Пеленг УД2-102 — ультразвуковой дефектоскоп
Розница | оформление заказа в офисе; |
Интернет Старт* | начальный уровень выгоды; |
Интернет 1..5* | пять ступеней: больше заказов — больше выгода; |
Интернет Опт* | максимальная выгода; |
Интернет VIP* | индивидуальная скидка. |
* дейстуют только для заказов, оформленных на сайте, по типовым шаблонам договоров и счетов, обязательно принятие Условий о конфиденциальности информации индивидуального предложения
Пеленг УД2-102 — ультразвуковой дефектоскоп, позволяющий выявлять внутренние дефекты в изделиях из металлов, сплавов и неметаллов широкой номенклатуры (в том числе — контроль сплошности сварных соединений). Прибор может быть также использован для измерения.
Дефектоскоп УД2-102 способен работать в труднодоступных местах, на высоте и в опасных условиях, обеспечивает до 100 предварительных настроек, помогающих облегчить работу оператора и повысить производительность, предоставляется возможность документировать результаты контроля.
Дефектоскоп Пеленг УД2-102, выпускаемый научно-промышленной группой «Алтек» (семейство дефектоскопов «PELENG»), превосходит по соотношению цена/эффективность зарубежные и отечественные дефектоскопы общего назначения.
Источник
Пеленг УД2-102 — ультразвуковой дефектоскоп
Розница | оформление заказа в офисе; |
Интернет Старт* | начальный уровень выгоды; |
Интернет 1..5* | пять ступеней: больше заказов — больше выгода; |
Интернет Опт* | максимальная выгода; |
Интернет VIP* | индивидуальная скидка. |
* дейстуют только для заказов, оформленных на сайте, по типовым шаблонам договоров и счетов, обязательно принятие Условий о конфиденциальности информации индивидуального предложения
Пеленг УД2-102 — ультразвуковой дефектоскоп, позволяющий выявлять внутренние дефекты в изделиях из металлов, сплавов и неметаллов широкой номенклатуры (в том числе — контроль сплошности сварных соединений). Прибор может быть также использован для измерения.
Дефектоскоп УД2-102 способен работать в труднодоступных местах, на высоте и в опасных условиях, обеспечивает до 100 предварительных настроек, помогающих облегчить работу оператора и повысить производительность, предоставляется возможность документировать результаты контроля.
Дефектоскоп Пеленг УД2-102, выпускаемый научно-промышленной группой «Алтек» (семейство дефектоскопов «PELENG»), превосходит по соотношению цена/эффективность зарубежные и отечественные дефектоскопы общего назначения.
Источник
279 Новые возможности дефектоскопа Пеленг УД2-102
Ещё несколько лет назад в локомотивном хозяйстве российских железных дорог ультразвуковой контроль деталей тягового подвижного состава проводили, в основном, дефектоскопом общего назначения УД2-12. Кое-где применяли модель более раннего изготовления — УЗД-64. Что касается дефектоскопа УД2-12, то его разработали в середине 80-х годов и выпускали в Молдавии. И если поначалу этот прибор привлекал своими возможностями, то к концу 90-х годов он уже морально устарел. Стали появляться малогабаритные микропроцессорные ультразвуковые дефектоскопы с памятью, функциями документирования информации и подключения к ПЭВМ.
В результате сравнительного анализа, выполненного в 1999 г. сотрудниками ВНИИЖТа, предприятиям локомотивного хозяйства был рекомендован ультразвуковой дефектоскоп «Пеленг» УД2-102 (рис. 1), созданный специалистами Научно-промышленной группы (НПГ) «Аптек» (г. Санкт-Петербург). Прибор к этому времени прошел испытания в Госстандарте, НИИ мостов и дефектоскопии, а также в вагонных депо и дистанциях пути Северной и Горьковской дорог. Все это позволило занести дефектоскоп в отраслевой реестр средств измерений, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте. На основе эксплуатационных испытаний в ряде депо Московской дороги «Пеленг» УД2-102 был включен в программу безопасности 2000 г.
Впервые в этом приборе появились типовые варианты контроля наиболее ответственных деталей тягового подвижного состава (рис. 2), максимально облегчающие процесс создания настроек и исключающие возможные ошибки. В дефектоскопе «Пеленг» УД2-102 с программной версией 4.1 (табл. 1) были такие функции, как полуавтоматическая настройка чувствительности (с отслеживанием дальнейшего изменения чувствительности), режимы «Огибающая» (рис. 3), «Стоп-кадр», «W-развертка» (рис. 4) и «В-развертка» (рис. 5). Предусмотрены подстройка глубиномера, запоминание настроек (в том числе с кодированием для исключения несанкционированной корректировки и удаления), а также создание блоков для проведения многоэтапного контроля. В данной модели реализована возможность формирования трех типов документов («Протокол А-развертки», «Протокол В-развертки», а также «Отчет об ультразвуковом контроле»), причем в «локомотивной» версии они адаптированы к деталям тягового подвижного состава.
