Как настроить губную гармошку тремоло
Три способа создания резонаторной камеры руками:
Раз вы уже научились, как правильно держать губную гармошку, а также играете одиночными нотами на гармонике, пора научиться играть основные эффекты на губной гармошке, которые делаются при помощи рук.
Эффект «вау-вау» (англ. wah-wah).
Название говорит само за себя. При помощи этого эффекта вы сможете издавать звуки на губной гармошке, похожие на произношение звуков «уау», «вау». Гитаристы для этого используют специальную примочку, которая тоже называется эффект «вау-вау» или просто — «квакушка».
1) Для того чтобы научиться воспроизводить этот эффект, необходимо создать ладонями резонаторную камеру. Постарайтесь минимизировать количество щелей между ладонями, чтобы эта камера была герметичной, на сколько это возможно сделать. Теперь вам надо приловчиться открывать вашу камеру, причем так, чтобы это была не маленькая щель, а полноценное отверстие, через которое будет выходить звук.
2) Важно, чтобы ладони открывались не во все стороны, а только в одном направлении – в сторону слушателя. Следите за тем, чтобы поверхность вашей резонаторной камеры, которая повернута к вам – ни капельки не открывалась, иначе звук будет рассеиваться в разные стороны, а ведь вы его четко должны направить в сторону слушателя.
3) Еще один важный пункт: сначала надо начать воспроизводить какую-то ноту на губной гармошке, а уже потом открывать руки, то есть сначала наполняем звуком нашу резонаторную камеру, а затем быстро приоткрываем ладони и позволяем звуку выйти наружу. Если начинать играть ноту и одновременно открывать резонаторную камеру, то эффект будет минимальный, либо его вообще не будет.
Лучше всего поначалу тренировать эффект «вау-вау», стоя в углу (почти впритык) так, чтобы лучше слышать себя, ведь вы направляете звук наружу от себя, а многим людям сложно бывает услышать, получается ли у них данный эффект, когда звук направленный наружу. Стоя в углу, звук, который будет отбиваться от стен, будет вам хорошо слышен.
Эффект тремоло.
По сути, эффект тремоло – это быстрый эффект «вау-вау». Но здесь уже не так важно плотно закрывать вашу резонаторную камеру. Более того, вы можете правой рукой даже не прикасаться к левой, а просто быстро очень близко подносить и забирать правую ладонь – эффект все равно будет слышен.
Упражнения
Упражнение 1.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.
Упражнение 2.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по два эффекта вау-вау.
Упражнение 3.
Научиться делать эффект тремоло непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4 с эффектом тремоло.
Упражнение 4.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть музыкальную фразу: -3+4-3-4 _ _ _+4-3-2, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.
Нижнее подчеркивание — это повторяющийся эффект вау-вау на той же ноте.
Упражнение 5.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.
Задание:
Сыграть музыкальную фразу -3_+4-3-4_ _ _ _+4-3-2, делая эффект вау-вау в указанных местах. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.
Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.
Упражнение 6.
Научиться делать эффект вау-вау непосредственно в контексте игры музыкальных фраз.
Задание:
Сыграть музыкальную фразу -2-3-4+5+6_ _ _ _ _ _ _, делая эффект вау-вау в конце музыкальной фразы. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.
Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.
Упражнение 7.
Использовать эффект вау-вау и тремоло во время игры одной из выученных Вами мелодий, причём вставляя эффекты руками именно там, где Вам хочется, чтобы они прозвучали.
Задание:
Сыграть любую композицию с использованием эффекта вау-вау и тремоло.
Источник
Как настроить губную гармошку тремоло
Настройка губной гармошки по тону
Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке
Приветствую уважаемое сообщество харперов!
Хочу высказать слова благодарности за внимание к моим статьям, это для меня важно. Я стараюсь создавать материалы в порядке необходимости и сложности реализации. Очень надеюсь, что большая часть рассмотренных манипуляций вам не понадобится (особенно в плане ремонта) и любимые гармошечки будут служить очень долго (а когда-нибудь даже будут подарены благодарному внуку вместе с альбомами-дискографией легендарного дедушки!).
В этот раз я предлагаю рассмотреть непростую процедуру: настройка гармошки по тону.
Тут есть ряд ограничений.
Если вы не обладаете «настроечным» дыханием или у вас нет специального устройства (мехов) для подачи воздуха на язычки для звучания, то лучше настройку не начинать.
Также понадобится тюнер. Обзавестись тюнером — не проблема. Я говорю о программных хроматических тюнерах, различных вариантов которых огромное множество и для ПК, и для мобильных устройств под разные операционные системы. Можно использовать и аппаратный тюнер, но я встречал множество таких низкого качества и практически не подходящих под наши задачи. Да, ещё одно уточнение: нужен именно хроматический тюнер, а не «халявный у друга-гитариста попросил» — его функционала будет мало.
Так что там с «настроечным» дыханием? Что за зверь?
