Фен не работает когда перегреется

Фен не греет воздух. Почему фен перегревается и отключается? Что делать с этим

  • Live Journal
  • Facebook
  • Twitter

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

Электрическая схема \рис.7\ состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Те, кто когда-либо работали строительным феном, знают, что это невероятно полезный инструмент. Снятие старой краски или лака — лишь одно из возможных применений. С его помощью также можно нагревать и паять пластиковые детали, подсушивать поверхности, прогревать трубы и многое другое. Тем обиднее, когда такой инструмент выходит из строя. Поскольку у него довольно простое устройство, часть неполадок вполне можно устранить своими руками. Для начала стоит ознакомиться с принципом работы и схемой промышленного фена.

Устройство и принцип работы

Все фены устроены примерно одинаково (причем как бытовые, так и строительные). Основные конструктивные части — это нагревательные элементы (ТЭНы), электродвигатель и вентилятор. ТЭНы помещаются в изолирующую трубку из керамики. Вентилятор прогоняет через нее воздух, который выходит из сопла нагретым до приличной температуры — 300-500°. В общем, это все.

Далее устройство усложняется за счет дополнительных функций: регулятора температуры, регулятора воздушного потока, переключателя режимов, светодиодного индикатора. Стоит отметить, что особенно удобны фены с плавной регулировкой температуры. Они позволяют бережно работать с любыми материалами.

Схема строительного фена

Электросхема фена может быть полезна не только тем, кто собирается ремонтировать устройство, но и мастерам, которые хотят доработать его по своему усмотрению. Например, можно добавить регулировку скорости обдува, если ее не было в исходной конфигурации.

Наиболее частые поломки

К сожалению, строительные фены регулярно ломаются. Отчасти это связано с невысоким качеством изготовления (речь идет о недорогих бытовых моделях), отчасти — с несоблюдением режима работы. Прибору нужно давать отдыхать каждые 5-10 минут. Точные данные указываются в инструкции. Кроме того, перед завершением работы нужно немного дать поработать вентилятору на холодный обдув, без нагрева. Конечно, если модель оснащена такой функцией (например, BOSCH PHG 630 DCE).

Наиболее часто встречаются следующие виды неисправностей:

  • перегорание ТЭНа (нагревательной спирали);
  • разрыв провода в кабеле питания;
  • выход симистора из строя;
  • неисправность диода или конденсатора;
  • неисправность выключателя.

Иногда фены перегреваются и отключаются. Это очень злит. С этим надо что-то делать. Сейчас мы с вами разберемся, почему это происходит — и как исправить это.

Почему фен отключается при перегреве?

Для начала поймем важный момент. То, что фен отключается сам по себе — это как раз отлично. Видите ли, если бы он перегревался и не отключался, все было бы намного хуже. Ну представьте: греется он, греется — а потом его начинка начинает плавиться. От этого в нем может произойти короткое замыкание — и тогда он может причинить вам вред.

И даже если он расплавится как-то по-другому, не замкнув — работать он перестанет навсегда.

Это никуда не годится. Поэтому в качественных современных фенах обязательно присутствует функция отключения при перегреве, которая защищает и вас, и ваш фен. С этим ничего не сделать — и делать не нужно.

Однако терпеть постоянные отключения не обязательно. Вот в чем вопрос: почему фен быстро перегревается и как этого избежать?

Фен перегрелся и не включается — из-за чего?

Главная и самая распространенная причина перегрева — в том, что воздушная струя слишком слабая. Мощный фен передает все излишки тепла с нагревательного элемента воздуху — поэтому долго не перегревается сам.

Такие ситуации можно разделить на две группы:

  • или фен ведет себя так с самого начала —
  • или работал хорошо, а потом постепенно стал греться и выключаться.

Вторая обиднее. Зато чаще всего она решаема.

Почему изначально хороший фен начал перегреваться?

Навскидку можно назвать три варианта причины.

