- Настраиваем проигрыватель виниловых дисков
- Сборка
- Все ли ровно?
- Изолируемся
- Под правильным углом
- Все на взвешивание!
- Ваш тонарм на нужном уровне?
- Помощники в настройке винилового проигрывателя, клемпы и маты, стробоскоп и тестовые пластинки (часть 2)
- Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа
- Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя
- Настройка проигрывателя по шаблону и обязательный стробоскоп
- Конверт конверту рознь
- Польза от тестовых виниловых пластинок
- Держим баланс музыки и техники
Настраиваем проигрыватель виниловых дисков
Сохранить и прочитать потом —
Проигрыватель винила с точки зрения конструкции выглядит непривычно для многих пользователей, начавших интересоваться Hi-Fi в последние лет 20. Именно им мы и адресуем эту публикацию, посвященную основным этапам настройки аналоговых вертушек.
Настройка проигрывателя винила – весьма вариативный процесс, который может меняться в случае различных моделей вертушек. По этой причине, ни в коей мере не претендуя на всеобъемлемость и академичность данного материала, мы решили сосредоточиться на общих этапах начальной регулировки недорогих проигрывателей. Ведь именно их чаще всего выбирают в качестве перовой покупки начинающие любители аналогового звука.
Сборка
Проигрыватели винила выпускаются в таком разнообразии конструкций и комплектаций, что дать один общий совет по первоначальной сборке только что купленной вертушки не представляется возможным. Поэтому ограничимся настоятельной рекомендацией – внимательно читайте прилагаемую к проигрывателю инструкцию, где подробно описан весь порядок действий. Согласны, в наш век Plug-and-Play устройств инструкция по эксплуатации может выглядеть как что-то устаревшее и не нужное, но уверяем вас, что в случае с проигрывателем винила это не так. Неправильная сборка или эксплуатация может привести к повреждению вашей драгоценной покупки, или, в лучшем случае, не позволит в полной мере насладиться ее звучанием. Некоторые наиболее продвинутые компании-изготовители выкладывают на YouTube видеоролики, в которых показан весь процесс сборки и настройки выпускаемых проигрывателей, и их также безусловно стоит посмотреть.
Хотя большинство проигрывателей винила поставляются уже укомплектованным всем необходимым для сборки, в наличии необходимых инструментов для осуществления этого процесса стоит убедиться перед его началом. Еще один важный совет – не спешите. Отведите на сборку достаточно времени для того, чтобы ее можно было выполнять обстоятельно и спокойно. Спешка – не лучший компаньон в работе с механическим устройством, многие конструктивные узлы которого можно легко повредить при небрежном обращении.
Но вот проигрыватель наконец-то собран, и настало время приступить к его настройке.
Все ли ровно?
Виниловая пластинка – довольно необычный по сегодняшним меркам музыкальный носитель. В частности, для наилучшего звучания ее поверхность должна быть расположена абсолютно горизонтально. Именно абсолютно, а не относительно пола, например, который в наших домах почти всегда имеет некоторый наклон. По этой причине, проигрыватель, установленный на столе, при всей своей внешней стабильности на самом деле будет иметь небольшой наклон (в пару градусов) в ту или другую сторону. Это плохо скажется на качестве звука, и поэтому проигрыватель необходимо выровнять. В самом наилучшем варианте сначала выравнивается стол или подставка, на которых установлена вертушка, а потом уже сам проигрыватель. Для контроля горизонтальности поверхности диска и опоры необходимо воспользоваться жидкостным или электронным уровнем – чем точнее будут его показания, тем лучше.
Изолируемся
Как мы уже не раз говорили, проигрыватель винила очень зависим от окружающего мира. Через иглу звукосниматель преобразует любые механические колебания в электрический сигнал, и эти колебания могут быть вызваны не только модуляцией звуковой дорожки пластинки, но и любыми внешними воздействиями. Другими словами, чтобы проигрыватель вырабатывал только музыкальный сигнал, его необходимо изолировать от внешних механических воздействий.
