Как настроить басовый резонатор

Плохой ответ басовой части баяна

  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 4

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Конечно, зазор и подъём голоса влияют на пороги возбуждения, они в одной системе — язычок и планка, но в большей степени — подъём. Подъмом можно заставить звучать язычок независимо от того, какой зазор, зазором в меньшей степени.

В ситуации с баяном, с чего начался весь этот разговор, есть вот какие моменты:
— плохо заводятся все язычки на одной сторонет резонатора, не несколько, которые в силу каких либо причин могут расстроиться, а все;
— влияет направление меха, т.е. языки, которые внутри резонатора хуже заводяться, чем языки снаружи.

Если внутренне язычки никто специально не отгибал (а это вряд ли), а при настройке понижая голос можно, но опять же, не все, то дело то не в язычках.

Проверьте всё же компрессию, это не сложно и не займёт много времени.
Время сжатия растянутого меха при нагрузке в 2 кг должно быть 8-10 секунд.
Так пишут в справочнике.
Вес полукорпуса с резонаторамии басовым механизмом примерно 2 кг.
Возьмите за правый полукорпус и посчитайте, за какое время он растянется.
Если все нормально, то тогда надо делать следующие шаги.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Настройка гармони.

  • Сообщений: 338
  • Спасибо получено: 73
Читайте также:  Canon ts5040 инструкция как настроить сканер

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Про настройку басов.
Для кустарных гармоней трудно указать ноты планок («в каждой избушке свои погремушки»).
Например: нижегородская и кустарная «любительская», «Кирилловская» — совершенно по разные набор планок.
Да и заводские: «Калинка» 4 баса 4 аккорда, «Малыш» — 6 басов 6 аккордов
Но принцип настройки не не меняется.
На схеме левый ряд басов определяет звуки всех планок левой части гармони.
Планка, настроенная как левый ряд таблицы, плюс планка на октаву ниже (не всегда, для некоторых планок на октаву выше — с ноты C2 и ниже), иногда есть «пиколки» — на три октавы выше.
Таким образом получили ряд планок в басовом резонаторе.
При нажатии на бас одновременно с ним, через басовый механизм открываются клапан на резонаторе аккомпанемента (образующие аккорд).
Например:
Тональность ля-мажор.
Нажимаем кнопку 10.
Открывается басовый резонатор планки G#1-G#2(строй)-G#5(пиколка)
Открываются ряд резонатора аккомпанемента с планками: G#3-G#4
Нажимаем кнопку 9.
Извлекается септаккорд аккорд, обозначенный на схеме «g#7».
открываются ряды резонатора аккомпанемента с планками
F#4-F#5
Eb4-Eb5
C4-C5
G#3-G#4
(на некоторых гармонях открываются 3 ряда планок резонатора аккомпанемента).

Это фрагмент алгоритма настройки.
И здесь возникают варианты — есть пиколка на басах или нет, четыре звука в аккорде или три. А это пример для заводской гармони. А если рассматривать нижегородку, то на аккомпанементе 4 голоса, а на заводской -2.
Поэтому, невозможно дать одну схему для планок левой стороны всех гармоней (так же и для правой стороны- 3 голоса или 4, заводские варианты, я уже это отмечал), но схема дает строевые ноты.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег Аристархов
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 338
  • Спасибо получено: 73

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Как настроить басовый резонатор

У каждого есть положительные и отрицательные стороны.

Основные способы крепления резонаторов:

Если при настройке много снимать резонатор, то крепление крючка ослабнет (особенно если дерево, в которое вкручивается крючок не твердое) и резонатор не прижмется к деке. Бывают случаи, когда крючок как на фото, а крепление слабое, а довернув его на оборот не удается надеть на брусок резонатора.

Басовый резонатор на этом фото интересный.

Даже голосовые планки закреплены на резонаторе то заклёпками вниз, то заклёпками вверх (для высоких голосов).


Здесь крепление резонатора планкой, но болт здоровый.


