслуживала. Он находился на капремонте и был остановлен, услуга не оказывалась. Капитальный ремонт не указан в законодательстве как обстоятельство, исключающее перерасчёт из-за непредоставления услуг.
С учётом «достаточно продолжительного времени» неоказания услуг по содержанию лифта, плата за не оказанные услуги должна быть уменьшена в соответствии с Правилами № 491. Управляющая организация обязана была снизить такую плату для собственников на период, когда оборудование было остановлено для ремонта. Суд заключил, что предписание Госжилинспекции является законным, выдано правомерно и обоснованно.
Учитывайте доводы ГЖИ и судов по вопросам платы за обслуживание лифтов
Нормы НПА, на которые в своих пояснениях и решениях опираются органы Госжилнадзора и судебные инстанции, в отношении платы за обслуживание лифтов вводят следующие обязанности:
- Все собственники помещений в МКД должны платить за услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту лифтов в доме. На это не влияет, на каком этаже живёт человек и есть ли в его подъезде лифт, как и в соседних.
- В случае оказания УО услуг ненадлежащего качества или с перерывами в работе лифта компания обязана сделать перерасчёт платы за такие услуги всем собственникам помещений в доме, даже если лифт был отключён только в одном из многих подъездов МКД.
- Перерасчёт платы за неработающий лифт делается согласно п. 6 Правил № 491. Любой перерыв в работе лифтового оборудования является основанием для перерасчёта платы за его обслуживание.
- Капремонта лифта не является основанием для отказа в таком перерасчёте.
Компании, управляющие и обслуживающие многоквартирные дома с лифтами, должны учитывать эту позицию ГЖИ и судов в своей работе.
Источник
О перерасчете платы в случае ремонта лифта
Содержание общего имущества в многоквартирных домах возлагается на собственников жилых помещений. Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества дома в форме оплаты доли обязательных расходов, размер которой определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме каждого собственника.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:
— организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
— обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
— обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
— обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 6 Правил № 491 определены случаи снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. К таким отнесено оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг, выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (пункт 14 Правил № 491).
Если ремонт (замена) лифта произведен для устранения недостатков оборудования в целях сохранения общего имущества и предупреждения угрозы жизни и здоровью собственников дома, правовые основания для перерасчета платы отсутствуют.
Источник
Если не работает лифт должны сделать перерасчет
Все современные многоэтажные МКД оснащены лифтами. Поскольку лифт – один из видов инженерного оборудования МКД и входит в состав общего имущества, управляющая организация обязана обеспечить его надлежащую эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт. При этом обеспечение безаварийной работы лифтов обходится управляющим организациям в довольно существенные суммы.
Поскольку к лифтам предъявляются специальные требования безопасности, установленные Техническим Регламентом Таможенного Союза от 18.10.2011г№011/2011, Постановлением Правительства РФ от 24.08.2017г №743, ГОСТ Р 559652014, Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1998 №53, многие виды работ вправе выполнять только специализированные организации.
Иногда, в целях обеспечения безопасности собственников, работу лифтов приходится приостанавливать для проведения ремонтных работ. И по закону жанра в этот момент кто-либо из собственников непременно обращается в ГЖИ с жалобой о простое лифта или перерасчете платы в связи с неработающим лифтом.
Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который включены, в том числе такие работы как:
организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 20 февраля 2017 г. по делу № 12-27/2017 управляющая организация привлечена к административной ответственности за остановку работы пассажирского лифта. Суд посчитал, что у управляющей организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При привлечении к ответственности за отказ в перерасчете платы за содержание общего имущества суды руководствуются следующими доводами:
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу статьи 158 ЖК РФ, бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющие компании обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами изменения размера платы.
Для этого собственнику необходимо обратиться в управляющую компанию с заявлением в письменной или устной форме.
Поскольку в состав платы за содержание и ремонт общего имущества входит, в том числе плата за содержание лифта, указанная плата подлежит перерасчету. (Решение Арбитражного суда Костромской области от 11 апреля 2016 г. по делу № А31-981/2016 и т.д.)
Примечательно, что 17.08.2017 Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в Определении по делу № 33-14512/2017 применила иной подход к нормативно-правовым актам и отказала Истице в перерасчете платы за содержание и ремонт за три месяца, пока лифт находился на ремонте.
Как указала Судебная коллегия, судом правомерно отказано во взыскании перерасчета за неиспользование лифта в течение октября – декабря 2016 года ввиду его ремонта по следующим основаниям.
Подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя текущий и капитальный ремонт, содержание общего имущества.
Пунктом 6 Правил от 13.08.2006 № 491 определены случаи снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. К таким отнесено оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (пункт 14 Правил от 13.08.2006 № 491).
Поскольку ремонт лифта связан с исполнением управляющей компанией обязанности по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, произведен для устранения недостатков оборудования в целях сохранения общего имущества и предупреждения угрозы жизни и здоровью собственников дома, правовые основания для перерасчета платы в данном случае отсутствуют.
Рекомендуем аргументы суда, изложенные в указанном Определении, запомнить и использовать для изменения общеотрицательной тенденции по данной категории дел.
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь .
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписка на рассылку
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Статья 5.62. Дискриминация
3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Источник