Надо отметить, что многие из перечисленных, весьма важных для работы дефектоскописта, функций полностью отсутствуют или частично содержатся в ультразвуковых дефектоскопах других производителей. Кроме того, прибор «Пеленг» обладает небольшими
габаритами и массой, а также возможностью автономного питания.
Одним из первых на российских железных дорогах дефектоскоп «Пеленг» осваивал коллектив депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской дороги. Здесь впервые разработали технологические карты для выявления эксплуатационных дефектов и входного контроля наиболее ответственных элементов электровозов ЧС2Т, ЧС6 и ЧС200 при их техническом обслуживании, текущем и среднем ремонтах.
В частности, дефектоскопию проходят бандажи колесных пар (рис. 6), удлиненные ступицы колесного центра электровозов ЧС2Т, призонные болты крепления зубчатого венца большого зубчатого колеса (БЗК), валы тягового двигателя (рис. 7), серьги рессорного подвешивания электровозов ЧС2Т (рис. 8), болты крепления тяговых двигателей к раме тележки. Анализ эффективности применения дефектоскопа «Пеленг» УД2-102 представлен в табл. 2.
Успешно применяют дефектоскоп «Пеленг» УД2-102 и другие предприятия локомотивного хозяйства. Так, по данным депо Свердловск-Пассажирский, приписной парк которого составляют тепловозы, электровозы и электропоезда, за первое полугодие 2003 г. только с помощью одного прибора «Пеленг» УД2-102 проверили более 7 тыс. деталей. Особенно эффективно выявляются внутренние дефекты, не обнаруживаемые магнитно-порошковым методом контроля. Кстати, в этом депо достигли высокой производительности ультразвукового контроля бандажей колесных пар электровозов ЧС2 при строгом соблюдении необходимых объемов и последовательности всех технологических операций.
Что касается новых методик ультразвукового контроля ответственных деталей дефектоскопом «Пеленг» УД2-102, то их разрабатывают как во ВНИИЖТе по заказу Департамента локомотивного хозяйства, так и самими пользователями по собственной инициативе. Например, в депо Свердловск-Пассажирский предложили технологию дефектоскопии лабиринтного уплотнения тягового двигателя тепловоза 2ТЭ116, а на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе создали и внедрили две методики: по контролю внутренней поверхности бандажа колесной пары электровозов типа ВЛ (перед насадкой на колесный центр), а также удлиненных ступиц колесных центров этих локомотивов с автоматической регулировкой усиления (АРУ).
Для дефектоскопов последующих версий 4.30 и 4.31 (2001 г.) введены система АРУ и частота ультразвуковых колебаний (УЗК) 0,4 МГц. Появление новых метрологических параметров в дефектоскопе потребовало дополнительной его сертификации как в органах Госстандарта, так и в железнодорожном реестре с соответствующим утверждением обновленной редакции инструкции по поверке (калибровке).
Указанную частоту УЗК применяют для ультразвукового контроля поверхности катания бандажа (обода) колеса и подповерхностной зоны. При этом процесс распространения УЗК в бандаже (ободе) колеса впервые стал индицироваться в виде А-развертки. Кстати, в отличие от других дефектоскопов, прибор «Пеленг» УД2-102 позволяет для настройки(проверки)чувствительности использовать стандартный образец предприятия (СОП) в виде колеса, существенно отличающегося по диаметру от контролируемого. Это реализуется благодаря возможности предварительной установке требуемых параметров зоны АРУ.
В том же 2001 г. на сетевой школе по дефектоскопии, которая проходила в Иркутске, специалисты НПГ «Аптек» продемонстрировали дефектоскоп «Пеленг» УД2-102 с более ярким и контрастным электролюминесцентным дисплеем (ЭЛД). Вслед за Улан-Удэнским локомотивовагоноремонтным заводом такие приборы стали получать и другие предприятия железных дорог, а с 2002 г. — практически все депо. Ранее приборы выпускались только с жидкокристаллическим дисплеем (ЖКД).