В корпус резонатора вставил втулку с резьбой. Чтобы она не вращалась просверлил резонатор и вставил стальной штифт чтобы исключить прокручивание и обеспечить прижим к деке. Слева на фото (над голосовой планкой) видна деревянная пробка закрывающая отверстие в которое вставлен штифт.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Звуковая часть гармоник,баянов и аккордеонов (Часть 2)

Резонаторы

В теории под названием резонатор понимают физическое тело, способное отзываться на колебания определенной частоты и усиливать эти колебания. Простейшим примером резонатора может служить резонатор Гельмгольца —полый сосуд с отверстиями, при помощи которых в сложных звуковых колебаниях можно найти их простейшие составляющие, т. е. можно произвести анализ звука, так как каждый резонатор настроен на определенную частоту.

В гармониках, баянах и аккордеонах резонатором называют систему воздушных камер определенных размеров, встроенных в одну деревянную конструкцию, являющуюся базой или опорой для голосовых планок.

Резонаторы в практике называют по-разному: резонаторами, городушками и т. д. Однако первое название следует считать более правильным, так как воздушные камеры в резонаторах действительно в некоторой степени способствуют звучанию и улучшают тембр звука. Поэтому качество звучания инструмента зависит не только от голосовых планок, но и от резонатора, от формы и размеров воздушных камер, рассчитанных для каждого тона в отдельности.

Резонаторы язычковых музыкальных инструментов подразделяются на резонаторы мелодии, резонаторы аккомпанемента и резонаторы басовые.

Резонаторы мелодии

Резонатор мелодии (рис. 43) состоит из средника 1, верхнего бруска 2, розетки 3, перегородок 4, крепежного бруска 5.

Воздушная камера в резонаторе мелодии, так же как и в резонаторе аккомпанемента, образована между соседними перегородками, средником, верхним бруском и розеткой.Для каждой воздушной камеры предназначена одна голосовая кусковая планка или пара язычков одной тональности цельной планки, звучащих в противоположных направлениях воздуха; воздушные камеры должны быть хорошо изолированы друг от друга, с тем, чтобы не было возбуждения язычков в соседних камерах.

Количество воздушных камер в резонаторе мелодии зависит от диапазона инструмента и конструкции клавиатурного механизма мелодии.

B зависимости от вида инструмента, конструкции его клавиатурного механизма и голосности инструмента, в правой крышке располагается от двух до шести резонаторов.

B табл. 9 показано, как c увеличением голосности инструмента изменяется количество резонаторов мелодии.

Увеличивают голосность в инструментах за счет добавления голосовых планок, настраиваемых на октаву ниже основных при трехголосном звучании, а также на октаву выше при четырехголосном звучании.

B связи с изменением размеров добавляемых планок резонаторы мелодии претерпевают некоторые изменения.
B инструментах массового производства резонаторы мелодии съемные. Ремонтировать такие резонаторы удобнее.

B некоторых инструментах индивидуального изготовления резонаторы мелодии (особенно часто в дискантовой группе) несъемные, т. е. они приклеены непосредственно к деке без розеток. Несъемные резонаторы способствуют лучшему образованию звука, но создают большие неудобства при ремонте, уменьшают производительность труда при ремонте голосовой части и настройке и, как следствие, повышают стоимость ремонта.

Резонаторы аккомпанемента

На резонаторы аккомпанемента монтируют голосовые планки, предназначенные для создания готовых аккордов аккомпанемента.

Резонатор аккомпанемента (рис. 44) состоит из средника 9, верхнего бруска 3, розетки 8, перегородок 5, крепежных брусков 1-и 7, клёцев 2 и 6, воздушной камеры 4.

B резонаторах аккомпанемента баяна и аккордеона по 12 пар воздушных камер, т. e. c каждой стороны резонатора по 12 воздушных камер.

В резонаторе аккомпанемента гармоники количество пар воздушных камер меньше; оно зависит от количества кнопок левого механизма (диапазона).

Резонаторы аккомпанемента имеют следующие разновидности:

  • резонаторы аккомпанемента c одинаковыми противолежащими воздушными камерами, предназначенные для планок одинаковой высоты. Обычно такие резонаторы применяют для инструментов c незаемным басовым механизмом.
  • резонаторы аккомпанемента с неодинаковыми по высоте противолежащими воздушными камерами, предназначенные для планок, настроенных в октаву. Такие резонаторы часто применяют для инструментов c заемным басовым механизмом.

Резонаторы аккомпанемента для инструментов массового и индивидуального изготовления обычно изготовляют съемными.

Басовые резонаторы.

