Как настроить flight yoke system

Обзор авиационного штурвала Saitek Pro Yoke Flight System

Редакция благодарит магазин Зона 51, предоставивший штурвал для обзора

Один боится летать, другой — мечтает об этом, третий — посвящает этому всю жизнь, четвертый — помогает второму воплотить мечту, даже если по объективным причинам это не вполне возможно. В роли четвертого в контексте сегодняшнего нашего обзора — компания Saitek. Ее умельцы уже не десяток лет воплощают в реальность несбыточное, предлагая почувствовать себя пилотами. Первым среди «летательных» гаджетов в редакцию gg попал руль Saitek Pro Yoke Flight System, идущий в комплекте с квадрантом (если не в курсе, это вон та штука на фото с тремя рычагами, управляющая тягой, шагом винта и закрылками).

Краткое вступление

Сразу оговорюсь, этот гаджет предназначен не для боевых, а для мирных пилотов, то есть решение — нишевое, рассчитано на настоящих фанатов гражданской авиации. Или же для тренировки пилотов. Или же на тех, кто впервые решил попробовать авиасимуляторы: гаджет очень похож на руль небольших самолетов Cessna, тех самых, на которых учится подавляющее большинство реальных пилотов, любителей и профессионалов. Поскольку мирных сим-пилотов не так уж много, полноценные приложения для них тоже можно пересчитать по пальцам одной руки. Самые серьезные и популярные — Microsoft Flight Simulator, первому поколению которой уже перевалило за 30 (актуальная на сегодняшний день версия — Microsoft Flight Simulator X), а также X-plane (актуальна девятая часть, десятая готовится к выпуску).

Читайте также:  У электросчетчика не работает индикатор

Характеристики Saitek Pro Flight Yoke System

Saitek Pro Flight Yoke System
Поддерживаемые ОС Microsoft Windows XP, Vista, 7, 8 (по идее, в симуляторах для MacOS тоже работает, но драйверы на диске рассчитаны именно на Windows)
Управление по пяти осям, двум главным и трем вторичным
Клавиши две обычные кнопки, шесть двухпозиционных, одна восьмипозиционная
Количество программируемых действий 42
Интерфейс подключения к ПК USB 2.0

Что в коробке

Открывая большую коробку, вы сразу понимаете: все серьезно. Множество креплений, деталек, сам руль, квадрант, инструкции, диски с драйверами…

Дизайн, конструкция, монтаж

Итак, система для полетов состоит из двух основных частей: сам руль, присоединяемый к ПК посредством USB 2.0, а также квадрант с тремя рычажками, с помощью ps/2 подключаемый к рулевой подставке со всем «железом». Подставку эту, как и квадрант, необходимо прочно прикрепить к плоской поверхности, иначе играть будет попросту неудобно.

И это была первая трудность, с которой мы с первым пилотом столкнулись: не так уж легко найти подходящую поверхность, если стол невелик! Руль очень громоздкий, занимает примерно две трети стандартной клавиатуры в ширину, полторы в длину и три в толщину (сама подставка). Решение было найдено пускай не самое изящное, зато рабочее: мы продлили столик с помощью сторонней деревянной столешницы, и уже к ней привинтили устройство. Как это было сделано, можно наблюдать в видеоролике ниже, в соответствующем разделе.

Винты крупные, годятся для закрепления на достаточно толстых поверхностях, и, невзирая на «пластиковость», кажутся надежными.

Кстати, и сам руль, и квадрант выполнены из пластика, поэтому непосредственно из коробки несколько разочаровывают: нет реалистичной тяжести, устройства создают впечатление детской игрушки. Конечно, где-то так оно и есть, но ведь хочется почувствовать себя в небе! Видимый металл присутствует на подставке, в каркасе и еще – из него выполнена основная ось.

Таким же образом закрепляем и квадрант, подключаем его к разъему PS/2 на задней панели штурвала. Тут же гнездо питания, а также USB-хаб с тремя входами, предназначенный для подключения дополнительных авиагаджетов Saitek. Педалей, например.

ПО и настройки

Драйверы устанавливаются без проблем, автоматически, точно так же нет проблем и с программой управления. Проблемы начинаются при попытке настроить и тонко запрограммировать устройство. Здесь используется система SST (Saitek Smart Technology) с длинным руководством по эксплуатации. Сложность системы может испугать не только новичков, но и опытных пилотов, ранее не пользовавшихся продукцией Saitek. Жаль, что разработчики не додумались приложить предустановленные профили, тем самым облегчив жизнь новичкам. Настроить можно три режима (переключатель для них спрятан на тыльной стороне правой рукояти) по 14 действий в каждом, навешиваемых на 2 однопозиционные и 6 двухпозиционные клавиши. В фирменном ПО также можно откалибровать оси. Кстати, Microsoft Flight Simulator знаком с устройством и его можно настроить прямо в этом приложении.

