Если сломался аккумуляторный фонарь

Как отремонтировать фонарь на светодиодах?

Для нормальной жизнедеятельности человека в темное время суток ему всегда необходим был свет. С развитием технологий источники освещения усовершенствовались, начиная свой путь от огня факелов и керосиновых ламп, заканчивая фонариками на аккумуляторах. Настоящей революцией в мире осветительной техники было создание светодиода, который тотчас же вошел в бытовую жизнь.

Современные светодиодные фонари очень экономные, свет распространяется очень далеко и он очень яркий. Огромная доля таких литиевых фонарей на современном рынке – китайского производства, они очень дешевые и доступные. Именно из-за дешевизны часто возникают поломки различного рода. В данной статье рассмотрим основные проблемы ремонта светодиодных фонарей и способы их устранения своими руками.

Как работает светодиодный фонарик?

Классическое устройство фонариков очень простое (независимо от типа корпуса, будь это модели Космос или ДиК АН-005). К батарейке подключается светодиод, цепь разрывается кнопкой выключения. В зависимости от количества светодиодов, количества самих световых элементов (например, основной фонарь на передней части и вспомогательный в ручке) в схему добавляются более сильная батарея (или несколько), трансформатор, сопротивление, а также устанавливается более функциональный выключатель (фонарики Фо-ДиК).

Схема работы светодиодного фонаря

Почему ломаются фонарик?

Сейчас мы опустим проблемы, связанные с неправильной эксплуатацией китайского фонарика – «уронил его в тазик с водой, включил-выключил, а он почему-то не светит». Дешевизна фонарей достигается за счет упрощения электрических цепей внутри устройства. Это позволяет сэкономить на комплектующих (на их количестве и качестве). Это сделано для того, чтобы люди чаще покупали новые, а старые просто выбрасывали, даже не попробовав их починить своими руками.

Читайте также:  Не работает skype 2021

Еще один пункт экономии – работающие на производстве люди, которые не обладают достаточной квалификацией для выполнения подобной работы. Как следствие – множество мелких и крупных ошибок в самой схеме, некачественная спайка и сборка комплектующих, что ведет к постоянному ремонту фонарей. В большинстве случаев все проблемы можно решить, правильно их диагностировав, этим мы и займемся далее.

Разнообразие светодиодных фонарей

Причина поломки фонаря

Скорее всего, при переключении выключателя светодиоды не хотят гореть по причине неисправности в электрической цепи. Самые распространенные из них:

  • окисление контактов аккумулятора или батарейки;
  • окисления на контактах, к которым батарейка подключается;
  • повреждение проводов, идущих как от аккумулятора к светодиоду, так и обратно;
  • неисправный элемент выключения;
  • отсутствие питания в цепи;
  • поломка в самих светодиодах.

Окисление. Чаще всего оно возникает в уже старых фонарях, которые часто используются в различных погодных условиях. Налет, который появляется на металле, мешает нормальному контакту, из-за чего фонарь на аккумуляторах может мигать или вообще не включаться. Если окисление наблюдается на батарейке или аккумуляторе, то нужно задуматься о замене.

Как починить контакты? Легкие загрязнения удаляются своими руками ваткой, смоченной в этиловом спирте. Когда загрязнения очень серьезные, даже ржавчина пошла по корпусу – использование такого элемента питания может быть опасно для здоровья и жизни. В магазинах сейчас можно найти достаточное количество новых батареек и аккумуляторов даже под старые типы фонарей.

Виды сменных аккумуляторов для ручных фонарей

Позаботьтесь об окружающей среде – не выбрасывайте старые аккумуляторы в мусорное ведро, наверняка у вас в городе есть пункты приема для утилизации.

Окисление также образуется и на контактах в самом фонаре. Здесь тоже нужно обращать внимание на их целостность. Если загрязнение все еще можно удалить ваткой со спиртом – остановитесь на этом варианте. Для труднодоступных мест можно воспользоваться ватной палочкой.

Если же контакты совсем проржавели или даже подгнили (что не редкость для старого фонаря), их придется менять. Спросите в магазине электроники, есть ли похожие контактные элементы (на протяжении как минимум десяти лет во всех фонарях они абсолютно идентичны за редкими исключениями). Если таких же нет – подберите как можно более похожий вариант. Вооружившись тонким паяльником, их без труда можно перепаять.

