Настраиваем звучание аудиосистемы под себя с ресиверами Pioneer
Приветствуем всех на канале « Pioneer. Рождённый звучать»! Сегодня мы с вами познакомимся с настройками звука головных устройств и разберём, с помощью каких инструментов можно сделать звучание еще более качественным и приятным именно вам.
Восприятие звука
Звучание аудиосистемы – дело сугубо личное, субъективизм в чистом виде, который зависит от множества факторов. Людям в возрасте чаще всего не хватает высоких частот. Некоторым слушателям нравится объемное звучание, хочется, чтобы было больше баса, другим подавай выраженные средние частоты, яркий вокал – люди разные, вкусы разные, и это совершенно нормально. Производители головных устройств не могли не учесть особенности человеческого слуха при проектировании современных ресиверов, почти в каждом так или иначе можно настроить звук.
Но не биологией единой. Чаще всего персонализация аудиосистемы зависит от предпочитаемых слушателем жанров. Наряду с этим из-за особенностей распространения звуковой волны в автомобилях и частотного разделения «задач» для каждого динамика пользователю просто необходима возможность «подгонки» аудиосистемы под автомобиль. Основные популярные настройки – несколько убавить верхние частоты, так как твитеры обычно висят с среднечастотниками на одном канале. Последнее делается при явной «перегрузке» динамика либо чтобы избавиться от паразитных вибраций плохо подготовленной двери. Несмотря на относительную простоту этих настроек, у многих они могут вызвать затруднения. Если вы из их числа – не расстраивайтесь, в специальных студиях вам помогут с настройкой.
Ну, а если хотите поэкспериментировать сами, мы вам в этом поможем. Настраивать «головы» Pioneer можно как с самого устройства, так и через специальные приложения для гаджетов на Google Android и Apple IOS . Современная жизнь без смартфона уже невозможна, поэтому неудивительно, что большинству удобнее взаимодействовать с магнитолой через экран смартфона, получая некое окно в ресивер. В этом помогут такие приложения, как Pioneer Smart Sync , Pioneer ARC (приложение для настройки базовых 1 DIN ресиверов, а также магнитол серии High Power – MVH-280FD / DEH-4800FD) и Sound Tune (специальное приложение для настройки процессора DEQ-S1000A или DEQ-S1000A2). Настраивать со своего смартфона намного удобнее, тем более что в линейке ГУ Pioneer присутствуют устройства без экрана. Теперь подробнее про сами настройки.
Кроссовер
В статьях на нашем канале уже упоминалось, что диапазоны частот у автомобильных динамиков разные: сабвуфер играет в среднем от 30 до 80 Гц, низкоиграющий среднечастотник – от 100 Гц до 4.5-5 кГц, а твитеры – от 6 кГц без ограничений сверху. По умолчанию с головного устройства на межблочные выходит полная полоса частот, никакими фильтрами не ограниченная. Разделить частоты между выходами RCA поможет цифровой кроссовер.
Благодаря встроенному в ресивер звуковому процессору (DSP – digital signal processor) мы получаем доступ к такой функции, как развитый кроссовер. Именно он фильтрует отдельные частоты для каждой пары RCA выходов. В головных устройствах встречаются два варианта частотных фильтров: ФНЧ и ФВЧ, или, в английском варианте – LPF и HPF. Фильтр нижних частот (ФНЧ) – пропускает всё, что ниже частоты среза, наряду с ним фильтр верхних частот (ФВЧ) – пропускает всё, что выше частоты среза. Под крутизной спада обычно подразумевают порядок фильтра: 1-ый -6 дБ/окт, 2-ой -12 дБ/окт, 3-ий -18 дБ/окт, 4-ый -24 дБ/окт и т.д. Несмотря на то, что кроссовер цифровой, всё равно нельзя резко отсечь полосу на нужной частоте, фильтры режут полосу с небольшим спадом. Чем спад круче – тем выше порядок фильтра. Процессором оснащены 1 DIN ресиверы MVH-S520BT / DEH-S520BT и мультимедийные системы серии Z.
Пользователь может в любой момент изменить частоту среза прямо с магнитолы или экрана своего телефона, используя фирменное приложение Pioneer Smart Sync или другое.
Временные задержки
Еще одна прекрасная настройка – временные задержки, позволяющие компенсировать расстояния от динамиков до ушей слушателя с целью уменьшить локализацию источника звука. Грубо говоря, при правильном применении этой настройки слушатель не должен понимать, какой именно динамик играет в данный момент. Создаётся ощущение, которое можно испытать в правильно подготовленном концертном зале, где музыка звучит буквально отовсюду, а не откуда-то конкретно.
