- Аппликатура кларнета
- Уголок музыканта-исследователя
- Обертоновая техника на кларнете
- Обертоновая техника. Каким образом можно легко играть в высоких регистрах на кларнете.
- Каким образом получаются эти ноты?
- Какие аппликатуры лучше использовать для 3-ей октавы?
- Высокие звуки можно играть с помощью «простого» передувания, без использования клапана дуодецимы.
- Практическая часть
- Кларнет Урок 3
- Положение кисти на кларнете
- Внимание на средний палец
- Куда направить усилие играя на кларнете
- Приспособление для пальцев на кларнете
- Слабые мышцы амбушюра кларнетиста.
- Разыгрываемся перед занятиями. Обязательно!
Аппликатура кларнета
Изучение аппликатуры разделено на три звена, что соответствует постепенному овладению материалом. Первое звено включает диапазон от ми малой до си-бемоль первой октавы, здесь фактически закладываются основы игры на кларнете. Этот материал рассчитан на полтора-два месяца. Изучение аппликатуры начинается с ноты фа первой октавы. Обосновано это тем, что с самого начала будущий исполнитель учится правильно держать кларнет двумя руками. К тому же сама фа мажорная тональность наиболее удобна для обучения последовательному движению пальцев.
Диапазон второго звена начинается от ноты си первой октавы. Его аппликатура при открытом клапане дуодецимы фактически повторяет первую. При изучении материала главное внимание уделяется интонационной чистоте, развитию мускулатуры губ, усвоению правильной артикуляции. Некоторые упражнения этого звена специально написаны на дуодецимную аппликатуру. Материал рассчитан на две-три недели.
Прохождение тренировочного материала первого и второго звена подготовит ученика к более свободной работе с отверстиями и клапанами кларнета, восприятию интонационной чистоты, овладению интервалами ля, си, си бемоль первой и до второй октавы, почти исключая мышечное напряжение.
Третье звено начинается с ноты ля первой октавы. При прохождении упражнений этого раздела необходимо обратить внимание на работу мизинцев и безымянных пальцев.
Источник
Уголок музыканта-исследователя
Обертоновая техника на кларнете
В данном разделе размещена статья доцента МГК им. П.И. Чайковского Кирилла Рыбакова «Обертоновая техника», опубликованная в немецком журнале «Rohrblatt» (Рорблатт), номер за март-май 2013г
Авторский перевод с немецкого. Публикуется с разрешения автора.
Обертоновая техника. Каким образом можно легко играть в высоких регистрах на кларнете.
Многие кларнетисты сталкиваются с проблемой высоких нот. Третья и четвёртые октавы на кларнете часто звучат резко, ноты берутся не стабильно и плохо управляются. Каким образом можно сделать так, чтобы в верхнем регистре также хорошо звучало, как и в нижнем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно разобраться в акустике кларнета и понять, каким образом он функционирует.
Кларнет появился благодаря изобретению клапана передувания, этим он отличается от своего предшественника — шалюмо. До сегодняшнего дня, нижний регистр до передувания, так и называется «шалюмо». Этот регистр включает в себя ноты от ми малой октавы 0 до си-бемоля первой октавы 1 (до 2 с трельными клапанами). Этот регистр мы будем обозначать как «Основной регистр» 1 (генерирующий регистр). Клапан передувания – клапан дуодецимы, разбивает звук на его составляющие части – «частичные звуки» и таким образом позволяет нам произвести первую смену регистров. Те частичные звуки, которые находятся выше основного тона 1, называются ОБЕРТОНЫ (от немецкого: ОБЕР — верхний, ТОН — звук), далее будем их обозначать как ОТ. Звуки основного кларнетового регистра имеют в своём составе более 30 обертонов.
