- Главное о G-Sync, 144 Гц и 1 мс (игровые мониторы)
- Кому лень читать, главное:
- Предыстория
- Требования к кабелям и версиям (+инструкции)
- Частота смены кадров (60+ Гц)
- Как выбрать нужный монитор?
- Как менять частоту кадров?
- Время реакции (мс)
- G-sync
- Как включить G-Sync?
- Как выбрать игровой монитор в 2021 году
- Какой выбрать кабель для G-Sync и HDR, HDMI или DisplayPort?
- Как включить G-Sync на мониторе FreeSync
- Почему не работает G-Sync и как его включить
- Что такое G-Sync, FreeSync, V-Sync и HDMI VRR? — Разбор
- V-Sync
- G-Sync
- VESA Adaptive Sync
- AMD FreeSync
- G-Sync Compatible
- Итоги
Главное о G-Sync, 144 Гц и 1 мс (игровые мониторы)
Для всех, кто не силен в терминологии или столкнулся с проблемами и интересует коротко решение проблемы! Не работает HDR, нет G-Sync в панели NVIDIA, HDMI или DisplayPort — на все вы найдете ответы.
Технология NVIDIA G-Sync известна многим и разбираться будем на реальном примере (мой случай).
Кому лень читать, главное:
1. Используйте кабель DisplayPort 1.4. 2. Обновите драйвера видеокарты Nvidia до последней версии. 3. Скачайте в интернете файл калибровки монитора (профиль ICC) от опытных специалистов или производителя. 4. проверяйте опытным путем, чтобы все работало. 5. Настройте, чтобы работал G-Sync только в играх, в полноэкранном режиме.
Предыстория
Больше 10 лет пользуюсь исключительно ноутбуками, когда с внешним монитором, когда без. Играю в CS GO, в игре важны время и реакция. Ноутбук обычный с экраном 60 Гц, видеокарта 1660 Ti. Захотелось мне большой монитор игровой с плюшками, изучил интернет и выбрал Acer Predator G-Sync XB253QGPbmiiprzx (144 Гц, 0.9 мс, HDR 400).
В комплекте к монитору есть и HDMI, и DisplayPort кабеля. В ноутбуке есть разъем HDMI 2.0 и miniDP 1.4, но на деле оказалось не все так просто. В зависимости от плюшек есть разные требования к кабелям (портам).
Требования к кабелям и версиям (+инструкции)
Частота смены кадров (60+ Гц)
Первое что потребовалось это убедиться что на мониторе с ноутбука выдается 144 Гц. Проверил и увы — на ноутбуке не работала частота кадров больше 60 Гц. В интернете решения не нашел, от поддержки тоже было мало толку. Пошел экспериментальным путем и выяснил 2 вещи:
- Чтобы работало 144 Гц в Full HD кабель должен быть HDMI 1.4 или DisplayPort 1.0.
- Способ вывода изображения с ноутбука на монитор, Windows+P (только второй экран) , в таком случае в настройках экрана вы сможете поменять частоту кадра на большую, — только так вы получите желаемые 144 Гц.
Так что если на ноутбуке на работает 144 или 240 Гц, в пункте 2 решение проблемы.
Как выбрать нужный монитор?
Нажмите и удерживайте Windows и нажмите P (английскую), справа будет список на выбор, нажмите на только второй экран. Наглядно:
Как менять частоту кадров?
Перейдите на рабочий стол Windows 10, нажмите правую кнопку, и выберите из списка
Проскрольте до конца страницы и выберите дополнительные параметры дисплея:
Далее будут показываться данные об активном мониторе, убедитесь что это внешний монитор, по умолчанию у вас будет стоять 60 Гц (у меня 143, это нормально).
В свойствах видеоадаптера выберите вкладку «Монитор»:
В параметры монитора будет указано 60 Гц, выберите максимальное значение из предложенного, в моем случае это 144 Гц. Наглядно:
Это подходит и для компьютеров и для ноутбуков под управлением Windows 7 и 10.
Что еще будет вам интересно, так это узнать реальную частоту кадров, узнать можно онлайн:
Ориентируйтесь Frame Rate, в моем случае соответствует.
Время реакции (мс)
Этот параметр не менее интересный со своими особенностями, узнать время отклика монитора можно выполнив тест в программе TFT Monitor Test 1.52 (0.30 мегабайт). В программе выберите близкое разрешение экрана к вашему и нажмите на черный квадрат с маленьким белым квадратиком.
