Как настроить блок флейту

Как играть на блок-флейте

Принцип игры на флейте

Возьмите стеклянную бутылку с пивом. Или с водой, на худой конец. Ударьте по ней палочкой или ложкой. Запомните звук. А теперь отхлебните глоток побольше и еще раз ударьте. Слышите разницу? Когда Вы допьете бутылку до конца, звук будет самым низким. Не буду вдаваться в волновую физику. Достаточно понять, что высота звука зависит от резонирующего объема воздуха. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие, закрываем второе, третье, четвертое… Не забудьте про отверстие на нижней стороне (если у Вашей флейты оно есть). Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха от свисткового отверстия и меняете высоту звука.

Строй и настройка блок-флейт

Извлечение звука на блок-флейте по сравнению с косыми (поперечными) флейтами, предельно просто.
Блок-флейты бывают разные. Чаще всего встречаются ‘сопрано’.
Самый нижний звук – ‘до’ первой октавы. ‘До’ малой октавы – блок-флейта ‘тенор’, ‘фа’ первой октавы – ‘сопранино’, малой – ‘альт’.
Блок-флейта обычно состоит из двух-трех разборных частей. Раздвигая часть со свистком и гриф с дырочками, Вы понижаете общий строй флейты на доли тона, настраиваете ее чуть ниже. Это нужно для игры с каким-нибудь другим инструментом. Ведь проще подстроить флейту, чем гитару, или, не дай бог, пианино.

Подстраивают флейту по ноте си. Обычно флейта строит чуть выше нужного. Чтоб подогнать ноту, сверяете ноту си пианино и ноту си флейты, пор чуть-чуть раздвигая части грифа.

Читайте также:  Сломался светодиодный светильник как починить

Возьмите блок-флейту в руки как показано на рисунке. Левая рука должна находиться ближе к свистку. Закройте одно отверстие сверху грифа и отверстие на нижней стороне (!). Наберите воздуха и дуньте в свисток, произнося слог ‘ту’. Это нота ‘си’. Добейтесь, чтоб звук получался ровный.

Теперь закройте еще одно отверстие. Это ‘ля’. И так до конца, пока отверстия не закончатся. Если закрывать отверстия не подряд, то Вы получите звуки промежуточных тонов. То же самое касается второй октавы, где звук получается за счет обертонов (черт раздери волновую физику). Тем, кто не собирается быть супер-профи музыкантом, достаточно разобрать только то, как берутся звуки самых распространенных тональностей. Нужные звуки я отметила цветом в таблице аппликатуры . В первую очередь следует изучить ноты, отмеченные красным цветом. Если Вам интересно, какая именно это нота, считайте красные ноты для soprano от первой ноты, исключая ноты с закорючками, до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и т.д., для sopranino и alto – от первой ноты фа-соль-ля -(си-бемоль)-до-ре и т.д. Синим цветом отмечены ноты, которые Вам пригодятся реже. Ноты, которые я не отметила, Вам почти не придется использовать, или же их извлечение достаточно сложно.
Закрашенные кружочки на рисунке аппликатуры означают закрытую дырку. Дырка с нижней стороны грифа может быть открыта, закрыта или открыта на половину или четверть. Успехов.

Бывают разные аппликатурные системы для разных флейт. Для того, чтоб разобраться, что к чему, зайдите в раздел Аппликатуры.

Внимание! Звукоизвлечение!

Ну вот, с тем, как переставлять пальчики вы разобрались. Но это половина дела. Второй ключевой момент – это звукоизвлечение. Чтоб правильно издать звук, напрягите мышцы вокруг рта (так называемый амбюшюр) в легкой полуулыбке и скажите шепотом в свисток дудки заветный звук ‘тууууууу’. Протяните звук на сколько сможете. Рекомендую вам начать это упражнение с ноты си первой октавы и по одной ноте опускаться ниже и ниже. Чем ниже нота, тем слабее вы дуете, тем мягче акцент на букве ‘Т’.

