Как можно починить кран буксу

Хитрости сантехника: ремонт кран-буксы без покупки ремкомплекта

Обязательной принадлежностью каждой кухни и ванной комнаты является смеситель. Это устройство предназначено для смешивания двух потоков городского водопровода, холодного и горячего. Соотношение расходов регулируется кранами, которые изменяют проходное сечение соответствующего трубопровода. Тем самым регулируется температура воды на выходе из смесителя. Смесители бывают двух типов: однорычажные и с двумя кран-буксами. Конструкции у них разные, технологии ремонта тоже различаются. У смесителей второго типа обычно по какой-либо причине начинает подтекать запирающий элемент, называемый «кран-букса». Самое простое, но не самое дешёвое решение – это покупка и установка новой кран-буксы. Но существуют хитрости сантехников, позволяющие выполнить ремонт кран-буксы без покупки ремкомплекта.

Устройство кран-буксы

Прежде чем говорить о хитростях ремонта, нужно понять функции кран-буксы и её устройство. Этот компонент смесителя открывает подачу воды, регулирует её расход и прерывает поток. Обычно изготавливается из латуни. Кран-буксы бывают двух типов: резьбовые и металлокерамические. Основные детали: шлямбур (корпус), штуцер и шток.

В резьбовых буксах внутренняя часть штуцера (рисунок ниже) – это винт с червячной левой резьбой (4). Он вкручивается в шток (8), который представляет собой полый запорный шестигранник, входящий в шестигранное гнездо шлямбура. На верхней части штуцера имеется головка (6) под маховик. При вращении штуцер заставляет шток двигаться вперёд-назад. На другом конце штока на шкворне (11) имеется резиновая запорная прокладка (10), которая в закрытом положении полностью перекрывает седло клапана смесителя от водопровода и прекращает подачу воды. Открытие или закрытие крана выполняется вращением рукоятки (маховичка).

Читайте также:  Симс 3 как починить портал временной

В металлокерамических буксах открытие или закрытие воды выполняется с помощью металлокерамических, тщательно отполированных дисков с прорезями. Для открывания или закрывания такого крана нужно повернуть маховик на 90° или 180° для совмещения прорезей в дисках (и вода пойдёт) либо перекрытия их (и поток воды прекратится).

Нужно учитывать, что буксы, произведённые в нашей стране и за рубежом, не взаимозаменяемы.

ФОТО: upload.wikimedia.org Латунная керамическая кран-букса российского производства: 1 — головка квадратная под маховик; 2 — поворотный шток; 3 — фиксирующий винт; 4 — обжимное кольцо; 5 — корпус кран-буксы; 6 — прокладка уплотнительная; 7 — керамические пластины

Основные неисправности кран-буксы

Если человек дружит с техникой, то он без труда разберёт и снова соберёт и смеситель, и кран-буксу.

Внешние проявления неисправности кран-буксы:

  • вентиль плотно не запирает поток воды: причина – в износе прокладки;
  • вода протекает из-под кран-буксы.

В первом случае, если кран-букса червячного типа, необходимо заменить резиновую прокладку. Для этого её просто нужно отвинтить от шкворня и заменить на новую. Если нет фирменной прокладки, то можно найти обрезок листовой резины толщиной 3–6 мм, вырезать из него под размер прокладку и привинтить на своё рабочее место. Главное, чтобы резина была эластичной, не пересохшей.

Если кран-букса керамического типа, то придётся её разобрать, снять керамические пластинки, тщательно очистить их от наслоений и песчинок, проверить на отсутствие сколов и трещин, а затем аккуратно поставить на место. Если и после очистки кран течёт, то нужно обеспечить более плотное прилегание керамических пластин между собой. Для этого на керамическую вставку наклеивается пара кусочков изоленты (см. рис. ниже). Перед сборкой детали крана смазываются водостойкой смазкой. После сборки пластины более плотно прижимаются одна к другой, а также плотнее к седлу прижимается резиновое кольцо – и вода при закрытии крана не подтекает.

Если у кран-буксы любого типа повреждены металлические детали, то она ремонту не подлежит, её придётся менять на новую.

ФОТО: YouTube.com Удаление прижимного резинового кольца

В некоторых случаях появляется необходимость замены фторопластовой шайбы на «вечную» медную. Поскольку такую шайбу нужного размера купить почти невозможно, то делается кольцо из медной проволоки. Кусок проволоки несколько раз оборачивается вокруг штока, потом отрезаются кольца. Полученная шайба устанавливается на место.