Настройка очень легкая, есть предустановленные параметры, от пользователя требуется указать, где расположен руль в его машине (левый или правый) и расстояние от ушей пользователя до каждого динамика. Дальше система сделает всё автоматически, можно «поиграть» с параметрами вручную, если вас не устроит полученный автоматически результат. Ещё одна очень классная функция, доступная благодаря применениям мощных алгоритмов ЦОС. Данная настройка в ГУ Pioneer доступна в большинстве моделей, начиная со среднего ценового сегмента.
Даже в головных устройствах без поканального подключения акустики можно настроить временные задержки, например, мультимедиа MVH-A210BT или бездисковый ресивер 1 DIN MVH-S420BT.
Эквалайзер
Эквалайзер нужен прежде всего для корректировки амплитуды сигнала на выбранной частоте. Бывает, что вы слушаете любимую композицию, но где-то на верхах какая-то частота начинает серьезно выпирать, хотя ваша аудиосистема настроена корректно. Это связано с отсутствием общего стандарта, обязывающего звукозаписывающие студии сводить свои продукты к единому эталонному значению. В этой ситуации вам поможет цифровой эквалайзер. Важно понимать, что эквалайзер требуется настраивать именно вниз, дабы не создавать пик амплитуды сигнала, известный как клип или квадрат, когда верхушка синусоиды срезается, сопровождаясь большим наброском мощности. Это может даже вывести динамик из строя.
В 1DIN ресиверах Pioneer начального уровня, например, MVH-S120UB , вы получаете 5-полосный эквалайзер. В моделях продвинутого уровня полос эквалайзера уже 13. В приложении Pioneer Smart Sync расширяется число полос эквалайзера аж до 31-ой, например, в MVH-S520BT, DEH-S320BT и SPH-10BT, про последнюю, кстати, вы скоро узнаете.
Если говорить о мультимедийных системах, то в базовой серии G (например, DMH-G121, AVH-G210BT) эквалайзер уже 7-полосный.
Источник
Звуковой процессор Pioneer DEQ-S1000A
Компактный универсальный звуковой процессор DEQ-S1000A разработан для улучшения качества звучания штатной аудиосистемы без замены головного устройства и изменения вида салона. Все, что нужно после инсталляции, — это смартфон с установленным бесплатным приложением Pioneer Sound Tune, который поможет осуществить все настройки.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ
Современные штатные головные устройства всё чаще увязаны с другими системами автомобиля настолько тесно, что удалить или заменить их невозможно уже физически – не лишаться же парктроников или кондиционера ради любви к чистому звуку? Ситуация эта существует уже не первый год, и для её решения многие фирмы предлагают профессиональные процессоры-интеграторы. Их задача – получить сигнал от штатного источника, обработать его и передать на дополнительные внешние усилители. Поскольку возможности профессиональных звуковых процессоров заложены «на вырост», они зачастую избыточны. Это оправдано для дорогих профессиональных систем, но отражается на стоимости процессоров и препятствует их широкому применению.
Для решения рядовых задач вполне можно отказаться от редко используемых функций – тогда устройство имеет все шансы стать массовым. И такое демократичное решение предлагает Pioneer.
Хотя процессор очень компактный (его габариты 170 х 40 х 95 мм), его возможности лишь незначительно уступают профессиональным моделям, и более чем достаточны в большинстве случаев. При этом прослеживается чёткая ориентация на апгрейд штатных систем: входы высокого уровня и встроенный усилитель «магнитольного» типа. Не возбраняется использовать его и с внешними усилителями – для этого предназначен полный набор линейных выходов с выходным напряжением до 4 В.
По ряду функций процессор – очевидный наследник головных устройств Pioneer, отличается только интерфейс. Он целиком перенесён в приложение к смартфону, причём оставлены только «процессорные» функции, отсутствующие в штатных головных устройствах – кроссовер, задержки, эквалайзер и пространственные эффекты. Последние, кстати, по непонятным причинам отсутствуют в профессиональных процессорах – хотя в условиях автомобиля имитация пространства заметно обогащает звучание. Так что засчитаем это в достоинства DEQ-S1000A первым пунктом. Но далеко не последним…
В комплект поставки входит сам процессор, выносной датчик дистанционного управления, пульт-«орешек», кабель для подключения питания и акустики, провод для подключения к датчику стояночного тормоза (или к «массе», что вероятнее), удлинитель USB и кронштейны для крепления.
