Если сломалась рулевая рейка что будет

Содержание
  1. Рули и слушай: как диагностировать проблемы рулевой рейки, и чем они чреваты
  2. Кратко об устройстве
  3. Что может выйти из строя
  4. Как диагностировать неисправности
  5. Замена рулевого механизма с гидроусилителем в сборе
  6. Частые ошибки автовладельцев, из-за которых быстро ломаются рулевые рейки
  7. Несвоевременно проводят техобслуживание
  8. Не обращают внимания на подтеки под автомобилем
  9. Не придают значения посторонним звукам при движении
  10. Паркуются без выравнивания колес
  11. Быстро ездят по разбитым дорогам и резко стартуют
  12. Резюмирование
  13. Сломалась рулевая рейка: причины и дальнейшие действия
  14. Действия водителей, которые приводят к поломке рулевой рейки
  15. Признаки сломанной рулевой рейки
  16. Диагностика неисправностей рулевой рейки
  17. Возможные действия, если сломалась рулевая рейка
  18. Менять или ремонтировать рулевую рейку
  19. Что автолюбители говорят о поломках рулевой рейки

Рули и слушай: как диагностировать проблемы рулевой рейки, и чем они чреваты

Рулевой механизм в иерархии важности, несомненно, стоит на одной ступени с тормозами — оттого и внимание к его техническому состоянию должно быть соответствующее, и «прислушиваться» к автомобилю и его управляемости необходимо с полной самоотдачей. Сегодня мы выясним, как же диагностировать наличие проблем в рулевом механизме самостоятельно, а затем наглядно рассмотрим, чем чреваты его неисправности, поменяв рулевую рейку в сборе на автомобиле Jeep Patriot.

Н аше основное внимание сегодня будет сконцентрировано исключительно на современной конструкции рулевых механизмов для легковых автомобилей – реечных. А установленный в немалой их доле гидравлический усилитель насколько упрощает управление, настолько же и усложняет обслуживание. Да-да, настолько, что бывают моменты, когда проще заменить всю рейку в сборе, чем отдать ее в ремонт. Именно с этой задачей к нам на подъемник попал довольно редкий Jeep Patriot. Внедорожник и вправду редкий – но только не по конструкции: с точки зрения механики его впору использовать как пособие по устройству автомобиля.

Читайте также:  Как правильно настроить dpi мыши logitech

Кратко об устройстве

Прежде чем начать диагностировать рейку, стоит разобраться, как она устроена. Представьте себе две шестерни, одну из которых разрезали и развернули в ровную ленту с зубьями. К оставшейся круглой шестерне подсоединили вал с рулевым колесом, а к ленте – тяги, которые сочленили с поворотными кулаками колес. По сути, это всё – здесь можно останавливать введение в базовое устройство. Но будем последовательны.

Пара «шестерня-рейка» помещена в цилиндрический корпус. Как уже говорилось выше, к рейке с зубьями подсоединены рулевые тяги. Покрыты эти тяги пыльниками, внутри которых, естественно, заложен смазочный материал, чтобы минимизировать последствия от трения. Рулевые тяги соединяются с рейкой шарнирно, чтобы снизить ударные нагрузки и создать свободу перемещения. Весь механизм крепится к поперечине кузова в моторном отсеке или, как в нашем случае, к подрамнику передней подвески. В целом рулевой механизм – живая иллюстрация аксиомы «чем проще – тем надежнее».

Да, мы не сказали еще об одной «мелочи» — это наконечники рулевых тяг, представляющие собой шарнир с приваренным к нему штоком. Наконечник накручивается на рулевую тягу и фиксируется стопорной гайкой. Существуют конструкции, когда гайка на самом наконечнике разрезная, а после накручивания стягивается болтом наподобие хомута. И последний вопрос: почему бы рулевую тягу не выполнить одним целым с наконечником? Потому, что благодаря наконечнику возможна регулировка схождения передних управляемых колес. Выкрутил наконечник – схождение увеличилось, вкрутил поглубже – уменьшилось.