Теперь повторите это упражнение, двигаясь от ноты си вверх – на сторую октаву, также по одной ноте. Здесь будет происходить наоборот – чем выше нота, тем акцент на звуке ‘Т’ будет сильнее. Активно работайте языком и держите щеки и губы в тонусе.

Если упражнение выполнено правильно, вы сначала будете чувствовать утомление мышц в щеках, губах, языке. Ну ничего, зато звук станет ярче.

А дальше?

Вы можете подбирать различные мелодии на слух. Рекомендации тут бесполезны. Только Ваше упорство и время. Можно довольно легко научиться искусству импровизации. Поставьте на магнитофон любую музыкальную запись. Желательно попроще. И постарайтесь подобрать одну-две ноты на флейте, которые туда вписываются, подходят, звучат гармонично. Сочините простейшую мелодию из них. Дальше – из трех, четырех, пяти нот. Знайте, что на магнитофонной записи мелодия может быть в какой-нибудь заковыристой тональности, и, если совсем ничего не выходит, смените запись. С приобретением опыта гармонии начнут звучать у Вас в голове и совсем без записи. Вы сможете играть самостоятельно или импровизировать в сопровождении любого ‘гармонического’ инструмента – гитары, пианино, мандолины и т.д. Импровизируйте ритмически, используйте разные штрихи, динамические оттенки, украшения.

Прибамбасы

А теперь о штрихах и прочих примочках. С динамическими оттенками проще. Громче-тише. Штрихи: стаккато – отрывистые звуки ‘ту-ту-ту…’ или двойное стаккато ‘та-ка-та-ка…’; легато – подачу воздуха не прерываете и слог ‘ту’ произносите только на первой ноте мелодии или ее части. Интересно и полезно использовать вибрато. Нужно не только дуть, но и вибрировать диафрагмой. Это получится, только если Вы правильно дышите, особенно это касается девушек. И еще. Изменяя силу подачи воздуха, можно красиво менять тон звука. Игра на флейтах немыслима без украшений. Это форшлаги , морденты , трели , группето . Со всеми прибамбасами проще ознакомиться, скачав небольшой файл по ссылкам.

А в качестве примера можно послушать китайско-бурятские мотивы в моем исполнении.

Источник

Как настроить блок флейту

Этот вопрос мучает почти всех начинающих блокфлейтистов
И осуждался уже много раз.
В кратце теория-практика такова:
— у блокфлейты не регулируется громкость, это ее особенность (если играть тише, громче просто занизится/завысится строй)
— чем длиннее (и ниже) блокфлейта, тем она спокойнее, мягче, тише
Поэтому переход на альт/тенор/бас может решить проблему.
— Играть лучше не рано утром и не ночью (дабы не озлобились соседи )

А вообще проф. оркестровые инструменты заметно громче чем блокфлейта. Блокфлейта это тихий инструмент на самом деле (особенно альт и ниже разновидности)

Можно «в шкафу». (Это буквально.)

Можно «с бумажкой». Вырезается полоска бумаги по ширине лабиума, складывается уголком, уголок надевается на лабиум. Могут пропасть высокие ноты, но вся первая октава и вторая до ми-соль (как повезет) худо-бедно звучит. Для регулярных занятий не рекомендуется.

Однако утром, когда все еще спят — боюсь, не прокатит. Утренний сон чуток, а полуразбуженные домочадцы недобры

Источник

Как настроить блок флейту

В процессе изготовления барочных флейт траверсо, настройка является одной из самых сложных операций. Прежде чем изложить информацию, следует договориться об обозначениях. В этой статье будут применены обозначения нот и аппликатур, взятые из книги Кванца «Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen».
Также: самая низкая нота — d1, следующая октава начинается с d2, а третий регистр с d3. Обычно, a3 является самой высокой нотой на флейте траверсо.
Обозначение аппликатур: 1 — закрыто первое отверстие, 2 — закрыто второе и т.д. до шестого отверстия. 7 — палец на клапане, то есть седьмое отверстие открыто.

