Дечиг пондар (пондур)
В середине XV века в Чечне начал развиваться особый жанр героико-эпического повествования – илли. В песнях, легендах и сказаниях передавались основные моральные и духовно-нравственные ценности горного народа. В качестве аккомпанемента использовался струнный щипковый музыкальный инструмент дечиг пондар, напоминающий русскую трехструнную балалайку.
Устройство
Изготавливали инструмент из цельного куска орехового дерева. Дека плоская, слегка изогнутая заканчивается узким грифом с ладами, которые представляли собой обмотку из высушенных жил животных. Струны изготавливались из того же материала. В переводе на русский чеченское название дечиг пондара означает «действие жил».
Длина от основания деки до окончания головки – 75-90 сантиметров. Техника игры могла быть самой разнообразной. Музыкант ударял по струнам вниз или вверх, использовал щипок, бряцание, тремоло. Строй трехструнной горской балалайки «до»-«ре»-«соль». Звук дечиг пондура шелестящий, тембр мягкий.
Роль в оркестре
В 30-е годы прошлого столетия композитор Георгий Мепурнов, имеющий грузинские корни, создал оркестр из национальных музыкальных инструментов. В него он включил и дечиг пондар, который теперь звучал, как пикколо, аль, бас, тенор, прима. Чтобы увеличить громкость звучания, стали применять медиаторы. Использование горской балалайки позволило композитору включить сложные в воспроизведении старинные национальные музыкальные произведения в репертуар оркестра.
Людей, умеющих изготавливать дечиг пондур, на Кавказе осталось мало, но сам инструмент не теряет популярности. Он входит в учебную программу музыкальных школ и консерваторий, звучит на праздниках в домах ингушей и чеченцев. Простота конструкции может создать обманчивое мнение, что научиться играть на чеченской балалайке легко. На самом деле виртуозно играть на трех струнах могут только настоящие мастера.
Источник
Настройка дечиг пондар
ЧЕЧЕНЕЦ ИГРАЕТ НА ДЕЧИГ ПОНДАР ВОТ ЭТО ТАЛАНТПодробнее
Дечиг пондар. ДаймохкПодробнее
Урок №20 Чеченская лирическая. «Даймохк.»Подробнее
Урок №14 Балалайка.Настройки!Подробнее
Урок 2. Приемы звукозвлечения для кавказских мелодийПодробнее
Супер игра на дечиг пондарПодробнее
Чеченец на дечиг пондар «Вай дай вай де дай»Подробнее
ЧЕЧЕНЕЦ играет «Кхин ала дош доцуш» НОХЧИ Дечиг-пондарПодробнее
Дечиг пондар — Хаза ю ламанца буьйсаПодробнее
Три струны дечиг пондураПодробнее
Дечиг Пандур Имам АлимсултановПодробнее
Мадина йолчахь.. Дечиг пондар бялх бо цо.Подробнее
Источник
Пондар
Пондар | |
пхIондар, дечиг-пхIондар, дешк-пхIондар, дахч-пхIандар | |
Классификация |
---|
Аккорды Пондара | |
Пондар — один из самых древних национальных инструментов вайнахов — чеченцев и ингушей
Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, который прославился во времена нашествия татаро-монголов на Кавказ, и был также заимствован у вайнахов другими народами Кавказа. В народе этот инструмент так же называют «дечк-пондар»(Чеченский язык — «деревянный пондар»), «дешк-пондар»(Галайн-Чожский диалект — «деревянный пондар»), или «дахч-пандар»(Ингушский язык — «деревянный пондар»)
Содержание
Описание
Он имеет деревянный, выдолбленный из одного куска дерева корпус, и удлиненной формы с плоской верхней и изогнутой нижней декой, и традиционно изготавливался из орехового дерева. Гриф пондара имеет лады, порожками ладов на старинных инструментах служили веревочные или жильные поперечные перевязы на грифе. Струны состояли из искусно высушенных жил животных, что отразилось в его названии — от слов «пхан» — жильный/жил и «дар» — действие, то есть, изготовленный из жилы. Звуки на пондаре извлекаются пальцами правой руки, приемами удара по струнам сверху вниз или снизу вверх, тремоло, бряцанием и щипком. Его звук имеет мягкий тембр шелестящего характера. Размеры пондара бывают от 750-900мм. Мелодии сложны, ритмически своеобразны, и вместо общепринятого мажора или минора для неё характерны дорийский и фригийский лады. В руках мастера, пондар мог поведать слушателю о многом, под его звуки древние чеченские илланчи исполняли илли. Звук пондора мягкий, шелестящий.