ФОТО: YouTube.com Изготовление медной шайбы

Если вода подтекает из-под кран-буксы, то это означает лишь одно – разрушена уплотнительная резинка под ней. В этом случае старое резиновое кольцо удаляется, а на резьбу вместо него подматывается фум-лента в виде валика (см. рис. 8). «Валиком» из намотанной фум-ленты заменяется стандартное уплотнительное кольцо.

Исправленную кран-буксу можно устанавливать на место в смеситель.

ФОТО: YouTube.com Кран-букса устанавливается в смеситель

Заключение

Для умелых рук и изобретательных голов практически не существует нерешаемых проблем. Починить испорченную кран-буксу, не затратив на ремонт ни копейки, для них – рядовая задача. Зато дома всё в порядке: вся техника работает, как надо.

Источник

Разборка и ремонт кран-буксы

Качество современной сантехники оставляет желать лучшего. Цена нового смесителя довольно высока, тогда как его ремонт посилен для каждого. Прочитав нашу статью, вы узнаете, как отремонтировать кран-буксу своими руками.

Что такое кран-букса?

Вентильная головка (она же кран-букса) – неотъемлемая часть смесителя. Это устройство предназначено для подачи и перекрытия потока воды. Простая конструкция обеспечивает повышенный срок службы по сравнению с червячными вентильными механизмами, ранее использовавшимися в смесителях.

Как подтянуть

Одной из самых распространённых неисправностей считается подтекание кран-буксы из-под резьбы. Причина этому – потеря герметичности резьбового соединения, вызванная чрезмерным усилием на рукоятку смесителя или физическим старением уплотнительной прокладки.

Для того чтобы подтянуть кран-буксу понадобится 2 отвертки: с плоским и крестообразным шлицем, а также разводной сантехнический ключ (либо гаечный ключ на 17). План действий:

  1. Остриём отвертки подденьте декоративную заглушку на рукоятке смесителя, освобождая доступ к крепежному винту. Чаще всего заглушка имеет синий или красный цвет.
  2. Открутите рукоятку отверткой с крестообразным (или плоским) шлицем и снимите её.
  3. Разместите гаечный ключ на шестиграннике, который находится на корпусе буксы.
  4. Аккуратными ритмичными движениями по часовой стрелке подтяните её.
  5. Соберите смеситель в обратной последовательности.

Данный способ не всегда устраняет протечку. Если букса продолжает подтекать, то полноценного ремонта не избежать.

Как подготовиться к ремонту

Предваряют ремонт кранбуксы для смесителей два простых шага: демонтаж из смесителя и полная разборка.

Итак, ремонт кранбукс керамических начинается с подготовки инструмента, вам понадобится:

  1. Отвертка с плоским шлицем.
  2. Отвертка с крестообразным шлицем.
  3. Сантехнический гаечный ключ, либо рожковый ключ на 17.
  4. Пинцет.

Убедившись в наличии необходимого инструмента, переходим к следующему этапу.

Как снять и разобрать

Порядок снятия и разборки следующий:

  1. Крестовой отверткой демонтируйте рукоятку смесителя (предварительно сняв декоративную заглушку).
  2. Разместите сантехнический гаечный ключ на шестиграннике буксы и выкрутите её из смесителя (против часовой стрелки).
  3. Пинцетом извлеките силиконовый уплотнитель, удерживающий керамические диски на своём месте. В зависимости от производителя он имеет черный, красный или белый цвет.

  1. Извлеките из корпуса керамические элементы.
  2. Вытащите стопорное кольцо, удерживающее шток, и легким нажатием выдавите его из корпуса. В случае если шток закреплен с помощью винта — открутите его остриём пинцета.

Устройство разобрано, можно приступать к ремонту.

Устранение неисправностей керамической буксы

Кран-букса – технически сложное изделие. В ходе эксплуатации её элементы подвержены физическому износу. Разберём примеры неисправностей на более конкретных случаях.

Замена прокладки керамической пластины

Данная прокладка – первое, что попадает в руки при разборке кран-буксы. Её назначение – обеспечение плотного прилегания керамических дисков друг к другу. В большинстве случаев, замена данной прокладки не решает проблему. Самым простым, но временным решением является укладка под прокладку медной шайбы 14х10 мм. Она обеспечит герметичность механизма в течение следующих 6 месяцев – не более. После укладки шайбы букса собирается в обратном порядке и вкручивается в смеситель.