По этой причине наилучшим вариантом для установки вертушки будет полка, закрепленная в комнате на капитальной (внешней) стене. Специализированные полки стоят не дешево, но это весьма долговременная инвестиция, на которую стоит пойти. Выбирать конкретную модель необходимо, ориентируясь на ее грузоподъемность и размеры, которые должны соответствовать соответствующим параметрам имеющегося проигрывателя. Если размещение настенной полки в гостиной по каким-то причинам вам не подходит, то для установки проигрывателяg можем предложить другой вариант из серии «дешево и сердито». Вам потребуется две массивных плиты подходящего размера (например, две тротуарные плитки), между которыми нужно положить накаченную камеру от велосипедного колеса. Получится очень эффективная изолирующая опора для проигрывателя, хотя и не слишком эстетичная. Очень качественные и гораздо более привлекательные подставки выпускают, например, Pro-Ject и Avid. В качестве более доступной по стоимости, но почти такой же эффективной альтернативе фирменной подставке можно рассматривать виброизолирующие опоры.
Под правильным углом
Если вы покупаете проигрыватель с уже установленным и отрегулированным на заводе звукоснимателем, то все вышеизложенное вам не потребуется, но в случае самостоятельной установки звукоснимателя на тонарм необходимо убедиться в том, что он расположен под нужным углом. Хорошая новость состоит в том, что эту настройку не так уж сложно выполнить, но есть и плохая – для каждого проигрывателя она будет индивидуальной. Впрочем, еще один положительный момент состоит в том, что специальный шаблон (транспортир) для этой настройки можно совершенно бесплатно скачать в интернете. Главное, после скачивания шаблона не забудьте его распечатать в масштабе 100 %. Необходимо также учесть, что существует несколько систем настройки, так что вначале необходимо выяснить, какая из них используется для вашего тонарма и проигрывателя.
Различия между этими системами с точки зрения качества звука являются предметом оживленных дискуссий среди аудиофилов, однако правда состоит в том, что все они предлагают определенный компромисс с целью снижения искажений. Потратьте достаточно времени на правильную установку угла звукоснимателя, и вы будете вознаграждены качественным звучанием ваших пластинок, а также существенно продлите им «жизнь».
Все на взвешивание!
Одной из важнейших настроек проигрывателя винила является правильная установка прижимной силы картриджа, а так как обычно вертушки поставляются с отсоединённым грузом противовеса, то выполнить ее придется самостоятельно. Обычно усилие прижима иглы звукоснимателя к дорожке пластинки составляет около 2 грамм – очень небольшая величина, установить которую необходимо максимально точно и аккуратно.
Проверить настройку прижимной силы можно с помощью специальных весов. Это устройство имеет площадку, на которую опускается игла, после чего можно будет увидеть установленное усилие прижима. Весы стоят не слишком дорого, но они помогут максимально продлить срок службы иглы звукоснимателя и пластинок. Можно отметить, что обычно для звукоснимателей приводятся минимальное и максимальное значения усилия прижима – можно установить его в соответственно со средней величиной, а можно и поэкспериментировать, на ваш страх и риск, разумеется.
Ваш тонарм на нужном уровне?
В зависимости от конструкции этот параметр может и не регулироваться в вашей вертушке, но обратить на него внимание все равно стоит. В идеальном случае, при опускании иглы звукоснимателя на дорожку тонарм должен быть параллельным пластинке и от этого будет зависеть угол вертикального трекинга, или, сокращенно, VTA. В некоторых тонармах – например, у тонармов, выпускаемых Rega или Pro-Ject – высоту его опоры можно менять, и, тем самым, регулировать VTA при установке различных звукоснимателей.
Изменение вертикального угла между иглой и пластинкой в месте контакта (за счет поднятие или опускание тонарма) приводит к изменению характера звука на НЧ и ВЧ, а при его правильной установке звучание становится максимально сбалансированным. Очень часто в недорогих вертушках VTA уже установлен на заводе и не регулируется в тонарме, и тогда надо убедиться в том, что выбранный звукосниматель по своим размерам подходит для данной модели.
