Секреты мастера
Научиться играть на пандуре несложно: нажав на верхнюю струну, следует перебирать пальцами нижние – и польется ни с чем не сравнимая мелодия. Ребята из Махачкалинской школы № 3 научились этому быстро. Конечно, чтобы извлекать сложные, проникновенные мелодии из этого национального инструмента, учиться надо основательно.
О том, что за инструмент пандур и как его изготавливают, речь шла на организованном Лабораторией национального инструмента Дома дружбы в Махачкале мастер-классе Раджаба Гайдарова (на снимке) из Избербаша со школьниками.
Пианино, скрипка, гитара – ребята имеют представление об этих музыкальных инструментах, а вот о том, какие есть дагестанские национальные инструменты, мало кто знает. Раджаб Багомедович в свое время заинтересовался такими инструментами, и они стали делом всей его жизни. Интерес родился с малых лет: дома были мандолина, гармошка, балалайка, он научился играть на них в кружке художественной самодеятельности. А после школы поступил в музучилище, где освоил гитару, клавишные. А секреты изготовления национальных инструментов раскрыл ему отец Багомед Гайдарович, учитель труда.
Теперь Раджаб Гайдаров в год изготавливает несколько музыкальных инструментов, говорит, что спрос возрос после того, как разместил объявление в Интернете. Большая часть заказчиков — из числа молодежи и дагестанцев, проживающих за пределами республики.
Изготовление пандура может занимать 3-4 дня, но может и больше, все зависит от орнамента (в основном наносится кубачинский), который украшает инструмент. Пандур вырезают из липы, тополя, ольхи. Секрета, как у мастеров по изготовлению скрипки, нет. Мастер не жалеет покрывать инструмент лаком, чтобы подчеркнуть текстуру дерева и продлить жизнь инструменту, уберечь от влаги.
Для знакомства школьников с национальными инструментами Раджаб Гайдаров привез из Избербаша 5 агач-кумузов и пандуров, среди них был и детский пандур, а также зурну. Юным избербашцам повезло: вскоре при Центре традиционной культуры народов России откроется студия по изготовлению национальных инструментов.
А на мастер-классе в Доме дружбы Раджаб Багомедович технологию изготовления пандура раскрыл юным махачкалинцам. Рассказал, что необходимо делать, чтобы из обычного деревянного полена получились детали инструмента. Из заготовленных деталей показал, как собирается инструмент, натягиваются струны. Дека, гриф — теперь ребята знают, что значат эти термины. Неподдельный интерес к инструменту проявили и девочки. Мастер показал, какие разнообразные звуки можно извлекать из инструмента.
А напоследок самые активные ребята, взяв инструменты, объединились в ансамбль и сымпровизировали мелодию.
Источник
Секреты мастера
Научиться играть на пандуре несложно: нажав на верхнюю струну, следует перебирать пальцами нижние – и польется ни с чем не сравнимая мелодия. Ребята из Махачкалинской школы № 3 научились этому быстро. Конечно, чтобы извлекать сложные, проникновенные мелодии из этого национального инструмента, учиться надо основательно.
О том, что за инструмент пандур и как его изготавливают, речь шла на организованном Лабораторией национального инструмента Дома дружбы в Махачкале мастер-классе Раджаба Гайдарова (на снимке) из Избербаша со школьниками.
Пианино, скрипка, гитара – ребята имеют представление об этих музыкальных инструментах, а вот о том, какие есть дагестанские национальные инструменты, мало кто знает. Раджаб Багомедович в свое время заинтересовался такими инструментами, и они стали делом всей его жизни. Интерес родился с малых лет: дома были мандолина, гармошка, балалайка, он научился играть на них в кружке художественной самодеятельности. А после школы поступил в музучилище, где освоил гитару, клавишные. А секреты изготовления национальных инструментов раскрыл ему отец Багомед Гайдарович, учитель труда.
Теперь Раджаб Гайдаров в год изготавливает несколько музыкальных инструментов, говорит, что спрос возрос после того, как разместил объявление в Интернете. Большая часть заказчиков — из числа молодежи и дагестанцев, проживающих за пределами республики.
Изготовление пандура может занимать 3-4 дня, но может и больше, все зависит от орнамента (в основном наносится кубачинский), который украшает инструмент. Пандур вырезают из липы, тополя, ольхи. Секрета, как у мастеров по изготовлению скрипки, нет. Мастер не жалеет покрывать инструмент лаком, чтобы подчеркнуть текстуру дерева и продлить жизнь инструменту, уберечь от влаги.
Для знакомства школьников с национальными инструментами Раджаб Гайдаров привез из Избербаша 5 агач-кумузов и пандуров, среди них был и детский пандур, а также зурну. Юным избербашцам повезло: вскоре при Центре традиционной культуры народов России откроется студия по изготовлению национальных инструментов.
