Как настроить abc анализ

АВС анализ продаж – инструмент увеличения прибыли

15.06.2021 Товары

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Как известно, чем выше объемы сбыта у предприятия, тем эта прибыль будет больше. В торговле ключевую роль в этом процессе играет ассортимент продукции. Для принятия решений о наиболее рациональном ассортименте используют различные методики, но самой распространенной является АВС анализ.

Что такое ABC анализ продаж

АВС анализ продаж используют для определения наиболее эффективного ассортимента продукции для конкретного предприятия.

В чем заключается АВС анализ товарного ассортимента

В основу ABC анализа легли диаграммы Парето, которые показывают, что только 20 % всех товаров дают 80 % выручки (прибыли) предприятия. Этот принцип определил алгоритм проведения АВС анализа, который предполагает разделение всей продукции предприятия на три группы: А, В и С:

  • Группа А – сюда относят товары, которые приносят 80 % выручки, это примерно 20 % от всех товаров;
  • Группа В – товары, которые приносят 15 % выручки, как правило, это 30 % от всех товаров;
  • Группа С – товары, которые приносят магазину 5 % выручки, это оставшиеся 50 % товаров.

С чего начать ABC анализ товаров

В первую очередь стоит определиться с группой товаров. Весь ассортимент продукции, особенно если это крупная торговая сеть, использовать для такого анализа не рекомендуется. Товары должна быть приблизительно однородные по своим характеристикам, этот анализ проводят, чтобы иметь возможность управлять ассортиментом, а если в одну группу попадают кресла и арбузы, анализ теряет всякий смысл.

Читайте также:  Не работает ибп что это

Далее определяем, по какой характеристике будет проводиться анализ: прибыль, выручка, стоимость закупки сырья и т.п. Как правило, на практике проводят анализ по 1-му показателю, редко кто делает по 2-м например, по выручке и марже одновременно. Это связано с тем, что зачастую это делается в Excel, а если программируют такой анализ в 1С, то отсутствует методология того как делать анализ по нескольким параметрам и главное как использовать полученный результат. О правильной автоматизации расскажу ниже, пока приступаем непосредственно к анализу.

Пример ABC анализа

Рассмотрим пример АВС анализа товаров на основании полученной выручки. В таблицу вносим наименования товаров и размер выручки, который приходится на этот товар.

Название

Выручка, руб.

Итого

81 000

Далее проводим сортировку товаров по объему полученной выручки и определяем долю каждого товара в общем объеме – столбец «Доля, %».

Далее метод АВС анализа предполагает расчет доли каждого товара накопительным итогом, формула которого отражает сложение процентов данного товара и всех предыдущих. Расчет происходит сверху вниз – столбец «Доля накопительным итогом, %». Используя формулы Excel, ABC анализ на небольшом количестве товарных позиций выполняется достаточно просто.

Итоговым действием будет группировка товаров исходя из рассчитанной доли накопительным итогом. Для группы А эти значения будут в диапазоне от 0 % до 80 %, для группы В – от 80 % до 95 %, для группы С – от 95 % до 100 %.

№ п/п

Название

Выручка, руб.

Доля, %

Доля накопительным итогом, %

Группы

Итого

81 000

100

Так, компания получает отчет, в котором отражается информация о том, какие товары приносят наибольший доход. В нашем случае примерно 40 % ассортимента магазина приносит 80 % дохода.

Выводы по ABC анализу

Метод ABC анализа показывает, что товары из группы А наиболее ценные для предприятия. Магазину нужно стремиться увеличивать ассортимент продукции именно в этой группе, т.к. увеличение продаж таких товаров ведет к еще большему увеличению прибыли. Товары из этой группы должны серьезно контролироваться и прогнозироваться, предприятие будет нести существенные потери при резком снижении эффективности этой группы.

Для товаров из группы В необходимо находить пути повышения доходности (увеличить цены, снизить закупочную цену за счет поиска нового поставщика и т.п.) или увеличения продаж (проведение рекламы, акций и т.п.).

