Если у парня не сломался голос

Ломка голоса

В 13-14 лет у мальчиков меняется голос. Как помочь подростку пережить эту пору?

КАК РОЖДАЕТСЯ ГОЛОС?

Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки (их еще называют связками), а грудная клетка и носоглотка служат резонаторами.

У детей гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края, издавая высокие, пронзительные звуки. Но в 13–14 лет под влиянием половых гормонов голосовые складки у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться. Происходит переход на взрослый механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально, и вертикально, поэтому взрослый голос более глубокий, красивый, разнообразный по окраске.

Дети растут неравномерно: один парень может, еще и росточка небольшого, а басок уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а голос пока детский. Таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего – они больше других стесняются своего голоса.

Большинство подростков довольно быстро нащупывают новый механизм образования звуков. Но порой требуется помощь фонопеда – специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Чаще такое случается с мальчиками, которые растут в окружении одних женщин: им некому подражать, не с кого брать пример. Обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

ТРИ СОВЕТА РОДИТЕЛЯМ ОТ ФОНИАТРА

ПЕРВЫЙ. Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки.

Мальчишки их, к сожалению, не берегут: играя в футбол, орут как ненормальные, во все горло распевают песни под гитару. Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, которые так и называют – узелки крикунов. Они меняют вибрацию складок, и голос становится хриплым. Некоторые узелки рассасываются сами собой, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять с помощью микрохирургической операции.

ВТОРОЙ. Простуды могут затянуть мутацию.

Если мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не звучит по-мужски низко, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослый тембр. Кстати, не всегда красное горло у подростка – признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, как при ларингите.

Мальчика начинают лечить от простуды, давать лекарства, водить по врачам, а идет всего лишь нормальный физиологический процесс.

ТРЕТИЙ. Не бойтесь ломки голоса, но и не ждите от нее слишком многого.

Какой «взрослый» голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, никому знать не суждено. Всем известный пример – Робертино Лоретти. И поделать тут ничего нельзя: возможности голоса зависят от природных особенностей организма. Так что относитесь к возрастной мутации голоса философски и постарайтесь научить этому ребенка.

Источник

Университет

14-летнего Сашу к эндокринологу привел отец. Мальчик расстраивался из-за того, что имел детскую внешность, плохо рос, а голос его не ломался, хотя сверстники уже говорили басом.

В анамнезе у паренька значилось, что он родился от второй доношенной беременности массой 3 200 г и ростом

50 см; хронических заболеваний, оперативных вмешательств, черепно-мозговых травм не имел. С 6 лет занимался футболом, до 12 лет по физическому развитию от ровесников не отличался; а потом будто застыл в своем возрасте.

При осмотре врач увидел, что показатель роста (144,5 см) отстает от генетического на –2 сигмальных отклонения.

Стадия полового созревания по Таннеру — допубертатная (объем яичек — 3 мл; мошонка, половой член таких же размеров и пропорций, как в раннем детстве). Лобкового и аксиллярного оволосения нет. Диагноз — задержка полового развития (ЗПР).

Анжелика Солнцева, доцент 1-й кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук, главный внештатный детский эндокринолог Минздрава

Отчего задержалось развитие. Половое

ЗПР — отсутствие вторичных половых признаков у детей, достигших верхнего возрастного предела нормального пубертата. У девочек не увеличиваются молочные железы к 13 годам и/или нет менструаций (менархе) к 15. Если половое развитие началось своевременно, но в течение 5 лет менструации не наступили, это считается изолированной задержкой менархе. Главные признаки ЗПР у мальчиков — объем яичек к 14 годам менее 4 мл (или длина < 2,4 см).

Вторичное оволосение (лобковое и аксиллярное) не следует считать достоверным критерием полового созревания у детей. Оно может быть результатом активности андрогенов надпочечников и наблюдаться у пациентов даже с выраженными формами гипогонадизма.

ЗПР встречается у 0,6–2,0% (по разным источникам) детей европейской популяции. Большинство имеют функциональные нарушения, связанные с конституциональным (семейным) поздним началом пубертата. У 0,1% из них в основе такой задержки лежит патология гипоталамо-гипофизарной системы (гипогонадотропный гипогонадизм) или половых желез (гипергонадотропный гипогонадизм).

