- Байтранер на спиннинговой катушке. Для чего он нужен?
- Катушка с байтранером – достоинства и недостатки
- Байтраннер: общие сведения
- Принцип работы байтраннера на катушке
- Достоинства и недостатки использования байтраннера
- Для каких снастей используют катушку с байтраннером
- Для ловли, каких видов рыб пользуются байтранером
- Как настраивать катушку с байтраннером
Байтранер на спиннинговой катушке. Для чего он нужен?
Автор: umesto · Опубликовано 30.04.2017 · Обновлено 17.10.2017
Н у, кто ж не слышал рыбацкие байки о том, что ну очень большая рыба утащила удочку или оборвала снасть, когда рыбак буквально на ненадолго отлучился или отвлёкся. Может и не все, но такие случаи, конечно, были, не зря же многие фирмы стали выпускать спиннинговые катушки с байтранером (baitrunner), который позволяет практически всегда спасти снасть! Попробуем разобраться, что это за устройство, когда оно необходимо, а когда вполне можно обойтись и без него.
Б айтранер — это специальное устройство в спиннинговой катушке, позволяющее с помощью специального рычага, отключать основной фрикционный тормоз. Таким образом, байтранер — это второй регулируемый фрикционный тормоз на катушке, т.е. второй уровень сопротивления вращения шпули. И, что особенно важно, переключение между этими уровнями сопротивления, происходит практически мгновенно. Байтранер позволяет настраивать спиннинговую катушку так, чтобы леска свободно, но контролируемо, сходила со шпули в момент поклёвки крупной и сильной рыбы. Наиболее часто катушки с байтранером используют при карповой ловле.
1. ПРИНЦИП РАБОТЫ БАЙТРАНЕРА
В нешне спиннинговая катушка с байтранером практически ничем не отличается от обычной безинерционной катушки, за исключением небольшого рычажка, расположенного в задней части катушки. Этот рычажок и позволяет включить, или отключить байтранер.
Б айтранер, работает по принципу дополнительного, индивидуально — настраиваемого фрикционного тормоза. Если рычаг байтранера отведён, то катушка находится в рабочем положении — шпуля катушки свободна. Если в это время клюнет рыба, то леска свободно сойдёт со шпули катушки. А у рыбака есть время, чтобы взять удочку, и, отключив байтранер, приступить к вываживанию рыбы. После отключения байтранера катушка начинает работать в обычном режиме. И здесь уже поимка рыбы будет зависеть от мастерства рыбака, хороших снастей, правильно настроенного основного фрикционного тормоза спиннинговой катушки и конечно, рыбацкой удачи!
2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАКИ КАТУШКИ С БАЙТРАНЕРОМ
К ак, практически, и у каждого технически — сложного устройства, у спиннинговой катушки с байтранером есть и преимущества, и недостатки. И только Вам решать насколько преимущества байтранера для Вас важны и необходимы для предпочитаемой Вами рыбной ловли.
Преимущества:
- Основное и главное преимущество катушки с байтранером в том, что он страхует снасть при резкой поклёвке сильной рыбы, исключает разрыв лески, или падения в воду снастей с подставки или из рук. При включенном байтранере леска свободно стравливается со шпули при поклёвке. Это особенно удобно при ловле ночью, когда легко прозевать резкую поклёвку или, если Вы часто отлучаетесь, например, ловите и другими снастями.
- Уменьшаются резкие нагрузки на леску и удилище, соответственно, увеличивается их срок эксплуатации.
- Плавная и без вибраций работа спиннинговой катушки, оснащённой байтранером, обеспечивает дополнительный комфорт при рыбной ловле, и позволяет не переживать за сохранность всей снасти, а это немаловажно.
Недостатки:
- Катушка с байтранером более тяжёлая, по сравнению с аналогичной по характеристикам, обычной спиннинговой катушкой. При донной рыбной ловле это не мешает, а вот на обычном спиннинге лишний вес катушки может сказаться и отрицательно, снасть будет или тяжела, или не оптимально сбалансирована.
- Усложнение конструкции, которая позволяет катушке с байтранером работать плавно и без вибраций, уменьшает её долговечность.
- Более высокая стоимость катушки с байтранером по сравнению с обычной безинерционной катушкой.
- Использование катушки с байтранером требует определённого от рыбака определённого опыта. Хотя любая новая снасть всегда требует приобретения определённых навыков.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
К атушки с байтранером чаще всего используют с удилищами параболического строя для дальнего заброса или на водоёмах с быстрым течением. Как правило, это донная рыбная ловля с карповыми и фидерными удилищами. Особенно востребованы для ловли трофейной и сильной рыбы, таких как карп, сом, сазан, толстолобик, форель. Незаменим байтранер и для ночной ловли, когда легко пропустить стремительную поклёвку. Такие катушки позволяют вытащить крупную рыбу даже на лёгкие снасти, которые для этого не предназначены.
