- Как настроить голос баяна
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Настройка язычковых инструментов
- О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя
- Область темперирования и этапы настройки
- Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты
- Инструменты для настройки
- Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки
- Что влияет на точность настройки
- Определения направления темперации
- Настройка области темперирования
- Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков
- Контроль качества настройки
- Как настроить голос баяна
Как настроить голос баяна
Рано или поздно все исполнители на баяне, аккордеоне или гармони сталкиваются с тем, что необходимо произвести полную настройку инструмента и наклепать сломанные голоса.
Я не случайно объединил эти две серьёзные операции в одну тему. По моему глубокому убеждению, мастер не владеющий на высоком уровне наклёпкой голосов не в состоянии качественно настроить инструмент.
Поэтому поинтересуйтесь у мастера. клепает ли он голоса? Разумеется речь идёт о таких инструментах как Юпитер, Ясная поляна, Левша, Акко, и некоторые модели концертных аккордеонов. Спросите какие размеры толщины стали у него есть в наличии. Дело в том, что я частенько встречал в Юпитерах наклёпанные голоса из стали тоньше чем положено. Например голоса контр октавы в басу (самые низкие 8-9 шт.) возможно наклепать только из стали толщиной 0,7 мм или толще. В противном случае придётся сильно сточить инертную массу на кончике голоса и он потеряет все физические параметры и будет звучать неправильно и тускло.
Вновь наклёпанный голос должен звучать также как и старый до поломки. Проверьте как он отвечает, его динамический диапазон, тембр. По крайней мере новый голос не должен звучать тише или тусклее соседних. Любые обещания типа. он ещё разыграется, он просто новый — это РАЗВОД!
Теперь немного о настройке.
Настройка требует от мастера большого опыта и чёткого понимания процесса.
Когда-то давно мне приходилось тратить на настройку Юпитера до одного месяца.Теперь это может занять от недели до двух недель в зависимости от состояния инструмента. Кстати в очень быстрой настройке есть небольшой подвох — некоторые голоса спустя пару дней начинают релаксировать и возникает необходимость в их коррекции. Поэтому после настройки лучше выдержать инструмент ещё 3-4 дня и снова проверить строй.
Теперь о мифах. Многие слышали рассказы о том, что для настройки нужен специальный стол с мехом, на котором настраивают голоса и что, мол, без него никак. вот у Ивана Ивановича Иванова он есть и он может настроить. Да, настроечный стол действительно существует. Но в производстве он используется только для черновой настройки голосов, что называется плюс-минус километр. Окончательная настройка возможна только в корпусе непосредственно. Опытные мастера на фабрике могут на столе сделать настройку максимально приближенную к точной. Но они много работают с инструментами одной фирмы, одних размеров, конструкции и уже детально знают сколько надо дать в плюс или минус на столе, чтобы в корпусе всё было правильно.
Теперь о настройке на слух или по тюнеру. Ещё не так давно и я сам с большим скептицизмом относился к настройке по тюнеру, да и сам пробовал это делать. У меня тогда был KORG DT 7. Беда в том, что такие приборы неплохо слышат первую октаву и ниже, но настроить 3, 4 октавы по ним не представляется возможным. Октавы я строил только на слух. В настоящее время уже существуют приборы, способные с высокой точностью выявить погрешности строя. И уверяю Вас, что в настройке баяна, аккордеона или гармони человеческое ухо существенно проигрывает бездушной математической машине. Довольно давно я использую метод параллельной работы на слух и контроля при помощи тюнера. Такая система даёт хороший результат. Кстати говоря, побывав на фабрике АККО несколько лет назад, я убедился, что и там настройщик работает таким же способом и использует очень древний, но очень точный тюнер производства СССР.
Теперь ещё один миф. Частенько так бывает, что когда музыканты забирают инструмент после настройки мастер говорит, что » я специально оставил небольшие биения, чтобы инструмент звучал ярче. » Если это специально не оговаривалось заранее или если мастер не объяснил почему невозможно настроить точно все голоса, то это тоже враньё или нежелание довести дело до конца как положено.
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Настройка язычковых инструментов
Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,— единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.
Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4—25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким.
О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя
Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.
Область темперирования и этапы настройки
Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми 1 — ми 2 . Это объясняется тем, что октава ми 1 —ми 2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.
Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.
Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.
Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты
Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.
При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.
Инструменты для настройки
Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.
На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.
В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.
Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.
Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки
Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.
Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.
В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.
Что влияет на точность настройки
На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.
На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.
Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.
Определения направления темперации
Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.
Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений — о том, что интервал был настроен в зоне расширения.
Настройка области темперирования
В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.
После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.
Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков
Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:
- язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
- язычки басовой части малой октавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
язычки контроктавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса); - язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
- язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
- язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).
В многоголосых инструментах третьи и четвертые ряды язычков настраивают в октаву и в розлив с язычками строевых планок, возможен также и пятый ряд язычков, который настраивают на октаву выше.
Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр — он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение — понижение порога возбуждения — не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.
Бывают язычки другого рода — слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.
Контроль качества настройки
Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.
Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.
Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.
Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не реже, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.