Теперь скажем пару слов про усилители рулевого управления. На данный момент основных типов усилителей два: гидравлический и электрический. В гидравлических (ГУР) крутить руль «помогает» жидкость под давлением (чаще всего это трансмиссионное масло), которое создается насосом. Насос приводится во вращение ремнем от шкива коленвала или же электромотором. В электрических усилителях руля (ЭУР), как несложно догадаться, на помощь водителю приходит электромотор. Усилитель стоит рассматривать как часть рулевого механизма, поскольку элементы гидравлического усилителя интегрированы в корпус этого механизма.

Читайте также:  Как отремонтировать звено молнии

Что может выйти из строя

Пойдем от простого к сложному. Разрушение пыльника довольно быстро приводит шарнир рулевого наконечника в негодность – благо, заменить наконечник не составляет труда. Процедура довольно проста и может быть выполнена даже в «домашних» условиях. Единственный связанный с этим нюанс, который не сделаешь дома, – это регулировка углов установки управляемых колес. Да-да, как бы вас не уверяли в своем профессионализме работники «гаража и молотка», каждый раз после замены наконечника необходимо выполнять проверку и регулировку углов установки колес. За непосещение стенда придется расплачиваться как минимум неравномерным износом шин.

Выше мы уже говорили о надежности схемы реечного рулевого механизма – но ведь все не может быть абсолютно хорошо. Есть-таки слабое звено и здесь – пыльники. Они изготавливаются из мягкого полимера и от довольно незавидных условий работы могут быстро приходить в негодность. Дальнейшая схема прозрачна и стремительна: вовремя не выявил повреждение пыльника – и вот уже грязь и пыль начали поступать внутрь корпуса рулевого механизма, смазочный материал уже не в силах помочь – и пиши пропало.

Следующий элемент механизма – рулевые тяги. Шарнир рулевой тяги может «застучать» даже при условии целого пыльника, так как на его долю приходятся довольно большие нагрузки ударного характера.

Еще один неприятный отказ, который может произойти неожиданно, – это закусывание зубьев. В этом случае рулевой механизм заклинивает так, что баранку не стронуть ни влево, ни вправо. Опасность такой неисправности во время движения описывать излишне, а ее причины могут быть разными – это и недостаточное количество смазки, и неправильная регулировка натяга в зубчатом зацеплении, и банальный износ.

На этом возможные проблемы с рулевым механизмом заканчиваются – поломки гидроусилителя мы рассмотрим в отдельной статье о ремонте рейки в ближайшее время. К слову, увеличенный люфт рулевого колеса также может говорить о том, что с рейкой что-то не так. В конструкции рулевого механизма присутствует упор, который в зависимости от конструкторской фантазии может быть регулируемым или нерегулируемым. Так, если возможность регулировки есть, то подкрутив упор, можно отрегулировать люфт. Если такой возможности нет, то рейку, возможно, придется заменять или отдавать в ремонт.

Как диагностировать неисправности

Как и в случае с элементами подвески, с рулевым механизмом действует одно правило: если вы заехали на СТО – проверьте сами или попросите более опытного мастера проверить все элементы на наличие поломок, дефектов или износа. Если же вы нечастый гость сервисов, то стоит проявлять особую внимательность в «выискивании» посторонних звуков при движении и повороте руля. Правда, при таком, менее точном, методе диагностики ситуация в итоге может сложиться так, как у автора этих строк.

Автомобиль поступил к нам с жалобой на то, что при начале движения слышался постоянный стук, похожий на перекатывающиеся шарики. Первое, что пришло в голову владельцу, – это «прощание» с подшипником ступицы, который был заменен в тот же день. Позже, когда стук не унимался, он все-таки отправил автомобиль на диагностику, где выявили болтающийся наконечник рулевой тяги – у него износился шарнир. Хорошо, что автомобиль был заднеприводным, и никто не полез менять ШРУС.

Вывод из сказанного довольно простой: определить неисправность рулевого управления можно во время движения. Исключением может быть лишь ситуация, при которой износ достиг такого масштаба, что шарнир или тяга просто-напросто болтаются. Потому повторюсь, но скажу: слушайте свой автомобиль!

Замена рулевого механизма с гидроусилителем в сборе

Хозяин автомобиля – довольно ответственная личность, а потому при первых признаках неисправности рулевого механизма обратился за помощью. Мастер взял машину на тест, во время которого выявилось легкое закусывание руля при вращении. Легкое закусывание могло перерасти в ближайшем будущем в заклинивание, поэтому было принято решение заменить рейку в сборе. Да и времени на ее ремонт у хозяина просто не было, так как автомобиль эксплуатируется каждый день.

