- Компрессия звука: принцип и настройка
- Что такое компрессия звука
- Задачи, которые решает компрессия
- Основные параметры компрессора
- Threshold или порог срабатывания, dB
- Ratio или коэффициент сжатия
- Attack, ms
- Release или восстановление, ms
- Советы по использованию компрессоров
- Настройка компрессора
- Вокал
- Перкуссия
- Fretted
- Клавишные
- Stereo
- Effects
- Обработка вокала. Часть 2. Компрессия
- Обработка вокала с помощью инструмента Dynamics Processing
Компрессия звука: принцип и настройка
Зачем используется компрессия и как правильно настраивать компрессор
Компрессия это одна из наиболее опутанных мифами тем саундпродакшна. Говорят, Бетховен даже пугал ей соседских детей:(
Ладно, на самом деле, применять компрессию не сложнее чем пользоваться дисторшном, главное — понимать принцип её работы и иметь хороший контроль. В чём мы сейчас вместе и убедимся.
Что такое компрессия звука
Первое, что стоит уяснить перед препарированием — компрессия это работа с динамическим диапазоном звука. А динамический диапазон, в свою очередь, — ни что иное как разница между самым громким и самым тихим уровнем сигнала:
Так вот, компрессия это сжатие динамического диапазона. Да, просто сжатие динамического диапазона, ну или другими словами понижение уровня громких частей сигнала и увеличение громкости тихих. Не более того.
Ты можешь вполне резонно удивиться с чем тогда связан такой хайп? Почему все говорят о рецептах правильной настройки компрессоров, но никто ими не делится? Почему, не смотря на огромное количество классных плагинов, во многих студиях до сих пор используются дорогущие раритетные модели компрессоров? Почему одни продюсеры применяют компрессоры на экстремальных настройках, а другие не используют совсем? И кто из них в конце концов прав?
Задачи, которые решает компрессия
Ответы на подобные вопросы лежат в плоскости понимания роли компрессии в работе со звуком. А она позволяет:
- Подчёркивать атаку звука, делать его более выраженным;
- «Усаживать» в микс отдельные партии инструментов, добавляя им мощности и «веса»;
- Делать группы инструментов или весь микс более цельным, таким единым монолитом;
- Решать конфликты между инструментамис помощью sidechain;
- Исправлять огрехи вокалиста или музыкантов, выравнивая их динамику;
- При определённой настройке выступать в качестве художественного эффекта.
Как видишь, это не менее значимый творческий процесс чем, скажем, придумывание мелодий или наруливание интересных тембров. При этом любая из вышеперечисленных задач может быть решена с помощью 4-х основных параметров.
Основные параметры компрессора
Не смотря на огромное количество программных и аппаратных моделей компрессоров, вся «магия» компрессии происходит при правильной настройке основных параметров: Threshold, Ratio, Attack и Release. Рассмотрим их подробнее:
Threshold или порог срабатывания, dB
Этот параметр позволяет установить значение, с которого компрессор будет работать (то есть сжимать аудиосигнал). Так, если мы установим в threshold -12dB, компрессор будет срабатывать только в тех местах динамического диапазона, которые превышают это значение. Если весь наш звук тише -12db, компрессор просто пропустит его через себя, никак на него не влияя.
Ratio или коэффициент сжатия
Параметр ratio определяет насколько сильно будет сжиматься сигнал, превышающий threshold. Немного математики для полноты картины: допустим, мы настроили компрессор с threshold -12dB, ratio 2:1 и подали на него барабанный луп, в котором громкость бочки равна -4dB. Каким в этом случае будет результат работы компрессора?
В нашем случае уровень бочки превышает threshold на 8dB. Эта разница в соответствии с ratio будет сжата до 4dB (8dB / 2). В сумме с необработанной частью сигнала это приведёт к тому, что после обработки компрессором громкость бочки составит -8db (threshold -12dB + сжатый сигнал 4dB).
Attack, ms
Это время, спустя которое компрессор будет реагировать на превышение порога срабатывания. То есть, если время атаки выше 0ms — компрессор начинает сжатие превышающего threshold сигнала не мгновенно, а спустя указанное время.
Release или восстановление, ms
Противоположность атаке — значение данного параметра позволяет указать спустя какое время с момента возврата уровня сигнала ниже threshold компрессор прекратит сжатие.