Износ уплотнительных колец

Следующей по популярности причиной протечки является износ уплотнительных колец. Любая керамическая букса оснащена 3 силиконовыми кольцами: одним кольцом диаметром 16 мм или 12 мм, и двумя диаметром 8 мм или 4 мм.

Если малые кольца расположены на штоке и практически не подвержены износу, то замена большого кольца — довольно популярный сценарий.

Замена прокладки в седле

Подтекание буксы из-под резьбы является сигналом к тому, что пора заменить прокладку в седле крана. Прокладка «подсела», потеряв свои свойства. Выполнив подтяжку, возможно продлить срок её службы. В том случае, если это мероприятие не возымело действие – замена данной прокладки на новую решит возникшую проблему на корню. Прокладка находится в свободном доступе, для её замены не требуется полная разборка.

Удаление инородных частиц

Вода, проходящая через смеситель, может содержать большое количество твердых частиц. Песок и глина, отложившиеся на рабочих поверхностях керамических дисков, препятствуют их герметичному закрытию. Очистка керамических дисков вернет им первозданную работоспособность. Диски легко вынимаются, если вытащить из корпуса кран-буксы силиконовую прокладку, удерживающую их в рабочем положении.

Стирание пластиковой шайбы

Износ фторопластовой шайбы, прижимающей и герметизирующей шток буксы, является настоящей причиной выхода из строя 95% изделий. Решение проблемы одно – замена шайбы на новую. После извлечения штока из корпуса она легко снимается с помощью пинцета. Её сложно с чем-либо перепутать – это единственная деталь белого цвета. Такие шайбы находятся в свободной продаже в сантехнических магазинах.

Сколы на поверхности керамических элементов

В случае механического повреждения керамических дисков возможно собрать одну рабочую кран-буксу из двух неисправных. Для обеспечения герметичности следует «притереть» диски друг к другу. Для этого понадобится порошок из графита, который возможно добыть из карандашных стержней высокой твердости (Маркировка «Т»). Измельченный грифель насыпается на поверхность дисков, они прижимаются друг к другу и активными движениями «притираются» в течение 20-30 минут.

Повреждение металлических элементов

В этом случае кран-букса не подлежит ремонту. Необходимо приобрести новую и заменить её целиком.

Обратная сборка

Обратная сборка кран-буксы проводится в следующем порядке:

  1. Шток помещается в корпус и фиксируется пружинным кольцом, которое вставляется в специальную прорезь, либо фиксируется винтом (закручивается острием пинцета). Конструкция механизма такова, что вставить шток и кольцо получится только правильной стороной.
  2. Керамические диски соединяются гладкой стороной друг к другу и помещаются на своё место таким образом, чтобы больший из дисков был обращен наружу, а меньший – внутрь (к штоку).
  3. Силиконовое кольцо-прокладка устанавливается на место.

Ремонт червячной кран-буксы

Кран-буксы с резиновым уплотнителем, несмотря на множество недостатков, остаются популярными и по сей день. Простота конструкции позволяет провести её ремонт всего в 5 приёмов. Для работы вам понадобится отвёртка с плоским шлицем, сантехнический разводной гаечный ключ и фум-лента. Итак, порядок действий:

  1. Снимите декоративную заглушку и отверните рукоятку смесителя отверткой.
  2. Выкрутите буксу из смесителя (ключ поворачивайте против часовой стрелки).
  3. Отверткой с плоским шлицем окрутите винт крепления резиновой прокладки.
  4. Снимите прокладку со штока и замените её на новую. Такие прокладки повсеместно продаются в сантехнических магазинах.
  5. Замените старое уплотнительное кольцо, обмотайте резьбу двумя слоями фум-ленты и вкрутите буксу обратно в смеситель (по часовой стрелке). Первоначально закручивайте от руки и лишь в самом конце немного подтяните её гаечным ключом.

Как продлить срок службы

Продлить срок службы возможно тремя способами:

  1. Установкой системы фильтрации воды, препятствующей поступлению в систему водоснабжения твердых частиц и грязи.
  2. Своевременным очищением от налета глины и песка. Этот налёт хорошо удерживает твердые частицы, находящиеся в воде, что приводит к ускоренному износу прокладок и керамических дисков.
  3. Установкой медной шайбы вместо уплотнительного кольца штока. Это мероприятия увеличивает срок службы в несколько раз.

Ремонт кран-буксы водопроводного крана с керамическими пластинами не такая и сложная операция, справится с которой может любой человек.

Видео быстрого и недорогого ремонта керамической кран-буксы у себя дома:

Источник

Оцените статью