Упрощение в инженерии и проектировании – вещь довольно интересная. Так оказалось и в нашем случае: частично силовой агрегат, элементы подвески и рулевая рейка крепятся к подрамнику.

Источник

Частые ошибки автовладельцев, из-за которых быстро ломаются рулевые рейки

Рулевая рейка представляет собой замысловатый механизм, с которым нередко случаются поломки. В некоторых ситуациях в неисправности виноваты сами автолюбители, неграмотно эксплуатирующие свои транспортные средства.

Во время использования машины рулевая рейка испытывает большую нагрузку и к пробегу в 100 тыс. км может выйти из строя. Тогда нужно будет ремонтировать этот узел либо покупать новый. Финансовых затрат можно избежать, если не допускать неверных действий, которые приводят к неработоспособности механического устройства. Ну что ж, давайте подробнее рассмотрим ошибки, которые совершают автовладельцы.

Несвоевременно проводят техобслуживание

Некоторые водители не уделяют достаточно внимания обслуживанию рулевой рейки. В действительности, элемент рулевого управления нужно время от времени осматривать. Кроме того, если при поворачивании руля слышится небольшой гул либо стук, то комплектующую, скорее всего, нужно будет чинить.

Далеко не каждый автомобилист может самостоятельно отремонтировать эту деталь, а посему многие обращаются в специализированные предприятия. Если возникли подозрения касательно ухудшения функционирования рулевой рейки, лучше сразу отправляйтесь в сервис. В противном случае она через некоторое время полностью сломается, и уже не будет подлежать ремонту.

Не обращают внимания на подтеки под автомобилем

Чтобы рулевая рейка работала эффективно, ей потребуется гидравлическая жидкость, смазывающая подвижные компоненты и создающая наилучшее давление. О повреждении комплектующей скажет крупный подтек жидкого вещества под автомобилем. Поэтому всегда осматривайте место, где паркуете транспорт. И если под ним стали возникать лужи из технических жидкостей, то пора наносить визит в СТО.

Не придают значения посторонним звукам при движении

Когда автотехника двигается, вслушивайтесь в посторонние шумы. Если при вывернутых колесах что-то гудит или при езде по неровной автотрассе издаются стуки, то значит, настал момент обратиться в автосервис. Помните, что чем дольше вы станете использовать ТС с неисправными деталями, тем больше потратите денег на их восстановление или замену.

Паркуются без выравнивания колес

Многие шоферы при парковании не выравнивают колеса. При долгой стоянке в таком положении в системе создается высокое давление, а это негативно воздействует на гидравлические усилители руля и рейки. Особенно опасно оставлять транспортное средство с вывернутыми колесами, когда на улице минусовая температура. Дело в том, что в зимний период гидравлическое вещество густеет и когда автотехника начинает ехать, то рулевая рейка не получает нужного количества смазки и, как следствие, ломается раньше того срока, который рассчитал ее производитель.

Быстро ездят по разбитым дорогам и резко стартуют

Механическое устройство, о котором идет речь в этой статье, плохо переносит резкое начало движения и значительные вибрации. Если транспорт часто используется на побитых проезжих частях и бездорожье, то следует ездить на малой скорости. В таком случае вы пролонгируете длительность эксплуатации систем подрессоривания и рулевого управления. Также помните, что при стремительном старте с места некоторые узлы машины, включая рулевую рейку, получают чрезмерную нагрузку.

Резюмирование

Хотите, чтобы рулевая рейка прослужила максимально большой отрезок времени? Тогда вам нужно будет следовать нескольким рекомендациям. Во-первых, регулярно посещайте СТО с целью проверки работоспособности узла. Во-вторых, помните о возможности протечки, поэтому всегда заглядывайте под ТС. В-третьих, обращайте внимание на наличие стуков при езде. В-четвертых, обязательно выравнивайте колеса при парковании. И в-пятых, стартуйте плавно, а по ухабистым трассам двигайтесь медленно.