Этим вы запустите проверку вашего монитора и замерите скорость смены цветов Черный-Белый-Черный.
Что означают эти циферки?
- выбранное разрешение битность и частота кадра
- текущее значение Гц и время отклика в мониторе для игр
В начале статьи писал, что у моего монитора значение 0.9 мс, а в тесте 6.8 мс. В чем подвох?) Производители лукавят, они указывают значение для GtG. Как считать? 1мс GtG = 8 мс BwB.
G-sync
Монитор с поддержкой G-Sync, ноутбук с мощной видеокартой NVidia GTX 1660 Ti 6GB, и при всем при этом нет G-Sync в панели управления NVIDIA.
Долго мучался, выяснял у производителя ноутбука и монитора, но ничего стоящего как и в инструкции. Общаясь с представителями Nvidia удалось выяснить, следующее:
- G-Sync работает только через DisplayPort, версия должна быть 1.2 или выше;
- драйвер последней версии — рекомендация, но не ниже чем 417.71, однако для каждого монитора минимальная версия индивидуальна;
- список мониторов с G-Sync: https://www.nvidia.com/en-us/geforce/products/g-sync-monitors/specs/
- список видеокарт поддерживающих G-Sync: https://ru.wikipedia.org/wiki/NVidia_G-Sync
Игровые мониторы в своем большинстве на конец 2020 года поддерживают HDR400 (VESA DisplayHDR 400) — это начальный уровень с минимальными требованиями, яркость 400 нит и 8-битная матрица. Немало источников указывают что на деле это псевдо-HDR.
Что точно стоит сделать, так это настроить под себя цветовой профиль монитора. Лучше всего, если есть профессиональный обзор игривого монитора и к нему есть для скачивания готовый профиль ICC, например для моего Acer XB253QGP *.icm (0,92 мегабайт). Это придаст красочности вашей картинке.
Какие кабели поддерживают HDR?
- HDMI — статический от v. 2.0, динамический от v. 2.1;
- DisplayPort — от v. 1.4 поддерживает, однако некоторые производители мониторов указывают, что бортовой разъем версии 1.2 поддерживает заявленные плюшки.
Теперь перейдем к советам для обычных пользователей.
Как включить G-Sync?
Зайдите в панель управления Nvidia, раздел Дисплей, активируйте G-sync. Рекомендуется настроить, чтобы эта технология работала только в играх! Вот, с активным полем на русском языке:
Как выбрать игровой монитор в 2021 году
- полноценный G-Sync (видеокарта обязательно Nvidia)
- IPS матрица (TN вообще не рассматривайте)
- время реакции 1-2 мс
- разрешение Full HD (1920×1080) — больше брать для ноутбука глупость
- диагональ до 25″ — все что больше, будет зернистым
Цена/качество это Acer Nitro, есть больше денег — выбирайте Acer Predator. остальные варианты стоят ощутимо дороже. Мой Эйсер Предатор обошелся 315$ в ноябре 2020.
Какой выбрать кабель для G-Sync и HDR, HDMI или DisplayPort?
Покупайте DisplayPort v. 1.4 и выше для компьютера или miniDP-DP 1.4 для ноутбука, купил на Aliexpress за 12$.
Заказал себе, жду через пару недель — дополню статью новыми тестами и впечатлениями, в нашей стране их днем с огнем (с переходником для ноутбука).
Уже заменил кабель, G-Sync сразу включился, никаких танцев с бубном. Кабель качественный, дешевле чем в нашей стране. Стоит отметить, что miniDP-DP 1.4 продает только 1 магазин на всю страну, и он без упаковки и noname, так что гоу на Али!)
Теперь вы знаете как подключить монитор через HDMI или DisplayPort, и что выбрать для себя.
Источник
Как включить G-Sync на мониторе FreeSync
Доброго времени суток!
Думаю, что многие любители игр сталкивались с «прыжками» FPS (это частота кадров) : в спокойных сценах показатель высокий, а в динамичных падает. Разумеется, такие чередования и «прыжки» могут вызывать искажения картинки : разрывы (👇), наложение одной части изображения на другую, задержки и пр. ( прим. : происходит это из-за того, что частота кадров монитора не совпадает с частотой, выдаваемой видеокартой. ).
Для исправления подобной «проблемы» — монитор и видеокарту необходимо синхронизировать (именно для этого и используются технологии FreeSync от AMD, и G-Sync от NVIDIA).