Кларнет функционирует по акустическим законам, применяемым к закрытым трубкам, (подобным образом ещё функционируют трубы оргàна). Вследствие чего, в звуковом спектре преобладают нечётные обертоны (3,5,7,9,11 итд.). Поэтому первое передувание на кларнете происходит не на октаву (2-ой обертон), как на большинстве духовых инструментов, а на дуодециму (3-ий обертон). Этот регистр называется «Кларино» и содержит в себе звуки от Си 1 до До# 3 (на открытой аппликатуре), или до Фа# 3 (с трельными клапанами). Но ведь диапазон кларнета доходит до До 4 , а в современной музыке и до До 5 !
Каким образом получаются эти ноты?
Самое большое заблуждение считать, что эти ноты получаются в результате использования специальных аппликатур. В таком случае эти звуки функционировали по принципу фортепиано: одна клавиша – один звук, применительно к кларнету это бы выглядело так: одна аппликатура – одна нота. Но в случае верхнего регистра на кларнете, даже таблицы аппликатур не могут нам помочь в полной мере. Кроме этого существует до 25 различных вариантов аппликатур для каждой ноты!
Со второго передувания от Ми 0 на Соль 2 происходит переход на новый регистр, который поднимается до До диез 4 . Из этого регистра чаще всего используются звуки от До# 3 до Соль# 3 . Эти звуки являются 5 обертоном (5.ОТ) к основным звукам от Ля малой до Фа# 1 соответственно.
Важно понимать, что все звуки, которые находятся выше, чем 1-ый и основной регистр «шалюмо», являются всего лишь его производными частями. Это означает, что на кларнете настоящие ноты с полным звуковым спектром находятся только в одном регистре «шалюмо». Чем выше регистр, тем меньше обертонов в нём будет находиться, потому что сами обертоны будут выходить на первый план и выступать в роли звучащих нот. В этом смысле мы и сегодня играем на инструменте, который в момент своего появления назывался «усовершенствованное шалюмо».
Следующий регистр, начинается с До 3 — это 3-е передувание от Ми малой октавы и включает звуки до Фа# 4 . Эти звуки появляются на 7-ом обертоне основного регистра. Чаще всего из них используются звуки от Фа 3 до До 4 (производные от Соль 0 – Ми 1 основного регистра).
Приложенный график поможет нам увидеть это наглядно:
Графическое изображение основного регистра и производных от него звуков.
Из-за сложносоставной формы мензуры кларнета (цилиндрическая — коническая – цилиндрическая — коническая) высота обертонов сильно отличается от натуральной шкалы. В конических отрезках кларнетовой мензуры обертоны будут понижаться. Поэтому в различных моделях кларнетов высота обертонов будет варьироваться, в результате чего тембр будет меняться благодаря разнице в спектре звука. Хорошим примером этого эффекта является бас-кларнет, мензура которого практически во всём инструменте цилиндрически прямая, без сильных конических изменений. Обертоны от основных звуков в верхнем колене инструмента будут отличаться от обертонов тех же нот на Си-бемольном кларнете, и эта разница достигает целого тона. Именно поэтому на бас-кларнете используются другие аппликатуры для 3-ей октавы.
В классической музыке необходим диапазон до До 4 , это значит, что нам надо владеть всего тремя передуваниями (в некоторых случаях четырьмя).
Например звук До 4 можно брать с помощью разных обертонов: как второе передувание от Сиb 1 (5.ОТ); как третье передувание от Миb 1 (7.ОТ); либо как четвёртое передувание от Си 0 (9.ОТ). Этот звук ещё находится среди первых семи передуваний, то-есть среди первых 15 обертонов. Этим и объясняется такое большое количество аппликатур для каждой ноты из верхнего регистра.
Какие аппликатуры лучше использовать для 3-ей октавы?
Ответ на этот вопрос будет звучать очень просто: если звук на данной аппликатуре красиво звучит, чисто интонирует и эта аппликатура удобна в этом конкретном пассаже, то её надо использовать.
Существует два основных вида аппликатур: закрытые и открытые.