Приведем подробнее изменения «локомотивной» версии дефектоскопов, поставляемых с 2003 г. В версии 4.40 (4.41) имеются следующие особенности:
— введен специальный режим «Поверка». Поверочные настройки имеют отдельную нумерацию и расположены изолированно от настроек, используемых для проведения контроля. Соответствующие изменения введены и в инструкцию по поверке (калибровке);
— уточнены параметры настроек для некоторых типовых вариантов, откорректированы названия пунктов меню, а также формы протоколов и отчетов;
— расширен типаж тягового подвижного состава (см. рис. 2) и номенклатура контролируемых деталей, для которых предусмотрены типовые варианты:
611,612,614, 616, 618, 619, 711, 714,716 и 718 (контроль валов тяговых двигателей электровозов ЧС2, ЧС2Т, ЧС6, ЧС7 и ЧС200) — в соответствии с изменением 1 к Инструкции № ЦТт-18/3;
802 — 804, 806, 808 и 809 — в соответствии с Инструкцией по ультразвуковому контролю поддерживающих осей колесных пар вагонов дизель-поездов;
852 — 854 — в соответствии с Инструкцией по ультразвуковому контролю осей колесных пар автомотрис АЧ2;
И введен режим «горячих» кнопок, позволяющий оперативно включать/ отключать режимы работы дефектоскопа «Стоп-кадр», «Огибающая», «Лупа», «АРУ», «Звук», «+дБ» (переход от браковочной чувствительности к поисковой) и «W-развертка»;
— уточнен порядок настройки и работы с типовыми вариантами 909, 929, 949 и 969, обеспечивающими сквозное прозвучивание осей электропоезда и дизель-поезда ДР1А (одновременный контроль оси по всем зонам контроля с использованием преобразователя с углом ввода 0°). При этом контроль возможен как с включенной, так и отключенной АРУ;
— введен специальный режим, позволяющий быстро восстановить исходные значения параметров меню «Индикаторы»;
— изменен порядок доступа к хранимым в приборе записям (настройкам, протоколам, отчетам) для исключения случайного изменения значений параметров и (или) их удаления. В качестве кода доступа к записям используется шифр оператора, вводимый сразу после включения дефектоскопа. Удаление настроек, протоколов или отчетов возможно только в том случае, если шифр оператора, действовавший при сохранении записи в памяти дефектоскопа, совпадает с шифром оператора, введенным перед удалением соответственной настройки, протокола или отчета;
— при сохранении настройки в памяти дефектоскопа возможна блокировка изменений параметров настройки и уменьшения усиления ниже запомненного значения при последующих вызовах настройки из памяти дефектоскопа;
— номер (из числа свободных) настройки или протокола определяется перед входом в меню создания соответствующей записи. Однако возможно изменение номера непосредственно перед сохранением созданной настройки или протокола в памяти дефектоскопа (как в версии 4.31). При этом исключен просмотр или вызов несуществующих настроек, блоков этапов, протоколов и отчетов;
— усовершенствован режим дефектоскопа «Огибающая». В частности, возможно изменение усиления (в версии 4.31 оно было заблокировано) с автоматическим перезапуском данного режима. Измерительные метки устанавливаются по сигналу огибающей (а не текущему сигналу, как было в версии 4.31);
— уточнено назначение кнопки «YRT». Теперь этой кнопкой выбирается один из трех режимов индикации временных параметров: «У» — глубина расположения дефекта; «R» — расстояние до дефекта по лучу и «Т» — время распространения УЗК до дефекта. Этими же буквами (вместо «ММ» и «МК» — как в версии 4.31) указаны единицы измерения устанавливаемых параметров;
— снята необходимость (хотя это не возбраняется, а иногда даже рекомендуется) фиксации режимом «Стоп-кадр» изображения кадра «А-разверт-ки» перед записью «Протокола» — оно фиксируется автоматически при входе в соответствующее меню;
— исключена блокировка режима «Настройка по СО». Данный режим можно использовать во всех типовых вариантах (даже в тех, где его использование изначально не предусматривается, т.е. когда режим «Настройка по СО» не включен по умолчанию);
— по просьбе дефектоскопистов при работе с записями (настройками, протоколами и отчетами), а также блоками этапов нумерация осуществляется с первого номера (в версии 4.31 — с нулевого). В новой версии дефектоскопа этапом может также являться запись протокола «А-разверт-ки» (в данном случае контроль целесообразно проводить с использованием режима «Огибающая», для которого фиксируются все полученные эхо-сигналы от возможных дефектов). Общее количество этапов увеличено до 20 (в версии 4.31 максимальное число этапов в блоке — 10);
— при подсоединении к ПЭВМ дополнительные переключения в дефектоскопе не требуются (в версии 4.31 в пункте «Компьютер» меню «Индикаторы» следовало устанавливать состояние «+»);
— исключен режим работы дефектоскопа «Отдых» (запуск игр).
Чтобы усовершенствовать компьютерное документирование результатов контроля, была модернизирована версия 4.40 (4.41) дефектоскопа.
Она получила обозначение 4.42 (4.43). Ввели изменения в состав блока многоэтапного контроля для определения вида регистрируемой записи, доработали меню протоколов и отчетов. Версия работает с базой данных, созданной специалистами НПГ «Алтек».
