- Как настроить эквалайзер пианино
- С чего начинается обработка фортепиано
- Какими плагинами обрабатывать фортепиано
- Пространственная обработка пианино
- Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer
- h0ly sound
- среда, 20 июля 2016 г.
- Самая полная шпаргалка по эквализации для популярных инструментов
- (автор — Аарон Станиулис, «Angry Sound Guy»)
- Оригинал статьи — blog.sonicbids.com/the-ultimate-eq-cheat-sheet-for-every-common-instrument
- Вычитающий метод эквализации
- Барабаны
- Гитара
- Клавиши
- Духовые
- Вокал
Как настроить эквалайзер пианино
Основные аспекты программной обработки пианино и фортепиано.
Согласно внутренней статистике нашего сервиса, гости активно интересуются способами обработки пианино с помощью плагинов и программных комплексов. Редакция принимает решение создать отдельную информационную ветку, свои вопросы и наблюдения, пожалуйста, оставляйте в комментариях к статье.
С чего начинается обработка фортепиано
Как и во многих других случаях подготовки фонограмм, работа начинается с исходного материала. Верх профессионализма и высокого качественного уровня принято считать натуральную запись музыкального инструмента. В этом случае музыкант получает отличную возможность подчеркнуть красоту живого выступления, раскрыть его лучшие стороны: технику игры, оттенок звучания, пространственные показатели.
На второе место мы ставим игру на MIDI-клавиатуре с программным VSTi. В этом случае сохраняются интервальные характеристики и сила нажатия на клавиши. Однако цифровой синтетический звук не сможет превзойти хороший качественный рояль или фортепиано, записанный на профессиональные микрофоны.
На последнее место мы определяем «выставление кубиков» в секвенсоре, например, FL Studio. В этом случае необходимо настраивать velocity для каждой ноты или кубика, стараться добиться натуральной техники игры.
Исходя из этих трёх направлений мы можем определить стоит ли использовать готовый сэмпл из библиотеки, докручивать ноты VSTi в FL Studio или записывать новую партию музыкального инструмента на микрофон. В любом случае, исходник должен быть качественным и отвечать требованию уникальности музыкального инструмента, будь то игра на клавишах пианино, движение пальцев по струнам, сила воздушных потоков в трубе или амплитуда взмахов тамбурина.
Клавиши фортепиано. Фото с сайта www.pixabay.com
Какими плагинами обрабатывать фортепиано
Когда мы определились с исходной записью, необходимо определиться с комплексом программной обработки звучания. В нашем творческом ремесле оперировать золотыми правилами неуместно, поэтому рассмотрим общепринятую практику.
Пианино станет более выразительным, если добавить слабое компрессирование с большими параметрами атаки и релиза. Однако это правило может навредить сэмплированному пианино, поэтому имеет место проверить как действует компрессор на наш исходный материал с помощью Waves CLA-2A ввиду его «бережной» едва заметной обработки сигнала.
Надо сказать, что компрессия фортепиано требует экспериментального подхода, музыкант должен проверить звучание инструмента с различными компрессорами и лимитерами, например, компании Waves, а уже потом делать вывод об уместности применения компрессора в целом. Звучание пианино легко испортить компрессором за счет специфики музыкального инструмента, будьте внимательны и опирайтесь на собственные слуховые возможности.
Не забываем смотреть на частотный диапазон с помощью графического анализатора, который чаще встроен в EQ. Если нет слуховых замечаний и пиковых значений в анализаторе, аккуратно пробуем добавить прозрачность в частоте 2-4кГц, атаку в области 8кГц. Здесь также нет золотого правила, бывают случаи, когда полезные частоты нашего рояля лежат в другом диапазоне — внимательно смотрим и слушаем.
Следует добавить, что задачи по обработке также бывают разными, помимо пробивной атаки или воздушной прозрачности, перед нами может стоять задача получения глухого хвоста за счёт реверберации со спадом в верхах.
Пианино невеста и море. Фото с сайта www.pixabay.com
Пространственная обработка пианино
Пожалуй самая интересная и самая красочная часть софтовой обработки является создание «души фортепиано» и пространства, в котором будет жить наша душа. Именно этот вид обработки заставляет жить и дышать наш материал.
Среди основных инструментов можем использовать плагины стерео базы, сатураторы, эхо машины и различные ревербераторы с эмуляциями концертных залов. Стерео расширители применяем аккуратно, потому-что есть возможность чрезмерно растянуть звук и уйти от тонкого и чувственного исполнения. Стерео плагин скорее подойдёт для управления каналами как самого звука, так и его эффектов.
