- Регулировка ободных тормозов велосипеда
- На сегодня существует ряд разновидностей ободных тормозов
- Порядок регулировки ободных тормозов велосипеда
- Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде
- Симптомы проблем
- Регулировка ободных тормозов
- Типы креплений
- Снимаем тормоза
- Обновление и замена колодок
- Регулировка
- Регулировка натяжения
- Регулировка положения и наклона колодки
- Регулировка дисковых тормозов
- Основные узлы для проверки
- Дополнительная информация
- Заключение
Регулировка ободных тормозов велосипеда
Безопасность велосипедиста и других участников движения прямо пропорциональна исправности тормозной системы велосипеда. Важно не только выбрать велосипед с надёжной тормозной системой, которая не подведёт в экстренных ситуациях, но и обеспечить своевременное и качественное обслуживание системы.
Наиболее простыми в обслуживании и доступными по цене являются ободные тормоза, поэтому они устанавливаются довольно часто. Однако эта система имеет ряд недостатков: в процессе торможения изнашивается и портится обод колеса, а если колодки намокнут, например, во время дождя — торможение становится затруднительным. В случае значительного повреждения колеса тормоз использовать будет крайне сложно. По мере стирания колодок есть необходимость в постоянной настройке системы. Поэтому велосипедисту важно понимать, как производится настройка ободного тормоза велосипеда.
На сегодня существует ряд разновидностей ободных тормозов
Кроме основных преимуществ, таких как доступная цена и простое обслуживание, ободные тормоза на велосипед достаточно лёгкие, а их запчасти заменимы. Рассмотрим виды ободных механизмов.
К механическому типу относятся клещевые и кантилеверные тормоза. Клещевые — доступные по цене и несложные в эксплуатации. Но в реальности такой механизм часто перекашивается и создаётся дополнительное трение с ободом, тем самым быстро загрязняется. Эта система имеет скромную модуляцию. Кантилеверная тормозная система чаще встречается в горных байках. Грязь в эти тормоза абсолютно не имеет возможности попасть, и это есть основное преимущество системы.
Кантилеверная тормозная система
Гидравлическая тормозная система довольно эффективна, часто используется в триале, но такая система имеет большой вес, более сложное обслуживание и её трудно отремонтировать в полевых условиях.
Особую популярность завоевала тормозная система с увеличенной мощностью тормозной силы велосипеда — V-brake. Этот механизм в нынешнее время используется достаточно широко. Его особенность — простота в обслуживании, надёжность, а также лёгкий вес колодки. Колодки стираются одновременно, что обеспечивает более качественное торможение. При покупке байка проконтролируйте настройку тормозов, а в дальнейшем на постоянной основе осуществляйте проверку их исправности.
Барабанные или роллерные тормозные системы довольно простые и не боятся никаких загрязнений. Но при возникновении проблем в механизме — тяжело поддаются ремонту, поэтому для полевых условий неудобны.
Порядок регулировки ободных тормозов велосипеда
Регулировка ободных механизмов, как правило, включает в себя несколько последовательных действий. При этом важно соблюдать указанную хронологию. Для начала оттяните вместе направляющую троса из металла и притяните рычаг тормоза к ободу. Далее, следуйте подсказкам.
- Необходимо найти такое расположение, в котором колодка будет оптимально расположена по отношению к ободу. Обе грани (внутренняя и внешняя) должны располагаться радиально по отношению к ободу колеса. Делать это необходимо в предложенном порядке: ослабляем болт, которым скрепляется колодка с рычагом с помощью подходящего ключа; колодка максимально должна быть прижата к ободу; подбираем наилучшее размещение колодки. Немного подтягиваем её к рычагу.
- Настраиваем размещение рабочей плоскости колодки. Задача этой манипуляции — достичь такого расположения, чтоб передняя часть детали доставала до задней. Для выполнения этой задачи подложите под заднюю часть колодки любой жёсткий предмет, толщина которого около 1 мм, и прижмите деталь к ободу. Затем крепко затяните гайку, которая её фиксирует. Те же действия осуществите со вторым рычагом.
- Центрируем расположение рычагов за счёт регулировки усилия пружин. Цель этой манипуляции — добиться одновременного прилегания колодок к ободу. Чтобы это сделать, вначале устанавливаем угольник тросика в держатель трубки на рычаге. Нужно зафиксировать подходящим болтом на рычаге. Зажмите ручку тормоза, дождитесь, пока колодка не прикоснётся к ободу. Отрегулировать рычаг с колодкой, усиливая пружину нужным болтом. Или ослабив пружину второго рычага.
