- Настройка сабвуфера в авто
- Диапазон частот.
- Уровень громкости сабвуфера.
- Поделки своими руками для автолюбителей
- Как настроить усилитель (моноблок) для сабвуфера своими руками.
- Правильная настройка сабвуфера в машине
- Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?
- Настройка LPF (low pass filter) фильтра
- Настройка «сабсоника»
- Что нужно знать о фильтрах
- Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»
- Настройка акустической фазы сабвуфера
- Выставление задержек
- Стык сабвуфера и мидбаса
- Как правильно настроить сабвуфер
- Настройки сабвуфера в автомобиле
- Частота сабвуфера
- Сабсоник: настройка
- Настройка регулятора GAIN/LEVEL
- Акустическая фаза сабвуфера и выставление задержки
Настройка сабвуфера в авто
Как настроить сабвуфер в автомобиле? Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, нам нужно понимать саму суть настройки сабвуфера. Двумя главными факторами, на которые нам необходимо обращать внимание при настройке, являются диапазон частот воспроизведения и уровень громкости динамика.
Диапазон частот.
Фильтр PLF. В зависимости от стилей музыкальных композиции, прослушиваемых пользователем, мы можем условно выделить диапазон частот от 25-35 Гц до 50-60 Гц (за редким исключением, выше). Также мы бы рекомендовали обращать внимание на диаметр сабвуферного динамика т.к. чем он меньше, тем выше будет нижняя частота воспроизводимого частотного диапазона. Итак, поехали. Для начала нам необходимо ограничить диапазон сверху, тем самым отсекая те частоты, которые предназначены для мидбасов, и поможет нам в этом фильтр LPF. Для получения желаемого результата необходимо установить значение данного фильтра в районе 50-60 Гц.
Subsonic. Оставлять без внимания нижний частотный диапазон не стоит, ибо зачастую именно он несет разрушительные последствия для сабвуферных динамиков. Всё дело в том, что сабвуфер далеко не всегда способен играть инфранизкие частоты в диапазоне 20-30 Гц, но неопытные пользователи пытаются получить максимум от динамика, добавляют громкости вместо того, чтобы специально спроектировать систему таким образом, чтобы она имела максимальную отдачу в данном диапазоне, что приводит к необратимым механическим разрушениям динамика. Для тог, чтобы защитить сабвуфер от данного явления и существует фильтр Subsonic. Он «отрезает» частоты, что находятся ниже заданного на нем значения. Для того, чтобы настройка получилась максимально точной, рекомендуем вам пользоваться тон-генератором, задав на нем необходимую частоту настройки и регулируя фильтры таким образом, пока на заданной нами необходимой частоте не произойдет слышимого затухания сигнала. Проверенный тон-генератор вы можете найти на нашем сайте.
Уровень громкости сабвуфера.
На самом деле, регулировки громкости сабвуфера на усилителе, как таковой, не существует. Зато есть регулировка уровня входной чувствительности (Gain или Level), которая самым прямым образом и влияет на выходную мощность, и, соответственно, громкость. Для правильного согласования уровней нам необходимо запомнить несколько простых шагов:
- Делаем громкость на магнитоле на минимум. Уровень входной чувствительности на усилителе тоже устанавливаем в минимальное положение (крутим против часовой стрелки до упора).
- На магнитоле начинаем увеличивать громкость до тех пор, пока не услышим искажения сигнала. Как только мы их услышали, делаем громкость на пару делений тише. Мы определили порог, при превышении которого магнитола начинает искажать сигнал.
- Теперь, зная порог появления искажений на магнитоле и выкрутив уровень громкости на пару значений ниже данного порога, начинаем крутить регулятор уровня входной чувствительности (по часовой стрелке) до тех пор, пока снова не начнут быть слышны искажения. Снова немного откручиваем регулятор назад и вуаля, готово!
Таким образом, настройка сабвуфера не доставляет особых сложностей, важно лишь знать за какие параметры отвечает тот или иной регулятор на усилителе, поэтому надеемся, что данная статья как нельзя кстати помогла вам в этом))).
Источник
Поделки своими руками для автолюбителей
Как настроить усилитель (моноблок) для сабвуфера своими руками.
Всем привет, в этой статье речь пойдет о грамотной настройке моноблока или усилителя , который воcпроизводит ваш сабвуфер. Настройка не так сложна, как кажется на первый взгляд.
На каждом усилителе есть несколько «Крутилок». Это и есть основные настройки . О них и пойдет речь.
