Как настроить процессор эффектов для вокала

Настройка компрессора

Здесь представлены приблизительные настройки компрессора под разнообразные музыкальные задачи (Можно назвать это пресетами). Если Вы не искушены в использовании компрессора, то можете опробовать все эти настройки. Попробовали? — идите дальше! Экспериментируйте, ищите звук, который Вы хотите получить. Компрессор — очень важный и нужный инструмент, но обращаться с ним надо с умом.

Вокал

SOFT — Легкая компрессия. A low ratio setting for ballads allowing a wider dynamic range. Отлично подходит для «живого» вокала. Эта настройка позволит «посадить» вокал в микс.

Threshold Ratio Attack Release
-8.2dB 1.8:1 0.002mS 38mS

MEDIUM — Средняя компрессия. More limiting than preset 1 for a narrower dynamic range. It moves the vocal more up front in the mix.

Threshold Ratio Attack Release
-3.3dB 2.8:1 0.002mS 38mS

SCREAMER — Для громких вокалистов. Fairly hard compression for a vocalist who is ‘on’ and ‘off the microphone a lot. It puts the voice ‘in your face’.

Threshold Ratio Attack Release
-1.1dB 3.8:1 0.002mS 38mS

Перкуссия

SNARE/KICK — Allows the first transient through and compresses the rest of the signal giving a hard snap up front with a longer release.

Threshold Ratio Attack Release
-2.1dB 3.5:1 78mS 300mS

L/R (Stereo) OVERHEAD — A low ratio and threshold gives a ‘fat’ contour to even out the sound from overhead drum mics. Low end is increased and the overall sound is more present and less ambient. More ‘boom’ less ‘room’.

Threshold Ratio Attack Release
-13.7dB 1.3:1 27mS 128mS
Читайте также:  Как настроить мой личный кабинет мегафон

Fretted

Бас электрический — A fast attack and slow release to tighten up the electric bass and give you control for more consistent level.

Threshold Ratio Attack Release
-4.4dB 2.6:1 45.7mS 189mS

Акустическая гитара — This setting accentuates the attack of the acoustic guitar and helps maintain an even signal level keeping the acoustic guitar from disappearing in the track.

Threshold Ratio Attack Release
-6.3dB 3.4:1 188mS 400mS

Электрогитара — Настройка для ‘crunch’ электрической ритм-гитары. A slow attack helps get the electric rhythm guitar up close and personal and gives punch to your crunch.

Threshold Ratio Attack Release
-0.1dB 2.4:1 26mS 194mS

Клавишные

Фортепиано — A special setting for an even level. Designed to help even up the top and bottom of an acoustic piano. Helps the left hand be heard with the right hand.

Threshold Ratio Attack Release
-10.8dB 1.9:1 108mS 112mS

SYNTH — Fast attack and release for synthesizer horn stabs and for bass lines played on a synthesizer.

Threshold Ratio Attack Release
-11.9dB 1.8:1 0.002mS 85mS

ORCHESTRAL — Use this setting for string ‘pads’ and other types of synthesized orchestra parts. It will decrease the overall dynamic range for easier placement in the mix.

Threshold Ratio Attack Release
-3.3dB 2.5:1 1.8mS 50mS

Stereo

Стерео лимитер — Just as the name implies. A hard limiter setting (brick wall) ideal for controlling level to the 2 track mixdown deck or stereo output.

Threshold Ratio Attack Release
-5.5dB 7.1:1 0.001mS 98mS

CONTOUR — A contoured setting for use on the stereo output to fatten up the mix.

Threshold Ratio Attack Release
-13.4dB 1.2:1 0.002mS 182mS

Effects

SQUEEZE — Компрессия для сольных треков, особенно подходит для соло электрогитары. It gives you that glassy ‘tele/strat’ sound. A true classic.

Threshold Ratio Attack Release
-4.6dB 2.4:1 7.2mS 93mS

PUMP — Make the Blue Max ‘pump up the prime’. A setting for making the compressor pump in a desirable way. This effect is good for snare drum to increase the length of the transient by bringing the signal up after the initial spike. Very contemporary.

Threshold Ratio Attack Release
0dB 1.9:1 1mS 0.001mS

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора

Источник

Обработка вокала: чтобы ваш голос сиял

Ведущий вокал, конечно же, является основным элементом большинства поп-музыки. Это делает его ключевой частью всего микса. Чистая запись голоса должна производиться с помощью высококачественного студийного (конденсаторного) микрофона в подходящем месте. Это неплохая отправная точка, но даже безупречные вокальные аудио записи могут совершенствоваться, пройдя соответствующую обработку. Часто это будет незаметно, но, как и во многих других аспектах микширования, дьявол кроется в деталях. Вот несколько практических советов по использованию VST эффектов для улучшения вокальной партии.