- Определяем подходящее натяжение троса — регулируем стандартное расстояние между колодками и ободом колеса. Задача этой заключающей манипуляции — непосредственная отладка точности работы тормозного механизма. Осуществляется в предложенном порядке. Заворачиваем до предела регулировочный барабан. Поворачиваем болт крепления троса к рычагу тормоза, при этом его натягиваем и снова закручиваем фиксирующий винт. Таким образом, подбираем наиболее подходящее расстояние от колодок до обода. Заворачиваем или отворачиваем барабан для незначительного уменьшения либо увеличения точности торможения. То, насколько правильная форма обода, напрямую влияет на такую настройку тормозного механизма байка. Если присутствует даже едва выраженная восьмёрка — подбираем наилучшее положение, благодаря которому колодки не будут тереть об обод. Если вы ездите по просёлочной местности, ямам, при этом ездите быстро — необходимо достаточно часто проверять эту настройку.
Отладка тормозного механизма
С помощью пружин рычаги вернутся в исходное положение. Натяжение пружин настраивается специальными болтами, которые располагаются у основания рычагов. Закручиваем болты до середины и начинаем регулировать, нажимая и отпуская ручку тормоза. Как вариант — можно проводить настройку на расцепленной тормозной системе, для чего нужно сводить и разводить рычаги, меняя величину натяжения пружин.
Ободная тормозная система — отличный выбор, учитывая условия, в которых используется велосипед, частоту эксплуатации и бюджет. Основное правило — своевременно обслуживать и настраивать ободные тормоза велосипеда.
Как осуществляется установка дисковых тормозов на велосипед? Можно ли их устанавливать на велосипеды, которые не предназначены для этого? Ведь из всех существующих тормозных систем дисковые тормоза являются наиболее преимущественными.
Как настроить дисковые тормоза на велосипеде. Какие дисковые тормоза бывают, чем они отличаются друг от друга, в чём особенности настройки механических и гидравлических дисковых тормозов.
Каждый велосипедист, даже неопытный, должен знать о принципах, основах и методах выполнения регулировки седла на велосипеде. Если сидение будет настроено неправильно, то о длительных поездах можно забыть.
Источник
Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде
8 минут Автор: Михаил Скворцов 2507
Тормоза, особенно дисковые, требуется настраивать очень редко. Для ободных типов это обслуживание колодок раз в сезон, для других вариантов – до одного раза в несколько лет. Тем не менее, после длительного простоя или ремонта, а также при появлении симптомов некорректной работы тормозной системы регулировка просто необходима.
Симптомы проблем
Как определить, что требуется регулировка тормозов на велосипеде? Есть несколько признаков:
- Вы купили велосипед – новые механизмы требуют обкатки и постоянной, в несколько подходов после небольшого пробега, регулировки.
- Вы не использовали велосипед больше месяца – особенно, если это было холодное хранение, обслуживание колодок и тормозного механизма обязательно.
- Из механизма слышны «новые» звуки: гудение на скорости, периодические стуки, свист, скрипы – проблемы с механическими частями или колодкой.
- Тормоза стали плохо реагировать на усилие, то есть срабатывать только после некоторого хода, не сразу «отпускать» и т.д. – явный признак проблем с тросиками или гидравликой.
- Визуальные повреждения тросиков или элементов механизма тормозов – работать они могут и продолжать, но отрегулировать после, например, удара просто необходимо.
Регулировка ободных тормозов
Регулировка ободных тормозов (практически все современные – это тип V-Brake) очень проста и не требует никаких особых условий. Причём из-за «открытости» механизма обслуживание обычно заключается не в работе с конструкцией, а в замене колодок.
Типы креплений
Перед регулировкой в первую очередь следует удостовериться, что ободные тормоза, действительно, V-Brake. Собственно, ободных типов креплений существует три:
- V-Brake – раздельные рычаги в форме буквы V, соединённые тросом, который удерживается поводком (рубашкой);
- кантилеверные – с дополнительным центральным креплением, от которого трос уходит отдельно к каждой стороне. Фактически, это предшественники V-Brake, отличающиеся более сложным механизмом, но большим просветом, что выгодно для «грязного» катания;
- клещевые тормоза – U-образное крепление, в котором два рычага соединены и «закусывают» обод. Такие модели ослабить сложнее всего.
Разбирается каждый тип по-разному, но подавляющему большинству придётся столкнуться только с первым типом.
Снимаем тормоза
Идём по следующим шагам:
- Размыкаем тормоза, под усилием извлекая рубашку троса из держателя.
- Выкручиваем винт крепления к раме.
- Снимаем тормоза.
- Выкручиваем винт фиксации колодок, если требуется работа с колодками.
Очень важно на последнем шаге не потерять правильную последовательность шайб. Они идут парами – выпуклой и вогнутой. От их установки зависит дальнейшая регулировка.
Обновление и замена колодок
Самое частое обслуживание – это замена или обновление колодки велосипедных тормозов.
Обновления обычно достаточно после длительного хранения. Поверхность обода и колодки обезжиривается, и, в зависимости от оставшейся толщины резины, снимается её верхний слой, так как он «дубеет» и от мороза при хранении, а также от нагрева при активном торможении.
