Как настроить примус шмель

Как настроить примус шмель

ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС “ШМЕЛЬ-2”

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения — по часовой стрелке.
1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.
2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98).
2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течегие 3,5 — 5 часов.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.
2.5. Масса незаправленного примуса без футляра — 1 кг.
2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от —30°С до +40°С.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект одного примуса входят:

Наименование Количество (штук)
Примус “Шмель-2” (рис. 1) 1
Футляр 1
Руководство по эксплуатации 1
Воронка 1
Коробка для ЗИП 1
Игла (10) 2
Прокладка предохранительного клапана 1
Прокладка обратного клапана (28) 1
Уплотнитель шпинделя (17) 1
Ниппель (9) 1
Кольцо поршня (29) 2
Кольцо насоса (22) 1
Ключ для замены иглы 1
Ключ управления со съемной рукояткой * 1
Читайте также:  Почему не работает два слота оперативной памяти

Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

— заливать бензин в горящий или неостывший примус;
— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
— пользоваться примусом детям;
— использовать примус при обнаружении течи бензина.
Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки б вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служа щая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.

Рис. 1. Примус:
1 — бачок; 2 — насос; 3 — клапан предохранительный; 4—горелка; 5—ветрозащитный кожух; б—стойка; 7 — прокладка уплотнительная.

Рис. 2. Горелка:
8—корпус; 9—ниппель; 10—игла; 11 — отражатель; 12—колпачок; 13—гайка; 14—кольцо; 15—гайка; 16—шпиндель; 17—уплотнитель асбографитовый; 18—конус; 19—сетка.

Рис. 3. Насос:
20—цилиндр; 21—шток; 22—кольцо насоса; 23—гайка; 24—гайка-барашек; 25—пружина; 26 — наконечник; 27—поршень клапана; 28—прокладка обратного клапана; 29—кольцо поршня; 30—шайба.

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1. Установите примус на ровное место, -отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.
6.2. Накачайте воздух насосом 2, сделав 10—15 энергичных качков.
6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.
6.4. Уберите от примуса запас бензина.

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Прогрев горелки.

Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.
При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.
Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 граммов (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).
Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.
Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.
В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.

7.2. Управление горением:

После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоэдушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.
Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1).
Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;

Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;

в) чистка ниппеля.

Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки.
Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;

г) гашение горелки.

Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом.
После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус 1 футляр,

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

8.1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.
Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).
8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.
8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:
8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.
8.3.2. Выверните гайку 15.
8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.
8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.
8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, усгаиовив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.

9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным давлением внутри бачка.
В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка.
При длительном хранении бензин слить.

10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Примус туристский «Шмель-2» соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.

11. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином.
11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.
11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.
11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении.
При выполнении гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес изготовителя.
11.5. Почтовый адрес для писем и посылок: 195009, г. Ленинград, ПО “Арсенал” им. М. В. Фрунзе.
11.6. Цена примуса

10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

(Для устранения неисправностей примус погасите)

Источник

Примус «Шмель-2». Устройство примуса

За основу взято скудное заводское Руководство по эксплуатации (шрифт чёрного цвета). Изрядно дополнено и переработано (шрифт синего цвета) . Снабжено соответствующими примерами из практики (зелёного цвета) . Оцените. Сообщите

Общие указания
Технические данные
Комплект поставки
Требования по технике безопасности
Устройство примуса

1. Общие указания

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.
1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.
1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.
1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения — по часовой стрелке.
1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.
1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.
Этот раздел мы оставим без комментариев, т.к. они будут рассмотрены ниже.

2. Технические данные

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях. Также им можно обогревать палатки (при малой и средней интенсивности горения во избежание перегрева). В былые времена использовался в спелеоэкспедициях для разогрева походного паяльника при приведении в порядок разлохмаченных тросиков на самохватах.
2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98). Если Вы заинтересованы в продолжительной эксплуатации примуса, то используйте более качественное и, главное, более чистое топливо. Длительное время остаётся практически как новый примус, работающий на этиловом спирте (для некоторых это звучит кощунственно, но зато топливо можно использовать и для других целей, для растирания, например). Также работают примуса и на авиационном керосине и ином топливе, что заметно снижает срок их эксплуатации . Одно время у нас примуса были дешевы, а бензин дороговат, мы же очень часто ходили в экспедиции и на тренировки в места, где дрова закончились ещё в XIV веке. У нас появился источник халявного авиационного керосина. Правда, для его разжигания требовалось несколько больше усилий, зато бесплатно. Примусов мы поубивали тогда кучу. Но экономически это было эффективно.
2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течение 3,5 — 5 часов. Интенсивного горения хватает, как правило, на 3 часа, а вот при слабом пламени примус может спокойно работать 7-8 часов и больше.
2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С. Двуногий же «чайник» (с руками не оттуда и с мозгами не там, где надо) закипает сразу при необходимости разжигать примус и кипит продолжительное время. Ну а если о закипании воды, то всё зависит от массы факторов — изначальная температура воды, температура воздуха, ветер, укрытие примуса, конструкция посуды, интенсивность горения, качество топлива, .
2.5. Масса незаправленного примуса без футляра — 1 кг.
2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от -30°С до +40°С. Доводилось работать и при более высоких температурах. Проблем не возникает, если соблюдать данную дополненную инструкцию.
2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм. Это больше зависит не от диаметра посуды, а от выбранного места установки примуса и постановки на него той самой посуды.