Последним этапом настройки проигрывателя винила является установка азимута – угла наклона иглы влево или вправо, если смотреть спереди на звукосниматель. При правильной настройке азимута эти углы будут равны нулю, то есть игла должна находиться строго перпендикулярно пластинке. Во многих проигрывателях начального уровня, поставляемых с уже установленным звукоснимателем, азимут уже должен быть отрегулированными как надо, и пользовательская настройка в них не предусмотрена. Тем не менее, визуальный осмотр правильности установки головки произвести все же стоит, и в случае, если выяснится, что игла картриджа не перпендикулярна поверхности пластинки, необходимо обратиться к продавцу вертушки.
Возможно, все вышеизложенное будет выглядеть довольно сложным для новичков, но на самом деле процесс настройки проигрывателя винила весьма логичен и не вызывает больших затруднений. Не торопитесь, наберитесь чуть-чуть терпения и не пропускайте ни одной мелочи. Большинство вертушек необходимо настроить только один раз, после чего они будут стабильно работать. В то же время разница в качестве звания между двумя одинаковыми проигрывателями, один из которых был настроен правильно, а другой кое-как, весьма значительна, и не в пользу последнего. Так что этому вопросу стоит уделить немного времени, и результат вас обязательно порадует.
Источник
Помощники в настройке винилового проигрывателя, клемпы и маты, стробоскоп и тестовые пластинки (часть 2)
Продолжаем разбираться с тем, что может понадобиться виниловоду на практике. В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок. Разбирая каждый исследуемый экземпляр, важно не столько понять его основные свойства, сколько принципы работы, и то, как выбрать не только наиболее качественные и удобные вещи, но и наиболее подходящие каждому пользователю.
Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа
Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.
Критерии оценки
Все или почти все представленные в тесте аксессуары, инструменты, или даже приборы мы собрали не самым привычным, но вполне объяснимым способом — просто пришли в магазин, где все это продается, и устроили «разграбление» витрин. Т.е. изучили все, с чем можно столкнуться в обычной жизни. По опыту мне все это знакомо, что-то лучше, что-то хуже, а пользовательские свойства каждого экземпляра нетрудно оценить на практике.
Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.
01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб.
02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб.
03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах.
04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного.
05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб.
Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.
Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя
Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.
Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.
01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб.
02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб.
03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб.
04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб.
05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб.
06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб.
07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб.
08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб.
09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork’n Rubber Mat — 2000 руб.
Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой. Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.
Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики. Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа.
Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.
Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.
Настройка проигрывателя по шаблону и обязательный стробоскоп
Настройка проигрывателя — важнейшая составляющая, от которой зависит, каким получится звук. Достаточно немного ошибиться с геометрией, и мало того, что звук станет хуже, но и пластинки будут изнашиваться сильнее при неправильном положении иглы в бороздке.
01. Инструмент для настройки Pro-Ject Align it — 6300 руб. Немного неудобный, но принцип работы правильный.
02. Полноразмерный стробоскопический диск Dynavox.
03. Маленький стробоскопический диск Scheu Analog — тоже работает, но с маленькими дисками все же лучше использовать лампу-стробоскоп.
04. Универсальный шаблон Tonar Schablone — 2300 руб. Немного перегружен, исполнение слегка небрежное.
С настройками лучше всего разбираться внимательно и постепенно. Разные тонармы настраиваются по-разному, какие-то очень просто, а с какими-то даже опытному виниловоду придется повозиться. К тому же разные головки по-разному критичны к погрешностям настроек. С инструментами для настройки дело обстоит примерно так же. Можно настроить проигрыватель по штатному, почти всегда входящему в комплект шаблону. Здесь результат зависит не только от навыков, но и от удобства и качества прилагаемого шаблона. В разных случаях погрешности могут различаться. Можно воспользоваться каким-то покупным шаблоном, благо что их немало: на разный вкус и за самые разные деньги. Вопрос в другом, шаблоном еще надо уметь пользоваться. Вдобавок разнятся степень удобства и качества моделей.