1) Параметр который есть на всехусилителях называется GAIN или он же Level. На простом языке это громкость вашего сабвуфера. В некоторых усилителях комплектуется отдельный регулятор громкости.
2) Фильтр LPF.
Этот фильтр отвечает за срез ВЫСОКИХ частот например от 50 Гц до 40000 Гц
Часто этот параметр выставляют на 70-90 Гц. (То есть если выставить на 70 Гц, то ваш сабвуфер не будет забираться выше 70 Гц)
3) Фильтр SUBSONIC .
Этот фильтр Срезает все низкие частоты. Ваш сабвуфер не играет ниже 15 Гц. Вернее он играет(без сабсоника) , но человек этих частот просто не слышит, а Моноблок забирает энергию на воспроизведение этих не эффективных в нашем случае частот. Да и не каждый сабвуфер готов воспроизводить частоты ниже 20гц без последствий.
Например наш сабвуфер запилен в короб с настройкой 35 Гц. Я бы сделал срез на 10 Гц ниже. Выставил параметр на 25 Гц. Получается что мы срезали все частоты от 0 до 25 Гц ( сабвуфер не будет их воспроизводить , а Моноблок перестает тратить бесполезную энергию) В отдельном случае сабсоник режут на 10 а то и 15 Гц, Это любители мощных аудиосистем, и с ураганом в салоне.
4)Phase — это параметр переключения фаз.
Предположим Сабвуфер начинает свою работу с первого движения вверх или вниз. Phase переключает первое движение ВВЕРХ или ВНИЗ.
Нужен он для подключения сабвуферов в мостовом режиме через несколько моноблоков. (в одном коробе 2 сабвуфера, каждый подключен к своему моноблоку. Параметр фаз выставляем на двух моноблоках так, чтобы сабвуферы начинали свое движение в ТАКТ друг с другом.
5) Параметр BASS BOOST.
Самая любимая «крутилка» неопытных любителей громкого басса. Они выставляют ее на MAX и радуются «Искаженному» пердежу (Прошу прощения, но по другому я это назвать не смогу)
Bass boost это усилитель басса, но мало кто знает что при повышении низких частот усилитель теряет свой КПД и начинает воспроизводить грубые искажения .
Сабвуфер принимает эти искажения в виде хрипа и залипания, и получается КЛИП сабвуфера. А КЛИП разрушает сабвуфер. То же самое касается любых усилителей баса этого параметра на различных магнитолах, и других устройств типа смартфонов , планшетов и тд.
BASS BOOST это вред вашим динамикам!
Всегда выставляем этот параметр на MIN
Источник
Правильная настройка сабвуфера в машине
Читайте далее
Что такое атермальное лобовое стекло для автомобиля
Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.
Содержание статьи:
Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.
Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.
Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?
Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.
При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.
Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?
Настройка LPF (low pass filter) фильтра
Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.
Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.
Настройка «сабсоника»
После необходимо задействовать фильтр, который называют «сабсоник». По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.
Зачем он нужен «сабсоник»? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.
Настраивать «сабсоник» следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать «крутилку» до требуемых цифр.
Что нужно знать о фильтрах
Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.
Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.
Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»
Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».
Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.
Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.
Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.
Настройка акустической фазы сабвуфера
Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.
На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.
Выставление задержек
Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.
Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.
Стык сабвуфера и мидбаса
Последняя настройка сабвуфера в машине — это «состыковка» фронтальной акустики с сабом. Например, если сабвуфер «порезан» сверху на 63 Гц, а «фронт» — на 100 Гц снизу, то между ними может образовываться провал. Если же частоты срезов другие, возможно образование горба. Чтобы настройка была правильной, необходимо сделать этот участок АЧХ плавным. Для этого можно немного менять частоты срезов LPF и HPF. Делать это можно на слух или с помощью любого RTA-анализатора.
Источник
Как правильно настроить сабвуфер
Вас приветствует команда # УралДепо с рубрикой «Полезные советы по автозвуку»!
Сегодня поговорим о том, как настроить сабвуфер.
Для начала уточним, что это такое.
Сабву́фер (англ. — subwoofer ) — акустическая система, воспроизводящая звуки самых низких частот (в том числе инфразвук), от 20 до 65 (90) Гц. Cабвуфер является важным элементом в составе комплексных систем. При этом важно не только правильно подобрать (рассчитать) и подключить саб, но и настроить его. Только после всего этого саб начинает звучать.