Питч: Корректируем высоту тона

Предполагается, что опытным вокалистам не потребуется корректировать высоту звука. Здесь продюсер на слух решает, что качество может быть улучшено. Профессиональные плагины коррекции питча (AutoTune, Melodyne и другие) могут автоматически выровнять фальшивую голосовую дорожку. Это действительно полезно, но надо знать о нескольких вещах.

  • Любой подключаемый модуль коррекции высоты звука должен быть помещен в первый (верхний) слот микшера. Ему нужно преобладать над любыми другими эффектами, чтобы работать лучше с чистой, необработанной версией сигнала. Это обеспечит более прозрачное исправление высоты тона.
  • Хотя редактирование питча можно применить ко всей дорожке, иногда это «излишне исправляет» красивые вокальные приемы. Злоупотребление, например, может испортить орнаментные блюзовые ноты, в которых неровности и тоновые отклонения обязательны. В конечном итоге исполнение окажется чрезмерно «ровным» и «плоским». Исходя из этого, применять обработку следует только там, где она действительно необходима, а не в большей части трека.
  • Если вы корректируете высоту звука с помощью пресловутого эффекта AutoTune, то знайте, что он активно используется. Его задействуют очень многие, порой даже избыточно, в течение многих лет. Внимательные слушатели могут отрицательно отреагировать на очередное повторение. Возможно, лучше всего будет использовать эффект разумно или придумать что-то оригинальное.

Эквализация

Вокальная партия, записанная на хороший студийный конденсаторный микрофон, не требует тонны эквалайзера. В идеале она может вообще не нуждаться в эквализации. Более эффективным здесь может оказаться выбор правильного микрофона для определённого типа пения. Наши уши настолько точно настроены на нюансы человеческого голоса, что даже маленькая порция эквалайзера способна иногда немного «законсервировать» пение вокалиста. Просто старайтесь всячески избегать чрезмерную обработку.

Конечно, в контексте музыкальной композиции может потребоваться небольшой тонкий эквалайзер. В зависимости от используемого микрофона какой-то подъем в диапазоне 5–10 000 привнесёт незначительного присутствия. Это позволит вокалу немного преобладать над остальными дорожками. Пары дБ может быть достаточно, тем более что многие высококачественные студийные микрофоны уже содержат этот вид тонкого усиления присутствия.

Особым испытанием для эквалайзера окажется вокальная дорожка, записанная вживую, посредством сценического микрофона, такого как SM58 / 57. Получаем комбинацию менее воздушных верхних частот динамического сценического микрофона и усиления НЧ. Это результат эффекта близости (когда направленный микрофон находится близко ко рту певца). Здесь может потребоваться небольшая поправка эквалайзером. Широкий провал на несколько дБ в низких частотах примерно на 200 Гц помогает убрать излишне басовый тон. Рекомендуется поднять ползунки в диапазоне 10K+, что добавит немного приятной атмосферы. Не стоит ожидать, что это приведет к идеальным ВЧ и прозрачности, подобно студийным конденсаторным микрофонам.

Компрессия

Сжатие неоднократно используется в вокале, ведь многие исполнители имеют излишне широкий динамический диапазон. Лучшие певцы берут его на вооружение для создания драматического музыкального эффекта. Стоит помнить, что обширные колебания уровня в миксе могут сделать вокал слишком громким или чересчур мягким в разных частях песни. Это зависит от динамики минусовки. Компрессия может сохранить тональность и музыкальный эффект более агрессивного или более непринужденного пения, выровняв реальный уровень громкости. Чаще всего это сглаживание должно быть четким. В единичных ситуациях звучание голоса намеренно сжимают для придания «театрального» музыкального эффекта. Это полезно только тогда, когда такая обработка соответствует песне / музыкальному стилю.

Есть несколько способов добиться стабильной вокальной компрессии. Если уровни певца преимущественно равны, но случайное слово или фраза выскакивает слишком сильно, порог компрессора можно установить на более высокое значение, с большим соотношением (6:1, 8:1). Так вы сможете ограничить уровень только этих битов. В остальных случаях можно «ровнять» на пониженных значениях регулятора Ratio (3:1, 4:1). Таким образом сжатие будет применяться на всех уровнях. При втором подходе наиболее громкие отрезки исполнения все равно будут сжаты сильнее, чем более тихие фразы. Общее выравнивание может быть значительно тоньше. Нередко использование двух компрессоров последовательно, как указано выше, для управления различными аспектами детализации.