Видео: монтаж, настройка, взлет, полет, посадка

Полет

Мы протестировали штурвал в Microsoft Flight Simulator X, периодически корректируя настройки и используя разные самолеты.

Что сказать? Руки отлично лежат на руле, он удобен, все рядом: грамотно запрограммированный, он способен придать мирному полету определенную реалистичность. Пружины оси неплохие, но огорчает отсутствие силовой обратной связи, отчего пилот, хоть раз сидевший за настоящим штурвалом, понимает, что это всего лишь игрушка, аэродиномическая сила не давит… Также насторожил холостой ход руля по тангажу и крену при малых отклонениях. Ось Х показалась несколько «дубовой». Небольшой экран по центру руля используется главным образом как часы и секундомер, иногда это может быть полезно. В принципе, летать очень удобно, особенно в паре с педалями, функции которых на руль не прикрутишь, в отличие от джойстика. Только вот не любой летающей машинкой из Microsoft Flight Simulator удобно руководить с помощью руля: скажем, с вертолетами совсем туго, да и в Airbus традиционных штурвалов нет, посему смысл теряется.

А вот что действительно хорошо — так это квадрант: невзирая на то, что рычаги выполнены из пластика, они позволяют очень тонко управлять, поскольку очень плавные, без мертвых зон, с мягким ходом, ощутимым умелой и даже не очень умелой рукой летчика.

В сухом остатке

Конечно, рекомендовать Saitek Pro Yoke Flight System можно не всем, но истинным поклонникам штурвальных самолетов, а также студентам-пилотам для тренировок. Он удобен, выполнен качественно, и в какой-то мере реалистично. Очень удобная посадка рук и настройки 14 кнопок позволяют достаточно просто управлять самолетом. Только для тонкой настройки функций придется повозиться с не самым интуитивно понятным ПО, да и с отсутствием силовой тяги придется смириться. Следует помнить, что такой Saitek Pro Yoke Flight System – не просто нишевое устройство, но ниша внутри ниши: оно идеально подойдет для небольших самолетов с рулями. Современные самолеты становятся все проще, имеют меньше элементов управления, и далеко не всегда оборудованы штурвалами. Те, кто любит летать на разных самолетах, предпочтут джойстик. Отдельно хотелось бы выделить квадрант, входящий в комплект Saitek Pro Yoke Flight System. Пожалуй, это лучшая его часть, и я была рада узнать, что в продаже есть USB-версия квадранта, продающаяся отдельно. Такое устройство (или даже парочка таких устройств для пилотирования больших лайнеров) могло бы отлично дополнить и джойстик, и клавиатуру, причем не только для гражданских, но и для боевых пилотов. Достаточно ощутимую цену (около 1200 гривен или 5000 рублей) я намерено не стала заносить в недостатки: для фаната — это не помеха, а для другого. Возможно, другой просто не рожден летать для штурвала?

5 причин купить Saitek Pro Yoke Flight System:

  • Вы фанат гражданских полетов;
  • Вы учитесь на пилота;
  • Отличный квадрант;
  • 42 программируемых возможности;
  • Хорошая сборка, качественные материалы.

4 причины не покупать Saitek Pro Yoke Flight System:

  • Малая применимость: только штурвальные самолеты;
  • Замороченное ПО настроек;
  • Слишком громоздкий, занимает много места на столе;
  • Отсутствие силовой обратной тяги.

Обратите внимание и на другие наши обзоры рулей и джойстиков, там есть из чего выбрать.

Источник

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Тест штурвалов: Flight Sim Yoke против Pro Flight Yoke System

Симуляция на ПК, особенно связанная с авиацией, разительно отличается от обычных игр. Однако набор доступных игр и программного обеспечения напоминает пустыню Сахару, и зачастую выручает Microsoft Flight Simulator, а также оазисы в виде X-Plane для наиболее умелых виртуальных пилотов. Однако рынок штурвалов и авиационных джойстиков существует, и, похоже, число подобных устройств обратно пропорционально числу игр. Для авиасимуляторов доступны классические джойстики и HOTAS, педальное управление, рукоятки управления двигателем и панели управления. Фактически, бюджет, который виртуальный пилот может потратить на покупку авиационной периферии, практически безграничен. Основательно потратившись, можно превратить компьютерный уголок в виртуальную кабину пилота!