Хорошие показатели демонстрируют плагины моделирования пространств на основе импульсных алгоритмов. Например, SIR — достойный импульсный ревербератор от разработчика Knufinke. Плагин вобрал в себя все необходимые эмуляции пространств и не требователен к ресурсам.
Сам по себе эффект «эхо» трудно назвать обработчиком, ведь он вносит некий характер в окраску звучания. При обработке фортепиано можно применять эхо, тем более если применимость имеет творческую составляющую и украшает звучание.
Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer
1. Эквалайзер. В начале убираем мутные составляющие, добавляем верхних красок, подчеркиваем динамику и тембр.
2. Сатуратор. Ламповый плагин добавит теплоты, при необходимости полезных искажений.
3. Дилэй. Эхо добавляет окраску, творческую задумку к записи фортепиано.
4. Компрессор. Применяется редко, однако есть мировая практика применения сильно скомпрессированного сигнала пианино, но это больше как уникальный случай. Чаще едва заметная компрессия сохраняет запись и придаёт определенную остроту.
5. Эксайтер. В конце цепи эффектов можно поставить, например, Waves Aphex Vintage Exiter. Он добавить яркости и присутствия звуку рояля.
6. Цепь из пяти эффектов отправляем на FX-канал с ревербератором, оживляем звучание и заставляем фортепиано литься и сверкать подобно хрустальному ручью.
На этом наш обзор завершается, мы разобрали одну из техник для обработки звука пианино, в следующих обзорах мы будем говорить об особенности обработки других музыкальных инструментов и применении программных комплексов. Оставайтесь с нами, желаем творческих успехов!
Источник
h0ly sound
среда, 20 июля 2016 г.
Самая полная шпаргалка по эквализации для популярных инструментов
(автор — Аарон Станиулис, «Angry Sound Guy»)
Оригинал статьи — blog.sonicbids.com/the-ultimate-eq-cheat-sheet-for-every-common-instrument
Как вы, читатели блога Sonicbids, и просили, получайте. После многих просьб, я составил свой справочник «Когда, черт возьми, я начну крутить эти ручки, и они меня к чему-то приведут?» Но прежде чем мы начнем, я сделаю примечание мелким шрифтом: «Эти рекомендации являются общими идеями для начала поиска проблем в звучании конкректных звуков, инструментов и голосов. Я не скажу вам: «всегда убавляйте 9 децибел здесь и добавляйте 3 децибела тут с широким подъемом и вуаля, идеальный звук!», потому что, к сожалению, все не так просто. Так что, прежде чем писать мне: «Аарон, я так сильно вырезал 250 герц на моем рабочем, я опустил ручку на консоли до предела, а он все еще звучит мутно!», просто учтите, что не все источники звука созданы одинаковыми. Иногда гитарный каб звучит в микрофон по-разному два дня подряд, плюс каждый голос уникален, и каждый рабочий барабан «говорит» по-своему (спросите ударника). Все эти ежеминутные изменения и различия могут и будут влиять на решения по эквализации, которые вы будете принимать. Вот почему я такой большой сторонник тренировки слуха и обучения тому, что из себя представляют определенные разделы частотного спектра вне зависимости от их конкретных специфических источников. Скажем так — эти советы могут быть полезны как отправная точка в вашем поиске, но это не священное писание во всех смыслах. Но хватит отступлений, давайте приступим.
Вычитающий метод эквализации
Нет общего идеала эквализации, и большинство людей никогда не сойдутся во взглядах на методы эквализации. Можно сказать, что я принадлежу к лагерю, где принято, что вычитание в большей степени, чем добавление, ведет к улучшению вашего микса в большинстве случаев. Сейчас я не диктую вам жить в строго вырезательном мире; я делаю бусты время от времени, когда это необходимо или целесообразно, но это примерно в соотношении 3:1 или 4:1 по количеству вырезов/подъемов.