Основное назначение базы данных — надежное хранение полученной из приборов информации, легкий и быстрый поиск необходимых записей в общей массе различных данных, а также сервис по созданию документа на основе конкретной записи. База данных позволяет накапливать гораздо больший объем информации, чем отдельный прибор. Это позволяет отслеживать судьбу буквально каждой диагностируемой детали за многие годы.
Для облегчения поиска требуемых записей (например, относящихся к некоторой конкретной детали) хранимые данные могут быть отсортированы в определенном порядке, а также из общей массы записей выбраны лишь те, которые удовлетворяют некоторому заранее известному признаку. Хранимую в базе данных запись можно просмотреть, частично отредактировать и распечатать на принтере. При этом данные, полученные из прибора, изменению не подлежат, а редактирование разрешено лишь для дополнительной информации.
База данных функционирует на ПЭВМ под управлением любой операционной системы, созданной позже «Windows 98», в том числе и «Windows ХР». Установочная программа будет распространяться на компакт-диске. При инсталляции в нее необходимо ввести пароль в соответствии с номерами тех дефектоскопов, данные которых будут приниматься базой.
Следует отметить, что возможности дефектоскопа позволяют заменить версии 4.31 (4.30) и 4.40 (4.41) на 4.42 (4.43). При этом выдается новая документация, а также оказываются необходимые консультации.
Все последние нововведения отражены в изменении 2 к Инструкции по ультразвуковому контролю деталей локомотивов и вагонов электропоездов на базе программируемого дефектоскопа УД2-102 № ЦТт-18/3, а также Инструкции по ультразвуковому контролю поддерживающих осей колесных пар вагонов дизель-поездов № ЦТт18/4 и Инструкции по ультразвуковому контролю осей колесных пар автомотрис АЧ2.
Специалисты НПГ «Аптек» постоянно работают над модернизацией дефектоскопа: вводят более удобные функции, совершенствуют ранее созданные. Утверждение новых технологических инструкций требует введения дополнительных типовых вариантов. При этом внесение новых возможностей не должно приводить к существенным изменениям в идеологии работы с прибором. Проверенные временем расположение кнопок и принятая система иерархических меню прибора позволяют успешно это реализовывать.
Одно из направлений деятельности НПГ «Аптек» — обучение работе с прибором. Всем желающим постоянно оказываются консультации (в том числе при получении дефектоскопов, их обслуживании или обновлении версий). Периодически совместно с сотрудниками Петербургского государственного университета путей сообщения организуются специализированные краткосрочные курсы по изучению прибора. В ряде случаев специалисты НПГ «Аптек» проводят занятия в других городах (были организованы курсы обучения в Москве, Омске, Южно-Сахалинске и др.).
Научно-промышленная группа «Аптек» поддерживает постоянную связь с учебными центрами железных дорог (Октябрьской, Северной, Красноярской, Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Забайкальской и др.), оказывает им необходимую методическую помощь. Для изучения дефектоскопа «Пеленг» УД2-102 используются разработанные сотрудниками ВНИИЖТа учебные плакаты, а также созданные Исследовательским центром «Спектр» (г. Екатеринбург) обучающие программы (на двух компакт-дисках).
Чтобы упростить обучение, ремонт и техническое обслуживание «Пеленга» УД2-102, при корректировке версии программного обеспечения разработчики максимально унифицировали этот прибор с другими дефектоскопами («вагонными» и «рельсовыми»), также выпускаемыми НПГ «Аптек» и поставляемыми предприятиям железнодорожного транспорта.
По инициативе Департамента локомотивного хозяйства ОАО «Российские железные дороги» разработаны и поставляются по отдельному заказу предприятий руководство по техническому обслуживанию и ремонту ультразвуковых дефектоскопов «Пеленг» УД2-102 всех модификаций, а также стендовый комплект, включающий в себя нестандартное оборудование, необходимое для создания рабочих мест для поиска и устранения неисправностей дефектоскопа. По желанию заказчика в состав стендового комплекта может быть добавлен набор плат в сборе, запасных частей и электрорадиоэлементов, позволяющий восстановить работоспособность прибора в кратчайшие сроки. При покупке стендового комплекта на базе НПГ «Алтек» проводится обучение ремонтного персонала, включающее теоретические и практические занятия.
Специалисты НПГ «Алтек» с большим вниманием относятся к отзывам на свою продукцию, которые, по возможности, учитывают при дальнейшем ее совершенствовании. Участники сетевой школы передового опыта по организации неразрушающего контроля деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава, прошедшей в 2003 г. на базе депо Алтайская Западно-Сибирской дороги, дали высокую оценку новым возможностям дефектоскопа «Пеленг» УД2-102.
В.А. ЛЫСОВ, главный инженер НПГ «Алтек»,
С.Л. МОЛОТКОВ, А.Г. КРАЕВ, начальники отделов,
Д.В. ФЕДОРОВ, главный технолог депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской дороги
Источник