Что же касается пилотирования гражданских судов, то здесь многие предпочитают штурвалы. Таково, кстати, и мнение двух крупных игроков данной индустрии — CH Products и Saitek, которые представили собственные модели джойстиков-штурвалов, претендующих на звание идеальных компаньонов для последней версии Flight Simulator, а именно, FS X. Конечно, многие виртуальные пилоты относятся к штурвалам скептически, справедливо указывая, что они встречаются у меньшинства американских самолётов, подобных Boeing или Cessna. Тем не менее, подобные громоздкие штурвалы обеспечивают чувство погружения, которое ценят виртуальные пилоты, особенно если их любимые суда — это авиалайнеры. В общем, штурвалы достойны занять своё место на рабочем столе фаната авиационных симуляторов, но остаётся определить, какой из них лучше: Flight Sim Yoke или Pro Flight Yoke System?

Flight Sim Yoke: тест

Отдавая честь возрасту продуктов CH Products, наше тестирование начинается именно со штурвала этой компании под названием Flight Sim Yoke. Внешний вид Flight Sim Yoke поначалу внушает сомнения из-за «пластиковой» отделки. Управление по оси Y осуществляется сдвигом штурвала от себя/на себя, шаг составляет около шести сантиметров, поэтому перед игрой лучше убрать от штурвала подальше посторонние предметы. Крепится корпус очень просто с помощью двух зажимов, однако минимальная толщина стола, к которому вы будете крепить штурвал, должна составлять 25 мм! В общем, если вы задумаете крепить штурвал Flight Sim Yoke к обычному офисному столу, то придётся воспользоваться парой книжек или деревянных дощечек. Но по сравнению со штурвалом Saitek, данная модель не такая громоздкая.

Программное обеспечение, которое входит в комплект поставки Flight Sim Yoke, ограничено утилитой CH Control Manager, которая позволяет программировать профили. Под Windows XP с установкой проблем не возникло, однако в комплекте поставки отсутствует версия, совместимая с Vista. Её придётся скачать с сайта CH Products . Хотя версия под Vista работает стабильно, у неё есть некоторые небольшие неудобства, в частности, вам надо будет отключить и заново подключить Flight Sim Yoke после остановки ПК или гибернации. Кроме того, утилита доступна только на английском языке. При первом запуске утилиты требуется откалибровать штурвал, и этот процесс для оси Y (отвечает за тангаж) весьма тонкий, поскольку нейтральное положение для игры найти не так-то просто. Не случайно специальное колёсико позволяет тонко отрегулировать центр этой оси.

Подготовка к полёту

Конечно, вы можете и не устанавливать Control Manager, оставив на DirectX управление осями и клавишами, но тогда вам придётся забыть о функциях программирования, а также и о калибровке. Штурвал обеспечивает, помимо двух основных осей, четыре обычные клавиши и четыре качающихся переключателя с двумя положениями, что даёт 12 назначаемых функций в авиасимуляторе. С помощью Control Manager можно привязать к любой клавише «Shift», что позволяет почти удвоить количество функций, обеспечив в итоге 22 функции. В анонсе CH Products указано, что Flight Sim Yoke обеспечивает до 144 функций, но чтобы приблизиться к этому числу, придётся дотошно изучить инструкцию и научиться программировать клавиши на собственном языке CMS. Благодаря графическому интерфейсу запрограммировать 22 функции не представляет труда, и большинство пользователей наверняка этим и ограничатся. Честно говоря, мы не очень понимаем, почему CH Products не добавила в комплект поставки запрограммированные профили, например, для того же FS X.

Когда вы настроите параметры Flight Sim Yoke по своему вкусу через панели Control Manager и FS X, можно проверить штурвал в игре. Эргономика, в целом, удовлетворительная, но мы обнаружили некоторые слабости. В частности, две ручки на корпусе, до которых можно добраться, только «нырнув» рукой под правую часть штурвала. То же самое касается и трёх ручек управления газом, шагом винта, а также комбинированной ручки, позволяющей управлять одновременно и газом, и шагом винта. Так что правую руку придётся научить некоторой «гимнастике». Впрочем, такова уж цена действительно компактного штурвала. Однако, несмотря на размер, три рукоятки обеспечивают достаточную точность. Что же касается основного штурвала, то боязнь потери нейтрального положения быстро проходит после некоторой практики, тангаж можно выполнять весьма точно, а благодаря плавному повороту можно точно скорректировать самолёт во время посадки. Кроме того, с помощью Control Manager можно скорректировать чувствительность обеих осей, если это необходимо. В общем, несмотря на несколько грубые формы, Flight Sim Yoke проявляет себя весьма неплохо.

Основные характеристики .