Источник

Сломалась рулевая рейка: причины и дальнейшие действия

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Действия водителей, которые приводят к поломке рулевой рейки
  • Признаки сломанной рулевой рейки
  • Диагностика неисправностей рулевой рейки
  • Возможные действия, если сломалась рулевая рейка
  • Менять или ремонтировать рулевую рейку
  • Что автолюбители говорят о поломках рулевой рейки

Ситуация, когда в автомобиле сломалась рулевая рейка, не редкость, но еще более частый вариант – выход из строя смежных деталей. Поэтому необходимо провести тщательную диагностику, чтобы найти истинную причину проблем.

После того как выяснилось, что виной всему точно рейка, у автовладельца есть два пути: ремонт или замена. В нашей статье мы расскажем, что делать целесообразней, а также разберем причины и признаки поломки рулевой рейки.

Действия водителей, которые приводят к поломке рулевой рейки

Во время работы автомобиля рулевая рейка испытывает значительное напряжение. К 100 000 километров пробега можно ожидать появления первых неисправностей в ней, устранить которые можно заменой или восстановлением соответствующих деталей. Такие неполадки есть возможность предотвратить, зная и соблюдая правила эксплуатации машины, избегая типовых заблуждений, приводящих к поломке рулевой рейки. Тщательно разберем причины возникновения проблем с этим узлом.

  • Некорректное и неправильное обслуживание

Далеко не каждый владелец авто знает о необходимости обслуживания рулевой рейки. Уделяя внимание тормозным колодкам, своевременно меняя моторное и трансмиссионное масло, они напрочь упускают из виду рулевую рейку. А между тем следует отдавать ее в ремонт незамедлительно, если поворот руля сопровождается гулом или стуком.

Хороший уход за рейкой сложно осуществить в условиях гаража, поэтому рекомендуем пользоваться услугами специализированных организаций. Жалеть средств на качественный сервис недальновидно, ведь дефектовка и восстановление рулевой рейки, а то и полная замена потребует гораздо больших затрат.

  • Контроль за подтеками

Функционирование рулевой рейки невозможно без специальной гидравлической жидкости, служащей для смазки подвижных частей и создающей рабочее давление. Если под авто в соответствующем месте обнаруживаются масляные подтеки, это сигнал, что, вероятно, сломалась рулевая рейка. Следовательно, нужно периодически осматривать место парковки машины. При обнаружении маслянистых следов разумно как можно быстрее обратиться на СТО для диагностики и ремонта рулевой рейки.

В процессе эксплуатации авто следует внимательно слушать, не появились ли какие-то посторонние звуки. Наличие стуков при преодолении неровностей или гул во время поворота — признаки необходимости ремонта. Откладывать последний не рекомендуется, ведь использование машины с неисправностями лишь увеличивает смету на дальнейший ремонт, а также его сложность.

  • Стоянка с повернутыми колесами

Опасная привычка водителей — оставлять автомобиль на стоянке с невыровненными колесами. При длительном пребывании машины с таким положением колес из-за высокого давления в системе повреждаются гидравлический усилитель руля и рулевая рейка. При морозах негативное воздействие такой парковки усиливается. Из-за низкой температуры гидравлическое масло густеет. При последующей езде рулевая рейка плохо смазывается, что существенно сокращает срок ее службы.

Отсюда рекомендация водителям – оставлять на стоянке автомобиль только с выровненными колесами. Это неплохая мера профилактики поломки рулевой рейки. Простой прием, способный снизить количество неисправностей с машиной и позволяющий сэкономить на дорогостоящем ремонте.

Согласно опыту бывалых автомобилистов, рулевая рейка не любит динамичных стартов и сильную вибрацию. При необходимости движения по ухабистым дорогам следует делать это с малой скоростью, только так вероятность получить неисправность системы рулевого управления и подвески минимизируется. При резком трогании все узлы машины, в том числе трансмиссия и мотор, подвеска, ШРУСы и рулевая рейка, испытывают повышенные нагрузки.

Признаки сломанной рулевой рейки

Современные автомобили оборудованы электроусилителем (ЭУР) либо гидроусилителем (ГУР) руля. Рулевая рейка в обоих механизмах имеет схожие проблемы, но есть также и нюансы. Поэтому уделим внимание каждому механизму.