На практике же, кроме самого простого варианта, о котором я уже упомянул, и помощи профессионального настройщика, можно выбрать два пути. Или более-менее подробно разобраться, как вообще строится вся эта геометрия, как определяется математически положение головки, углы, и что как и на что влияет, или же можно выбрать наиболее подходящий для ваших задач шаблон, уже проверенный и опробованный другими аудиофилами, и освоить настройки с его использованием. Первый, более вдумчивый вариант, конечно, предпочтительнее. Как минимум вы будете понимать взаимосвязи и исходя из этого сможете настраивать разные системы, определять, что и где не так и почему. Второй вариант — простой и утилитарный, но при аккуратной и точной работе с настройками и со звуком все будет в полном порядке.
На практике по возможности лучше выбирать универсальные, не самые примитивные, но и не перегруженные шаблоны. Если шаблон позволяет выставлять заход иглы, это всегда плюс, если есть возможность настроиться как по расчетам по методике Baerwald, так и по Lofgren или по Stevenson, тоже плюс. Можно вникнуть в суть этих настроек, а можно на слух прикинуть, а как же получилось лучше. Использовать какие-то дополнительные инструменты, например зеркальце или сетку, нанесенную на прозрачный брусочек, для настройки азимута, высоты, тоже можно, и чаще даже нужно, эти вещи облегчают процесс и делают результаты точнее. Правда, если не разобраться подробно, есть одна закавыка — как самому быть уверенным, что все действительно сделано правильно и работает именно так, как должно? Поэтому еще раз повторюсь, время и силы, потраченные на разбор теории, совсем не лишние. Впрочем, кое-что проверить все же можно, и тут нам могут помочь тестовые пластинки.
Со стробоскопами все очевидно — стробоскоп должен быть. Пусть самый простой, но должен. Даже если аппарат имеет систему стабилизации скорости, ее стоит проверять иногда. Если же есть регулировка, тем более. Маленький стробоскопический диск — это необходимый минимум. Полноразмерный — удобнее. Если в комплекте есть специальная лампа, так это еще лучше. Если же лампы нет, стоит помнить, что все стробоскопические диски работают при освещении с частотой 50 Гц (или увеличенной, специальная лампочка с частотой 300 Гц будет давать более отчетливую картину), и что-то измерить, например, при дневном свете не получится.
Конверт конверту рознь
Эта тема немного выбивается из общего контекста, но я решил включить ее вот почему — во-первых, от того, как хранится пластинка, будет зависеть количество пыли и статики на ней, кроме того, повреждений может быть больше или меньше. А во-вторых, за конвертами обычно идут или в тот же магазин, куда за всем прочим.
01. Конверты Goldring Extatic Record Sleeves — 2600 руб за 25 штук.
02. Конверты из бумаги со вставкой из пленки. Цена может сильно различаться, удобство же зависит от материалов и исполнения.
03. Пакеты из пленки Nagaoka Anti-static record sleeves No102 — 1650 руб за 50 штук. На мой взгляд, тонковаты, мнутся часто.
04. Mobile Fidelity Original Master Record Sleeves — 1800 руб за 50 штук. По моему опыту — наиболее удобные конверты.
Внешние конверты я не буду рассматривать, они просто должны быть качественными, хорошо садиться, а с клапаном и заклейкой или без, решайте по вкусу и по ситуации. Внутренние же конверты — тема более сложная. Казалось бы, чего там, но нет. Конверт должен быть и надежным, и удобным, и легко убираться и извлекаться, и антистатическими свойствами обладать. Выбор обычно есть — и просто бумажные конверты, совершенно бесполезные по всем свойствам, однако почему-то продающиеся, и всевозможная пленка, и их сочетания. Пленка удобна только тогда, когда она не совсем тонкая и не сминается от любой манипуляции. Самые удобные конверты — сочетание пленки и армирующей ее бумаги. Казалось бы, мелочь, но все как раз и состоит из мелочей, и мелочей важных.