Вот при помощи тюнера и проверим. Включаем тюнер, берём гармошку и играем второе или третье отверстие на вдох секунд этак 5-8, отмечаем показания тюнера (желательно в Герцах и в % отклонения, так как только процент отклонения не всегда информативен). Повторяем процедуру несколько раз и опять записываем результаты. Сходили на прогулку, выпили кофе, посмотрели крутой ролик в YouTube, почистили зубы! И опять повторяем взятие ноты и сравниваем результаты. Если показания у нас отличаются не только в разных подходах, но и на протяжении одного взятия ноты стрелка тюнера скачет «как собак бешеный, дА!» (произносить с кавказским акцентом), то не стоит браться за настройку (это будет РАССТРОЙКА гармошки — может и такую статью напишу когда-нибудь). Если показания отличаются на 2-3% (это десятые Герца на первых отверстиях), то считаю это допустимой погрешностью для выполнения настройки.
- замеры проводить необходимо на предварительно разогретой (не в микроволновке!) дыханием гармошке;
- звук желательно давать одной громкости на одном расстоянии от микрофона/тюнера;
- ноты брать без атаки и акцентирования;
- не ленитесь брать ноту несколько раз и уже потом: «пилить иль не пилить — вот в чём вопрос».
Вынужден ещё помучить теорией перед тем как перейти к делу. Постараюсь дать её по-минимуму — только ту, что действительно необходима.
На тюнере есть такой параметр, как «A=44x” (вместо x цифра, обычно 0, но может быть 1,2,3,…). Это значение в Гц ноты Ля (четвёртой октавы), которое мы примем за эталон. Вот блин, эталон, он же ЭТАЛОН («это же памятник! Кто его посадит?»). А мы его принимать-менять. Вот такие мы загадочные, а вернее: изготовители гармошек. Модель Hohner Marine Band Classic на боковушке верхней крышки имеет загадочное число «440». Вот теперь оно уже совсем не загадочное. Для других моделей Hohner оно принимает значение 442, 443, 443 Гц (и у Seydel, и Suzuki тоже свои значения). Возникает логичный вопрос: а зачем? Ответ такой: чтобы в миксе с другими инструментами звук гармошки выделялся (не пинайте, не я этот ответ придумал). Hohner, я считаю, лидер в этой неразберихе: на крышках число «440», а сама гармошка строится по эталону 443 Гц. И очень часто настройка далека от приемлемой, из коробки гармошки расстроены (это не анти-реклама, «это суровая жизнь»).
Что, страшно стало? Подождите, ещё не всё.
По видам строя гармошки делятся на инструменты с темперированной и компромиссной настройкой. Если взять гармошку (кроме Hohner Golden Melody) и проверить ноту 2 выдох, 3 вдох по тюнеру, с предварительно выставленным правильным значением «A=44x”, то «картина маслом» будет ещё та. Отклонение достигает 15-20% от ожидаемой ноты. Не хочу лишним забивать голову. Если есть желание — почитайте Вики «темперированный строй», там и формулы, и значения. Скажу по-простому: такое отклонение нот делается умышленно для приятного звучания аккордов. Ведь наш инструмент не только солирующий. Вот для того, чтоб при взятии любимого (123), -(234) кошки и соседи выли не сразу, а погодя, и настраивают инструменты с интонированием. Проще всего, не вдаваясь в теорию, найти настроечную таблицу под конкретную модель и ей воспользоваться (это не проблема для популярных моделей).
Hole № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
—————————————————————
Blow % 0 -14 2 0 -14 2 0 -14 2 0
Draw % 4 2 -12 4 -2 6 -12 4 -2 6
Пример таблицы настройки для диатонических гармошек Hohner
Всё это время,так сказать «по умолчанию», я повествую о гармошках настройки Рихтера. Наверняка для вас не секрет, что диатонические гармошки бывают не только мажорные этой самой Richter настройки. Paddy Richter Tuning, Country-tuning, Melody Maker, Easy third (reggae), Diminished, … «и тут Остапа понесло». Но «нельзя объять необъятное», оставим эти громоздкие знания. «Пилите, Шура! Пилите!».
Переходим непосредственно к настройке губной гармошки
Для изменения тона нам понадобится инструмент, позволяющий снимать на небольшой площадке язычка металл. Обычно, это удобный надфиль, может быть наждачная бумага в нехитром приспособлении фиксации. Соскабливать ножом, скальпелем не рекомендую — неудобно и есть шансы повредить язычок. Сам использую небольшой дремель на батарейках с специальными абразивными насадками. Его удобно держать и точно попадать в нужное место обработки. Так же рекомендую подкладывать под язычок тонкую пластину для предотвращения деформации язычка по длине. В зависимости от «калибра» используемого абразивного материала изменение тона может быть разным, начинайте от двух-трёх «потираний» с постоянной проверкой, пока не изучите свой инструмент. Для увеличения, поднятия тона снимается металл на кончике язычка, а для понижения — наоборот, у основания возле заклёпки. Настоятельно рекомендую проводить «потирания» вдоль язычка, а не поперёк. Не создавайте поперечные «овраги» (такие, как «мастера» при заводской настройке Hohner) — по таким «бороздам» язычки лопаются. Только продольные и, желательно, не «овраги». Старайтесь делать равномерное углубление и не касаться краёв язычка, это сохранит его жёсткость.