  • Неполадки рулевой рейки с гидроусилителем

Признаки поломки рулевой рейки с гидроусилителем взаимосвязаны с гидравликой — насосом и рабочей жидкостью. Как понять, что сломалась рулевая рейка? В этом помогут следующие признаки:

  • Возрастание необходимого усилия для управления автомобилем. По-другому это называют «тяжелым» рулем. То есть раньше можно было повернуть рулевую колонку практически одним пальцем, сейчас же это требует более серьезного усилия.
  • Постоянный уход гидравлической жидкости из расширительного бачка. Это можно определить как по светящемуся на приборной панели индикатору, так и на основании масляных пятен на месте парковки машины, следов масла на деталях под капотом.
  • Движение со стуком. Наиболее отчетливо шум проявляется при преодолении неровных участков пути.
  • Значительный гул при повороте руля. Возрастание угла отклонения колес от нормали усиливает гул, при этом сторона поворота не имеет значения. Часто вместе с шумом наблюдается небольшая вибрация руля.
  • После поворота руль или вовсе не возвращается в исходную точку или делает это очень неторопливо.
  • При прямолинейном движении передние колеса не выдерживают направления, что вызывает виляние автомобиля.
  • Дефекты рулевой рейки с электроусилителем
Рекомендуем

Рулевая рейка с электрическим усилителем подвержена тем же неисправностям, что и гидравлическая. Невозможны лишь подтеки трансмиссионного масла. Поломка рейки, оборудованной ЭУР, обычно проявляется так:

  • стук при повороте рулевого колеса;
  • заклинивание руля;
  • руль вращается с неодинаковым усилием;
  • самопроизвольное вращение рулевого колеса;
  • индикация «красный руль» на приборной панели.

Таким образом, понять, что сломалась рулевая рейка, можно по общим признакам независимо от механизма усиления. ЭУР особенно боится контакта с водой. Влага опасна при попадании на шток или в блок управления механизмом.

Диагностика неисправностей рулевой рейки

Случается и такое, что на сервис автомобилисты обращаются именно за ремонтом рулевой рейки, услышав стук. Однако диагностика показывает, что причина посторонних звуков и других симптомов неисправности кроется совсем в другом месте. А именно дефект может быть в шаровой опоре, опорных подшипниках, рулевых тягах и наконечниках, рычагах подвески и других элементах ходовой. Понять, что сломалось именно крепление рулевой рейки, можно до обращения в сервис при помощи нескольких тестов:

  • При неработающем двигателе открыть капот, стать возле открытой водительской двери и вращать руль из одного крайнего положения в другое, прислушиваясь к звукам.
  • Сесть в авто и подергать руль уже с закрытой дверью обеими руками, проверив, есть ли отдача в орган управления во время стука и насколько это взаимосвязано.
  • При работающем моторе повернуть руль в крайнее правое положение, затем медленно переместить влево. Цель — проверить шум в крайних точках или при перемене направления прилагаемого усилия.
  • Оцените, отдают ли стуки в рулевое колесо при движении по небольшим неровностям. Вполне может оказаться, что они возникают в другом месте. Такая несложная диагностика вполне может помочь определить мнимые поломки рулевой рейки и тем самым сильно сэкономить бюджет.
  • Обследовать механизм рулевой рейки на наличие масляных подтеков, незажатых креплений, подергать тяги для определения люфтов.

Если стук не отдает в руль, неисправность следует искать не в рейке. Отсутствие стуков в конечных точках поворота колес также говорит об отсутствии повреждений рейки. Однако возможности для самостоятельной дефектовки данного узла весьма скромные. А обратившись в сервис, водитель в большинстве случаев все равно услышит, что причина в рейке. После чего механики займутся ее диагностикой и ремонтом. Это происходит по мотивам дороговизны этого вида ремонта, что приводит к определенному злоупотреблению.