Очистка контактов фонарика ватной палочкой со спиртом

Повреждение контактов проводов. Помимо вышеописанных мест, контакты присутствуют в местах спайки проводов электрической цепи. Дешевое производство, спешка во время сборки и халатное отношение работников часто приводят к тому, что некоторые провода вообще забывают спаять, поэтому светодиодный фонарик не работает, даже если он только из коробки. Как отремонтировать фонарик в этом случае? Внимательно просмотрите всю цепь, аккуратно отодвигая провода медицинским пинцетом или другим тонким предметом. Если найдена несостоявшаяся спайка, ее нужно восстановить с помощью того же тонкого паяльника.

Это же можно проделать и с хлипкими соединениями, характерное состояние которых – надорванная оголенная жила, едва прикрепленная к месту спайки. Если у вас достаточно времени и ресурсов, и вы дорожите этим фонариком, можно методично и качественно перепаять вообще все контакты. Это значительно повысит эффективность такой цепи, защитит оголенные элементы от влаги и пыли (что актуально, если фонарик налобный), и при последующих случаях ремонта фонарика позволит исключить этот пункт. Ремонт маленьких налобных светодиодных фонарей выполняется абсолютно так же, размеры просто другие.

Повреждение проводов. После того, как вы убедились в чистоте контактов, можно приступить к просмотру всех проводов в цепи на предмет повреждений или замыканий. Распространенный случай, когда или во время сборки на заводе или после предыдущего ремонта проводки были повреждены неправильно установленной крышкой корпуса. Провод попал между двух деталей корпуса и был разрезан либо раздавлен во время затягивания болтов. Во время протекания тока электрическая схема могла перегреться или даже замкнуть, это неизбежно приведет к ремонту светодиодного фонарика.

Способы спаивания разорванных проводков в фонарике

Все разорванные участки необходимо спаять друг с другом для обеспечения лучшей проводимости, нежели при простом скручивании. Все оголенные места не забудьте заизолировать, лучше всего использовать тонкую термоусадку. Сильно поврежденные провода, которые уже могли взяться ржавчиной, желательно своими руками заменить полностью (подбирайте соответствующую жилу). После подобной доработки старые фонари могут светить гораздо ярче – выполненная модернизация улучшает протекание тока.

Неисправный выключатель. Также обратите внимание на контакты проводов с клеммами выключателя, устраните неполадки. Самый просто способ узнать, из-за выключателя ли не работает ваш фонарик – замкнуть цепь без него. Исключите его из схемы, напрямую выполнив подключение аккумулятор-светодиоды (можно попробовать и от сети с соответствующим аккумулятору напряжением). Если они загорятся – меняем выключатель. Возможно, он уже механически сломался от многоразового использования, фонарь просто так выключается, также возможен брак с производства. Если же светодиоды не хотят загораться напрямую от батарейки, следуем дальше.

Отсутствие тока в сети. Самая распространенная причина такой неисправности – разряженный или сильно старый литиевый аккумулятор. Светодиодный фонарь может светиться при зарядке, но если его отключить от розетки – сразу тухнет. Полная неисправность наблюдается тогда, когда фонарь совсем не заряжается и никак не реагирует на включение, хотя индикатор зарядки горит стабильно.

Литий-ионный аккумулятор для больших фонарей

Поломка светодиодов. Когда все проблемы с проводами устранены (или же их не было), обратите внимание на сами светодиоды. Аккуратно достаньте плату, на которую они припаяны. С помощью мультиметра узнайте ток, который входит и выходит с платы. Если есть возможность, проверьте контакты и на всей плате. Скорее всего, светодиоды соединены последовательно, поэтому при поломке одного остальные тоже не будут светить. Проверять каждый, если их 3 и более – дело достаточно длительное по времени, поэтому лучше сразу купить новые светодиоды.

Плата со светодиодами

Заключение

Множество дешевых китайских фонариков на светодиодах, собранных в условиях жесткой экономии, чаще всего подвержены поломкам электрической цепи. Туда устанавливаются провода с очень маленьким сечением, которые довольно проблематично перепаять даже хорошим прибором. Однако практически все проблемы с проводами и батарейками с легкостью устраняются в домашних условиях, при правильном и аккуратном подходе даже недорогой фонарь отремонтированным прослужит вам более трех лет постоянного использования.

Источник

FAQ. Что делать, если сломался фонарь

Активные темы (За последние xx минут)
15 минут 30 минут 45 минут
Активные темы (За последние xx часов)
1 час 2 часа 4 часа
6 часов 12 часов 18 часов
Активные темы (За последние xx дней)
1 день 2 дня 3 дня
4 дня 7 дней 14 дней
Темы без ответа
Просмотренные Вами темы (последние 40 действий)
  • Для гостей форума
  • О нашем проекте
  • Реклама на форуме

Искренне рады видеть Вас на нашем независимом проекте о фонарях и осветительной технике!