Польза от тестовых виниловых пластинок
Сейчас тестовые пластинки — вещь весьма распространенная, приобрести их несложно, только на практике часто возникают два вопроса. Первый: какую именно пластинку выбрать? Второй: какие из ее возможностей использовать и как?
Что такое по сути тестовая пластинка? Виниловый диск, на котором записаны тестовые сигналы, есть специализированные дорожки для определения параметров настройки или их регулировки. Также есть диски, например, с пустыми участками (просто гладкие поверхности). Обычно каждый производитель сопровождает свое издание подробной инструкцией, хотя инструкции эти не всегда на русском языке, а для кого-то это может оказаться очень критично — те же автопереводчики с такими техническими текстами справляются весьма посредственно. Но если задаться целью, почти по каждому изданию можно что-то найти в сети. Также стоит помнить, что, когда вы изучите все потенциальные возможности тестовых дисков и выберете желаемые параметры, не факт, что все-все удастся найти на одном издании — ведь набор треков и возможностей на разных пластинках разный.
01. Cardas Frequency Sweep and Burn-in Record — 1600 руб. Неплохой диск, но не универсальный.
02. Image hifi Vinyl Essentials — 2200 руб.
03. Hi-Fi News Analogue Test LP — 2650 руб. Одна из самых удобных тестовых пластинок, да и комплект хороший — кроме пластинки, есть еще несложные шаблоны в комплекте.
04. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP — 2400 руб.
Попробую обобщить, что же может понадобиться на практике. Самые базовые возможности, почти всегда это первые треки на первой стороне — определение правильности поканального подключения и правильности фазы. Да, и то и другое проверять стоит, на практике ошибки не так уж редки. Следующая очень удобная возможность — измерить резонансные частоты конкретного тракта, именно вашей головки на вашем тонарме. Не секрет, что далеко не все производители тонармов указывают эффективную массу и не все головки снабжены данными о податливости иглодержателя. А именно эти значения в сочетании с массой головки и дадут значения резонансных частот, и проверить, попадаете ли вы в допустимый диапазон, или нет, может быть, что-то стоит скорректировать, определиться с выбором головки, если имеющаяся никак не подходит, — вот все это позволяет сделать всего пара тестовых треков на пластинке. Исключительно полезная функция.
Что еще может пригодиться? Дорожки для настройки антискейтинга, точнее для измерения правильности его настройки, и нулевые «лаковые» дорожки. Ими можно пользоваться также для настройки и положения головки и антискейтинга, только делать все это не на слух, а на глаз. И если настроить геометрию можно и при помощи шаблона, то в отношении антискейтинга, при разных особенностях тонарма, головки и ее иглы, более информативным может оказаться или один, или другой способ. Это основные возможности, но предлагаемых треков на пластинке обычно больше десятка, и при желании можно освоить использование их всех, если в том есть необходимость и есть уверенность, что все полученные данные вы сможете правильно интерпретировать.
Держим баланс музыки и техники
В двух частях теста удалось охватить приличное количество типов и видов виниловых аксессуаров, но еще раз повторюсь, это малая толика того, что есть на рынке. Иногда можно встретить очень экзотические разработки, как по конструкции, так и по цене. А если прибавить к этому все то, что выпускалось в прошлом, тема получается из разряда «объять необъятное». Но это-то как раз на практике и не нужно. Искать лучшее, перебирать бесконечные варианты — только если интересен сам процесс, а результатами можно пренебречь. Такой подход имеет право на существование, ведь каждый выбирает себе собственные составляющие увлечения. На практике же многим важнее не искать абстрактно лучшее, а найти свое, оптимальное, удобное по функционалу и подходящее по цене, да к тому же и доступное для приобретения. И хотя каждый сам определяет желаемую «степень погружения», я бы не советовал погружаться совсем-совсем глубоко, ведь основное в нашем случае — пластинки и музыка, на них записанная. И так же, как в отношении техники, этот баланс стоит соблюдать, не распыляясь на все и сразу.
Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.
Источник