3. Комплект поставки

В комплект одного примуса входят:

Наименование Количество (штук)
Примус «Шмель-2» (рис. 1) 1
Футляр 1
Руководство по эксплуатации 1
Воронка 1
Коробка для ЗИП 1
Игла (10) 2
Прокладка предохранительного клапана 1
Прокладка обратного клапана (28) 1
Уплотнитель шпинделя (17) 1
Ниппель (9) 1
Кольцо поршня (29) 2
Кольцо насоса (22) 1
Ключ для замены иглы 1
Ключ управления со съемной рукояткой * 1

Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.
Сегодня комплект поставки зависит от того, сколько Вы платите. Причём цены последние 3-4 года выросли во столько же раз. Поэтому комплектность поставки Вашего примуса зависит лишь от Вашего желания раскошелиться.

4. Требования по технике безопасности

Запрещается:
— заливать бензин в горящий или неостывший примус;
— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;
— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;
— пользоваться примусом детям;
— использовать примус при обнаружении течи бензина.
Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.
О технике безопасности при эксплуатации примуса мы будем говорить подробнее в разделе эксплуатация. На самом деле таких правил очень много — целый кодекс.
Не могу промолчать относительно запрещения пользования примусом детям. Интересное правило. Но несправедливое. Лучше бы оно звучало так «Запрещается пользоваться примусом безголовым и безруким раздолбаям» . Я встречал массу очень молодых людей, которые прекрасно справлялись с примусом. Но ещё больше я знаю взрослых, которым в комплект к примусу надо прилагать значок «Заслуженный пиротехник«. На заре моего развития в туризме, когда я только начинал заниматься с детьми, при этом сам познавая азы всего этого, произошёл интересный случай. Мы впервые набрали в клуб семиклашек. Причём занятия я проводил с ними даже не на базе клуба, а в школе, где работал учителем географии. После естественного отбора, планировалось ввести выживших в клуб. Через месяц-полтора одна девчонка говорит «У меня есть братишка, пятиклассник, он тоже очень хочет заниматься. Он всё знает. Я ему после наших занятий всё рассказывала, всему учила. Заодно и сама повторяла». Ну ладно узлы. А как же надевание обвязки, эксплуатация и мелкий ремонт примуса. Ну не может человек, не видя этого ни разу, научиться. Так думалось мне. «Ладно, — говорю. — Если завяжет правильно все узлы, оденет обвязку и без запинок справится с примусом, запишем его». Завязал, надел, справился. Пришлось записывать. Так у нас появился Малява. (Из «Армии Трясогузки» — Не зови меня Малявкой, а зови меня Малявой). Так что хочется процитировать Э. Асадова:
В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.

5. Устройство примуса

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.
Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Она же является чашечкой, куда наливается или накладывается горючее при разжигании примуса. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки (ножки) 6 вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

1 — бачок; 2 — насос; 3 — клапан предохранительный; 4-горелка; 5-ветрозащитный кожух; 6-стойка (ножка); 7 — прокладка уплотнительная (чашечка).

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.
В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.
Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.
На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.
Конус (либо конус с шариком) 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.
В нижней части корпуса вложена сетка 19, служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

Рис. 2. Горелка (далее по тексту чаще — головка) :

8-корпус; 9-ниппель; 10-игла; 11 — отражатель; 12-колпачок; 13-гайка; 14-кольцо; 15-гайка; 16-шпиндель; 17-уплотнитель асбографитовый; 18-конус; 19-сетка.

5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо поршня 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад, т.к. при этом пупырышки не дают кольцу плотно прилечь к шайбе, и воздух легко проходит внутрь цилиндра.
Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°
На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень обратного клапана 27 и резиновая прокладка 28.
Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое уплотнительное кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

20-цилиндр; 21-шток; 22-резиновое уплотнительное кольцо насоса; 23-гайка; 24-гайка-барашек; 25-пружина; 26 — наконечник; 27-поршень обратного клапана; 28-резиновая прокладка обратного клапана; 29-резиновое кольцо поршня с пупырышками; 30-шайба.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.
5.5. Предохранительный клапан (рис. 4) состоит из пружины 31, поршня предохранительного клапана 33, в который устанавливается резиновая прокладка 34, обеспечивающие герметичное уплотнение бачка. Клапан закрыт пробкой 32.
При избыточном давлении в бачке 1 срабатывает пружина 31, открывая отверстие для сброса давления.

Рис. 4. Предохранительный клапан:

31 — пружина; 32 — пробка; 33 — поршень; 34 — резиновая прокладка

В этом разделе дополнить особо нечего. Единственное — это я более полно и правильно назвал некоторые детали. Что пригодится в дальнейшем, при рассмотрении правил эксплуатации и ремонта.
Также хотелось бы отойти от распространённого в рунете и заводской инструкции варианта обзывания «упаковки» примуса. Там его называют — футляр. На самом деле этот футляр сделан из алюминия и представляет собой прекрасный котелок на 2 литра и подкотельник (крышка футляра), который можно использовать как крышку, чашку и в др. целях, о чём подробнее в разделе «Эксплуатация».

Источник

Оцените статью