Строй флейты зависит от:

— Длины канала
— Шероховатости поверхности канала
— Подрезки отверстий (undercutting)
— Точности соединений
— Диаметра и профиля канала
— Размера и геометрии амбушюрного отверстия

Без игровых отверстий флейта звучит выше. После изготовления и подрезки отверстий, общий строй понижается, так как отверстия являются частью игрового канала. Расширение или сужение канала повлечёт за собой понижение или повышение строя. Канал с высокой шероховатостью поверхности будет давать более низкий строй, чем канал той же длины с низкой шероховатостью. Отсюда следует, что флейты из дерева с нелакированным каналом звучат чуть ниже флейт из слоновой кости при одинаковой длине. Соединение с плохой герметизацией может повлиять на настройку в сторону её понижения.

На высоту отдельных нот обычно воздействуют корректировкой игровых отверстий, изменением игрового канала в определённых точках или укорачиванием некоторых частей флейты. Ниже будет изложена краткая информация по изменению канала, но в первую очередь нужно определиться, что делать с игровыми отверстиями.

Настройка начинается с d1. Затем следует e1, а далее d1-d2, e1-e2 и так до b1-b2. Отверстия сверлятся на 1 мм меньше ожидаемого диаметра и перед настройкой производится лёгкая подрезка (undercutting).

d1-d2. На флейте траверсо нет настроечных отверстий, поэтому на настройку d1 и d2 можно повлиять двумя способами — расширить канал в нижнем колене или укоротить его. Положение пробки очень важно для получения правильных октавных интервалов d1-d2 и d2-d3. Перемещение пробки в сторону амбушюрного отверстия расширяет октаву, а перемещение в сторону короны делает октаву у́же. Плохо, когда интервал d1-d2 высит, а d2-d3 низит. Это уже не исправить регулировкой пробки и в таком случае требуется корректировка канала. Также, сложной является ситуация, когда d1-d2 строит, e1-e2 высит, а g1-g2 низит. Только перемещением отверстий эту проблему не решить, т.к. она кроется в неправильных развёртках, неправильном чертеже и т.д. На тех старых флейтах, которые редко используются для игры, d1 нередко низит и при этом может иногда выправиться после регулярного музицирования. Возможно, придётся при игре на такой флейте разворачивать амбушюрное отверстие более наружу и дуть сильнее для улучшения интонации. В любом случае это лучше, нежели чем при обратной ситуации, когда d1 высит — приходится поворачивать флейту внутрь и дуть тише, что неизбежно ослабляет d1.

На некоторых старых флейтах с несколькими сменными частями для игры в разных частотах (corps de rechange) в нижнем колене имеется слайд для настройки d1, который влияет на d2 и d3, а также может влиять на некоторые ноты третьего регистра. Кванц был противником этого нововведения («. в результате укорачивания нижнего колена выше становится только ре, в то время как интонация остальных нот, таких как ре диез, ми, фа, соль и т. д. остается по большей части неизменной. Не повышаясь вместе с ре в верной пропорции, все они, за исключением нот, берущихся на отверстиях первого колена, становятся абсолютно фальшивыми. . это изобретение стоит отклонить как вредное и губительное. Оно служит лишь для того, чтобы при необходимости из экономии сыграть на одной дурно настроенной флейте то, для чего в обычном случае требуются две флейты, настроенные по-разному – выше и ниже. Намеревающийся использовать описанное усовершенствование рискует раздражать слух, которого изобретатель этого новшества, похоже, лишен, равно как и представления о пропорциях нот.» И.И. Кванц — прим. переводчика). Тем не менее, изготовление такого настроечного слайда может быть полезным при изготовлении первой копии флейты с чертежа для определения наилучшей длины нижнего колена.

Точная позиция пробки будет известна после настройки всех отверстий. Следует учитывать, что настроив d1, d2 и d3, впоследствии может потребоваться небольшое смещение пробки, чтобы обеспечить согласованность интервалов g1, g2 и g3, а также всех прочих.

d1#-d2#. Кванц проводит различие между D# и Eb. На его флейтах было два разных клапана для этих нот, а также разные аппликатуры для A#/Bb и т.д.