Товара из группы С наименее ценные для магазина. Но не нужно сразу от них отказываться, необходимо разбираться в каждом отдельном случае. Одно дело – когда товар не продается длительное время, тогда стоит задуматься над тем, чтобы заменить его или совсем исключить из ассортимента. И другое дело – когда товар новый, только завоевывает рынок, имеет положительную динамику продаж, хоть пока и в незначительных объемах.

Преимущества АВС анализа

  • АВС анализ как метод повышения рентабельности.
  • Универсальность. АВС анализ может применяться для анализа запасов, товарооборота, клиентов и всего другого, что можно разделить на составляющие элементы.
  • Оптимизация ресурсов. Автоматическое решение ABC анализа позволяет высвободить трудовые и временные ресурсы, а эффективное применение результатов анализа высвобождает финансовые ресурсы.

Недостатки ABC анализа

  • Одномерность анализа, т.е. АВС анализ позволяет группировать товар только по одному признаку (учитывает только одну характеристику), на практике ж иногда возникает необходимость в многомерном анализе.
  • Отсутствует группа для убыточных товаров. Не все товары в магазине приносят прибыль, в классическом варианте АВС анализа учитываются только прибыльные товары, поэтому его часто дополняют группой D, в которую входит нерентабельная продукция, трансформируя таким образом АВС анализ в ABCD анализ.

Автоматизация АВС анализа с помощью «ФинДиректор Товары»

Онлайн-сервис ФинДиректор Товары помогает любой товарной компании, используя собственные статистические данные, работать с большей эффективностью и прибыльностью. Программа дает следующие возможности в части АВС анализа:

  • Возможность загружать данные из различных источников, например 1С, ОФД, Excel и т.п.
  • Возможность проводить АВС анализ по нескольким параметрам, начиная с трех.
  • Возможность видеть АВС анализ в динамике
  • Автоматическое построение всех отчетов по товарам.
  • Наличие инструкции по использованию результатов анализа по каждому товару и группе товаров.
  • Возможность выгружать результаты.

АВС анализ – это простой и полезный инструмент. А если он автоматизирован, то с его помощью можно повысить эффективность компании, оптимизировать складские запасы, увеличить маржинальность, повысить уровень логистики, минимизировать риски, что в конечном итоге отразится на росте прибыли организации.

Хотите зарабатывать больше? Тогда регистрируйтесь в онлайн-сервисе «ФинДиректор Товары»

КУБ24 — ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ

ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА

Источник

Какие из товаров представляют наибольшую ценность для продаж интернет-магазина?

Перед владельцами интернет-магазинов часто встает вопрос: «Какие из товаров представляют наибольшую ценность для моих продаж?».

Если вы владеете такой статистикой, то сможете уделить больше внимания операциям именно с этими товарами. А на менее важные группы номенклатуры тратить меньше времени и ресурсов.

В конфигурации 1С УТ11 для деления номенклатуры по степени важности используются общепринятые классификации ABC и XYZ.

С их помощью пользователь легко выделяет товары, продажа которых приносит максимальную прибыль и идет максимально стабильно.

В основе АВС-анализа лежит принцип Парето, или закон 20/80: 20% действий дают 80% результата, 20% клиентов дают 80% прибыли и т.п.

В случае интернет-магазина примененное к продажам правило звучит так: 20% номенклатуры дают 80% прибыли.

XYZ-анализ номенклатуры классифицирует товары по категориям стабильности:

  • Товары X-класса продаются стабильно и потребность в них легко поддается прогнозу.
  • Товары Z-класса, наоборот, продаются нерегулярно по разным причинам (сезонность, тренд и т.д.).

Как настроить классификации ABC и XYZ в 1С УТ11?

Откройте вкладку «Маркетинг». В поле «Сервис» выберите «Классификация номенклатуры» и укажите вариант отображения «Полные возможности».

Рисунок 1.
Здесь нажмите кнопку «Настройка»:

Рисунок 2.
Укажите параметры классификации (выручка, валовая прибыль, количество проданного товара) и периоды для каждой из классификаций. Сохраните настройки.