В сегодняшней заметке приведу несколько рекомендаций, как можно «подружить» G-Sync с монитором FreeSync (у производителей AOC, Philips и пр. с мониторами FreeSync от 2020г. уже есть такая совместимость). Тем не менее, отмечу, что в силу особенностей разных моделей устройств — сделать это удается не всегда. (но попытка не пытка? 😉)
Пример работы G-Sync // без него изображение «рвется» на полосы
Почему не работает G-Sync и как его включить
👉 ШАГ 1
- для начала необходимо обновить драйвера NVIDIA на видеокарту до последней версии (не ниже 418.91!). Спец. утилиты в помощь;
- далее обратить внимание на интерфейс подключения монитора — необходим DisplayPort (1.2а!). Прим.: через HDMI работать данная фишка не будет*;
- видеокарта должна быть NVIDIA серии 10xx или 20xx (ОС Windows 10);
- в настройках монитора необходимо включить FreeSync (т.е. перевести этот параметр в режим «ON» / «включено»).
Настройки монитора AOC / в качестве примера
В большинстве случаев после заданиях подобных параметров — G-Sync включится автоматически (при усл. совместимости монитора и дефолтных настроек драйверов). У NVIDIA и AMD на сайтах, кстати, есть свои списки «проверенных» и совместимых мониторов.
👉 ШАГ 2
Если G-Sync не «включился» — необходимо вручную изменить ряд параметров в настройках видеокарты.
Для этого нажимаем правой кнопкой мыши в любом свободном месте рабочего стола — в появившемся меню выбираем пункт «Панель управления NVIDIA» .
Как открыть настройки видеокарты: AMD, nVidia, Intel (не могу найти панель управления графикой)
Как войти в панель управления NVIDIA // GeForce
Далее необходимо найти и открыть меню «Настройка G-Sync» (на англ. «Set up G-SYNC»). В этой вкладке включите G-Sync!
Включить G-Sync (панель управления NVIDIA)
После необходимо перейти во вкладку «Управление параметрами 3D», и в «Глобальных параметрах» в строке «Вертикальный синхроимпульс» выставить «G-Sync» . См. пример ниже.
Примечание : вместо кладки «Вертикальный синхроимпульс» у вас может быть другая вкладка «Технология монитора» — при наличии оной в ней также нужно выставить «G-Sync» .
Управление параметрами 3D — вертикальный синхроимпульс
Собственно, после подобных «манипуляций» G-Sync должен начать работать — а качество картинки станет на порядок лучше (больше никаких разрывов 👌).
Вертикальная синхронизация (VSync) в играх: что это и зачем нужно, как ее включить / отключить.
Источник
Что такое G-Sync, FreeSync, V-Sync и HDMI VRR? — Разбор
Всех ПК-геймеров планеты Земля, да и консольных игроков тоже, объединяет одна проблема — вертикальные разрывы изображения. И вроде бы есть куча технологий которые решают эту проблему:
- V-Sync,
- G-Sync,
- FreeSync
- А ведь еще есть Adaptive Sync
- А в HDMI 2.1 недавно добавили VRR.
Но легче от этого не становится. Только больше путаешься. Чем все эти технологии отличаются? Какую выбрать видеокарту и монитор? И будет ли это всё работать на телевизоре?
Давайте сегодня раз и навсегда разберемся в технологиях адаптивной синхронизации изображения.
Для тех кто не в курсе. А в чём собственно проблема?
Чтобы изображение появилось на экране, должно произойти, как минимум, две вещи:
- графический процессор должен подготовить кадр и передать его на монитор,
- ваш монитор должен показать этот кадр.
Вроде бы всё просто! Но тут кроется небольшой конфликт. Монитор работает по строгому расписанию. Нужно обновлять изображение на экране через равные промежутки времени, строго определённое количество раз в секунду. Этот параметр называется частотой обновления и измеряется он в герцах.
Обычные мониторы работают на частоте 60 Гц, то есть способны выводить 60 кадров в секунду, а игровые на 144 Гц и выше.
А вот графический процессор живет в совершенно ином мире. В играх постоянно всё меняется: колышется листва, журчит ручеёк, враги выпрыгивают из-за угла. Каждый кадр отличается по своей сложности, поэтому на их просчет уходит разное количество времени.
Иными словами, у монитора частота кадров постоянная, а у видеокарты переменная.