П редварительно настройка катушки с байтранером производится на берегу, например, закрепив леску за какую-либо опору, типа дерева. Натягивают леску и регулируют фрикционный тормоз на небольшое усилие. Затем снасть с наживкой забрасывается, ставится на подставку и включается рычажок байтранера, т.е. катушка устанавливается в рабочий режим ожидания. При поклёвке, когда леска стравливается, удилище снимается с подставки, подсечка с поворотом ручки катушки, байтранер при этом отключается, катушка начинает работать в обычном режиме, начинается процесс вываживания рыбы.
Источник
Катушка с байтранером – достоинства и недостатки
Байтраннер: общие сведения
Во время рыбной ловли рыбаки, как правило, не сидят все несколько часов просто вцепившись в снасти и удочку, а некоторые используют сразу несколько орудий ловли одновременно, и не держаться за них обеими руками и ногами на протяжении всей рыбалки. Ведь это отдых, и до момента самой поклевки, когда пора вытаскивать добычу можно положить удочку на подставку и отдыхать, любуясь природой.
Но тут возникает проблема, с которой бывалые рыбаки, конечно, сталкивались. Дело в том, что большая добыча чаще всего ловится в самый неподходящий момент, когда не ждешь, удочка лежит на подставке большая и сильная рыба мечется на крючке и, в конце концов либо утаскивает всю снасть, либо рвет леску. Обидно, но не стоит отчаиваться, ведь именно для таких ситуаций придумана специальная катушка с байтраннером. Она исполняет роль тормозной системы, отключающей фрикцион катушки с леской, и позволяет рыбе во время поклевки разматывать леску со шпули.
Эта система действует наподобие машинного тормоза, можно конечно, на полном ходу дернуть за ручник и «мгновенно» остановится, но не лучше ли воспользоваться тормозами, которые все равно рано или поздно остановят машину, но без всяких негативных последствий.
Байтранер, как и хорошие тормоза, в автомобиле, приводит к повышению массы и цены катушки, но почти всегда спасает снасть, что для любого рыбака гораздо важнее.
Принцип работы байтраннера на катушке
Катушки с байтраннером внешне повторяют конструкцию стандартных безынерционных устройств для наматывания лески. Они имеют и шпулю, и передний тормоз со стопором обратного хода ротора. Но в них установлен байтраннер, работающий по принципу дополнительного независимого, индивидуально настраиваемого тормоза.
Если продолжать сравнение с автомобилем, которое должно быть понятно большинству рыбаков, то байтраннер это непросто стандартная тормозная система, а вторые, гоночные тормоза, специально предназначенные для экстремальных условий высоких скоростей и резких нагрузок именно на треке, а не в городе при поездке в булочную.
Внешне такая катушка отличается от обычной тем, что рядом с ручкой ее вращения размещена специальная скоба. При отведенной ручке механизм находится в рабочем положении, с освобожденной шпулей. Таким образом, если в этот момент сильная рыба дернет за леску, не застопоренная шпуля раскрутится, просто приспустив рыбу как собаку на более длинный поводок.
Но сама рыба и удочка никуда не денутся, ведь пока рыба свободно раскручивает леску со шпули, у удачливого рыболова есть время, чтобы снять удочку с подставки отключить байтраннер и приступить к самому интересному – вытаскиванию добычи.
В положении выключено байтраннер не будет задействован, шпуля будет функционировать в обычном режиме, леска натянется, и судьба снастей будет зависеть от размера, силы попавшейся рыбы и реакции рыбака.
Достоинства и недостатки использования байтраннера
Нужна ли катушка с байтраннером? Конечно, нужна, ведь она решает сразу несколько задач:
- Во-первых, сильно разгружает рыбака в процессе ловли, позволяет действительно расслабиться, выполняя за него самую монотонную работу ожидания поклевки, так как страхует от падения в воду снастей при неожиданном клеве;
- Во-вторых, при ее активации, ни леска, ни она сама не будут испытывать экстремальных резких нагрузок, которые при использовании стандартных устройств с большей долей вероятности привели бы к их поломке и как следствие концу рыбалки;
- В-третьих, байтраннер позволяет ей работать в двух самых ответственных режимах: выжидания, когда рыба уже клюет, а рыбак еще не готов ее вытаскивать на берег и когда рыба достаточно велика, и ее нельзя простым усилием вытащить, а нужно аккуратно и постепенно вываживать.
Плюсы:
- Обеспечивает максимально плавную и сбалансированную работу снастей в отличие от устройств, не оснащенных этим гаджетом.
- Для устройств с байтраннером несвойственна вибрация, которая сильно мешает любому рыбаку в процессе вылова.
- Операция по вылову становится проще, и шансы на то, что особо крупная добыча сорвется, уменьшаются в разы.
- При использовании вместе с ней маркированного поплавка появляется возможность делать замеры глубины в водоеме.