Кроме того, коротко замечу на тему Highpass фильтров: используйте их. Они могут быть вашим лучшим другом, но будьте осторожны, так как они — меч, заточенный с обеих сторон. HP фильтры могут легко очистить муть из вашего микса и раскрыть звучание, но если перестараться, это столь же легко приведет к тонкому, слабозвучному миксу. Когда накладываю их, мне нравится идти сверху вниз в поиске частоты среза, это, я считаю, наболее простой способ найти правильное значение. Под этим я понимаю, что вместо того, чтобы накатывать HP фильтр снизу, и слушать, пока мне не покажется, что удалено то, что я хотел, я начинаю путь свысока, с «слишком большой» HP фильтрации, и качу его вниз, пока не почуствую, что я имею всю информацию низких частот, что мне нужно. Я считаю, что проще услышать эффект таким путём, который, следовательно, позволяет мне более аккуратно и эффективно контролировать границу низких частот.
А вот детальный справочник по эквализации по инструментам в отдельности.
Барабаны
Бочка
В то время, как рабочий, пожалуй, является самым поющим барабаном в установке, бочка обладает удивительным множеством возможностей для формирования тона. Я думаю, что во многих случаях можно реально измерить мастерство инженера сведения тем, как звучит бочка, и как она сидит в миксе.
- 40 — 60 Гц — Низ: тон реверберации в корпусе, иногда слишком гулкий, может быть неуловимым/неопределенным, в зависимости от микрофонов/динамиков.
- 60 — 100 Гц — Глухой удар: диапазон «удара вам в грудь» бочкой.
- 100 — 200 Гц — Тело: это, если угодно, «мясо» звука бочки.
- 200 — 2000 Гц — Звон/пустота: это широкая полоса, где вы часто можете найти проблемы со звоном и мутными звуками бочки.
- 2000 — 4000 Гц — Атака колотушки: это диапазон, чтобы поискать щелчок колотушки, критичный для получения «баскетбольного отскока» звука бочки.
Рабочий
- 200 — 400 Гц — Тело/Низ: основной фундамент большинства снейров обычно обитает где-то в этом диапазоне.
- 400 — 800 Гц — Звон: этот диапазон, как правило, дает пустой «звон» тону рабочего, который часто нежелателен. Хотя, если слишком задавить этот диапазон, ваш рабочий начнет терять живость и звучать плоско в миксе.
- 2000 — 4000 Гц — Атака: треск от удара палочкой по пластику часто находится около 8000 Гц (шипение и щелчок). Обертона самих снейров можно подчеркнуть или притушить где-то вокруг этой точки.
Томы
- 100 — 300 Гц — Тело: зависит от настройки барабанов, но хорошее место, чтобы поискать «бум» в звуке томов. Если переборщить, то они будут звучать «бубнящими». Если уберете слишком много, ваши томы будут звучать, как картонные коробки.
- 3000 — 4000 Гц — Атака: как и сказано, это атака по барабану от палочки по пластику.
Тарелки
- 200 — 300 Гц — Лязг: вот где, особенно у вашего хай-та, обитает «брякающий» звук. Как всегда, прикручивайте по вкусу.
- 6000 Гц и выше — Шипение: это диапазон, где можно сделать ярче звук «тссссс» у железа, добавив больше живости и «воздуха», или вы можете внезапно получить кровотечение из ушей, если навалите без оглядки.
Синтезированная бочка (808)
О да, это 808. Он часто используется и упоминается в качестве бочки, хотя больше тяготеет к очень низкому тому по высоте тона. Эта штука — Лохнесское чудовище — оно, в основном, живет под водой. Лучший способ работать с настоящим, чистым сэмплом 808-го — обработать его с краев. Как правило, лучше всего позволить 808-му делать свое дело, и достичь того, чтобы нижний его край не сбивал с ног. Если это прифузованный сэмпл или с драйвом и сплющен, вам возможно понадобится поиграться в радиусе 250 Гц, но, как правило, лучший подход — живет себе и пусть живет.
Бочка и бас, как правило, смертельные враги во многих миксах, потому что они могут в буквальном смысле занимать одинаковое звуковое пространство с точки зрения частот. Так что, прежде чем хвататься за любой эквалайзер, послушайте обоих, и определитесь, где и кто кого перекрывает, в каких диапазонах.
- 40 — 80 Гц — Низ: особенно у 5-струнных басов, здесь находятся нижние резонансы большинства живых басов.
- 80 — 200 Гц — Основа: основной фундамент баса. Прямо вокруг 180-200 Гц — здесь вы можете попробовать подрезать бас, который звучит слишком гулко, подчистив его, сохраняя основы звука.