Конституциональная форма составляет до 80% от всех случаев ЗПР и вызвана функциональным расстройством центральных механизмов, активирующих основное звено начала пубертата у детей — циркадный ритм секреции гонадолиберина. Этот вариант ЗПР преобладает у мальчиков (соотношение с девочками 9:1). В основном носит наследственный характер. В 70% случаев у родителей также была ЗПР (в 37% — у обоих, в 30% — у матери, в 33% — у отца). Встречаются и спорадические формы заболевания.

Отягощающие факторы — патология беременности и родов, низкие антропометрические показатели новорожденного, неблагоприятная социальная и семейная обстановка, алкоголизм и наркомания родителей.

Задержку роста и полового созревания могут давать и хронические системные заболевания: нарушение работы органов пищеварительной системы с синдромом мальабсорбции (целиакия, хронический панкреатит, гепатит), хроническая болезнь почек, пороки сердца, хронические бронхолегочные заболевания, эндокринопатии (гипотиреоз, сахарный диабет, гиперкортицизм, включая ятрогенный, и др.).

ЗПР возникает при дефиците массы тела (несбалансированное питание, низкая калорийность пищи, диета, голодание) или, наоборот, при алиментарном ожирении. Задержкой пубертата иногда сопровождаются усиленные занятия гимнастикой, балетом и т. д., когда идет нефизиологическое превышение энергозатрат.

Один из потенциальных факторов возникновения ЗПР у детей с нарушением питания — нейрогормональный медиатор (лептин). Он контролирует аппетит и потребление пищи. В определенных концентрациях при достаточном развитии жировой ткани лептин стимулирует секрецию гонадотропин-рилизинг гормона (Гн-РГ). Дефицит массы тела приводит к задержке полового созревания. Так, у детей с нервной анорексией уровень лептина резко снижен, концентрация лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов уменьшена. У большинства пациентов с ожирением, несмотря на высокие показатели этого нейрогормонального медиатора, отмечается феномен лептинорезистентности, когда тоже снижена гонадотропная функция.

В большинстве случаев ЗПР сочетается с замедлением роста. Задержка роста связана с отсутствием пубертатного ростового скачка, который происходит благодаря прямому влиянию половых гормонов на костную ткань и активации импульсной секреции гормона роста (ГР) и синтеза инсулиноподобного фактора роста-1 (ИФР-1). Предполагают, что конституциональная задержка полового созревания обусловлена первичными расстройствами в системе ГР — ИФР-1, а активация гонадотропной функции является вторичной.

ЗПР способствует полиморфизм форм лютеинизирующего гормона с измененной биологической активностью и высоким сродством к клеточным рецепторам. У таких детей пубертат начинается в нормальные сроки, но развитие вторичных половых признаков идет медленно. Ребята с мутантными формами лютеинизирующего гормона имеют более низкую скорость роста, уменьшенные концентрации ИФР-1 и связывающего его белка.

Клиническое «лицо» ЗПР

К дополнительным признакам ЗПР относят отсутствие: у девочек — распределения жира по женскому типу (в области бедер и ягодиц), у мальчиков — мутации голоса, развития оволосения на лице, формирования мужской архитектоники тела, а также недостаточную активность потовых и сальных желез. Лобковое и аксиллярное оволосение слабо выражено из-за поздней активации синтеза андрогенов надпочечниками.

Важный признак функциональной ЗПР — отставание в росте. Умеренное отмечается с первых лет жизни. В предшествующий пубертатному период (9–10 лет) темпы начинают прогрессивно снижаться до 3–4 см в год.

Костный возраст меньше паспортного на 2–3 года. Но показатели костного и ростового возраста (когда имеющийся рост соответствует 50-й перцентили) совпадают. Пропорции тела у детей с конституциональной ЗПР не нарушены. В некоторых случаях при длительной задержке полового созревания могут формироваться евнухоидные пропорции тела (длинные конечности, укороченное туловище). У мальчиков скелетная мускулатура слабо развита, отмечается распределение жировой массы по женскому типу, увеличение грудных желез, отсутствие оволосения на лобке, в подмышечных впадинах; высокий тембр голоса.