Что Вам даст регистрация на нашем проекте:

— Возможность участия во всевозможных акциях, конкурсах и лотереях постоянно проходящих на форуме
— Возможность пользоваться скидками и бонусами, которые предоставляют различные популярные магазины специально для наших форумчан
— Возможность побывать в роли тестеров новейших разработок фонарей и их комплектующих
— Возможность неограниченного доступа к закрытой технической информации и некоторым интересным разделам форума
— Возможность полного отключения рекламы на форуме
— Возможность настройки форума по своему вкусу и предпочтениям (подробнее тут)
— Возможность использовать полноценный высокоточный «поиск» по форуму (для гостей он закрыт во избежание излишней нагрузки)

и много других приятных привилегий

Зарегистрироваться Вы можете следующими способами: при помощи стандартной формы регистрации или при помощи сервиса единой авторизации OpenID (подробнее тут) .

Надеемся, что Вам у нас понравится!

Поиск по форуму
Поиск по метке
Расширенный поиск
Найти все сообщения с благодарностями
Поиск через Google
Поиск через Yandex
148093 168 42 6

Современные качественные фонари крайне надежны, но иногда это все-таки случается. Ваш замечательный фонарь перестал нормально работать. Что же делать?

1. Замените батарейку. Попробуйте несколько разных элементов питания, желательно разной фирмы и формы (иногда отдельные батареи оказываются несовместимы с отдельным фонарем); проверьте батареи в другом устройстве; зарядите их заново.
Я понимаю, что вы полностью уверены в своем аккумуляторе, что заряжали его всего месяц назад, что полгода все работало и сейчас тоже должно.
Тем не менее, печальная статистика дилеров сообщает, что 80% жалоб на поломку фонаря решаются заменой элементов питания.

Дополнение: какие именно проблемы могут быть связаны с аккумулятором

На примере 18650, но с большинством других аккумуляторов ситуация схожая.
0. Аккумулятор банально сел. 18650 очень емкие, но тоже иногда разряжаются. К тому же бывают сломанные зарядки, которые отказываются заряжать или делают это некорректно.

1. Аккумулятор дохлый. Например, напряжение на банке меньше двух вольт – в таком виде его даже большинство зарядок не увидит. Такой аккумулятор можно попробовать «дернуть» низковольтовой зарядкой, и потом уже заряжать обычной.

2. Аккумулятор практически дохлый. Например, с огромным внутренним сопротивлением и мизерной емкостью – в итоге он честно заряжается и показывает нормальное напряжение, но при попытке использования на больших токах мгновенно проседает.

3. Глючная плата защиты. Например, одна из моих китайских плат периодически отключала заряд на 3.8V. Я не знаю почему, просто отключала и все.

4. Сработавшая плата защиты. Некоторые из них при срабатывании полностью отключают аккумулятор, и разблокируются только после установки в зарядное устройство.

5. Плата защиты настроена на низкие разрядные токи. Например, целый ряд аккумуляторов имеет защиту, настроенную на 2.5-3А; в современных мощных фонарях, потребляющих под 3А, такая защита начинает срабатывать и отключать аккумулятор, а вместе с ним и фонарь.

В ряде случаев при возникновении подозрений рекомендуют удалять защиту – но, разумеется, это надо делать осторожно и осмысленно. И только в тех фонарях, в которых можно использовать незащищенные аккумуляторы.

6. Отсутствие контакта. Батарей 18650 существует много, и стандартизация у них весьма условная. Батарея может быть слишком короткой и просто не доставать до контакта (или трястись туда-сюда, давая прерывистый контакт), может быть отсутствие контакта между плюсом батареи и фонаря (особенно при наличии механической защиты от переполюсовки) или между двумя батареями и т.п. Иногда бывает и отсутствие контакта на минусе.

7. Лишние контакты. Например, в некоторых фонарях минусовая/плюсовая пружина может сгибаться и прижиматься к стенке слишком длинным аккумом, создавая КЗ или просто постоянно включенный свет. Аналогичная ситуация возможна при контакте неподходящего аккумулятора с контактным кольцом на кнопке или в голове. Также могут быть проблемы при поврежденной термоусадке на аккумуляторе.

8. Переполюсовка. Банально, но проверьте, правильно ли вы вставляете батарею. Только не надо бездумно пробовать все варианты, в некоторых фонарях нет защиты от переполюсовки, и неправильно вставленной батареей вы его убьете.