- 200 — 600 Гц — Обертона: здесь находятся верхние гармоники большинства басов, в зависимости от звука, который вы ищете. Если вы испытываете затруднения с тем, чтобы бас прорезался в миксе, особенно бас с сильным низом или чтобы он читался через маленькие динамики, можно поискать частоты здесь.
- 300 — 500 Гц — Дерево: в частности, у контрабасов, это характерный звук деревянной деки.
- 800 — 1600 Гц — Укус: рык и атаку большинства басов можно подчеркнуть или смягчить здесь.
- 2000 — 5000 Гц — Шум струны: тут все довольно очевидно, я думаю.
Гитара
- 120 — 200 Гц — Гул/тело: тут вы найдете большинство взрывного низа у снимаемой микрофоном акустики, который приводит к заводке фидбека на концертах или является разрушительным в студии. В небольшом количестве эти частоты добавляют теплоту и и полноту при сольном исполнении, но в плотном групповом миксе, возможно, стоит убрать их с дороги.
- 200 — 400 Гц — Толщина/Дерево: это основное «тело» большинства акустических тонов. Подрежете здесь слишком много, и вы потеряете часть живости гитары.
- 2000 Гц — Читаемость/Жесткость: это частота, которая, как палка о двух концах, с одной стороны, придаст определенности акустическому звуку, чтобы было проще расслышать нюансы аккордов и звукоизвлечения, но с другой стороны, при избытке, сделает звучание резким и агрессивным.
- 7000 Гц — Воздух/искра: прикосновение, и я имею в виду именно прикосновение, полочного подъема отсюда может помочь приоткрыть акустический звук.
Замечание по датчикам акустических гитар (в частности, пьезо): делать ли безумные вырезы по 10 Дб? Раздумывать ли над какими-нибудь абсурдными бустами? Вполне возможно, что вы не будете неправы — мир акустических датчиков может быть Диким Западом, где подобные действия приводят к правильному звуку. Некоторые великолепны, а некоторые совершенно невнятны. Есть слишком много переменных, чтобы определить конкретные общие частоты, так что используйте свои уши, пусть они вас ведут в нужном направлении.
Электрогитара
В основном, я считаю, на электрогитаре самым эффективным метод легких, широких мазков, если какая-либо эквализация применяется ко всем остальным инструментам, помимо некоторой фильтрации.
Если решите поохотиться, однако, то:
- 80-90 Гц и все что ниже — грязь: потеряйте, задавите его своим хай-пасс фильтром. Там, внизу, почти нет ничего полезного, и почти всегда этот участок можно понимать как дряблость и шум в вашем звуке.
- 150 — 200 Гц — Плотность: вот где обычно живут «внутренности» гитары, но, опять же, может и замутнить вам микс. Пользуйтесь экономно, возможно автоматизацией, чтобы добавить сладости на соло партии, или на открытой части, и затем снова приберите, когда инструменты уплотняются снова.
- 300 — 1000 Гц — Жизнь: я зову это «жизнью» электрогитары, так как многие нюансы, делающие звучание гитары живым, находятся в этом диапазоне. Так что нужно тщательно рассматривать решение о подавлении здесь. Хотя, если они в избытке, вы получите конфликты с рабочим и всякими такими вещами, так что примите к сведению.
- 1000 — 2000 Гц — Сигнал: вот здесь обычно можно сгладить жесткость и сигнальность звука с помощью широкого выреза с центром где-то в этом диапазоне.
- 3000 — 8000 Гц — Блеск и присутствие: это диапазон, который может добавить искры или позволить гитаре прорезаться в миксе при усилении. Это так же может быть местом, где вы с помощью выреза избежите конфликтования гитары с вокалом. Если делаете усиление в этом диапазоне, держите ухо востро над шумом, так как всякий шум, приходящий от педалей дисторшна/эффектов, окажется столь же легко подчеркнут.
Клавиши
Фортепиано
При взгляде на акустические клавиши, находится куча вариаций, ведущих к различному звуку: пианино против рояля, типы молоточков, механическое состояние, исполнитель, выбор микрофонов, микрофонные техники съема. Фортепиано ведет себя словно бегемот в миксе — к лучшему это или к худшему, но очень часто вы будете искать, где бы вырезать в нем дыры для других инструментов.
- 100 — 200 Гц — Гул: это может быть отличным местом, чтобы добавить немного теплоты фортепианному соло в студийных условиях, но скорее будет первейшим местом, чтобы подрезать немного объем фортепиано в миксе, и которое поможет уменьшить потенциальный фидбек в концертной ситуации.