Чуть поворачивая флейту и меняя направление потока воздуха, можно добиться того же эффекта не теряя в удобстве игры. Важно знать, насколько часто употребляется каждая конкретная нота в той музыке, которую предстоит играть и исходя из этого расставлять приоритеты в настройке. Поэтому будет не лишним изучить музыку барокко перед тем, как настраивать флейту траверсо. Согласованность интервала d1#-d2# зависит от канала в нижнем колене, но более всего от размера седьмого отверстия. Высота подъёма подушки клапана над отверстием также влияет на настройку.

Настройка d1#-d2# не сложна, но лучше её производить не сразу, потому что Bb второй октавы зависит от седьмого отверстия, так что лучше сначала настроить F#, G и A.

e1-e2. Шестое отверстие. Некоторые академические флейтисты, играя на барочной флейте, делают ошибку, открывая вместе с шестым отверстием седьмое, что влечёт за собой слишком высокую и слишком сильную ми. e1 и e2 продуть нелегко. Тон слабый и мягкий в сравнении с ре и фа диез. Шестое отверстие оказывает влияние на фа диез, но не на фа. Некоторые мастера чрезмерно расширяют шестое отверстие в погоне за увеличенным интервалом между фа и фа диез, что ведёт к слишком высокой ми в первом и втором регистрах. Конечно, это нельзя считать полезной практикой. Шестое отверстие обычно подрезается в малой степени. Подрезка влияет на отзывчивость и тембр ноты, смягчая при необходимости слишком жёсткий тембр, но шестое отверстие и так выдаёт мягкий звук, так что удаление большого количества материала не требуется. Изменение геометрии игрового отверстия в большей степени влияет на второй регистр, чем на первый. Если шестое отверстие несколько меньшего диаметра, то интервал e1-e2 будет низить. Расширение отверстия сделает e2 выше, а e1 немного выше. Здесь следует внимательно отнестись к позиции пробки. Не стоит зацикливаться только на e1 и e2. Нужно также сыграть d1-e1 и d2-e2 для проверки правильности интервалов, а также чтобы убедиться в правильности постановки амбушюра и верном направлении воздушной струи. Подрезка отверстия со стороны колена повышает второй регистр больше, чем со стороны амбушюрного отверстия. На высоту некоторых нот третьего регистра, связанных с шестым отверстием, влияет больше не величина этого отверстия, а его геометрия. Опять же, не следует забывать про важность правильной позиции пробки.

f1-f2, f1#-f2#. Фа и фа диез обоих регистров будут настроены одновременно, так как эти ноты привязаны к пятому отверстию. На флейте траверсо интервал между фа и фа диез является небольшим. Фа несколько высит, тогда как фа диез низит, но при этом обе ноты звучат чисто по отношению к d1. Оттетер в книге «Principes de la flute traversiere» даёт простую рекомендацию — для фа диеза повернуть флейту наружу, для фа — внутрь. Аппликатуры 06 и 18 не распространены на флейте траверсо. Gb играется редко. Поэтому предпочтительнее использовать аппликатуру 05 для фа диеза и 04 для фа. Подрезанием пятого отверстия можно регулировать баланс между аппликатурой фа и простой аппликатурой фа диез.

Старые флейты из слоновой кости в основном тонкостенные и иногда имеют очень явные андеркаты игровых отверстий, что влечёт за собой несколько высящие вилочные аппликатуры. Из этого следует, что толщина стенки и подрезка отверстий влияют на высоту и тембр некоторых нот. Если традиционно низящую фа диез настроить слишком высоко, то фа повысится настолько, что её уже будет невозможно сыграть поворотом флейты. Поэтому на барочной флейте фа диез настраивается примерно на 13 центов ниже равномерно-темперированной.