Конкретные настройки компрессора сильно зависят от его типа и внутреннего алгоритма, который он использует для определения уровня и применения изменения усиления. Многие микшировщики порекомендовали бы оптический компрессор для вокала, такой как знаменитый Teletronix LA-2A. Можно также выбрать что-то среди программных эмуляций (VST плагинов), которые имеют несколько элементов управления для упрощения использования. Большинство таких эффектов могут предоставить множество желаемого сжатия / выравнивания. Они подойдут для превосходного общего контроля уровня в миксе, не делая вокал действительно сжатым.

Время и пространство

Конечно, для вокала обычно используются эффекты, основанные на времени. Самыми популярными из них являются реверберация и задержка. Все слышали, как пение в ванной делает голос полнее и эпичнее благодаря атмосфере помещения и его отражающим поверхностям. В то время как в некоторых музыкальных жанрах требуется относительно сухой фронтальный ведущий вокал, в большинстве случаев небольшая реверберация или окружающая среда добавляют голосу приятную глубину. Однако чрезмерное его использование может отодвинуть вокал на задний план микса, поэтому очень важно грамотно сбалансировать звучание. Изредка добавление небольшой задержки перед началом реверберации может предотвратить ненужное искажение голоса. Это позволяет использовать больше реверберации, не делая вокальный звук очень отдалённым. Такой параметр можно найти в некоторых продвинутых ревербераторах типа Giant Verb (обычно обозначается как Pre-Delay).

Современные VST плагины реверберации предоставляют множество типов этого эффекта. Для более тонкой атмосферы хорошим выбором станет пресет небольшой комнаты. На определённых вокалах будет уместно применение имитации старого механического устройства с подвешенными металлическими пластинами (Plate). Это сделает ваши голосовые аудио записи красивее и ярче.

Помимо реверберации, иногда добавляется дискретная задержка (эхо). Она помогает придать вокалу небольшую глубину, не помещая его полностью в искусственное пространство. Классическая версия этого эффекта называется Slap Echo. Обычно это запаздывание в 100–150 миллисекунд или около того, часто синхронизированная с темпом песни. Обратная связь может быть добавлена для повторяющихся эхо. Многие плагины Delay / Echo умеют воссоздавать звучание старых аналоговых (аппаратных) устройств. Они зачастую обладают более теплыми задержками, имитирующими высокочастотные потери в лентопротяжных механизмах или схемах типа «Bucket Brigade». Это создаст более утончённый тон эхо-эффекта.

Удвоение

Очень короткие задержки (около 15-20 миллисекунд) можно использовать для имитации двух или более вокалистов, поющих вместе одну и ту же партию. Вокальная дорожка дублируется, на копию накладывается Delay-эффект, и оба смешиваются вместе. Без банального эха сдвоенная вокальная партия часто имеет более полную и богатую тональность. Такое удвоение принято называть ADT (Artificial Double-Tracking). В аналоговую эпоху это первоначально было сделано с помощью дополнительного магнитофона, проигрывающего задержанный (дублированный) сигнал. Некоторые современные плагины имитируют тёплый, насыщенный характер удвоения на магнитной ленте. Иногда минимальное тонкое смещение высоты тона сочетается с дублированием, когда копии со смещенным питчем панорамируются в стороны для получения чуть более обширного вокального образа.

Xtra FX

Хотя при записи вокала традиционно избегают искажения, можно прибавить небольшое преднамеренное ухудшение, чтобы придать вокалу более агрессивный тембр. Это может быть имитация насыщенности ленты или даже Robovoice, если использовать плагины искажающих гитарных усилителей. Чтобы сохранить разборчивость, необходимо смешивать чистый вокал с небольшим количеством искаженного, обработанного голоса. Это обеспечивает максимальное наложение без ущерба для основного вокального звука.

Вершина айсберга

Конечно, это был лишь базовый этап некоторых стандартных техник настройки и улучшения вокальных треков. Отдельно выбранные эффекты и то, как они работают в конкретном миксе, было бы подходящей темой для более глубокого обсуждения. Надеюсь, этот беглый взгляд укажет начинающим битмейкерам и аранжировщикам интересные направления для творчества.

Источник

Оцените статью