Возможные действия, если сломалась рулевая рейка

Большинство ремонтов рулевой рейки происходит в условиях специализированных мастерских. Ведь даже демонтировать этот узел непросто. Но некоторые мелкие дефекты вполне возможно устранить своими силами. Среди них:

  • Поменять поврежденный резиновый пыльник. При раннем обнаружении, когда негерметичность уплотнителя еще не привела к неисправности рулевой рейки, вполне можно заменить его самостоятельно. Нужен лишь гараж с ямой. Детали под резиной рекомендуется хорошо очистить от загрязнений.
  • Убрать места утечки гидравлической жидкости. Для этого нужно слить масло ГУР и поменять шланги, желательно сразу все.
  • Заменить наконечники рулевых тяг. Износ шаровых пальцев в них напоминает по симптомам неполадки рулевой рейки — стук и люфт руля.
  • Заменить выработанную крестовину на валу рулевой колонки.
  • Настроить натяжение или заменить ремень привода гидронасоса. Проскальзывание этого ремня негативно сказывается на работе ГУР и затрудняет вращение органа управления.

Рейка устроена так, что допускает настройку зазоров между шестернями в передаточном узле. Поэтому небольшой износ может быть устранен простой настройкой регулирующих винтов. Но не стоит самостоятельно заниматься этим. Операция требует точности, нужно оставить хотя бы минимальные зазоры, иначе лишь приблизите момент, когда сломается рулевая рейка.

Если источник стука находится внутри корпуса рейки, своими силами решить вопрос вряд ли удастся. Конечно, если вы не профессиональный автомеханик. Наиболее часто внутри рулевой рейки происходят следующие неполадки:

  • износ зубьев рулевого вала или шестерни;
  • шатание подшипников;
  • неплотность сальников;
  • кольцевая выработка цилиндров и втулок;
  • изменение геометрии вала или рейки как следствие удара или попадания колеса в глубокую яму.

Некоторые из данных неисправностей можно устранить при помощи ремкомплектов, воспользовавшись услугами СТО. А вот детали зубчатого механизма лучше не менять отдельно, а просто установить новую рулевую рейку.

Менять или ремонтировать рулевую рейку

Замена рулевой системы у официальных дилеров стоит весьма дорого. Поэтому многие автовладельцы предпочитают устанавливать этот узел от сторонних производителей. Их привлекает значительно меньшая стоимость. При этом такие неоригинальные запчасти от некоторых производителей сделаны вполне качественно. Они имеют ресурс работы, сравнимый с оригинальными рулевыми рейками.

Некоторые в погоне за экономией выбирают самые дешевые или восстановленные механизмы, но такая рулевая рейка может сломаться уже через 3–6 месяцев использования.

Также в продаже имеется ремонтный комплект, состоящий из набора пыльников, сальников, втулок и других деталей.

Рациональнее, конечно, делегировать восстановление рулевой рейки хорошо зарекомендовавшей себя СТО. Ведь выполнение таких работ подразумевает наличие навыков и опыта у исполнителей. Весомый вклад в надежность рулевой рейки в будущем вносит качество ремкомплекта, который планируется установить.

Что автолюбители говорят о поломках рулевой рейки

  1. Симптомы неисправности

«Стук рейки слышен при движении по дороге с небольшими ухабами и только при выключенной музыке. Проездил с такой рейкой 40 тыс. километров, работала бы она и дальше, но заменил в связи с истечением срока гарантии».

Замена или ремонт

«Оригинальная рейка также непредсказуема. Если долгое время находилась на складе, то велика вероятность протечек. Поэтому я за ремонт. Год назад обратился к хорошему профессионалу в сервис для замены втулки и сальников. После ремонта все работает без проблем».

Последствия игнорирования проблемы

«Никаких особых неприятностей можно не ожидать. Лишь со временем усилится стук. В конце концов надоест это слушать, и вы отремонтируете или замените рулевую рейку».

Рекомендуем

«Столкнулся со стуком в рейке, при этом рулевые и наконечники нареканий не вызывали. Пришлось много раз разбирать ее. Определил, что стук исходил от валов рейки и рулевого вала. Пытался убрать зазор между шлицами, изменять положение рейки, затягивал сильно контргайки. Но положительного результата не добился. Купил «контрактный» механизм на авторазборке, оказалась тоже со стуком!»

Интервалы обслуживания

«Раз в 30 000 км нужно подтянуть или отрегулировать крепеж. При отсутствии такого ухода в прямом положении руля будет самый сильный износ рейки. Если вдруг начинает стучать при прямом положении колес, неприятность можно устранить подтяжкой. Но в крайних положениях поворота руль будет закусывать. При периодическом обслуживании закусывания можно избежать».

Источник

Оцените статью