g1, g2, g3 и. d3. Четвёртое отверстие. Для g1 и g2 с аппликатурой 07 использование клапана не регламентировано. Можно его использовать, а можно и не использовать. Если это как-то и повлияет, то незначительно. То же самое верно для a1/a2 и b1/b2. Аппликатура для g1/g2 одинакова, как и в случае с a1/a2, f1/f2, f1#/f2#. Конечно, амбушюр для каждой ноты корректируется, о чём подробно написано в книге Кванца. Существует множество способов выдуть неправильные октавные интервалы, что сильно скажется на интонации флейты. Очень важной нотой является d3 с аппликатурой 29, которая играется при участии четвёртого отверстия (g1-g2-d3-g3). Обычно, d3 звучит с одинаковой высотой на аппликатурах 29 и 30. Только на ранних траверсо (с широким слегка коническим каналом — Брессан, Хака) могут быть расхождения. На данном этапе настройки можно определиться с положением пробки. g1-g2-g3 и d1-d2-d3 должны звучать чисто. Обе аппликатуры для d3 должны давать одинаковую высоту. Если все эти условия выполнены, то остальные ноты не доставят проблем при настройке. Если что-то не строит, то есть несколько возможных причин:

— Основной тон инструмента настроен правильно, но могли быть завышены остальные регистры, и соответственно повысились ми, фа и прочие октавные интервалы.
— Отверстия на флейте траверсо находятся во взаимном балансе. Первое и второе более-менее одинакового размера, также как четвёртое и пятое. Третье отверстие меньше первых двух, но больше шестого. Это важно не только для правильных интервалов, но и для сбалансированности тембра. Если какие-то отверстия больше чем необходимо, значит проблемы в канале или в основном тоне.
— Если аппликатуры 29 и 30 для d3 не совпадают, то можно сделать корректировку высоты подъёма подушки клапана или размера седьмого отверстия и нота d3 должна быть сыграна аппликатурой 29 с нажатым клапаном. Возможно, первое отверстие будет больше влиять на d3 с аппликатурой 29, чем с 30. Возможно, если d3 низит, следует насколько возможно больше подрезать четвёртое отверстие. Возможно, g2 после этого начнёт высить, что придётся исправлять корректировкой игрового канала.
— Иногда можно добиться хорошего эффекта, слегка выдвинув соединения на второй и третьей частях флейты. Не всегда удаётся правильно настроить corps de rechange, потому что относительное расстояние от амбушюрного отверстия до четвёртого отверстия будет изменено больше, чем от амбушюрного до шестого при использовании более короткой секции. Примечательно, что более длинные сменные секции могут быть настроены лучше и точнее, чем короткие.
Четвёртое отверстие также влияет на a2 с аппликатурой 21. На некоторых флейтах (Стейнсби, Брюгген) четвёртое отверстие настолько мало, что аппликатура 21 слишком низит или совершенно не звучит. На некоторых флейтах Кирста четвёртое отверстие просверлено под углом и направлено в сторону амбушюрного отверстия.
— Обязательно нужно сделать так, чтобы клапан был герметичен. Это влияет не только на качество d1, но и на d3 с аппликатурой 30, и g3 с аппликатурой 37 (клапан закрыт). Корректировка g3 путём перемещения отверстия представляет из себя непростую задачу, но небольшие поэтапные изменения могут привести к хорошему результату. Обычно, g3 не является проблемной нотой.

g1#-g2#. А также A1b-A2b (см. ремарки к d1#). С некоторыми вилочными аппликатурами ситуация такова, что какие-то ноты невозможно настроить в принципе. Третье отверстие. Сначала настраиваются a1 и a2. Соль-диез первой октавы является вспомогательной аппликатурой. Если соль-диез первой октавы слишком низит, то следует поднять пальцы с шестого или седьмого отверстия. g2# — пятое отверстие открыто, иначе можно будет услышать B2b с аппликатурой 22. Это хорошее упражнение — играть A2-G2#-A2-B2b и т.д. Иногда на G2# можно использовать аппликатуру 19 без шестого и седьмого отверстий. Не только третье, но и пятое отверстие влияет на настройку. Вилочные аппликатуры звучат слабее и мягче в сравнении с простыми. Это придаёт композициям с большим количеством вилочных аппликатур тёмную окраску. На многоклапанных флейтах такого эффекта нет.