А на мастер-классе в Доме дружбы Раджаб Багомедович технологию изготовления пандура раскрыл юным махачкалинцам. Рассказал, что необходимо делать, чтобы из обычного деревянного полена получились детали инструмента. Из заготовленных деталей показал, как собирается инструмент, натягиваются струны. Дека, гриф — теперь ребята знают, что значат эти термины. Неподдельный интерес к инструменту проявили и девочки. Мастер показал, какие разнообразные звуки можно извлекать из инструмента.
А напоследок самые активные ребята, взяв инструменты, объединились в ансамбль и сымпровизировали мелодию.
Источник
Пандури
Существует множество народных музыкальных инструментов, малоизвестных за пределами конкретной страны. Один из таких – пандури. Необычное название, интересный внешний вид – все это характеризует данный грузинский инструмент.
Что такое пандури
Пандури – это распространённый в восточной части Грузии трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни.
Грузинская лютня используется как для сольного исполнения, так и в качестве аккомпанемента к хвалебным стихам о героях, народным песням. Раскрывает менталитет народа Грузии, быт, традиции, широту души.
Существует схожий с пандури щипковый музыкальный инструмент – чонгури. При внешнем сходстве эти два инструмента обладают разными музыкальными характеристиками.
Устройство
Корпус, шейку, головку изготавливают из целого дерева, которое срубают в полнолуние. Весь инструмент делают из одного материала, иногда предпочитают делать деку из ели, сосны. Дополнительными частями являются ярмо, скоба, заклёпки, петля, лади.
Корпуса бывают разных форм в зависимости от местности: они могут иметь форму весла или грушевидную овальную форму. Отверстия на верхней деке бывают различные: круглые, овальные. Головка бывает в форме спирали или отклонена назад. На ней расположены четыре отверстия. Одно создано, чтобы повесить пандури на стену с помощью ремня, остальные четыре – для заклёпок. Струны имеют диатонический диапазон.
История
Пандури всегда был символом положительных эмоций. Если в семье происходило несчастье, его прятали. На нем играли мелодии, когда работали, а также во время отдыха. Он был незаменимой вещью при проведении ритуалов, обрядов. Музыка в исполнении местных жителей была отражением чувств, мыслей, настроения. Уважали людей, умеющих играть на нем, без них не проводились праздники. Сегодня это наследие, без которого невозможно представить традиции страны.
Настройка пандури
Настраивают следующим образом (E C# A):
- Первая струна – «Ми».
- Вторая – «До#», зажатая на третьем ладу, звучит в унисон с первой струной.
- Третья – «Ля» на четвертом ладу звучит в унисон со второй струной, на седьмом ладу – первой.
Источник
Пандур
Пандур
«Пандур II» — австрийский многоцелевой броневой транспортёр.
Пандур — солдат или офицер румынской добровольческой пехотной дивизии;
Пандур груз. ფანდური — грузинский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни;
аренду Интернационалом После ухода из Интернационала он перешёл в Пандурий Летом 2013, он подписал контракт с турецким клубом Ризеспор Был включён
закончится 21 мая 2014. Чемпионский титул защищает клуб Стяуа Стяуа Пандурий Петролул Астра Васлуй Динамо Брашов Корона ЧФР Газ Метан Оцелул Университатя
раунда. После предыдущего сезона лига претерпела следующие изменения: Стяуа Пандурий Газ Метан Астра Тыргу — Муреш Динамо Университатя Крайова ЧФР Ботошани Вииторул
которыми расположено помещение, в котором находятся оба важнейших источника: Пандур и Ракоци. Старейшим целебным источником курорта является расположенный в
1806 — 1812 в чине поручика и командовал корпусом румынских добровольцев — пандуров действовавшим в войсках господаря Константина Ипсиланти, за что получил
лицензия из — за финансовых трудностей и он был снят с чемпионата. Стяуа Пандурий Петролул Астра Тыргу — Муреш Динамо Брашов Университатя Крайова ЧФР Газ Метан
при Драгашани на позиции отмеченной буквой H расположились валашские пандуры из тех, что после предательства Владимиреску и его убийства гетеристами
кинофильм 1940 года Пандур Тренк о жизни двоюродного брата Фридриха пандура Франца фон дер Тренка, где Ханс Альберс исполняет три роли: пандура его отца и его
вернулся в неё после годичного отсутствия всего — второй сезон Стяуа Пандурий Петролул Астра Тыргу — Муреш Динамо Университатя Крайова ЧФР Ботошани Вииторул
русско — турецкой войны 1806 1812 годов — командир корпуса добровольцев — пандуров поручик российской армии позднее — руководитель Валашского восстания
2016 — приз Пекинского кинофестиваля за лучшую операторскую работу Мариус Пандуру 2016 — 12 национальных премий Гопо лучший фильм, лучшая режиссура
Источник
Пандуры: как в Российской империи пытались сделать казаков из сербов
В XVIII веке обострилось противостояние между Османской империей и Россией. При этом многие славяне Восточной Европы страдали от завоевательных походов турок. Тогда официальный Санкт-Петербург начал активно использовать идеологию панславизма, побуждая братские народы к совместной борьбе. Например, сербских воинов-пандур расселили на приграничных территориях, чтобы они, как и казаки, защищали юго-западные рубежи России от набегов крымских татар.
