Как настроить частоты для голоса

Обработка голоса эквалайзером

Эквализация, пожалуй, самый популярный эффект для обработки голоса. Также это один из эффектов, которым часто злоупотребляют. При неправильной настройке, конечный результат эквализации может звучать даже хуже, чем без её использования.

Прежде чем начать, отметим несколько важных моментов:

  • Масштаб изменений по dB-шкале EQ-плагинах, как правило такой, что легко можно поднять +12 dB в определенном диапазоне, в то время, как +- 6 dB – это максимум на который я бы рекомендовал поднимать/опускать частоты в определенном диапазоне;
  • Изменение частот ниже 100-150Гц или выше 11-12кГц обычно не влияет на голос;
  • Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера;
  • Усиление низких частот не делает голос глубже (этого эффекта можно добиться небольшим на -10-20 центов изменением тона в pitch shifter). Но усиливая низкие частоты мы можем сделать голос «теплее»;
  • При эквализации нужно учитывать, что каждый микрофон имеет свою частотную характеристику, также присутствие поп-фильтра действует как Hi-Shelf фильтр -3dB от 6000 Нz (т .е. попросту немного глушит голос);
  • Также важно положение диктора у микрофона; Это важная тема, которую мы отдельно рассмотрим в следуйющих статьях;
  • Настройки эквалайзера должны зависить и от того, какую обработку сигнала в ФМ-процессоре использует радиостанция;
  • Если вы регулярно переключаетесь между мониторами и наушниками в течении нескольких минут у вас могут возникнуть проблемы с восприятием высоких частот (как правило в наушниках, особенно полюбившихся Beyerdynamic DT770, Senheisser HD580-600-650 все звучит ярче).

Есть несколько упражнений, которые помогут вам научиться определять, какие частоты нужно корректировать для получения нужного результата. Конечно, можно использовать анализатор частотного спектра, но для отдельной составляющей микса, а именно — голоса, по анализатору практически невозможно точно определить «проблемное» место .

Читайте также:  Ой все сломалось ошибка 310 тера

Эквализация голоса. Тренируем слух

Для начала найдем голос, который будет служить нам образцом. Если вы озвучивали рекламные ролики, лучше использовать свой голос, так как он хорошо вам знаком. В противном случае, найдите диктора, который занимается озвучкой. Важно, чтобы это был «сырой» голос, полученный сразу после микрофона и предусилителя, без ощутимой эквализации и компрессии.

Запишите 60-ти секундный ролик в информационной, спокойной манере, без явных эмоциональных «всплесков» и выкриков. Теперь нужно подобрать для ролика музыкальную подложку из продакшн библиотеки. Так как мы только тренируемся, и ролик не пойдет в эфир, можно использовать в качестве подложки проигрыш песни или любой инструментальный трек. Главное, чтобы в выбранном фрагменте нет преобладания низких, средних или высоких частот, а сам трек не был слишком громким (рекомендуется общий RMS -12 dB, измерение RMS — в Sound Forge: выделить плотный фрагмент фонограммы 20-30 сек, Меню -> Статистика)

Теперь пропустите голос через эквалайзер и наложите музыкальное сопровождение. Установите нужный баланс громкости между треками. Как правило, голос – 0dB, фонограмма, для начала — -9dB. Сбросьте все настройки эквалайзера. Низкие частоты оставим на потом, займёмся средними и высокими. Вам необходимо настроить высокие частоты (около 10кГц) на треке с голосом таким образом, чтобы звук «С» не выделялся на фоне барабанных тарелок и других высоких звуков в музыкальной подложке. Максимально повысьте частоты в районе 10кГц, а затем верните настройки к нулю, чтобы почувствовать диапазон вашего эквалайзера. Затем снова начните изменять настройки, до тех пор пока высокие частоты голоса и музыкального отрывка не совпадут.

Когда добьётесь баланса, переходите к регулировке средних частот (около 5 кГц). Установите их таким образом, чтобы голос был хорошо слышен на фоне духовых, ударных и основных инструментов в музыкальном треке. Изменяйте настройки до тех пор, пока не получите комфортное звучание.

Читайте также:  Задымилась микроволновка как отремонтировать

После того, как вы добьетесь частотного баланса между голосом и с музыкой, прослушайте голос без музыки. Отключайте и включайте эквалайзер, чтобы почувствовать разницу. Вначале, вам может показаться, что высокие и средние частоты звучат слишком резко, но скорее вы близки к настройкам, которые обычно используют при обработке голоса, наложенного на музыку. Сохраните голосовую дорожку с эквалайзером в отдельный файл и используйте его как образец.

Теперь возьмите голосовые дорожки других дикторов, с которыми вам приходилось работать. Поместите все записи на одну дорожку без какой-либо обработки. Сначала прослушайте образец голоса с обработкой, который вы сделали ранее, а затем воспроизведите первый необработанный голос и постарайтесь подогнать настройки эквалайзера под образец. (Опять же, не трогая нижние частоты, работая только со средними и высокими).

Обратите внимание на настройки эквалайзера и запишите их. Затем, сбросьте все установки EQ и приступайте к обработке следующего голоса. Не подсматривая в предыдущие настройки. Снова запишите получившиеся результаты.