Вот и выходит, что за один цикл обновления монитора видеокарта может подготовить больше одного кадра или меньше.
Из-за этого мало того что страдает плавность картинки, так еще и появляются артефакты в виде вертикальных разрывов изображения. Кстати, при просмотре фильмов тоже могут появляться такие артефакты, потому что кино снимают в 24 к/с.
V-Sync
Очевидно проблема требовала решения, и еще на заре компьютерных игр оно появилось! Название у этого решения — вертикальная синхронизация или V-Sync. Наверняка вы встречали такую опцию как в настройках видеокарты, так и в играх.
Работает эта штука достаточно топорно. Фактически она просто принуждает видеокарту выводить кадры с частотой кратной частоте обновления экрана. Например, если у вас монитор 60 Гц, то максимальное количество кадров в секунду тоже будет 60, даже если ваша видеокарта способна на большее. И в общем-то часто такое ограничение вполне уместно, если у видеокарты хватает мощи и нет просадок ниже 60 к/с, но если они есть — начинаются проблемы.
При включенной вертикальной синхронизации, следующее кратное значение — это 30 к/с. Поэтому даже если ваш фреймрейт просел фактически всего на пару кадров, вы всё равно увидите падение до 30 к/с. Такой перепад мало того, что большой и очень визуально ощутимый, так ещё и будет происходить с небольшим лагом. Поэтому если стабильного FPS в 60 к/с или 30 не достичь, то включать V-Sync вообще нет никакого смысла.
Справедливости ради, чем выше герцовка монитора, тем больше мы имеем кратных значений, на которых может работать синхронизация. Поэтому на игровых мониторах V-Sync работает куда лучше.
Но история с кратными значениями — не самая главная проблема технологии. Есть другой неочевидный недостаток: вертикальная синхронизация — увеличивает задержку ввода, то есть создаёт Input Lag.
Игра медленнее реагирует на ваши действия, всё происходит с задержками и как-то плывёт в молоке, поэтому прицелиться становится гораздо сложнее. Почему так происходит?
Это интересно, смотрите! Каждый кадр рассчитывается и выводится на экран через один и тот же конвейер. Упростим его до трёх этапов.
- Каждое ваше действие, например щелчок мышки надо как-то интерпретировать и обновить состояние игры. За это отвечает центральный процессор (синяя полоса на картинке ниже). Центральный процессор подготавливает кадры для графического процессора и помещает их в очередь рендеринга графического процессора.
- Затем графический процессор (зелёная полоса) берет эти подготовленные кадры из очереди и рендерит их.
- Только потом эти кадры выводятся на дисплей (серая полосочка на картинке).
Ну и в чём проблема, спросите вы? Дело в том, что ЦП не берется за подготовку следующего кадра, пока предыдущий не будет выведен на экран. Поэтому ограничивая количество выводимых кадров в угоду синхронизации с дисплеем, мы фактически увеличиваем задержки с которыми обновляется состояние игры! И если в каких-то простеньких играх типа пасьянса такие вещи допустимы, то в соревновательных играх вертикальная синхронизация может стать серьёзной помехой.
G-Sync
Но переживать не стоит, так как решение появилось еще в 2013 году. Именно тогда компания NVIDIA представила свою технологию адаптивной синхронизации — G-Sync. В отличие от старой технологии, G-Sync позволяет подстраивать не видеокарту под частоту обновления монитора, а наоборот заставляет монитор менять свою частоту под видеокарту!
Представляете? Так тоже можно было!
В результате мы получаем потрясающе плавную картинку без вертикальных разрывов и задержки ввода! Просто сказка! G-Sync также работает в огромном диапазоне частот. Изначально это было от 30 до 144 Гц, а сейчас уже есть поддержка до 360 Гц и может даже выше, тут скорее всё зависит от монитора.
А если фреймрейт падает ниже 60 Гц G-Sync умеет дублировать пропущенные кадры.
Получаются сплошные плюсы и проблема решена еще в 2013 году? Так почему же мы до сих пор об этом говорим?
Ну как сказать. Во-первых, эта технология закрытая, соответственно, G-Sync работает только с карточками NVIDIA, но это пол беды.
Все волшебные функции G-Sync стали возможны благодаря специальному чипу, который необходимо встроить в монитор. Естественно, эти чипы производит тоже NVIDIA и стоят они недешево. Поэтому мониторы с поддержкой G-sync в среднем стоят на 250-300$ дороже и таких моделей очень мало. То есть получилась классная, и для 2013 года революционная технология, но не универсальная и дорогая.