Закрытые аппликатуры базируются на длинных основных тонах – это звуки в нижнем колене инструмента от Ми 0 до Си 0 (малой октавы) и будут звучать на обертонах с высоким порядковым номером (7,9,11). Поэтому они часто звучат узко, плоско и резко. Открытые аппликатуры в своём основании имеют короткие основные звуки — это ноты в верхнем колене До 1 – До 2 и звучат на обертонах с меньшим порядковым номером (3,5,7). Звуки на этих аппликатурах будут звучать свободнее и полнее.
Следует избегать смешенного использования закрытых и открытых аппликатур в одном пассаже. Подобное смешивание будет приводить к неоднородности звучания. Звуки будут «выкрикивать» и плохо соединятся в виду постоянной смены обертоновой ступени. Все аппликатуры, которые изучаются для третьей октавы, являются ничем иным, как вариантами обычных аппликатур для основных нот из первого регистра. Из-за того, что чистые передувания с этих нот часто звучат микрохроматически, для улучшения интонации просто добавляются различные дополнительные клапана, либо прикрываются дополнительные отверстия в инструменте.
Высокие звуки можно играть с помощью «простого» передувания, без использования клапана дуодецимы.
Опыт простого передувания, как и перехода в высокие регистры получает каждый кларнетист независимо от его желания, начиная с самых первых своих уроков на кларнете. Этот замечательный опыт называется «киксы»! Киксы — это ни что иное, как неконтролируемое передувание в верхние регистры. Основными причинами, провоцирующими киксы у начинающих, являются: неконтролируемые изменения в аппарате и горле, либо аппликатуры которые появляются благодаря не слаженно работающим пальцам, закрывающим не до конца отверстия и задевающим «лишние» клапаны. Но ведь именно сознательное овладение этими средствами, такими как хорошо контролируемый аппарат (это значит: работа гортани, регулирование площади соприкосновения нижней губы с тростью, открытие рта, направление потока воздуха и регулирование его давления) в сочетании с различными аппликатурными комбинациями, как раз и позволяет в дальнейшем переходить в высокие регистры.
К сожалению, у начинающих этот опыт часто связан с очень неприятными ощущениями, что приводит к зажиму (как физиологическому, так и психологическому) и страху перед высокими нотами. Эти страхи могут в дальнейшем очень негативно сказываться последующей профессиональной жизни музыканта. Гораздо правильней, если педагог не будет ругать и запугивать ученика за «киксы», а наоборот, попросит его попытаться проанализировать и понять, каким образом у него получились эти замечательные высокие звуки и попробовать их сознательно повторить. Дети способны даже играть мультифоники (многоголосные аккорды) и это может быть для них очень забавно. Так давайте дадим им возможность забавляться киксами.
Практическая часть
Здесь представлены некоторые упражнения, которые помогут в развитии высоких регистров.
Упражнение 1 – стабилизация «регистра первого передувания» 3.ОТ.
Держать ноту с открытым и закрытым клапаном дуодецимы.
Примечание: интонация ноты должна быть неизменной как при открытом, так и при закрытом клапане дуодецимы. Найти во рту одну позицию, при которой нота будет звучать одинаково.
Упражнение 2 – держать верхний звук при смене аппликатур основных нот (квадратные ноты). Смена аппликатур с 3.ОТ на 5.ОТ.
Примечание: найти во рту одну позицию , при которой будет звучать один и тот же звук, несмотря на смену основных нот. Не «поджёвывать», не «сглатывать», играть только со свободной нижней челюстью с открытой гортанью и ртом.
Упражнение 3 – переход между регистрами второго и третьего передувания (5.ОТ-7.ОТ).
Примечание: стараться играть смены регистров только при помощи открывания гортани и рта. Ощущения должны быть похожи на зевание. Не прижимать , не поджёвывать и без ощущений сглатывания или покашливания. Свободно, на одном непрерывном потоке воздуха – «легатиссимо».