Есть и другие категории пациентов, которых надо обследовать, чтобы исключить серьезную патологию — гипогонадизм. При наличии стигм дизэмбриогенеза и/или клинической симптоматике врожденных генетических синдромов необходимо обследовать детей в допубертате (синдромы Шерешевского — Тернера, Прадера — Вилли, Клайнфельтера и др.); с непрогрессирующим половым развитием (своевременное появление вторичных половых признаков и отсутствие достижения 4–5-й стадии по Таннеру в течение 3,5–4,5 года). Диагностика наиболее результативна после 13 лет.+

Определить патологию: от анализа до МРТ

Клиническое исследование включает: измерение роста и массы, определение соотношения длины верхней и нижней частей тела, размаха рук к длине тела; выявление стигм дисморфогенеза; оценку полового развития (по Таннеру), интеллекта; исключение аносмии; осмотр офтальмологом (глазное дно, поле зрения); неврологом.

Необходимо сделать общий анализ крови и мочи; биохимический анализ крови (креатинин, мочевина, калий, натрий, кальций); гормональное обследование;

рентгенограмму левой кисти и запястья с оценкой костного возраста; ультразвуковое исследование органов малого таза у девочек/брюшной полости, яичек у мальчиков; КТ головного мозга или МРТ области гипофиза с обязательным контрастированием (оптимальный метод визуализации аденомы гипофиза), при необходимости — кариотипирование и специальные функциональные тесты.

Основа лечения конституциональной ЗПР — гормональная терапия. Она стимулирует развитие вторичных половых признаков, скорость роста; активизирует минерализацию костной ткани, созревание гипоталамо-гонадотропной системы. Важный довод для применения половых гормонов — наличие психологических проблем, эмоциональных нарушений, трудностей социальной адаптации у детей с ЗПР.

Основное требование к медикаментозной гормональной терапии — она не должна влиять на ускоренное костное созревание (может остановиться рост ребенка). Метод выбора такой терапии при конституциональной ЗПР — короткие курсы препаратов тестостерона пролонгированного действия (смесь сложных эфиров тестостерона внутримышечно по 50 мг 1 раз в 4 недели в течение 3–6 месяцев в зависимости от результатов). Такое лечение можно назначать пациенту с костным возрастом 12 лет.

Препараты хорионического гонадотропина (ХГ) менее предпочтительны для коррекции функциональной ЗПР, т. к. могут привести к быстрой и массивной андрогенизации, а она способствует интенсивному ускорению костного возраста и ухудшению роста. Особенно опасно назначать стимулирующие курсы ХГ, когда костный возраст менее 12 лет.

В подобном случае используют неароматизирующиеся анаболические стероиды, обладающие минимальной андрогенной активностью: оксандролон внутрь 0,1 мг/кг массы тела (но не более 2,5 мг в сутки) 1 раз в день в течение 3–6 месяцев; контроль костного возраста через 3 месяца). Эта группа препаратов не влияет на гонадотропную продукцию, не вызывает развития вторичных половых признаков и не ускоряет костного созревания.+

…Поскольку у Саши были трудности социальной адаптации, ему назначили курс пролонгированного препарата сложных эфиров тестостерона 50 мг 1 раз в 4 недели на протяжении 6 месяцев. Через полгода при осмотре врач отметил начало полового созревания, увеличение объема яичек до 8 мл; парень стал выше на 3 см. Еще через 3 месяца произошли дальнейшая самостоятельная прогрессия пубертата, скачок роста. Рост юноши составил 174,5 см (в рамках генетического ростового коридора).+

Цифирь

На начало 2013 года в Беларуси на диспансерном учете у эндокринологов состоял 91 пациент с задержкой полового развития (из них 48 девочек).

Медицинский вестник, 4 декабря 2013

Источник

Мутация голоса у подростков: как она происходит и можно ли петь в этот период?