  • Самая простая и легко решаемая — засорился фильтр или решетка фильтра. Соответственно — уменьшился поток воздуха на входе, лопасти вертятся все с той же мощью, но им не хватает воздуха. Помилуйте — это решается простой чисткой, которую вы можете сделать сами за пятнадцать минут. Посмотрите — .
  • Средней сложности, но довольно редкая — мелкими предметами или волосами засорились лопасти. Теперь уже они сами крутятся медленнее. Встречается редко, потому что фильтр же неспроста поставлен. Лезть ли во внутренности фена самостоятельно, чтобы проверить это? Ох, не знаю. Вероятно, лучше отнести фен в сервисный центр.
  • Сложная — испортилось что-то в технической начинке фена. Здесь, конечно, только сервисный центр, если вы не человек-самоделкин. Однако с большой долей вероятности эта проблема — тоже решаемая.

То есть беспокоиться не надо. Просто спокойненько почистите свой фен — и посмотрите, не исправится ли ситуация. Обычно исправляется. Если не исправилась — отнесите его в сервисный центр.

Почему фен быстро перегревается при работе с самого начала?

Что поделать. Кажется, вы выбрали не тот фен. Ну то есть существует возможность, что дело в браке, допущенном в конкретном изделии. То есть сама модель — отличная, но вот конкретно в этот раз произошел какой-то сбой. Обратитесь за гарантийным обслуживанием, вполне возможно, что проблема будет исправлена.

Однако обычно, конечно, дело не в браке. Просто фен такой. Что с ним не так?

  • Фен маломощный. В мы объясняли, почему для фена так важна мощность. Да — густые и длинные волосы слабым феном можно сушить по полчаса, в несколько приемов и с перерывами на охлаждение фена. Муторное и неприятное занятие. Ну ничего, не грустите. Это было вложение в опыт — теперь вы знаете, что вам нужен более мощный фен, и в следующий раз не повторите этой ошибки.
  • Плохо выбраны материалы фена. Такое тоже возможно. Плохо говорит о производителе фена. Но правда — когда информация о том, почему мощные фены лучше, стала довольно распространенной, некоторые производители стали хитрить, вкручивая в фен номинально мощный мотор и указывая на упаковке внушительные цифры. Однако все остальные части фена оставались такими же некачественными… В общем и целом, тоже, конечно, вложение в опыт.

Окей, всё ясно. Но что теперь делать вам с таким феном? Можно как-то сделать его хорошим?

В этой статье изложу свой опыт по ремонту профессионального промышленного фена Интерскол ФЭ-2000 . Из него полетели искры, пошел дым. Со схемой фена было непросто, то что нашел, и то, что сам нарисовал, выкладываю здесь.

Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв – ещё один.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер

Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.

Первый вариант – на плате DB3011 , плата переключателя – DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах – BT139, и т.п.

Вторая модификация – плата DB230V , схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.

Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:

Схема электрическая соединений:

  • С1 – 0,22 мкФ х 275V (для подавления помех)
  • R1 – 27…28 Ом – низкоомный (мощный) нагревательный элемент
  • R2 – 180…195 Ом – высокоомный нагревательный элемент (спираль)
  • F – термопредохранитель (Lebao RVD-135 250V 10A TF=135°C)
  • M – двигатель, 18 VDC
  • Переключатель – на 4 положения, Defond DSE-2410

Схема самой платы DB3011:

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений и схема платы (вариант 1)

Схема платы DB3011. Вариант 2

Параметры деталей электронной платы DV3011

Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V

Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.

Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.

Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка – между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 – включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше). Кроме того, выход термопары подключен ошибочно, см.комментарии.

04.03.13: Выкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:

Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V

Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:

Ремонт фена Интерскол своими руками

Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.

Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:

  • Замена симистора,
  • Замена или чистка переменного резистора (потенциометра),
  • Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
  • Замена двигателя.

Скачать справочную информацию по симисторам:

Полезной будет справочная информация по диаку и триаку (динистору и симисторам), которые используются в фенах. Даташиты были выложены к статьям про

Источник

Читайте также:  Как настроить установочный диск
Оцените статью