Кто такие пандуры
Особая благосклонность руководства нашей страны к сербам объясняется не только их братским, славянским происхождением, но и православной верой, объединяющей оба народа. К тому же, сербы всегда видели в русских своих освободителей от османского гнета. Власти Российской империи хорошо знали об этом, поэтому доверили братьям-славянам особую миссию: служить своеобразным живым щитом против турецкой экспансии.
В общем, эту функцию пандуры исполняли и ранее, являясь подданными другой империи – Австро-Венгерской, которой правила династия Габсбургов.
Изначально пандурами называли личную гвардию венгерской знати, набиравшуюся преимущественно из сербских и хорватских наемников. Одни исследователи считают, что название этих войск произошло от местечка Пандур, где впервые были сформированы такие подразделения. Другие ссылаются на то, что существовавшая в Венгрии система военного устройства называлась «бандерия» (banderium), что звучит похоже.
Слово «пандуры» обозначает непосредственно воинов-мужчин, служивших Габсбургам. Все славянское население приграничных районов Австро-Венгрии, включая женщин, детей и стариков, называлось «граничарами» (гранычарами). Они жили на территории, отделявшей католический мир от Османской империи.
Во второй половине XVIII века многие сербы переселились из владений Габсбургов на земли современной Новороссии, чтобы нести службу, аналогичную казацкой. В случае нападения турок они бы первыми приняли на себя вражеский удар.
Беглецы без родины
Старший научный сотрудник Центра военной истории России ИРИ РАН Владимир Артамонов описал непростую судьбу гранычар в своей статье «Сербы и турецко-русская война 1710-1713 гг. (к 300-летию русско-сербского боевого содружества)», которая была опубликована в издании «Известия Самарского научного центра Российской академии наук» (том 13, выпуск 3-2 за 2011 год). Исследователь рассказал, что под давлением Османской империи сербы были вынуждены покинуть родные места.
Массовая миграция началась в конце XVII века, в Венгрию перебралось несколько сотен тысяч вооруженных людей, имевших уникальный боевой опыт, полученный в результате многочисленных стычек с турками. И хотя все они считали свою службу Габсбургам временной, мечтая вернуться на родину и возродить независимую Сербию, это не помешало мигрантам требовать организации собственной автономии.
Правящий австрийский дом решил использовать гранычар не только как живой антиосманский щит, но и для подавления куруцев – венгерских повстанцев, боровшихся против гнета Габсбургов. В результате, вспыхнул межнациональный конфликт, который сопровождался разорением и поджогами сел, взаимной резней, массовыми убийствами мирного населения.
«Сербские воины перенесли на Альфельд свой многовековой опыт борьбы с османами и «крестили» Венгрию во всех направлениях от Кошице и Жилины до Трансильвании. Налёты «неистовых сербов» (так называли их венгры) держали в постоянном напряжении куруцев», – отметил В.А. Артамонов.
Кроме того, австрийские власти использовали боевой опыт гранычар в ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.), когда развернулась борьба с Пруссией за территорию Силезии. Об этом писатель Сергей Охлябинин рассказал в своей книге «Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн» (Москва, 2004 г.).
«И хотя за пандурами волочилась весьма дурная репутация, поскольку они отличались жестокостью и грабежами, на них возлагались немалые надежды. Особенно умело они действовали в местностях гористых и пересеченных», – написал С.Д. Охлябинин.
В общем, Габсбурги извлекли немалую выгоду для себя, приняв на службу сербских переселенцев. Но сами гранычары не были довольны жизнью на чужбине, ведь австро-венгерские власти и представители духовенства принуждали их отказаться от православной веры и стать католиками.
Под скипетр Романовых
Нет ничего удивительного в том, что Габсбурги всячески мешали сближению сербов с русскими, но уже при Петре I Алексеевиче (1672-1725 гг.) отечественные дипломаты начали вербовать гранычар, предлагая им переселиться в Киевскую и Азовскую губернии. При этом пандурам было предложено приличное по тем временам денежное и хлебное довольствие.