Есть ещё вариант: не стачивать, а наращивать металл на язычке при помощи паяльника. Сам от этого метода отказался после длительных проверок (отзывчивость язычка уменьшается и громкость). При таком методе изменения тона металл напаивается на кончике язычка для понижения тона, а у основания/заклёпки — для увеличения тона. На нижних отверстиях вдоха на кончике не делайте «вершины гор» — будут биения по крышке. Не грейте долго язычок — меняются его характеристики жёсткости.
Из своего опыта: в какой эталон выполнена настройка я определяю по 1, 4, 7 выдоху. Бывает и 446-448Гц. Определяюсь на какую частоту выставить свой тюнер (обычно A=443 Гц) и настраиваю звучание октавных нот тоники без биения. Это пары 1 = 4, 4 = 7, 7 = 10. Значение тюнера в Герцах при этом у нот через октаву увеличивается в два раза ( например, нота Ля = 220, 440, 880…). Потом берусь за пары 3 = 6, 6 = 9. Следующими настраиваю 2 = 5, 5 = 8, но с учётом приятного звучания аккорда (123), (456). Перехожу на ноты вдоха, в первую очередь -1 и -4 тоже строю по октавам, -4 и -8. Второй вдох -2 настраиваю по 3 выдоху — они должны звучать одинаково. Если с вашим дыханием не всё в порядке — делайте поправку (а именно: при взятии -2 вы будете всегда её занижать, неумышленно «забендивать»). С вдохом -3 поступаю так, чтобы приятно звучал аккорд -(234), в центах это обычно -25-30%. По -3 строю через октаву -7. Ноты -5 и -6 строю для приятного звучания минорного аккорда -(456). Вот уж действительно получается КОМПРОМИСС между «тем как надо и как должно». Часто звучанием вдоха -5 в соло я не доволен в зависимости от исполнения мажорной или минорной мелодии. Используйте таблицы настроек, рекомендации профессионалов. Мне советовали свои настройки Александр Братецкий, Евгений Иванов, за что им огромное спасибо! (Если представится такая возможность, то и Борис Плотников наверняка поделится своими таблицами. Я ни на что не намекаю. Просто если вдруг Борис прочтёт эту статью… 🙂 ).
При перенастройке язычка на другую ноту пользуюсь следующими ограничениями:
- до 5-ого отверстия понижать или повышать допускается максимум на тон;
- начиная с 5-ого отверстия изменяю только на полтона.
Рекомендации усреднённые. Если их не придерживаться, то возрастает вероятность выхода из строя язычка. Чем ниже тональность гармошки, тем больше можно изменить его тон. Для стальных язычков Seydel изменения тоже допускаются бОльшими. Это всё актуально, когда нет язычка нужного тона, или когда мы «перетачиваем» гармошку в альтернативную тональность.
Статья получилась довольно научная, отягощённая числами и теорией. Не получилось этого избежать. «Не люблю я точные науки, точно сам не знаю почему…» Вот Расторгуеву настраивать гармошки я бы не поручил (никакой политики). Приступаем к практическим занятиям. Всем удачи!
Об авторе статьи
Олег Коропецкий
Играет на губной гармонике более пяти лет.
Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.
Источник
Как настроить губную гармошку тремоло
Я беру лезвие от бритвы и подкладываю под язычок, чтобы не прогибался и подтачиваю надфилем. набор надфилей купил в магазине для моделистов за сущие копейки. Настраиваю по тюнеру.
По поводу настройки ниже: тут не согласные мы. Если при вдохе язычок не строит — нужно горло расслаблять.
Михаил,
Выше настраивать не нужно. Ниже язычок звучит, потому что ты горло пережимаешь. А вообще есть 2 типа настроек: интонированная (чтобы звучали аккорды хорошо) и темперированная (все ноты чистые).
Примеры настроек из интернета.
Я тут подстраивал свою Hohner CX12, все хорошо прошло! Надо подложить под язычек лезвие бритвы.
По совету друзей купил вот такую штуку! Мне очень удобно!
Дремер
7 в 1 Электрические Маникюрные Nail Art Дрель Файл Pen ногтей Художественный Салон Маникюра Файл ногтей Инструмент Ногтей Точильщик Полировщик набор
http://s.aliexpress.com/R3En67vq
(from AliExpress Android)
Натфелем страшновато мне было работать , ещё сдвину язычек. Потом исправлять. а так все спокойно. и надёжно.
вот ссылки на них в таком же порядке:
Михаил, а я видел все эти видео! Куплю потом у них для центровки инструмент.
Я вообще ещё мало занимался настройкой, но думаю это все не принципиально. стачивать или царапать.
Люди жалуются что покупают новую гармошку и потом язычек ломается там где царапины. Вот и царапины.
У меня на Hohner CX12, пару язычков низить стали. Поэтому я пока их только повышал! 🙂
С Дремером, . мне работать удобно, я один раз коснулся слегка им язычка, — сразу проверил. моло.
Второй раз слегка коснулся — сразу проверил — мало. И. т. д.
Короткими касаниями работая, все хорошо выходи.
Источник