Мутация голоса, или, как часто её называют — ломка голоса — это процесс активного роста гортани, который происходит во время переходного периода у девочек и у мальчиков. Длится процесс мутации у всех очень индивидуально, от нескольких месяцев до нескольких лет. Начало мутации, как правило, происходит с 11 до 13 лет, а окончание ее может состояться в 16, 17 или даже в 18 лет.

Вот пример, как звучит типичный «ломающийся» юношеский голос и послушайте, как к этому относятся судьи на шоу:

У девочек, как правило, этот процесс происходит более плавно и иногда почти незаметно, у мальчиков он более ярко выражен. Поэтому с девочками как правило не возникает затруднений в вокальной работе: поём, как раньше, и всё. Единственное, что, пожалуй, не стоит давать слишком сильную нагрузку на голос, например, использовать приёмы экстрим-вокала такие как расщепление, рык, хрип, и т.п. Также не стоит очень сильно и активно тянуть диапазон до крайних нот вверх и использовать бэлтинг.

Даже если мутация девочки происходит плавно и внешне незаметно, надо иметь ввиду, что для растущей и развивающейся гортани это может быть непосильная нагрузка. Поэтому лучше использовать мягкие техники и растягивать диапазон очень плавно, постепенно и без спешки.

Мужская мутация происходит очень бурно, ярко выраженно и за короткий срок голос меняется до неузнаваемости: ещё вчера он был звонким и высоким , а сегодня это густой бас. У юношей часто голос не сразу меняется в одну сторону, а некоторое время «прыгает» туда-сюда, то в «старый» то в «новый» голос, иногда пугая родителей своей странностью и нестабильностью.

И если ребенок начал петь совсем в ранние детские годы и думает продолжать вокальные занятия, а может быть, даже вокальную карьеру, то период юношеской мутации — это время повышенной осторожности в обращении с голосом и для ученика, и для педагога. В вокальном мире все слышали печальную историю Робертино Лоретти, который не приостановил занятия на время мутации, и в итоге потерял свой великолепный звонкий и подвижный голос.

Я рекомендую в период очень остро выраженной мутации у юношей всё-таки прекращать на некоторое время вокальные занятия и отдать это время на занятия сольфеджио, теории музыки или игре на музыкальном инструменте. Дело в том, что во время мутации у голоса ещё нет определённости, в какую сторону он преимущественно начнёт развиваться, станет ли юноша тенором, баритоном или басом. А для разных типов голосов нужен разный план развития.

Если же мутация у юноши происходит довольно плавно и безболезненно, то можно попробовать заниматься вокалом. Но только в сверхщадящем режиме под руководством очень опытного и очень чувствительного к голосу педагога, который будет давать нагрузку максимально бережно, будет учитывать все индивидуальные особенности ученика, грамотно реагировать на малейшие изменения в звучании и будет практиковать строго индивидуальный подход.

Но если даже при небольшой нагрузке на голос у юноши наблюдаются боль, дискомфорт, сип, хрип, несмыкание связок, то занятия следует отложить. В это время гортань и связки максимально чувствительны к любому воздействию, их легко можно повредить, и очень тяжело голос восстановить.

Помимо пения, в период мутации юношам следует избегать крика, резких громких звуков и очень активного, длительного говорения. Очень не рекомендуется петь в хоре, потому что там нет индивидуального контроля за развитием голоса, и голос можно сорвать. А при большой вынужденной нагрузке на голос надо обязательно давать ему отдохнуть в режиме молчания.

Как понять, что мутация закончилась?

По окончании мутации голос становится сильным, гибким, подвижным и однородным по звуку. Исчезают так называемые «петухи» в голосе — резкие, бесконтрольные высокие звуки, которые часто сопровождают звучание во время мутации. Голос становится устойчивым и послушным. Петь становится легко и исчезает характерная «резкость» или «надтреснутость» голоса.

Возобновлять вокальные занятия следует тоже постепенно, не так, как будто дорвались и теперь отрываемся по полной. Надо набраться терпения и рассчитывать нарастание нагрузки, как это делают спортсмены во время тренировок.

Пишите в комментариях ваши вопросы по поводу мутации голоса, и делитесь своими историями!

Источник

Читайте также:  Как настроить экран если у него нет кнопок
Оцените статью