Музыкальный пример: «История любви» Франсис Лей
Примечание: играть мелодию с помощью «чистого» передувания используя только аппликатуры основного регистра (обозначены квадратными нотами) и без клапана дуодецимы. Обращать внимание на непрерывный поток воздуха, чтобы звуки плавно соединялись без характерных переключений – «легатиссимо».
Упражнение 4 – держать верхний звук при смене аппликатур основных нот (квадратные ноты). Смена аппликатур с 5.ОТ на 7.ОТ.
Примечание: вследствие сложносоставной формы кларнетовой мензуры происходят микрохроматические отклонения в отрезках между До# 1 – Ре 1 и Ми 1 – Фа# 1 .
Музыкальный пример: «Хороший, плохой, злой» Энио Морриконэ
Примечания: те же самые, что и в «Истории любви».
Основываясь на вышеизложенном принципе, можно составить свои собственные упражнения, или музыкальные примеры, для отработки лучших соединений при смене регистров. Поднимаясь вверх по обертоновой шкале, можно играть с помощью следующих передуваний До пятой октавы, то-есть ещё на одну октаву выше, чем в классической музыке.
На сегодняшний день, акустика кларнета ещё очень мало исследована. Не существует акустической модели кларнета, которая бы достоверно работала во всём спектральном диапазоне. В ней остаётся ещё много неразрешённых вопросов. Только дальнейшие открытия в этой области позволят создавать инструменты на качественно ином уровне и дальше развивать исполнительскую школу. Даже те немногие открытия, с которыми мы сейчас познакомились, смогут помочь многим кларнетистам улучшить их технологию и легче играть в высоких регистрах. Конечно, лучше подобную технику проходить вместе с хорошим педагогом, который сможет сам показать, как это функционирует и поможет найти тонкие ощущения, чтобы подниматься наверх было лёгко и просто.
Кирилл Рыбаков, доцент МГК им. П.И.Чайковского
Источник
Кларнет Урок 3
Кларнет. Урок 3. Правильная постановка пальцев при игре на кларнете. Маленькие хитрости для кларнетистов. Урок ведет Александр Венгеров.
Поговорим о положении пальцев на кларнете. Саксофонисты меньше страдают от неправильной постановки пальцев на инструменте. Поэтому уделим внимание кларнетистам.
Для начала возьмем апельсин. Этот фрукт по размеру примерно соответствует размеру ладони человека и ладонь на апельсине располагается в своем максимально свободном состоянии.
Положение кисти на кларнете
Это как раз то положение пальцев, которое необходимо кларнетисту при игре. И при игре на многих музыкальных инструментах, таких как гобой, саксофон и ,даже, фортепиано сохраняется это положение кисти руки. То есть, кисть удерживается в свободном (натуральном) состоянии:
Если полностью расслабить кисть, она пример такое положение:
Она не выпрямится так:
Если попросить ученика положить руку на плоскую поверхность, то часто ее кладут плоско:
И, даже, если попросить расслабить руку, не все понимают что от них хотят. Подними руку свободно и в таком свободном положении опусти руку на поверхность. В этом случае рука не ляжет плоско. Рука примет естественное ей округлое положение.
Точно так в свободном состоянии ладонь должна лежать и на кларнете. Не так:
А так как кисть лежит на апельсине — выше есть картинка с правильным положением ладони на кларнете.
Внимание на средний палец
Еще важный момент в постановке пальцев на кларнете это положение среднего пальца. Очень часто средний палец «проваливается» — вместо округлого состояния становится прямым в средней фаланге.
Дело в том что нетренированные пальцы, и особенно у детей, имеют слишком мягкие фаланги. И из-за того, что начинающие кларнетисты не знают куда правильно направить силу нажима пальца, они направляют ее в среднюю фалангу. Фаланга от усилия прогибается (выпрямляется) и палец, хоть, и нажимает на клапан, но в таком положении пальца трудно бегло сыграть мелодию.