Обработав таким образом все голоса, вы увидите, что ваши записи отличаются друг от друга. Как мы уже говорили, разные голоса имеют разные частотные характеристики. Отметьте для себя, в каком голосе преобладают высокие частоты, в каком средние.

Процесс обработки голоса эквалайзером большей частью состоит из регулировки средних и высоких частот. Обрезка нижних частот нужна только в случае, если диктор читал текст близко к микрофону. Также нужно помнить, что регулировать низкие частоты можно понижая или повышая уровень других частот.

Обращайтесь к своим заметкам каждый раз, когда вы начинаете редактировать новый голос. Прослушивайте сохранённый образец, прежде чем корректировать голосовую дорожку. В конце концов, вы научитесь определять приблизительные настройки для любого голоса, и ваш слух станет замечать разницу между голосами для подборки правильной эквализации.

Что касается низких частот. Когда вы записываете голос и слышите, что их не хватает, предложите диктору читать текст ближе к микрофону. Если у диктора взрывная «П», попросите наоборот отодвинуться и добавьте низких частот на эквалайзере. Уделите этому моменту особое внимание, иначе очень легко сделать хороший голос «грязным» еще во время записи.

Некоторые голоса изначально хорошо звучат на фоне музыки и не требуют эквализации. Другие наоборот требуют достаточно большого подъёма средних частот, чтобы добиться подходящего звучания. Примером этого могут служить многие женские голоса.

Внимательно слушайте рекламные блоки вашей станции и оценивайте, как звучат в эфире ролики, в которых вы использовали новые настройки эквалайзера. Не выделяются ли они на общем фоне, не выбиваются ли из эфира?

  • Если есть какое-то несоответствие в высоких или слишком много средних частот, то вам стоит вернуться к первому упражнению и снова попытаться сделать файл-образец, но уже с другой музыкальной подложкой.
  • Если в ролике будет музыкальное сопровождение, обрабатывать голос нужно только в сочетании с подложкой.
  • Если по сценарию в ролике будет звучать только голос диктора, вы можете отключить настройки, которые обычно используете при изготовлении роликов с музыкой.

Часто у начинающих звукорежиссеров возникает вопрос, есть ли способ один раз настроить эквалайзер так, чтобы больше к этому не возвращаться. Если вы работаете с разными дикторами, вам придется учитывать особенности каждого голоса и регулировать настройки эквалайзера.
Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера; Для начало необходимо сделать 4 пресета: мужской низкий/высокий, женский низкий/высокий.

Чем чаще вы практикуетесь в обработке голоса, тем быстрее научитесь подбирать правильные настройки эквалайзера. Слушайте профессионально записанные ролики и старайтесь добиться похожего звучания. Хорошо изучите эквалайзер, который вы используете в работе. В конце концов, вы научитесь делать частотные изменения голоса до того, как вы услышите сам трек.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим вопрос о графическом и параметрическом эквалайзерах, а также обсудим их различия и преимущества.

Руководитель крупнейшей в России музыкальной библиотеки для рекламы РИО Продакшн (BMRU).

Источник

Как настроить частоты для голоса

Принципы эквализации инструментов и вокала.
(САМАЯ БОЛЬШАЯ ШПАРГАЛКА ПО ЭКВАЛИЗАЦИИ)

Эквалайзер представляет собой несколько электронных
фильтров , позволяющих изменять амплитудно-
частотную характеристику звукового устройства.

Вокал или , спектр голоса можно разделить
на три основных полосы , соответствующих
главным речевым компонентам: основе,
гласным и согласным.

Область голосовой основы расположена на
участке спектра:
приблизительно между 125 и 250 герцами.
Основа позволяет определить, кто именно
говорит , и правильная ее передача
является неотъемлемой частью качественного
звука .

Гласные проводят наибольшую голосовую энергию
и занимают полосу 350 до 2000 герц.

Согласные , расположенные на участке от
1500 до 4000 герц , обладают небольшой
энергией, но зато являются основной
составляющей разборчивости голоса.

На участок от 63 до 500 герц
приходится около 60% всей энергии голоса, но
он только на 5 % влияет на разборчивость.

Область 500 — 1000 герц обеспечивает 35 %
разборчивости , в то время как на диапазон от 1
до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60 %
от разборчивости.

Уменьшение уровня составляющих
низкочастотной части спектра и увеличение
уровня в диапазоне от 1 до 5 килогерц
увеличивает разборчивость и
ясность голоса.

Вот несколько примеров изменения тембра звука.
Частоты ниже 100 герц делают звук более массивным,
ощутимым и бубнящим, не несут в себе никакой
тембровой информации.
Частоты от 100 до 250 герц добавляют звуку полноты.
Поднятие АЧХ на участке 100 — 250 герц
делает вокал гулким.
Вырезание участка 150 — 500 герц
порождает пустоту, неосновательность.
Частоты от 400 до 600 герц делают звук более грубым
и хриплым, уменьшение уровня на участке от 500 до
1000 герц влечет за собой излишнюю
жесткость.
Частоты от 600 до 800 герц добавляют звуку полноты
и глубины.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и
обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание
инструмента более близким , усиливают эффект
присутствия. Поднятие части спектра около 3 килогерц
несет жесткую металлическую гнусавость.
Уменьшение усиления в полосе от 2 до 5
килогерц приводит к общему снижению
разборчивости, делает звук
безжизненным.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента
более резким.
Поднятие участка от 4 до 10 килогерц
приводит к свистам и появлению
«звукового песка».
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку
прозрачности и воздушности.