Строй
Строй 3-струнного пондара: c-d-g
Строй 6-струнного пондара: cc-dd-gg
Разновидности
Старинный пондар, сохранив свою форму, был усовершенствован в середине прошлого века. В частности, для усиления его звука стали применять медиаторы, и в оркестре пондар смог участвовать как пиккало, прима, альт, тенор и бас. Этим старинный инструмент во многом обязан композитору Георгию Мепурнову. Грузин по национальности, получивший образование в Московской консерватории, Г. Мепурнов связал свою творческую судьбу с Чечней и плодотворно работал там в тридцатые годы. Разносторонне образованный музыкант, одаренный композитор, он был хорошим организатором, настоящим музыкантом-общественником и педагогом. По инициативе Г. Мепурнова в 1936 году был создан оркестр народных инструментов, который он возглавил. Он же задумал и осуществил реконструкцию народных инструментов.
Нужно было на основе немногих традиционных чеченских музыкальных инструментов создать оркестровую группу. Для реконструкции знаменитых пондаров были привлечены профессор Московской государственной консерватории В.М. Беляев, заведующий учебной частью Грозненского музыкального училища М.М. Халебский и музыкальный мастер-конструктор П.А. Шошин, успешно проделавший уже подобную работу в ряде республик СССР.
Форма старинных трехструнных пондаров была сохранена.В группе чондаргов (музыкальный инструмент чеченцев по типу скрипки) после реконструкции появились примы и альты. Пополненный исконно народными чеченскими инструментами: гармониками, зурной, ударными — оркестр дал возможность Г. Мепурнову ввести в его репертуар многие произведения.
На протяжении всей своей жизни Г. Мепурнов собирал и обрабатывал чеченские народные мелодии. Он является автором ряда художественных обработок и оригинальных произведений на темы музыкального фольклора Чечни.
Распространённость
Пондар является одним из самым распространённым музыкальным инструментом Кавказа, который изучается в музыкальных учебных заведениях Чечни и Ингушетии.
Родственные инструменты
Пондар также был перенят у вайнахов и соседями-кавказцами.
Так например, сохранилось вайнахское названия на грузинский лад — Пандури, но пандури все-таки был впоследствии видоизменен, и ныне отличаеться по форме и звучанию от пондара, и теперь это родственные,но разнящиеся инструменты. Родственными инструментами пондару также являются:
Аварский Пандур
Осетинский Фандыр
История
История пондара, к сожалению, сохранилась только в вайнахском илли, в «Илли о Пондаре», где говорится как пондар поднимал дух вайнахов, в борьбе против полчищ Хромого Тимура(передача и перевод с чеченского Умар Яричев):
Бессмертное, как твердь гранитных плит,
Предание народное гласит,
Что в край Вайнахов в давние года,
Пришла завоевателей орда.
Несметны были полчища врагов,
Земля дрожала, пыль до облаков.
И лучшие джигиты полегли,
Не уступив врагу родной земли.
Уже своей победой грезил враг,
И не дымил растоптанный очаг.
И вот в молчанье смертной тишины,
Запели вдруг три звонкие струны.
О долге, чести струны те поют.
Вайнахи, в битвах павшие, встают.
И стала приговором для врагов,
Отвага их и прочность их клинков.
И произнес угрюмо грозный хан:
«Народ сей мал, но духом — великан.
Барласы! Привести сюда ко мне,
Того, кто смог бессмертье дать струне!»
Бегут минуты струйкою песка.
И вот приводят к хану старика.
Насупив бровь, владыка приказал:
«Сыграй-ка снова то, что ты играл!»
И вот под сводом желтого шатра,
Запели, словно буйные ветра,
Вновь три стальные звонкие струны,
Три яростные пенные волны.
Мелодия их то взмывала ввысь,
Лавиною обрушивалась вниз,
То мчалась бурей взбешенных коней,
И только страх не чувствовался в ней.
Задумавшийся хан — и зол, и хмур,
Остановил рукой дечиг — пондур:
«Довольно! Твой мотив суров.
В нем есть отвага, и достоинство, и честь.
Раб. отвечай мне — инструмент такой,
Чьей сотворен умелою рукой?
А этот, что сейчас в твоих руках,
В обмен на жизнь оставишь мне, Вайнах!»