Куда направить усилие играя на кларнете
Необходимо направлять усилие давления на кончики пальцев. Давить подушечками скругленного пальца, а не всем выпрямленным пальцем. Подобное состояние получается если попытаться стягивать пальцами что-либо с поверхности.
Вся сила находится на кончиках (подушечках) пальцев. Иначе, ведь, не получится стягивать. При игре на кларнете необходимо достигать этого ощущения — сила нажима приходится на кончики пальцев.
Выработать привычку правильно нажимать подушечками пальцев помогает упражнение «длинные ноты». Музыканты не любят играть длинные ноты, это скучное упражнение. Тем не менее это единственный способ привести в порядок постановку пальцев на кларнете.
Стоя перед зеркалом, играйте длинные ноты и контролируйте положение пальцев. Пальцы держите округлыми как на апельсине. Усилие направляйте на подушечки без спрямления в середине пальца. В результате регулярных занятий пальцы станут в правильное положение и запомнят его.
Ещё до разучивания всех гамм, этюдов и прочих мелодий усвойте постановку пальцев на кларнете. Пальцы веером или как их называют летающие пальцы не позволят вам освоить кларнет. Никакое «техническое место» в нотах вы такими «неправильными» пальцами не сыграете. Даже игра легато будет вызывать сложности.
Приспособление для пальцев на кларнете
Для обучения как правильно держать пальцы на кларнете имеется специальное приспособление Classical fingers. Это приспособление изготавливается в Австралии и выглядит так:
Classical fingers крепится к кларнету на двух магнитах и не дает при игре пальцам подниматься высоко.
Как видите приспособление вырабатывает привычку минимального поднятия пальцев над отверстиями и клапанами. Этим значительно улучшаются технические возможности музыканта. Не пожалейте денег. Приобретите и используйте при обучении игре на кларнете.
Слабые мышцы амбушюра кларнетиста.
При слабых мышцах амбушюра невозможно долго играть на кларнете. Существует пропорция на час занятий с педагогом (в музыкальной школе) необходимо пять часов самостоятельных занятий дома. Если вы не в состоянии играть на кларнете в течение часа, значит вы не достаточно натренировали мышцы амбушюра.
Занимайтесь больше! Занимайтесь регулярно. Амбушюр это всего лишь мышцы и как мышцы спортсмена они требуют тренировки. Ежедневно играйте минимум час на инструменте. Только в этом случае вы сможете выдержать час интенсивной игры на уроке или в концерте.
Если губы распускаются и вы не в состоянии собрать их вместе, сыграть будет невозможно — воздух будет уходить мимо мундштука и заставить работать уставшие мышцы нельзя.
Единственных способ привести амбушюр в рабочее состояние — ежедневные занятия. Каждый, каждый день занимайтесь!
Нет никакого секрета — чем больше занимаетесь, тем лучше играете. Конечно, занимаясь больше 4 — 5 часов в день, можно и переиграть губы, но эта проблема скорее всего у вас отсутствует.
Разыгрываемся перед занятиями. Обязательно!
Перед занятиями следует разыгрываться. До 25 минут уходит для того, чтобы музыкант начал чувствовать пальцы, дыхание, губы. Как видите время довольно приличное.
Невозможно за 5 минут разыграться и пойти играть. Конечно, если играешь марши на улице, то и 5 минут для разыгрывания сойдет. А то и можно вовсе не разыгрываться, если ты не трубач.
Но если ты серьезный музыкант, то обязательно будешь разыгрываться. Так же как в спорте — прежде чем приступить к упражнениям, нужно обязательно размять/разогреть мышцы. И в балете точно так же.
Для разминки (разыгрывания) опять же рекомендуется играть длинные ноты. Начинатиь с самой нижней от ми малой октавы и подниматься к ми третьей октавы. Играйте при разыгрывании диатонические ноты, без бемолей и диезов. Так вы и пальцы поставите правильно и мышцы амбушюра натренируете.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру кларнета. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
Источник