Тембровая коррекции вокала.
80 — 125 герц
Придание чувственности певцам, поющим в
басовом регистре.Для создания полноты можно поднять частоту 150 Гц на 2 -3 дБ
160 — 250 герц
Звуковая основа.Усиление частот от 120 до 250 Гц придаст звуку теплоту.
315 — 500 герц
Очень важно для качественного звука .
630 — 1000 герц
Важно для естественного звучания.
Чрезмерное поднятие приводит к получению
» телефонного звука » .
1250 — 4000 герц
Артикуляция вокала , манера исполнителя.
Для мужского голоса следует понизить частоты
2 .8 — 3 кГц.
Усиление частот от 2 ,5 до 4кГц подчеркнет
атаку , а усиление 5 кГц придаст яркости.
5000 — 8000 герц
Очень важно для разборчивости. Чтобы усилить эффект присутствия , добавь
несколько децибел на частоте 5 -6 кГц.
1250 — 8000 герц
Придают чистоту и ясность.
5000 — 16000 герц
Чрезмерное усиление приводит к сыпучему ,
свистящему звуку. Если в вокале присутствует свист , тогда нужно
снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности подними уровень
выше 12 кГц.
Слишком сильное увеличение уровня на участке
200 — 400 герц приводит к маскировке
согласных , таких как «м » , «б » , «в «. Слишком
сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 —
4000 герц приводит к быстрому утомлению
слуха. Вокал можно слегка осветлить , подняв в
районе 3 килогерц , одновременно уменьшив

Источник

Эквализация вокала(голоса)

Продолжение статей посвященных эквализации.

Краткий план:
1.Вступление, для чего нужна эквализация.
2.Советы.
3.Вывод.

Для чего нам нужна еквализация вокала(голоса)? Для чего нам нужна еквализация в целом?
Еквализация нам нужна для устранения дефектов (техническая еквализация) и украшения звукового сигнала (художественная еквализация). Напомню, что еквалайзер был придуман как устройство устраняющее дефекты записи.

Полезные советы по еквализации вокала(голоса):
Каждый голос уникален, и приведенные ниже советы задают лишь вектор движения. Не к каждому голосу можно применить тот или иной совет.

  • Еквализацию вокала стоит производить осторожно. Порой даже поднятие 1дц может придать голосу искусственность. Еквалайзер в ваших руках как скальпель хирурга, в умелых руках творит чудеса.
  • Если вы хотите, чтобы вокал звучал более глубоко, и желаете добавить ему теплоты, то не спешите усиливать у него НЧ-составляющую. Лучше убавить диапазон, соответствующий НЧ-диапазону вокала (примерно 150-500 Hz).
  • Удаление некоторых частот из 150-450Hz диапазона уберет жесткую «серединность» из вашего вокала и заставит звучать его приятней Добавление интенсивности на участке 200–400 Гц даёт более полное звучание партии вокала.
  • Если вокал не основной (бэк), и хочется добиться ощущения «присутствия» при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц.
  • Стоит немного убрать 300Гц и немного добавить 3000 — 4000 Гц для улучшения артикуляции если это необходимо.
  • Более половины энергии голоса будет лежать в диапазоне от 100 до 500 Hz. Разборчивость же в этом диапазоне составляет считанные проценты. В диапазоне от 500 Hz до 1000 Hz разборчивость будет составлять уже около трети, впрочем, так же как и энергия, а в диапазоне от 1000 до 8000 Hz наблюдается, по меньшей мере, половина разборчивости и лишь считанные проценты энергии.
  • Чтобы уменьшить «носовой» звук, попытайтесь опустить несколько децибел в районе 1 кГц и перемещать центральную частоту вверх или вниз, находя наиболее эффективную точку эквализации.
  • Многие звукорежиссеры нередко повышают уровень вокала эквалайзером в диапазоне 2000-6000 Hz с целью усиления «эффекта присутствия». Это зачастую даёт нужный эффект, но следует помнить, что диапазон частот отвечающий за «эффект присутствия» у каждого вокалиста немного отличается от приведённого.
  • Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц.
  • 5000–7000 Гц — разборчивость голоса.
  • Повышение частоты около 8 кГц + может добавить хороший воздушный тон и большую читаемость на звук. Тем не менее, следите за ‘с и ‘т’ так как повышение в этой области неизбежно приведет к их выделению.

Вывод:
В советах выше мы увидели что та или иная частота може как придать вашему вокалу окраса так может и угробить его. Все хорошо в меру, и доверяйте своему слуху господа.

Видео материал для углубленного изучения эквализации вокала:

Источник

Оцените статью