  • 2 основные оси;
  • 3 вторичные оси;
  • 4 клавиши нажатия;
  • 4 качающиеся клавиши с двумя позициями;
  • 1 многофункциональный «хат» с 8 положениями;
  • 22 легко программируемые функции;
  • 144 теоретически программируемые функции.

Pro Flight Yoke System: тест

Штурвал Pro Flight Yoke System по качеству отделки понравился нам больше, однако он и более громоздкий по сравнению с Flight Sim Yoke от CH Products. Большинство деталей пластиковые, но основная ось выполнена из хромированного металла, который лежит и в основе каркаса. Спереди расположен штурвал с ЖК-дисплеем, который можно использовать как часы или секундомер, — весьма спорная функция. Рядом с USB кабелем, относительно коротким, как это бывает у Saitek, расположены порты USB-концентратора, который требует внешнего питания (а блок питания не входит в комплект поставки). Штурвал дополнен внешним блоком с тремя рукоятками: газа, шага винта, а также комбинированной, его можно удобно расположить на столе. Однако система монтажа штурвала простирается на целых 12 см вниз! У нашего стола пришлось разбирать выдвигающийся лоток с клавиатурой.

Неожиданно для Saitek, но установка драйверов и программного обеспечения под Vista прошла замечательно. Нам не пришлось скачивать сомнительные бета-версии с сайта компании! В драйверах присутствует привычная панель управления и закладка для настройки «мёртвых зон». Поскольку штурвал Pro Flight Yoke System автоматически калибрует себя при каждом подключении к USB, то про упомянутые окна можно вообще забыть. По сравнению с Flight Sim Yoke от CH Products, вы не сможете играть с чувствительностью осей, но, с другой стороны, возможность настройки «мёртвых зон» является весомым преимуществом на перспективу, поскольку потенциометры работают не бесконечно.

Подобно CH Products, Saitek использует унифицированный язык для программирования периферии под названием SST. Но, в отличие от CH Products, отсутствие внятного графического интерфейса может отпугнуть новичков от создания собственных профилей. Опять же, Saitek почему-то отказалась от поставки заранее запрограммированных профилей, что раньше облегчало жизнь пользователей. На самом деле программирование Pro Flight Yoke System себя оправдывает, поскольку можно запрограммировать через SST три режима, которые можно будет выбирать с помощью переключателя на задней стороне правой ручки. Умножьте это на 14 основных функций, которые обеспечиваются двумя обычными клавишами и шестью двухпозиционными, и вы получите 42 программируемых функции. Ещё одно преимущество по сравнению с Flight Sim Yoke заключается в том, что перевод каждой рукоятки на минимум автоматически приводит к срабатыванию дополнительной функции. Например, после посадки с помощью ручки газа можно включить реверс.

Ощущения от управления Pro Flight Yoke System оказались весьма положительными. Они прекрасно согласуются с качеством штурвала как такового. Если придираться, то можно указать на чуть меньшую чувствительность поворота штурвала (ось X), чем у Flight Sim Yoke, однако на это можно настроиться и легко корректировать положение самолёта, например, в FS X. Штурвал надлежащего размера хорошо лежит в руках, до всех клавиш легко добраться. Блок со вторичными осями, благодаря их приличному ходу, позволяет точно регулировать газ или любые другие функции, которые вы привяжете к рукояткам. Конечно, ЖК-экран мог быть и более полезным, например, как у X52 Pro . На него можно было бы вывести, скажем, параметры навигации. Впрочем, при таком соотношении цена/качество просить что-то больше вряд ли уместно, поскольку оно и так великолепно.

Основные характеристики .

  • 2 основные оси;
  • 3 вторичные оси;
  • 2 клавиши нажатия;
  • 6 качающихся клавиш с двумя позициями;
  • 1 многофункциональный «хат» с 8 положениями;
  • 42 программируемых функции.

Перед тем, как переходить к заключению, следует ответить на вопрос: является ли штурвал необходимым аксессуаром для авиасимулятора? Честно говоря, нет. В двух протестированных моделях мы не нашли ничего, чего не смог бы выполнить хороший джойстик HOTAS. Кроме того, даже в FS X оба штурвала оказались весьма проблематичными для управления вертолётами, у которых необходимо постоянно компенсировать тангаж, крен или оба параметра. Если вы выберете штурвал, то будьте готовы к определённым компромиссам в управлении вертолётами. Кроме того, для любого уважающего себя виртуального пилота, который готов отдать 150 евро за штурвал, необходимо купить и педали. Не случайно CH Products и Saitek предлагают педали ножного управления в своих каталогах. И поскольку Saitek начинает всё больше использовать ЖК-экраны в своих продуктах, неплохо было бы «повесить» на них и дополнительные функции, тем более, что FS X таковые поддерживает.

Источник

Оцените статью