Ну и, разумеется, аккумулятор может быть просто физически сломан. Учитывая потенциальную опасность лития, желательно любые батареи со следами физических/химических повреждений убирать от греха (и от себя) подальше.
И если порванную термоусадку еще можно заменить или заклеить скотчем, а поврежденную плату защиты удалить, то при повреждении собственно батареи дорога ей только в утилизацию.

2. Закрутите все, что можно закрутить. Голову, хвост, прочие соединения (кольца для клипсы, корону, грип-упоры). Например, незакрученное прижимное кольцо клипсы или грип-упор на некоторых Eagletac/Olight/Foursevens может приводить к отсутствию контакта корпуса с хвостовой частью.

3. Протрите контакты и резьбовые соединения. Особенно важно тщательно очистить резьбу на фонарях, управляемых головокручением — им для корректной работы необходима чистая и смазанная резьба. Также стоит уделить особое внимание контактам на драйвере.

4. Открутите хвост и соедините проводком/скрепкой минус аккумулятора и контактный торец корпуса. Если фонарь заработал – значит, проблема с кнопкой.
В этом случае попробуйте докрутить прижимную шайбу, или выкрутить ее и разобрать кнопку, почистить и собрать обратно. Иногда приходится перепаивать или просто менять кликалку.

5. Если проблема не с кнопкой (или если кнопки вообще нет) – полезно подключить к батарее отдельно голову фонаря, просто двумя проводками/скрепками. Если голова работает, значит проблема где-то на контактах в корпусе — еще раз чистим резьбы, пружины, etc.

И после всех этих манипуляций еще раз проверьте фонарь на нескольких разных элементах питания

Если ничего не помогает, и вы намерены обращаться к дилеру/производителю – на этом этапе стоит остановиться и не лезть дальше. Разборка большинства брендовых фонарей может служить поводом для потери гарантии (хотя отмечу, что обычно производители все-таки не слишком суровы в данном вопросе, и умеренно разобранные фонари принимают — особенно если в процессе вы нашли место поломки и не наломали ничего лишнего)

6. Итак, даже отдельная голова фонаря не работает, и вы хотите лезть внутрь. Как правило, поломка связана с тремя проблемными местами – драйвер, диод, контакты. Стараемся понять, в чем дело.

а) Если есть возможность – то удаляем все лишнее, включая рефлектор, и еще раз проверяем с помощью подключения батареи к драйверу. Если фонарь имеет модульную конструкцию – то полезно вынуть модуль и проверить его отдельно. Часто бывает, что в собранном виде происходит ненужное замыкание через корпус или рефлектор, в результате чего отдельно модуль работает, а фонарь в сборе – нет. Или работает в директ-драйве, минуя контроллер с режимами.

b) Отпаиваем провода диода и подключаем его к заведомо рабочему источнику тока. Я предпочитаю использовать батарею CR123, там как раз около 3V; можно брать также две свежие АА или одну подсевшую 18650 (аккуратно). Можно использовать мультиметр в режиме прозвонки, но не всегда. Если диод горит – то ищем проблему в другом месте, если никак не горит – диод надо менять или перепаивать. Иногда проблема может быть связана с плохой пайкой диода к звезде — бывает даже, что на каких-то токах он работает, а на каких-то начинает глючить.

2.7-3.5V для работы. Подав меньше, вы ничего не получите; подав сильно больше без ограничения тока — рискуете спалить диод. Если у вас вдруг стоит последовательная сборка диодов или какой-нить высоковольтовый MTG2 — надо подбирать соответствующее напряжение

c) Если диод исправен, то еще раз тщательно изучаем ситуацию на предмет контакта – с большой вероятностью отпаялось что-то нужное или законтачило что-то лишнее. Какой-то проводок, деталь фонаря, все что угодно – вплоть до токопроводящей термопасты, которая попала не туда. Осматриваем, обнюхиваем, прозваниваем, чистим, если есть сомнения — перепаиваем.

d) Если ничего не помогает, все провода на месте, диод работоспособный, с контактами все хорошо – то, скорее всего, вышел из строя драйвер. В домашних условиях драйвера толком не ремонтируются, надо либо обращаться в сервис, либо менять его самостоятельно. Для полной уверенности полезно вынуть драйвер и проверить его работоспособность вне фонаря, подключив напрямую к заведомо рабочему диоду. Также полезно измерить напряжение на выходе с драйвера у включенного фонаря, это тоже позволяет понять, работает он вообще или нет.
Иногда помогает пропайка сомнительных мест на драйвере или его очистка, иногда можно выделить поврежденный компонент и заменить его, но такие действия требуют определенного опыта.

Дополнения и уточнения приветствуются.

Источник

Оцените статью
01.08.2013, 22:40 1