Все соединения расположены с одной стороны корпуса. Слева направо: колодка питания и акустики, разъём датчика стояночного тормоза, три пары линейных выходов, линейный вход, вход датчика дистанционного управления (minijack) и разъём USB с током нагрузки до 1,5 А. Правее – кнопка перезагрузки и индикатор включения
Один переключатель на дне корпуса позволяет выбрать конфигурацию системы: стандартная (фронт-тыл-сабвуфер) или сетевая (поканальная). Соответственно изменяется и назначение линейных выходов и выходов встроенного усилителя. Второй переключатель назначает вход для сигнала штатного ГУ (высокого уровня или RCA)
Временной цикл и структура обработки сигнала в процессоре максимально оптимизированы, полностью устраняя искажения сигнала, связанные с джиттером, двухъядерный DSP с разрядностью 48 бит обрабатывает цифровые сигналы без потери качества. Микросхема усилителя с максимальной выходной мощностью 4 х 50 Вт смонтирована на радиаторе
СОФТ И НАСТРОЙКА
Программное обеспечение собственной разработки, с неплохо продуманным графическим интерфейсом. Это бесплатное приложение Pioneer Sound Tune, оно существует в двух вариантах – под iOS и Android не ниже пятой версии, и уже доступно для загрузки на AppStore и GooglePlay. После установки приложения и подключения к процессору предлагается зарегистрировать в нём автомобиль (марка, модель) и расположение руля. В будущем будет возможно подключиться к базе данных типовых настроек, создаваемой пользователями – но на момент тестирования я был всего лишь третьим человеком, установившим приложение, так что не стоило и пытаться.
Пробежимся по позициям пользовательского меню.
Приложение анализирует содержимое смартфона и формирует список композиций с различными вариантами выборки. Сортировка идёт по алфавиту.
Во второй позиции задаются настройки звукового эффекта Todoroki. Это динамическая тонкомпенсация, усиливающая низкочастотные составляющие сигнала. Тональный баланс выравнивается в соответствии с физиологией слуха и установленной громкостью
Третья позиция – эквалайзер. Семь предустановленных вариантов коррекции и два пользовательских, к которым мы вернёмся чуть позднее. Четвёртая позиция – воссоздание акустической атмосферы определённого типа за счёт управляемой реверберации
Пользовательскую АЧХ можно нарисовать одним росчерком пальца (чуть не написал –пера) по экрану. Эквалайзер пользовательского режима 31-полосный, если нажать на экранную кнопку «Точная настройка», то экран «растягивается»
Здесь можно подрихтовать АЧХ уже с точностью до десятых долей децибела
Но, как в хорошем детективе, всё самое интересное – в конце. Последняя позиция меню на самом деле первая, с нее нужно начинать. Это выбор источников сигнала, вход в настройки фильтров и задержек, и даже – режим автоматической настройки процессора по измерительному сигналу. Причём отдельный измерительный микрофон не обязателен, можно использовать и микрофон смартфона. Но в отсутствие микрофона (и машины, кстати, тоже – затаскивать её в лабораторию показалось слишком утомительным занятием) будем все регулировки делать вручную.
Маршрутизатор позволяет выбрать источник сигнала и откалибровать уровни
Для стандартной конфигурации (с широкополосным усилением) предлагается на выбор пять вариантов размещения акустики. Выбор не всеобъемлющий, но отсутствующие варианты (задняя полка, торпедо) с некоторой натяжкой можно свести к имеющимся
Для поканальной конфигурации предлагается только два варианта: с сабвуфером или без
В зависимости от выбранной конфигурации системы и расположения динамиков рядом с каждым на мнемосхеме выводятся установленные значения частот среза фильтров, уровней сигнала и задержек – по выбранной в отдельном меню позиции слушателя. Естественно, конфигурацию системы нужно задать переключателем до запуска программы.
Хотя в настройках я регистрировал автомобиль с левым расположением руля, программа почему-то нарисовала мне «японку»… Чтобы добраться до фильтров и задержек, нужно в правом нижнем углу экрана коснуться символа в виде трёх регуляторов, напоминающего эквалайзер. Почему именно такой символ – наверное, пиктограмма показалась удачной
Вот так выглядят экраны кроссовера для стандартной (двухполосной) конфигурации…
… а так – для сетевой (трёхполосной)
Значения условные, но близкие к среднестатистическим. А что из этих картинок получилось в действительности – увидим в разделе «Измерения».