«Капитанам назначили по 60 р. денег и 60 четвертей хлеба (ржи и овса поровну), поручикам по 30 р. и 30 четвертей, прапорщикам по 25 р. и 25 четвертей, вахмистрам по 14 р. и 14 четвертей, рядовым по 12 р. и 12 четвертей на год. Тем, кто пожелает уехать, предписано было выдавать паспорт и деньги на обратную дорогу», – сообщил в своей статье В.А. Артамонов.
Так что первые сербские военные поселения появились на территории современной Украины уже в начале XVIII века, но гораздо более активная миграция братьев-славян в Российскую империю началась при Елизавете Петровне (1709-1762 гг.).
Кандидат исторических наук Елена Белова написала статью «Из прошлого Новороссии: сербы на охране российских границ (1750-1760-е гг.)», которая вышла в журнале «Новый исторический вестник» (№ 17 за 2008 год). Исследовательница отметила, что идея привлечь славян для охраны юго-западных окраин России и освоения Северного Причерноморья возникла в правительстве страны в середине XVIII века.
13 июля 1751 года Елизавета Петровна приказала создать административно-территориальное образование, получившее название Новая Сербия. Она расположилась на северо-западе Запорожья, между рекой Синюхой и Днепром, там было организовано несколько военных поселений гранычар. А 29 мая 1753 года по указу Сената между Запорожьем и территорией донских казаков возник еще один регион компактного проживания пандуров – Славяносербия.
Несмотря на препоны, чинимые австрийцами, гранычары начали массово переселяться на новые земли, надеясь, что русские братья помогут им в борьбе с турками.
Вместо казаков – сербы
Итак, по замыслу официального Санкт-Петербурга, пандуры должны были прикрывать те участки юго-западной границы России, где не было казаков. Им определили жалованье. Например, офицеры получали по 50 рублей в месяц, а солдаты – по 5 целковых. Всем гранычарам полагались наделы земли, сообразно статусу, а каждому прибывшему вручали 10 рублей на обзаведение хозяйством.
Семьи военных поселенцев занимались земледелием, скотоводством, бортничеством. Кроме того, в свободное от службы время пандуры охотились и ловили рыбу. Им разрешалось вести небольшой личный бизнес, а также торговать.
Уже в 1754 году в Новой Сербии проживали 2 225 душ мужского пола. Это были воины, переселившиеся вместе со своими семьями. Люди постоянно прибывали, и далеко не все из них являлись этническими сербами. На вольные земли потянулись также хорваты, валахи и болгары. Учитывая нехватку военных кадров, руководители Новой Сербии и Слявяносербии принимали на службу почти всех желающих, поэтому в 1759 году по национальному признаку были сформированы два полка – Македонский и Болгарский. И к 1760 году общая численность населения этих территорий достигла примерно 26 тысяч человек.
Переселенцы приносили немалую пользу России, они не только прикрывали слабо защищенную границу, но и наладили сбор разведывательных данных о действиях крымских татар, докладывали в Санкт-Петербург об имеющихся у противника фортификационных сооружениях, оружии и численности военных гарнизонов.
Впрочем, далеко не все было гладко. Так, власти соседних польских районов не раз жаловались на грабежи и другие бесчинства, творимые пандурами. Поскольку их действия провоцировали дипломатические осложнения, правительством России была организована специальная проверка, которая подтвердила виновность военных поселенцев.
«Генерал Лопухин доложил Сенату и Коллегии иностранных дел, что гусар из Новой Сербии отправляли в Польшу с целью грабежа», – написала Е.В. Белова в своей статье.
Тогда Елизавета Петровна запретила пандурам нападать на мирных поляков, отнимать у них имущество. Насильно уводить из приграничных сел молодых женщин и детей тоже не разрешалось.
Образование Новороссии
После смерти государыни, уже при Петре III Федоровиче (1728-1762 гг.), к руководителям Новой Сербии и Славяносербии нагрянули инспекторы, обнаружившие в бухгалтерских документах и отчетах немало приписок. Выяснилось, что реальная численность военнослужащих была сильно преувеличена, а жалованье, выплаченное этим «мертвым душам» из государственной казны, куда-то исчезло. Началось следствие.
При Екатерине II Алексеевне (1729-1796 гг.) возник проект создания Новороссийской губернии, в состав которой вошли земли Славяносербии и Новой Сербии. Таким образом, в 1864 году эти два административно-территориальных образования, по сути, были упразднены. Как и по всей стране, вооруженные части перешли в ведение Военной коллегии, а гражданские органы управления были подчинены Сенату.
В целом, сербские военные поселения выполнили возлагавшуюся на них задачу, они надежно прикрыли юго-западные рубежи России, что позволило обеспечить дальнейшее освоение Новороссии. Затем началось активное заселение этих земель украинскими и русскими крестьянами.
Источник