- Если она активирована, ту существует хорошая гарантия, что дорогие снасти не будут вырваны добычей при мощной поклевке, с подставки или неловких рук начинающего рыбака.
Как и у любого более-менее сложного и технологичного решения, обеспечивающего дополнительный комфорт, у катушек с байтранером, кроме преимуществ, есть и свои специфические недостатки.
Минусы:
- Во-первых, это вес, который значительно больше аналога без такого гаджета, но этот недостаток почти полностью нивелируется возможностью освободить руки от удочки во время ожидания поклевки и поставить ее на подставку, ведь благодаря этому устройству она все равно никуда не денется.
- Во-вторых, за автоматизацию и плавную скорость вращения, такие катушки платят недолговечностью, но лучше раз в сезон менять относительно дорогую катушку, чем сразу в начале сезона потерять всю снасть или каждую поездку половину времени на рыбалке проводить за заправкой постоянно рвущейся лески.
- В-третьих, относительно высокая стоимость устройства, не способствует его покупке в комплект к дешевым снастям, оно и понятно не имеет смысла на худую дверь вешать амбарный замок, но комфорт ловли именно с таким гаджетом это не отменяет.
- В-четвертых, работа такой катушки отличается от обычных аналогов, поэтому требует определенного навыка и привычки работы с собой.
Для каких снастей используют катушку с байтраннером
Такие устройства, как правило, используются в комплекте с удилищами среднего строя и для дальнего заброса. Например, для рыбалки на озерах большой площади и глубины, а также на бурных стремительных реках с мощным течением.
Эти гаджеты благодаря их универсальности пользуются огромной популярностью у большинства заядлых рыболовов, которые устанавливают их на спиннинги, донки и фидеры. Ведь универсальных удочек нет, а каждый вид рыбалки подразумевает отдельный вид снасти специально адаптированный под него.
Для ловли, каких видов рыб пользуются байтранером
Технические характеристики таких устройств и их функционал открывают широкие возможности для рыболова по ловле особо крупных видов рыб, таких как сомы, карпы и форели.
Для вылова стремительной форели даже производится особый компактный и облегченный тип байтраннера, быстро отдающий леску в процессе поклевки.
Наиболее часто девайсы такого типа применяются при вылове карпа. Для его ловли также разработан специальный тип катушек, которые для этого просто незаменимы, ведь позволяют без особого сопротивления спускать леску, пока рыбак, наконец, не заметит поклевки.
Иначе во время ловли только с передним тормозом, который настроен на работу с рыбой крупных размеров, попавшийся на удочку карп способен без труда утащить в воду и удилище и катушку, так как ее система тормоза настроена на более крупную рыбу, а значит, имеет большое сопротивление выпуску лески.
Совсем другая ситуация с включенной системой байтраннера. Попавшийся карп легко будет снимать леску со шпули, пока рыбак не заметит поклевки. Тогда можно надежно взять удочку в руки, плавно выключить отдачу лески и приступить к постепенному выуживанию добычи, что позволит непросто сохранить леску, удочку и нервы, но и выудить рыбу максимальных размеров, на которую никак не была рассчитана, ни удочка, ни леска без помощи этого хитроумного устройства.
Как настраивать катушку с байтраннером
Предварительная настройка производится еще на берегу и начинается с отладки работы фрикциона. Для этого леску закрепляют на какой-нибудь опоре типа дерева. Затем производят натяжение лески на фрикцион до ощущения достаточно сильного натяжения.
Но главная особенность таких устройств заключается в том, что даже непосредственно в процессе самой рыбной ловли байтранерный девайс легко перестраивается на разные режимы работы в зависимости от конкретного этапа рыбной ловли:
- На начальном этапе в воду забрасывается леска с наживкой, снасти устанавливаются на подставку. Включается байтраннер, настраивает катушку на режим ожидания, активируется система плавного тормоза.
- Когда началась поклевка и нужно начинать подсекать, тормозную систему необходимо отключить и приступить к вываживанию добычи.
- В процессе вылова система просигнализирует о включении фрикциона посредством сильного щелчка.
- Теперь можно спустить маленький рычаг на гаджете, выполняющий роль ступора для ручки. Она начнет крутиться, но затем возвратиться в начальное положение и позволит надежно контролировать леску.
- Когда леска целиком затянется, потребуется перевести устройство, в режим закрыто вращением ручки, после чего заработает стандартный режим управления леской.
- Опция заднего хода должна быть уже выключена.
- Настройку фрикционного тормоза производят с таким расчетом, чтобы под нагрузкой в месте наибольшего изгиба снастей происходил медленный спуск лески. Это не позволит ни оборваться леске, ни сломаться всей удочке.
- В условиях, когда фрикционный тормоз не очень нужен, его механизм лучше ослаблять, чтобы продлить его работоспособность.
Источник