Как обычно, для измерений был задействован безотказный комплекc CLIO. Искажения на линейном выходе при номинальном выходном сигнале с уровнем 1 В не более 0,005%, это на уровне погрешности измерений. При увеличении сигнала на выходе до максимального значения 4 В искажения возрастают до паспортных 0,01%, и при малейшей перегрузке мгновенно подскакивают до единиц и десятков процентов. Так что здесь лучше без фанатизма, два-три вольта на выходе будет в самый раз, и на помехозащищённости это никак не скажется. Отношение сигнал/шум по паспорту 105 дБ, ниже предела чувствительности приборов.
Теперь займёмся частотными характеристиками. Заявлена полоса пропускания 10 Гц-20 кГц по уровню -1 дБ. Верхняя граница подтвердилась, выше 20 кГц как будто топором отрубили (на 22 кГц уже -16 дБ). Снизу полоса пропускания начинается чуть ли не от постоянного тока – сравните графики настроек эквалайзера.
Чтобы не плодить иллюстрации, графики подобраны в пары «по родственному». Все заводские предустановки реализованы на платформе 13-полосного эквалайзера –сосчитайте «горбы» на третьей паре графиков. Для пользовательских настроек уже применяется 31-полосный эквалайзер, на нижнем графике воспроизведена АЧХ, заданная ранее «росчерком пальца»
В стандартном режиме частота и крутизна среза ФНЧ сабвуфера и ФВЧ фронта и тыла задаются независимо. Фильтры Баттерворта, частота среза выбирается из ряда 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200 Гц. Крутизна – из ряда 0, 6, 12, 18, 24 дБ/окт. Значение «0» соответствует отключению фильтра, хотя на мнемограмме при этом продолжает высвечиваться установленная частота среза. Уровень сабвуфера регулируется от -24 до +10 дБ, значение по умолчанию -6 дБ
В трёхполосном режиме (он назван «сетевым») частота и крутизна среза фильтров также задаются независимо. Но ряд значений уже другой. Фронтальные каналы теперь работают с неотключаемым ФВЧ для твитера, частоты среза – 1,25, 1,6, 2,5, 3,15, 4, 5, 6,3, 8, 10, 12,5 кГц. ФНЧ тыловых каналов (теперь это мидбас) работает с тем же рядом значений, но его можно отключить. ФВЧ тыловых каналов и ФНЧ сабвуфера (оба – отключаемые) оперируют с рядом значений 25, 3,5, 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250 Гц. Крутизна всех фильтров та же, что и раньше, но в канале сабвуфера добавляются значения 30 и 36 дБ/окт. Уровень сабвуфера регулируется от -24 до +10 дБ, значение по умолчанию -6 дБ
Временные задержки в каждом канале задаются независимо, диапазон регулировки – до 350 см с шагом 2,5 см.
Опыт, надо заметить, оказался информативным и богатым на впечатления. Поскольку прослушивание велось на высококачественном «домашнем» комплекте, для начала все регулировки были сброшены в ноль и процессор работал как внешний ЦАП. Тональный баланс при отключенных настройках – аккуратный, мягкий, ничто не режет слух и не выпирает. С настройками, впрочем, хуже не становится. Фокусировка стереообразов в двухканальном режиме отличная, затем была имитирована «автомобильная» посадка и небольшая игра с задержками позволила вернуть сцену на место.
Игра с настройками эквалайзера и кроссовера оказалась не менее увлекательным занятием, одних скриншотов набралось с полсотни – отбирать для публикации пришлось лишь самые выразительные.
Стоит отметить, что мощность встроенного усилителя невелика, но вполне достаточна для работы с чувствительной акустикой, особенно в поканальном режиме (там она делится между динамиками, хоть и не поровну). К одному из выходов можно подключить и чувствительный сабвуфер, на нагрузке 2 Ом обещают мощность до 70 Вт. Благодаря линейным выходам процессор можно «умощнить» внешними усилителями, причём в любом сочетании. Например – четырёхканальный усилитель для мидбаса и сабвуфера (в мостовом включении), твитеры – от встроенного. В таком варианте распределение мощностей будет особенно благоприятным, а дополнительные затраты – минимальными.
Процессор более чем удачный. Субъективные впечатления благоприятные, шумы и искажения – на пределе измерения, возможности настройки – вполне достаточные не только для апгрейда штатной системы, но и для самостоятельного применения. Самое серьёзное упрощение в сравнении с профессиональными процессорами (и то – некоторыми) – единственный тип фильтров и отсутствие сабсоника в канале сабвуфера. Зато пространственные эффекты позволят оживить звучание даже убогих штатных динамиков. А если заменить их качественными – будет просто конфетка. Процессор будет прекрасной основой для мультимедийной системы с применением смартфона или планшета, да и цена его по нынешним временам более чем гуманная.
Источник