Мастер по изготовлению голосовых планок показывает, как выпиливают голос в нужный тон впроцессе изготовления голосовых планок:
Источник: В.Г.Порвенков «Аккустика и настройка музыкальных инструментов», 1990г.
Источник
Как настроить голос баяна
Чертежа у меня нет, делал из того, что было под рукой, что можно легко достать.
Схема стола вот такая (первоначальный вариант):
Стол (первый вариант) рис.1.
Основное в этой схеме – пантограф, который двигает мех. Он не позволяет ему болтаться. Удобно.
Сделал сжатие меха педалью через трос и несколько блоков. Не удобно, скрипело, трудно было регулировать скорость сжима-разжима. Убрал (заодно и возвратную пружину), теперь сжимаю-разжимаю рукой.
Стол (окончательный вариант) рис.2.
Столешница рис 3.
На столешнице первоначально было отверстие, примерно диаметром 40 мм (рис. 3-1).
Для настройки планок на резонаторе сделал из фанерки планку с двумя отверстиями для настройки одноименных резонаторов в октаву или розлив. Планок пришлось сделать несколько, для разных гармоней.
Басовый резонатор просто ставлю на отверстие без планки.
Планка для настройки резонатора рис. 4.
Настроенные резонаторы потом подстраиваю в корпусе и для этого в столе сделал большой прямоугольный вырез (рис. 3-2). Гармонь ставлю с мехом как показано на рисунке 4, гвоздики, крепящие мех к полукорпусу вынимаю.
(Вначале я настраивал без меха, делая надставку из дерева, но размер меха у гармоний разный, приходилось каждый раз делать «свою» надставку, тратил время, материал да и места они много занимали и не лучше меха по сути)
Когда голоса надо настраивать в резонаторе закрываю большой прямоугольный вырез щитом с отверстием (рис. 3-3).
Настройка гармони в корпусе рис. 4.
Под планку, щит и мех подкладываю уплотнитель (его подкладывают при укладке ламината — пористая синтетика).
Вот несколько фотографий:
Про дувачки я писал на форуме «Пой гармоника»:
http://poigarmonika.ru/forum/index.php/topic,251.msg33640.html#msg33640
но надо иметь ввиду, что некоторые из приведённых дувачек сделаны для настройки только планок (без резонаторов).
Здравствуйте, Василий!
Получил Ваше письмо.
«Мне почти все понятно из ваших чертежей. Если возникнут вопросы-рассчитываю на вашу помощь.»
Конечно, Василий, обращайтесь с вопросами, чем могу –помогу.
«Воздух подавал в резонатор ртом. Наглотался всякой гадости, да и голоса «вспотели». Понимаю что это неправильно ….»
Так конечно не настроить, и к тому же опасно – вдруг в резонаторе обломок язычка? Тогда он на вдохе сразу попадет в легкие.
Стол конечно поможет настроить гармонь или баян.
Но даже отсутствие стола не помешает хорошо настроить гармонь.
Тяжелые случаи – сломанные язычки встречаются довольно редко.
Чаще всего:
– пересохшие, скрюченные залоги;
– соринки , попавшие в зазор голос-планка;
– ржавые голоса;
– старая, пересохшая мастика и от этого дребезг планок;
– грязь на голосах;
– небольшая расстройка голосов.
Настроить «чисто» на столе не удастся. Настроенный «в ноль» на столе голос в корпусе будет не «в ноль». Поэтому стол для предварительной настройки, точная всё равно в корпусе.
Эффективно стол можно использовать так::
1. предварительно настроить строевые голоса на столе, обращая особое внимание на пороги возбуждения;
2. настроить строевые голоса чисто в корпусе;
3. на столе от настроенного строевого голоса настроить «розливной» язычок планки (проще, так как не надо каждый раз вынимать резонатор из корпуса);
4. настроить октавный голос предварительно на столе, потом точно в корпусе.
Послушать строевой и октавный голос в корпусе (розливной заглушить, я глушу бумажным малярным скотчем). Послушать терции, квинты. Для контроля. Если что-то не так звучит – исправить. Особо обратите внимание на такой момент: начинаем медленно с ускорение сжимать или разжимать мех и слушаем голоса, например в терции. Они должны одновременно включаться. Если нет, то это «лечится» подгибанием (осторожным) голоса и последующей его настройкой.
Я использую программный AP tuner и приборчик KORG (подарили китайский – разобраться невозможно, так и лежит без дела). Хотел купить Dirks Akordeon Tuner, да, не дешевый. Останавливает меня только то, что он при установке «привязан» к компьютеру, а ноутбук древний и иногда зависает, а перенести на другой не получиться.
В тюнерах главное алгоритм нахождения пика, но и программный и отдельный прибор плохо «ловят» низкие и высокие ноты. Про Dirks Akordeon Tuner мало что могу сказать, пробовал демо версию.
Понравилось, что калибровался при установке, т.е. учитывал мою звуковую карту (правда завис при этом), при настройке аккордов сразу выводит три пика – наверное удобно. Но думаю, что ничего особо выдающегося нет, просто удобно работать.
Не знаю, ответил на Ваши вопросы или нет. Если что, пишите.
Источник