VESA Adaptive Sync
Поэтому уже спустя год, в 2014, Ассоциация стандартизации Video Electronics Standards Association или VESA представила открытую технологию Adaptive Sync, которая умеет, в принципе, всё то же самое, что и G-Sync, но без дорогостоящих чипов и работает на частотах от 9 до 240 Гц! Неплохо да?
Но для внедрения технологии нужно, чтобы её поддержку внедрили в прошивку и драйвер монитора, драйвер видеокарты, операционной системы и в игры!
А также необходимо наличие DisplayPort версии не ниже 1.2a, так как технология стала частью именно Display Port. Как видите, чтобы технология взлетела, нужно было проделать много работы. И этой работой занималась компания AMD.
AMD FreeSync
В 2015 году AMD внедрили Adaptive Sync в драйвера своих видеокарт и назвали технологию FreeSync. Реализация от AMD быстро получила очень широкое распространение. Добавить поддержку FreeSync в монитор оказалось настолько дешево, что сейчас сложнее найти игровой монитор без этой фичи, чем с ней.
Но AMD не остановились на просто внедрении стандарта от VESA. Также они добавили поддержку HDMI, начиная с версии 1.4. А в 2017 выпустили FreeSync 2, в который добавилась поддержка HDR и компенсацию низкой частоты кадров, как в G-SYNC.
Кстати, чуть позже, FreeSync 2 переименовали в более элитное FreeSync Premium Pro, а обычный FreeSync для мониторов с частотой 120 Гц и выше стали называть FreeSync Premium. Хотя такие маркетинговые финты я не одобряю, но в остальном сплошной респект AMD за популяризацию стандарта.
Кстати, NVIDIA также в 2017 году добавила поддержку HDR и назвала это всё G-Sync Ultimate.
И вроде бы всё классно, в команде у красных и у зеленых есть по своей шикарной технологии. Но что делать, если у тебя видеокарта от NVIDIA, ты хочешь нормальную поддержку G-Sync, но покупать дорогущий монитор с этой технологией совсем не хочется? Или наоборот — не покупать же Radeon только потому что у тебя монитор с FreeSync?
До недавнего времени выбора не было никакого. Хочешь подешевле и побольше выбор мониторов — покупай Radeon. В другом случае, придется раскошелиться.
G-Sync Compatible
Но в 2019 году NVIDIA пошли навстречу покупателям и добавили поддержку стандарта VESA Adaptive Sync в драйвера для своих видеокарт серии RTX, а также для карточки GTX 1080. А значит теперь можно легко насладиться лучшим из двух миров: взять себе карточку от NVIDIA и монитор с FreeSync по вкусу. Вот только есть проблема. Если на FreeSync мониторе не написано G-Sync Compatible — значит он не был протестирован NVIDIA на совместимость и никаких гарантий, что всё будет работать нормально, вам никто не даёт. А NVIDIA тестирует далеко не все, и далеко не самые доступные модели.
Поэтому инициативу по тестированию в свои руки взяло интернет-сообщество. Они составили табличку с огромным списком протестированных пользователями мониторов.
С мониторами, кажется, разобрались. Но как быть, если хочется поиграть на большом экране телевизора через консоль или ПК. Будет ли работать адаптивная синхронизация? Спешу вас порадовать — будет! При условии что ваш ТВ оснащен портом HDMI версии 2.1, в который добавили технологию переменной частоты обновления VRR — Variable Refresh Rate.
Причём всё будет работать и с видеокартами от NVIDIA и с Radeon. Всё потому, что VRR — это та же самая технология VESA Adaptive Sync, но теперь она стала ещё и частью стандарта HDMI 2.1. Именно таким образом адаптивная синхронизация реализована в консолях нового поколения. А также, вы удивитесь, в Xbox One S и One X. Да, в коробки текущего поколения от Microsoft VRR завезли даже раньше, чем HDMI 2.1.
Итоги
Что, в итоге спустя 6 лет после своего появления, технология Adaptive Sync стала фактически отраслевым стандартом. Захватив видеокарты от AMD и NVIDIA, телевизоры и даже интегрированная графика от Intel в 11-м поколении процессоров теперь поддерживает эту технологию. А это значит, что в светлом будущем мы будем жить без единого разрыва, по крайней мере, вертикального!
Источник