Прежде чем мы двинемся дальше, настоятельно рекомендую взять хорошо знакомый семпл, повесить на его канал любой компрессор и 5-10 минут поэкспериментировать с вышеперечисленными параметрами для надёжного закрепления материала
Все остальные параметры опциональны. Они могут отличаться в разных моделях компрессоров, отчасти поэтому продюсеры и применяют различные модели для каких-либо определённых целей (например, один компрессор для вокала, другой на группу ударных, третий — на мастер-канале). Я не стану подробно останавливаться на этих параметрах, а лишь дам общую информацию для понимания что это вообще такое:
- Колено или излом (Hard/Soft Knee). Этот параметр определяет как быстро будет применяться коэффициент сжатия (ratio): жестко по кривой или плавно. Отмечу, что в режиме Soft Knee компрессор срабатывает не прямолинейно, а начинает плавно (насколько это может быть уместно когда мы говорим о миллисекундах) поджимать звук уже перед значением threshold. Для обработки групп каналов и общего микса чаще используется именно soft knee (так как работает незаметно), а для подчёркивания атаки и других особенностей отдельных инструментов — hard knee;
- Режим реагирования: Peak/RMS. Режим Peak оправдан когда нужно жёстко лимитировать всплески амплитуды, а также на сигналах со сложной формой, динамику и читаемость которых нужно полностью передать. Режим RMS очень бережно влияет на звук, позволяя уплотнить его, сохранив атаку;
- Предусмотрительность (Lookahead). Это время, за которое компрессор будет знать что ему предстоит. Своего рода предварительный анализ входящих сигналов;
- Makeup или Gain. Параметр, позволяющий компенсировать понижение громкости в результате работы компрессии.
Советы по использованию компрессоров
Первый и самый главный совет, снимающий все дальнейшие вопросы по компрессии: если ты а) понял принцип действия компрессии, б) твёрдо знаешь как воздействует на звук тот или иной параметр и в) успел на практике попробовать несколько разных моделей — никакие советы тебе уже не нужны.
Я абсолютно серьёзен. Если ты внимательно прочёл эту запись, поэкспериментировал со штатным компрессором твоей DAW и одним-двумя плагинами, но так и не понял в каких случаях нужно устанавливать большие значения атаки, какой коэффициент ratio применять и в каком из режимов обрабатывать исходный сигнал — то так и будешь дальше искать в интернете готовые рецепты, применяя их бездумно куда попало.
Рецепты точной настройки компрессора это примерно как рецепты точной настройки ревербератора или хоруса — лишено какого-либо смысла и не имеет ничего общего с творчеством. Поэтому настойчиво повторяю единственно верный рецепт: вооружись этой статьёй, хорошими мониторными наушниками, плагином для визуального контроля формы волны и проведи вечер в компании с парочкой компрессоров.
Источник
Настройка компрессора
Здесь представлены приблизительные настройки компрессора под разнообразные музыкальные задачи (Можно назвать это пресетами). Если Вы не искушены в использовании компрессора, то можете опробовать все эти настройки. Попробовали? — идите дальше! Экспериментируйте, ищите звук, который Вы хотите получить. Компрессор — очень важный и нужный инструмент, но обращаться с ним надо с умом.
Вокал
SOFT — Легкая компрессия. A low ratio setting for ballads allowing a wider dynamic range. Отлично подходит для «живого» вокала. Эта настройка позволит «посадить» вокал в микс.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-8.2dB | 1.8:1 | 0.002mS | 38mS |
MEDIUM — Средняя компрессия. More limiting than preset 1 for a narrower dynamic range. It moves the vocal more up front in the mix.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-3.3dB | 2.8:1 | 0.002mS | 38mS |
SCREAMER — Для громких вокалистов. Fairly hard compression for a vocalist who is ‘on’ and ‘off the microphone a lot. It puts the voice ‘in your face’.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-1.1dB | 3.8:1 | 0.002mS | 38mS |
Перкуссия
SNARE/KICK — Allows the first transient through and compresses the rest of the signal giving a hard snap up front with a longer release.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-2.1dB | 3.5:1 | 78mS | 300mS |
L/R (Stereo) OVERHEAD — A low ratio and threshold gives a ‘fat’ contour to even out the sound from overhead drum mics. Low end is increased and the overall sound is more present and less ambient. More ‘boom’ less ‘room’.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-13.7dB | 1.3:1 | 27mS | 128mS |
Fretted
Бас электрический — A fast attack and slow release to tighten up the electric bass and give you control for more consistent level.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-4.4dB | 2.6:1 | 45.7mS | 189mS |
Акустическая гитара — This setting accentuates the attack of the acoustic guitar and helps maintain an even signal level keeping the acoustic guitar from disappearing in the track.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-6.3dB | 3.4:1 | 188mS | 400mS |
Электрогитара — Настройка для ‘crunch’ электрической ритм-гитары. A slow attack helps get the electric rhythm guitar up close and personal and gives punch to your crunch.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-0.1dB | 2.4:1 | 26mS | 194mS |
Клавишные
Фортепиано — A special setting for an even level. Designed to help even up the top and bottom of an acoustic piano. Helps the left hand be heard with the right hand.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-10.8dB | 1.9:1 | 108mS | 112mS |
SYNTH — Fast attack and release for synthesizer horn stabs and for bass lines played on a synthesizer.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-11.9dB | 1.8:1 | 0.002mS | 85mS |
ORCHESTRAL — Use this setting for string ‘pads’ and other types of synthesized orchestra parts. It will decrease the overall dynamic range for easier placement in the mix.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-3.3dB | 2.5:1 | 1.8mS | 50mS |
Stereo
Стерео лимитер — Just as the name implies. A hard limiter setting (brick wall) ideal for controlling level to the 2 track mixdown deck or stereo output.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-5.5dB | 7.1:1 | 0.001mS | 98mS |
CONTOUR — A contoured setting for use on the stereo output to fatten up the mix.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-13.4dB | 1.2:1 | 0.002mS | 182mS |
Effects
SQUEEZE — Компрессия для сольных треков, особенно подходит для соло электрогитары. It gives you that glassy ‘tele/strat’ sound. A true classic.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
-4.6dB | 2.4:1 | 7.2mS | 93mS |
PUMP — Make the Blue Max ‘pump up the prime’. A setting for making the compressor pump in a desirable way. This effect is good for snare drum to increase the length of the transient by bringing the signal up after the initial spike. Very contemporary.