Реже делается замена колодки . После выкручивания винта поддевается и удаляется старая колодка, а на её место устанавливается новая. Здесь требуется аккуратность при выборе, поскольку единого стандарта нет, и паз для винта может не подойти, да и сама колодка на площадке может не лечь. К счастью, любые проблемы с размером разрешаются с помощью острого ножа. В случае картриджной колодки подрезание скорее всего не будет помогать, но такие случаи достаточно редки.
Регулировка
Регулировка V-Brake заключается в изменении геометрии крепления колодок и натяжении тросика.
Регулировка натяжения
Расстояние от колодки до обода регулируется через натяжение тросика. Для этого есть винт, который находится на тормозной ручке. При его вращении колодки, соответственно, приближаются (против часовой стрелки) и отдаляются (по часовой стрелке) друг от друга и от обода.
Если регулировки винта не хватает, требуется укоротить или удлинить тросик. Это делается на самих тормозах. Напротив рубашки, на противоположенном элементе, тросик зажат фиксатором, который откручивается шестигранником. Для этого надо открутить болт фиксатора, подтянуть или ослабить трос, закрутить фиксатор обратно. Лишнюю длину троса можно обрезать, хотя многие оставляют его в скрутке на случай обрывов, хотя практика показывает, что такие «запасы» никому не помогают.
Регулировка положения и наклона колодки
После ослабления или полного выкручивания винтов фиксации колодок они могут быть сдвинуты в любом направлении.
Эту регулировку следует делать, не снимая колес, чтобы чётко разместить колодку. Итак, как должна встать колодка:
- Колодка должна быть на уровне обода, ни на миллиметр не выходя за него.
- При проверке на просвет с любой стороны колодка должна быть и в положении торможения, и в разомкнутом положении параллельна ободу.
- При прокручивании колеса колодка должна прижиматься точно по вектору вращения – отклонение от него приведёт к повреждению тормозов.
После установки колодок в соответствии с этими условиями винты закручиваются, тормоза проверяются.
Регулировка дисковых тормозов
Дисковые тормоза – редкий объект для регулировки или обслуживания. Тем не менее, и ими иногда приходится заниматься. Рассмотрим, как настроить тормоза на велосипеде с ротором и калипером машинкой.
Основные узлы для проверки
Что следует проверять перед регулировкой дисковых тормозов?
- Положение ручки. Её настройка для гидравлических механизмов тоже доступна.
- Ротор, если он повреждён или имеет нарушения. Если имеются сколы, то никакая регулировка уже не поможет.
- Состояние передачи (тросика или канала) .
- Колодки в тормозной машинке (калипере).
Гидравлический привод – редкий гость в бюджетных моделях. Он всё ещё используется, в основном, профессионалами. Регулировка тормозов на велосипеде с гидравлическим приводом усилия не сильно отличается от механики, за неё можно браться. В отличие от механики, в гидравлике потребуется работа с тормозной жидкостью. Особенно в зимнее время, когда её стравливание необходимо для увеличения хода колодки.
В механике другие проблемы. Там может понадобиться регулировка угла прижимания колодки. Аналогично ободным вариантам, она должна быть строго параллельна ротору. Это увеличивает срок службы тормозной системы.
Дисковые тормоза предстоит регулировать на калипере. Шаги регулировки:
- Фиксируем колесо ровно в том положении, как будем ездить. Это важно для положения втулки и ротора.
- Ослабляем болты, фиксирующие калипер буквально на миллиметр, чтобы он мог двигаться, но не падал.
- Зажимаем ручку тормоза. Калипер становится на место.
- Проверяем зазоры после отпускания ручки тормоза.
- Подтягиваем болты или передвигаем тормозную машинку.
- Если свободно машинка уже не двигается, работаем с болтами поочерёдно, смещая её натяжением то одного, то другого болта.
Дополнительная информация
Кроме регулировки, дисковые тормоза иногда нуждаются в правке ротора. Если ротор повреждён сильно, его, конечно, следует менять. Но небольшие повреждения легко исправить, затянув на месте искривления разводной ключ.
Также дисковые тормоза (особенно ротор) очень чувствительны к наличию масла, поэтому, зачищая и регулируя систему, следует быть очень осторожным даже с руками. Жир с пальцев может попасть в систему, поэтому следует использовать обезжиривающую химию или, например, бензин. Для заднего тормоза стоит частично разобрать велосипед или прикрыть цепь и каретку, чтобы случайно не испачкать механизм смазкой.
Заключение
Регулировка тормозов требуется нечасто, но на ней можно существенно сэкономить, сделав всё своими руками. К тому же, это несложно даже для спортивных дисковых типов с гидравликой. Главное, следует быть аккуратным и соблюдать золотое правило – не стоит экономить на своём здоровье, которое очень легко потерять, используя неисправные или плохо отрегулированные тормоза.
Источник