B зависимости от типа басового механизма резонаторы по конструкции подразделяются на два основных вида:

  • резонаторы басовые для заемного басового механизма —заемные басовые резонаторы
  • резонаторы басовые для незаемного басового механизма — незаемные басовые резонаторы.

B гармониках и аккордеонах обычно применяют заемные басовые резонаторы, в баянах —те и другие.

Наиболее распространенный тип резонатора для заемного басового механизма(рис. 45) состоит из средника 1, верхних брусков 2, розетки 4, перегородок 6 и клецев 5 и 7.

На одной стороне заемного резонатора расположены наиболее низкие звуки для данного инструмет на другой — на
октаву выше.

В практике принято называть одну сторону басового резонатора с наиболее низкими звуками I октавой, другую—II октавой.
Следует отметить, что эти названия не соответствуют действительной высоте расположенных на резонаторе планок, а являются условными названиями.Действительная высота звуков I и II октав в зависимости от инструмента находится в пределах от ми или фа контроктавы до ми или фа малой октавы.

Басовый резонатор для незаемного механизма (рис. 46) состоит из средника 7, верхнего бруска 5, розетки , подоктавного бруска 10 III октавы, подоктавного бруска 9 IV октавы, резонатора 11 III октавы и резонатора 8 IV октавы.

К незаемному басовому резонатору добавлено еще два односторонних резонатора: резонатор III октавы
и резонатор IV октавы, так как четырехголосное звучание басов создается за счет планок, смонтированных на I, II, III н IV октавах.

Резонатор III октавы предназначен для планок, настроенных на октаву выше II октавы, резонатор IV октавы — выше на октаву резонатора III октавы.Название резонаторов 111 и IV октав также условное. Резонаторы III и IV октав установлены на общей розетке, и их воздушные камеры связаны каналами в подставных брусках c одноименными воздушными камерами резонатора I и II октав.

Воздушные камеры резонаторов c внешней стороны закрываются голосовыми планками. При этом нужно выполнять условие абсолютной воздухонепроницаемости между планками и плоскостью резонатора. Это необходимо для того, чтобы воздух проходил только через голосовые проемы в планках и использовался для возбуждения язычков. Для того чтобы планки и резонаторы были соединены герметично, прикрепленные к резонатору планки заливают по периметру расплавленной воскоканифольной или церезиновой мастиками или реже — нитрокрасками.

Встречающиеся в баянах цельные голосовые планки смонтированы на прокладке из лайки или замши, которыми оклеены перегородки резонаторов.

Материалы,используемые при изготовлении резонаторов и процесс сборки

Наиболее подходящим материалом для изготовления деталей резонаторов следует считать древесину ели и пихты. Она обладает хорошей звукопроводностью, небольшим объемным весом, легка в обработке.

Для деталей резонаторов (кроме розетки и крепежных брусков) может быть использована также береза и древесина мягколиственных пород: ольха, тополь, осина.

Розетки резонаторов изготовляют из древесины твердолиственных пород или высококачественной фанеры.

Средник басового резонатора обычно изготовляют из клееной березовой фанеры толщиной 3-4 мм.

Сборка резонаторов из деталей заключается в приклейке его деталей к среднику, начиная с верхнего бруска. Затем приступают к приклейке перегородок. B последнюю очередь приклеивают розетку и бруски крепления резонаторов.

Для склеивания применяют столярный клей, поливинилацетатную эмульсию, синтетические клеи и т. д.

Процесс склейки идет c определенными выдержками в зависимости от применяемого клея.

Многие предприятия изготовляют резонаторы мелодии, аккомпанемента, III и IV октав басового резонатора по более
совершенной технологии — путем фрезерования. Это дает возможность получить из деревянной заготовки средник с перегородками и клецами одновременно. Фрезерованные резонаторы изготовляют из бука или ели.

Существуют два способа изготовления резонаторов путем фрезеровання: поперек волокон (волокна древесины направлены вдоль средника) и вдоль волокон (волокна древесины направлены поперек средника).

В изготовленных первым способом резонаторах требуется промазать перегородки клеем, лаком или другим составом, иначе в открытых древесных порах энергия колебаний язычков будет поглощаться ими и звук будет глухим. Резонаторы, изготовленные вторым способом, промазывать не требуется.

И.Фадеев, И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»

Источник

Оцените статью