- 3000 Гц и выше — Присутствие: здесь хорошо бы добавить немного «воздуха», чтобы осветлить глухой тон фортепиано, в зависимости от расположения микрофона. Будьте осторожны, чтобы не вытянуть шум заглушек на струнах (в частности в диапазоне 3000 — 5000), так как это будет отвлекать и раздражать.
Электропиано (Rhodes)
Если мы имеем дело с реальным электропиано, а не сэмпловым, то все очень сильно зависит от усилителя, микрофонов, а также огромную роль играет состояние самого инструмента.
- 100 — 200 Гц — Гул: так же как и его акустического коллеги, нижний край может быстро разрастаться от пышных кустов до заросших джунглей Юрского периода. Особенно с богатыми, густыми гармониками инструментов типа Rhodes, вырезание «мути» обычно ваша первая задача.
- 800 — 1000 Гц — Корпус: управление «корпусом» и шумом демпферов иногда может стать проблемой, если они прорезаются слишком сильно, скорее всего надо подрезать где-то в этом диапазоне.
Клавесин
Честно говоря, я управляюсь с ним по тому же принципу, что и с электрогитарой, которую усаживаю в зависимости от метода производства звука. Есть некоторая идиосинкразия в том, чтобы справляться с атакой, которая отличает его от его собратьев, но многие из тех же принципов применимы.
Орган (B3)
Большая часть магии B3 происходит от хорошего расположения микрофона и исполнителя (правильные настройки тяговых сильно меняют дело). Эквализацию стоит приименять с осторожностью, и в основном в качестве корректирующей меры. Обычно стоит поискать что-нибудь пересекающееся с басом (80-180 Гц), и если ощущается некоторая «пухлость» в середине, и он не садится на свое место, или не звучит хорошо с другими сильно-серединными инструментами или гитарами, посмотрите, где подрезать между 300 и 500 Гц.
Синты
Хотя стремящиеся к бесконечности возможности мира синтов могут усложнить задачу обобщения, есть некоторые места, с которых можно начать:
- 400 — 600 Гц — Толщина: многие звуки синтов могут иметь муть в этом диапазоне и мешать ясности звука самого инструмента, особенно когда начинаете наслаивать множество синтов. Неплохо начать поиск где-то отсюда.
- 1000 — 2000 Гц — удар/укус: здесь обычно вы можете найти атрибуты синта, стремящиеся прорезать его в миксе. Подрезать здесь полезно, чтобы оттолкнуть синт назад и убрать с дороги гитар и вокалов.
- 3000 — 4000 Гц — Присутствие/ясность: так же как у вокала и гитар, этот диапазон поможет добавить возбужденности звуку. И так же как и во всех описанных выше случаях, слишком много хорошего может обернуться болезненными ощущениями.
Духовые
- 300 — 400 Гц — Гусиный крик/лай: это несколько зависит от типа саксофона, с которым мы имеем дело, сопрано или баритон. И чем басовей инструмент, тем эта точка тоже будет сдвигаться ниже.
- 1000 — 2000 Гц — пронзительный крик: опять же, тип саксофона может заставить эту точку немного плавать, но вы можете подрезать здесь стремление некоторых инструментов орать как «попугай на стероидах в приступе ярости».
- 6000 Гц — Шум мундштука: так как саксофоны создают звук из тонкого кусочка дерева, вибрирующего от потока воздуха, это иногда сопровождается шумом. Прямо в этой точке начните искать эту вибрацию.
Медные духовые
Это применимо ко всем медным духовым, но в особенности подразумеваем трубу и тромбон.
- 100 — 200 Гц — Гул/муть: это в частности относится к тромбону, так как он иногда делит диапазон с басом и остальной ритм-секцией, но редко выполняет функции с этой целью. Лучше всего убрать его с дороги, так как этот диапазон принесет в ваши миксы больше мути чем пользы.
- 4000 — 10000 Гц — Яркость: этот верхний край поможет осветлить глуховатую секцию духовых. Тем не менее, трубы могут с легкой подачи снести кому-нибудь голову в этом диапазоне, так что управление этой полосой важно.
Вокал
Человеческий голос: одновременно одна из самых непостоянных, и самая важная составляющая любого микса. Мужские голоса, хотя они обычно ниже женских, обычно более сложные по своей структуре обертонов, а это означает, что мужским голосам на высоких частотах нужно уделять столько же внимания, сколько и женским.
Источник