a1-a2, B2b и E3, E3b. a1 и a2 будут настроены вместе с g1# и, что более важно, g2#. Далее следует сыграть d1-e1-f1#-g-a и то же во втором регистре. Затем d3, g3, e3. e3 с аппликатурой 32 проистекает из d3# с аппликатурой 31, только третье отверстие открыто. Следовательно, третье отверстие тоже влияет на e3. E3b будет настроена с участием седьмого отверстия в комбинации с E1b, E2b и B2b с аппликатурой 22. Серия E1b-E2b-B2b-E3b должна звучать чисто и гармонично. Если B2b слишком высит, то это проблема. B2b с аппликатурой 22 может звучать выше в сравнении с A2# (21 аппликатура), но различия не должны быть слишком большими. Увеличение диаметра канала в районе второго и/или пятого отверстия могут помочь, но следует быть осторожным, так как это затронет и d2. Таким образом, четвёртое отверстие не менее важно, чем третье. Можно произвести эксперимент с подрезкой и послушать, что произойдёт с a1# и a2#, что приведёт к пониманию приоритета b1 и b2 для второго отверстия. Четвёртое отверстие также влияет на a2# (аппликатура 21). a2# также можно играть с 22 аппликатурой, в зависимости от флейты и музыкальной партии.

b1-b2. b1 не доставляет хлопот, но интервал b1-b2 иногда низит (b2 с аппликатурой 11). b2 также можно сыграть в 23 — лучшие настройка и стабильность. Хорошая проверка — b2 в 25 аппликатуре с закрытым пятым отверстием. Таким образом, b1, b2 и a2# настраиваются вместе, сверяясь с c2 в 25 аппликатуре и с b2 в 25 с закрытым пятым отверстием. В борьбе со слишком низкой a2# поможет хорошая подрезка отверстия. И b2 в 11 аппликатуре может остаться немного низящим, если с другими аппликатурами всё в порядке. Аппликатура 11 использует короткую часть флейты с широким каналом.

c1 и c1#. c1 в 12 и c1# в 14 аппликатуре являются нотами первого отверстия. c1# на старых флейтах низит и не следует пытаться подогнать её под равномерную темперацию, так как нота до станет слишком высокой. c1 в аппликатуре 13 звучит необычайно сильно. В этом положении c2 берётся проще, тогда как в 24 звучание не такое сильное. Нота c2 в 25 интересна тем, что основным отверстием для неё становится второе. c2 в 13 и 25 должна звучать в унисон. Это хорошая проверка.

c2#. с2# в 14 аппликатуре обычно слишком низит, а в 26 звучит неплохо, но немного высит. Настроить c2# не так-то просто. Главное отверстие — первое, но и второе оказывает своё влияние. При том, что эти два отверстия уже интенсивно используются для других нот. Однако же, серьёзные проблемы с c2# возникают редко и к этой ноте можно применять как альтернативные аппликатуры, так и корректировку дыхания.

E3b и E3. Об этих нотах уже было написано ранее. Это самые высокие ноты, которые удобно играть легато. Ноты выше e3 играются стаккато.

f3. Сложная нота, но не на каждой флейте. Можно использовать аппликатуру 33, прикрывая пятое отверстие наполовину. Правильно настроенное амбушюрное отверстие поможет взять эту ноту.

f3#. Аппликатура 35 немного низит, 34 немного высит, а 36 вовсе не звучит на некоторых флейтах.

g3. Эта нота была настроена вместе с g1, g2 и d2.

g3# и a3. Самые высокие ноты. Их почти невозможно настроить независимо от других, более низких нот. Некоторая коррекция канала может помочь.

Инструменты для настройки отверстий:
1- прямой или изогнутый надфиль
2- свёрнутая в трубку наждачная бумага
3- маленький резец, заточенный по сторонам
4- нож для художественных работ со сменными лезвиями
5- самодельная зенковка для андеркатов

Jan Bouterse. Zutphen, Netherlands.
Перевёл Марат Аксянов.

Источник

Оцените статью