Threshold | Ratio | Attack | Release |
0dB | 1.9:1 | 1mS | 0.001mS |
Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора
Источник
Обработка вокала. Часть 2. Компрессия
Важной частью процесса обработки вокала является его компрессия — уменьшение динамического диапазона сигнала. Что это означает?
Во время записи вокала, одни его части звучат громче других. Всё это происходит по нескольким причинам. Первая – это отдаление и приближение к микрофону вокалиста в процессе пения. Вторая – разница в громкости при пении куплетов и припевов. Обычно припевы получаются более громкими из-за более эмоционального исполнения.
Обработка вокала с помощью инструмента Dynamics Processing
Для устранения разницы в громкости применяются специальные приборы динамической обработки звука, называемые компрессорами.
Рассмотрим процесс обработки вокала инструментом Dynamics Processing программы Adobe Audition 3.0
1. Запустим программу Adobe Audition 3.0 и загрузим наш вокал, выбрав в меню File / Open. На графике волновой формы вокала отчетливо видна разница в громкости на разных участках. Также мы можем увидеть превышение сигналом порога в 0 дБ, что чревато появлением клиппирования.
2. Используем для обработки вокала инструмент Dynamics Processing. Для этого выберем в меню Effects / Amplitude and Compression / Dynamics Processing.
3. Настраиваем плагин. Для этого давайте рассмотрим 4 его вкладки.
Вкладка Graphic используется для прорисовки графика компрессии.
По горизонтальной оси регулируется уровень входного сигнала, а по вертикальной – выходного. Инструмент может быть использован как компрессор, лимитер, экспандер или гейт.
На этой вкладке вы можете добавлять на график дополнительные точки и регулировать их положение по необходимости.
На вкладке Traditional настройки плагина представлены в более привычном виде. Здесь можно настроить порог срабатывания (Threshold), коэффициент компрессии (Ratio) и режим работы плагина для шести точек, а также уровень сигнала на выходе после компрессии.
Вкладка Attack / Release предназначена соответственно для настроек параметров атаки (скорости срабатывания) и восстановления (скорости выключения). Здесь также можно увеличить уровень выходного сигнала.
Вкладка Band Limiting предназначена для выбора диапазона компрессирования с помощью параметров Low Cutoff (отсечение сигнала, который находится ниже заданного порога) и High Cutoff (отсечение сигнала, который находится выше заданного порога).
Для правильной настройки компрессора установите следующие значения: Threshold – 0 дБ, Ratio – 2, Attack – 2-10 мс, Release – 150 мс. Начинайте опускать порог срабатывания (Threshold) пока не почувствуете, что сигнал подвергается обработке. После этого, начинайте подбирать соответствующую степень сжатия с помощью параметра Ratio. Это значение колеблется в пределах 2:1 – 8:1. Большие значения могут сделать вокал сухим и безжизненным. Будьте аккуратны, постоянно сравнивайте обработанный сигнал с необработанным.
Если вы услышите так называемую «накачку» (один из нежелательных артефактов) сигнала в промежутках между фразами, попробуйте увеличить время восстановления или поднять порог срабатывания. Если теряется артикуляция отдельных слов, отрегулируйте атаку.
Я выставил следующие параметры:
Threshold — -17, 5
Ratio – 3, 98: 1
Attack – 8 мс
Release – 270 мс
Output Gain – 5 дБ
Вы можете увидеть эти параметры на рисунках выше.
4. После выполнения необходимых настроек нажимаем Ок.
Давайте сравним вокал до обработки и после.
Послушаем голос до обработки.
Послушаем голос после обработки
Как видим динамический диапазон стал намного уже. Теперь весь вокал имеет приблизительно одинаковый уровень громкости.
Хочется отметить, что для компрессии вы можете использовать более удобные и привычные для вас компрессоры, например Waves C1, Tube-modeled Compressor программы Adobe Audition и многие другие.
На этом этап обработки вокала с помощью компрессии можно считать завершённым.
В следующей статье поговорим о коррекции вокала с помощью инструмента Melodyne.
Источник