Настройки сабвуфера в автомобиле
Саб — элемент для воспроизведения низких частот. У любого динамика имеется диффузор, который колеблется, создавая сжатия и разрежения воздуха. В случае, когда колебания происходят с частотой от 16-20 раз в секунду (16-20 Герц (Гц)) до 14-18 тысяч раз в секунду (14-18 килогерц (кГц)), человек воспринимает это как звук. При этом бас представляет собой нижний диапазон таких звуковых колебаний (20-150 Гц).
Настройка саба начинается еще на этапе проектирования короба, в который ставится низкочастотный динамик. Особо учитываются характеристики сабвуферного динамика, стиль и тип музыки, которая чаще всего будет прослушиваться, особенности усилителя на саб и т.д.
Частота сабвуфера
Перейдем к настройкам. После правильного (!) подключения сабвуфера к усилителю, следует настроить LPF-фильтр (Low Pass Filter). Благодаря этому фильтру на НЧ-динамик подаются только низкие частоты, а средние и высокие — срезаются. Чтобы это сделать, нужно на усилителе или на ГУ выставить LPF на нужную частоту.
Частота среза для сабвуферов чаще всего выставляется от 50 до 63 Гц. Фильтр нужно выставить на указанную частоту, после чего производится дополнительная корректировка. Отметим, что LPF не отрезает звук резко. На практике, если саб настроен на 60 Гц, на 61 Гц звук также будет, но частоты будут ослаблены, появляется плавный спад.
При этом плавность спада зависит от порядка фильтра. Выбрать порядок позволяют некоторые ГУ. Например, фильтр 4-го порядка дает более плавный спад, тогда как фильтр 1-го означает, что спад более резкий. Данный фильтр позволяет хорошо состыковать сабвуфер и мидбасовые динамики.
Сабсоник: настройка
Проще говоря, сабсоник является фильтром высоких частот, который работает в низкочастотной области. Он “отрезает” инфранизкие частоты, пропуская более высокие. Обратите внимание: сабсоник присутствует не на всех усилителях. Если система собирается самостоятельно, желательно сразу подбирать такой усилитель на саб, где есть указанный фильтр.
В свою очередь, срезание ультранизких частот не позволяет динамику превышать допустимый ход. Благодаря этому увеличивается срок службы динамика, а также улучшается качество воспроизведения басового диапазона. Саб начинает играть чище и громче.
Настройка сабсоника выполняется путем среза на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота настройки 35 Гц, сабсоник настраивается на 30 Гц. Для подстройки необходимо задействовать данную опцию и прокрутить регулятор для получения нужных значений.
Настройка регулятора GAIN/LEVEL
Настройка уровня входной чувствительности сабвуфера регулируется на усилителе. Как правило, это обычный регулятор с цифрами (часто от 0,3 до 5 В). Многие полагают, что это уровень громкости на усилителе, но это не так. Регулятор GAIN позволяет согласовать уровень магнитолы или ГУ с усилителем.
Настройка может производиться разными способами, при этом суть сводится к следующему: на сабвуфер от магнитолы подается аудиосигнал с настроенной частотой. При этом на усилителе уровень входной чувствительности сначала ставится на минимум. Далее на ГУ увеличивается громкость до того момента, пока не появляются искажения. Затем ручку громкости нужно вернуть назад до того момента, где искажения пропадают. После начинают вращать регулятор GAIN до момента появления искажений. Затем регулятор возвращается назад, чтобы звук стал чистым.
Акустическая фаза сабвуфера и выставление задержки
Начнем с фазировки. В ряде случаев можно заметить, что саб играет отдельно от фронтальной акустики, звук сабвуфера явно прослушивается из багажника. Такая настройка — неправильная. Фаза сабвуфера позволяет “сдвинуть” звучание сабвуфера вперед. В результате саб звучит цельно и однородно вместе с фронтальными динамиками.
Разобравшись с фазой, следует перейти к настройке задержек. Обратите внимание: задержки можно выставлять только на процессорных магнитолах или в том случае, если имеется внешний процессор. Это необходимо в том случае, если импульсные характеристики недостаточны, и бас “запаздывает”. На практике оно проявляется следующим образом: фронт уже отыграл ноту, а сабвуфер отыгрывает несколько позже, с задержкой. Именно по этой причине нужна корректировка задержки, чтобы позволить фронтальной акустике и сабвуферу отыгрывать синхронно.
С вами была команда # УралДепо .
Спасибо, что читаете нас!
Ждем ваших вопросов и комментариев)
О продукции «Урал» можно узнать здесь
О новом АК — отдельно, тут
Понравилась статья? Ставьте лайк)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное — впереди.
Всем добра)
Источник