После каждого изменения настроек необходимо очистить все данные по классификациям, основанным на предыдущих параметрах. Сделайте это с помощью кнопок «Очистить ABC классификацию за все периоды» и «Очистить XYZ классификацию за все периоды».

После этого нажмите «Выполнить ABC классификацию за все периоды» и «Выполнить XYZ классификацию за все периоды»

На этом настройка классификаций завершена, перейдем к результатам.

На вкладке «Маркетинг» в поле «Отчеты» выберите «ABC/XYZ – анализ номенклатуры» и сформируйте его:

Рисунок 3.
Для разделения классификаций перейдите в настройки отчета (Все действия – Изменить вариант отчета) и поочередно снимите галочки с ABC и XYZ.

В результате вы получите раздельные категории товаров, проданных за указанный в настройках период, для последующего анализа:

Рисунок 4. Рисунок 5. Обратите внимание, что в рассмотренном примере товар «Шкаф 3-дверный» попал в A-класс при ABC-классификации, но в Z-класс при XYZ – классификации.

Что это значит:
За указанный период по выбранным параметрам оценки товар принес компании наибольшую прибыль, но его продажи не были стабильными. Это также сигнализирует о невозможности сделать прогноз о дальнейших уровнях продаж данного товара.

Владельцу магазина результаты анализа дают богатую пищу для размышлений.
Следует переключить внимание на товары классов A и B: назначать на обработку заказов по этим товарам лучших менеджеров, искать лучших поставщиков, добиваться их бесперебойной поставки, увеличить расходы на продвижение товара.
Товары класса С должны быть понижены в приоритетах, а то и вовсе сняты с продаж.

Источник

ABC-анализ в 1С

Многие руководители хотят проводить ABC и XYZ анализ ресурсов компании. Торговые компании чаще всего анализируют номенклатуру и клиентов. ABC-анализ позволяет разделить ресурсы по степени их важности. В интернете есть множество статей, где даны четкие определения и способы проведения такого анализа.

В данной статье мы рассмотрим возможности для проведения анализа клиентов и номенклатуры в программе «1С:Управление торговлей, ред. 10.3».

Отчет ABC-анализ продаж

Меню: Отчеты – Продажи – Анализ продаж – ABC-анализ продаж

Прежде всего, нужно открыть настройку отчета и на закладке «ABC-классы» установить способ разбиения на классы. Стандартный вариант заполнения – 80-15-5.

На форме отчета выбирается объект анализа – контрагент, номенклатура или менеджер.

Также указывается способ расчета:

  • Сумма выручки
  • Сумма выручки без НДС
  • Сумма валовой прибыли
  • Количество товаров

Таким образом вы можете разделить клиентов и товары на классы в зависимости от общей суммы продаж, количества проданных товаров или суммы прибыли.

Пример сформированного отчета по номенклатуре:

Пример сформированного отчета по контрагентам:

Документ «ABC-классификация покупателей»

Для проведения классификации нужно создать документ «ABC-классификация покупателей»

Меню: Документы – Управление отношения с клиентами — ABC-классификация покупателей

Создадим новый документ и на закладке «Параметры» заполним критерии распределения класса:

Важно: параметр распределения (сумма выручки или сумма прибыли) устанавливается в учетной политике.

Меню: Сервис – Настройка учета – Учетная политика.

Далее перейдем на закладку «Распределение» и укажем период анализа – период, продажи за который будет анализировать программа. Чаще всего в качестве периода указывают один месяц, а классификацию клиентов повторяют каждый месяц, устанавливая новые классы.

Далее нажмем на кнопку Заполнить – Заполнить и программа автоматически заполнит документ на основании данных о продажах:

Каждому клиенту был назначен определенный класс, синими стрелками (прямо, вверх или вниз) программа обозначает изменение класса клиента по сравнению с предыдущей классификацией (не изменился, улучшился, ухудшился).

При необходимости вы можете поменять класс клиента, вручную выбрав нужное значение.

После проведения документа текущий ABC-класс отобразится в карточке клиента на закладке «Как покупатель»:

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Источник

Оцените статью