Пришельцу чужеземному в ответ,
Сказал старик седобородый: «Нет!
Напев трёх этих струн лишь только нам послушен,
Я тебе их не отдам.
А если силой. Я в твоём шатре,
Лишь пёс кусает гостя во дворе,
Орлу в оковах никогда не жить!
Наш вольный дух тебе не покорить».
Взглянул старик из-под седых бровей.
Своих убитых вспомнил сыновей:
— Ещё скажу тебе: у нас в горах —
Кто справедлив, тому не ведам страх.
Свою гордыню мудростью уйми,
И истину извечную пойми:
Жестокому могущественным стать,
Поможет меч, но только не бывать,
Ему великим. В этом жизни суть.
А твой отмечен мраком смерти путь,
Твоим сарбазам, знаю, нет числа.
Они — как волны моря, мы — скала.
У нас Вайнахов , поговорка есть:
«Себя теряет потерявший честь.
И тот, кто отстоять себя не смог,
Напрасно носит кованный клинок».
Кинжалы из селенья Кубачи,
Не хуже, чем афганские мечи.
Светильник дней моих почти угас,
И я без страха встречу смертный час.
Оставь наш край. Мы сердцем приросли,
К истерзанной судьбе своей земли,
К безмолвью башен и молчанью скал,
Напрасно здесь покорность ты искал.
Открыт наш дом пришедшему с добром,
Ну а врагов встречаем мы мечом.
Добра и зла расходятся пути.
Оставь наш край, владыка. Уходи!»
Горел закат рубиновый вдали.
Из гор завоеватели ушли.
И вновь над тишиной гранитных скал,
Мотив дечиг-пондура зазвучал.
Напев звенел, то поднимаясь ввысь,
Лавиною обрушиваясь вниз,
Вскипая в сердце яростным огнем,
И только страх не чувствовался в нем.
До сей поры дечиг-пондур в горах,
Хранит, как символ мужества, Вайнах.
На грусть и радость нам они даны,
Три звонкие, три вещие струны.
Этимология
Этимиология слова имеет перевод с чеченского «Пхоан» и «Дар», что дословно — «Жил Действие», соответствующее устройству инструмента — искусственно высушенные жилы на смычке деревянного корпуса.
Источник
Дечиг пондар
Дечиг пондар — древний национальный инструмент вайнахов — чеченцев и ингушей. Трёххорный щипковый музыкальный инструмент, распространённый у народов Кавказа. С появлением аккордеона, в народе пондару также дают имя «дечиг-пондар».
Близок по конструкции к кумыкскому агач-кумузу.
1. Описание
Инструмент имеет деревянный, выдолбленный из одного куска дерева корпус удлинённой формы с плоской верхней и изогнутой нижней декой, и традиционно изготавливался из орехового дерева.
Гриф пондара имеет лады, порожками ладов на старинных инструментах служили верёвочные или жильные поперечные перевязы на грифе. Струны состояли из искусно высушенных жил животных, что отразилось в его названии — от слов «пхан» — жильный/жил и «дар» — действие, то есть, изготовленный из жилы. Звуки на пондаре извлекаются пальцами правой руки, приёмами удара по струнам сверху вниз или снизу вверх, тремоло, бряцанием и щипком. Его звук имеет мягкий тембр шелестящего характера. Размеры пондара бывают от 750 — 900 мм. Мелодии сложны, ритмически своеобразны, и вместо общепринятого мажора или минора для неё характерны дорийский и фригийский лады. Под его звуки древние чеченские илланчи исполняли илли.
1.2. Описание Распространённость
Пондар является одним из самых распространённых музыкальных инструментов Кавказа, который изучается в музыкальных учебных заведениях Чечни и Ингушетии.
2. Родственные инструменты
Пондар также был перенят у вайнахов соседями-кавказцами.
Так, например, сохранилось вайнахское название на грузинский лад — пандури, но пандури все-таки был впоследствии видоизменен. Ныне он отличается по форме и звучанию от пондара, и теперь это родственные, но разнящиеся инструменты.
Родственными пондару инструментами также являются:
Аварский пандур;
Осетинский дала-фандыр.
3. Этимология
Этимиология слова имеет перевод с чеченского «Пхон» и «Дар», что дословно — «Жил Действие», соответствующее устройству инструмента — искусственно высушенные жилы на смычке деревянного корпуса.
Источник