Настрой на победу. Помогаем ребенку готовиться к соревнованиям
Любые состязания – большой стресс для неокрепшей детской психики. Даже если на тренировках всё получается легко, на соревнованиях юный спортсмен может впасть в настоящий ступор из-за страха перед противниками, неуверенности в себе или отсутствия родительской поддержки. Избежать такой ситуации поможет правильная психологическая подготовка ребенка. Частично ее на себя возьмет тренер, но полагаться только на него нельзя, ведь, скорее всего, учеников у него много, и времени на обстоятельный разговор с каждым в суматохе может не хватить. А вот родители всегда рядом, и их задача — не дать своему чаду перенервничать и замотивировать на отличный результат.
- Победить страхи
Поговорите с ребенком о его страхах. Если он боится не оправдать чьих-то ожиданий, объясните, что есть люди, которые любят и ценят его без всяких медалей. Если боится что-то забыть, напомните случай из прошлого, когда он справлялся с подобной проблемой. Например, рассказал стихотворение, которое долго не мог запомнить.
Также психологи рекомендуют представить вместе с ребенком самое плохое развитие событий и показать, что к нему можно относиться легко: “Ты придешь к финишу последним, и что произойдет? Правильно, ничего страшного. Просто будешь заниматься дальше и добьешься 1 места!”
«Более 9-ти тысяч моих бросков не достигли цели. Я потерпел поражение почти в 300 матчах. 26 раз мне было доверено право произвести решающий бросок в конце игры, но я промахнулся. Я совершал одну ошибку за другой. Именно поэтому я достиг успеха.» Майкл Джордан, баскетболист
- Снизить градус давления
Постарайтесь не нагнетать обстановку перед соревнованиями. Наоборот, будет полезно отвлечь ребенка от его переживаний. Сходите всей семьей в парк, театр или цирк, поболтайте на отвлеченные темы, а вечером посмотрите легкую семейную комедию, чтобы посмеяться и лечь спать с хорошим настроением. На сам турнир лучше приехать пораньше, чтобы ребенок освоился и привык к месту и атмосфере.
Перед началом скажите ему, что он умеет и знает все, что нужно. От него теперь требуется спокойно выполнить отработанные элементы.
«Если ты оказываешь давление на себя, то станет только хуже. Когда ты очень одержим чем-то, ты не достигнешь своих целей. Нужно позволить, чтобы всё происходило естественным образом». Криштиану Роналду, футболист
- Подарить талисман
Перед соревнованиями подарите ребенку “талисман удачи”: камень, браслет, заколку, монетку. Даже если юный спортсмен не поверит в сверхъестественные свойства этого подарка, он будет чувствовать вашу заботу в трудную минуту. А еще вы можете придумать забавный семейный ритуал, настраивающий на победу: это может быть песня, танец, кричалка или коллективные обнимашки.
«На лед я всегда выходил с правой ноги, а когда уходил со льда, то чехол надевал сначала на левый конек. Интересно, что эта привычка сохранилась у меня по сей день». Андрей Букин, фигурист
- Ставить реальные цели
Чтобы мотивировать своего чемпиона на успех, для начала ставьте ему небольшие, достижимые цели. Не стоит сразу говорить о золотых медалях. Начните с маленького личного рекорда, сложного элемента, который нужно научиться выполнять, ближайшего по уровню подготовки соперника, которого можно обогнать. Заведите специальный “дневник достижений”, куда вместе с ребенком записывайте такие задачи и “программы-минимум” для каждых соревнований, и отмечайте, какие трудности ему уже удалось преодолеть.
«Научите спортсмена до конца бороться за любое место, и он сумеет сражаться за первое». Лариса Латынина, гимнастка
- Следить за здоровьем
Маленьким спортсменам нужно особенно следить за своим здоровьем, и даже когда очень хочется отпраздновать завершение соревнований (независимо от результатов), нельзя забывать о режиме! Торты, газировки и шоколад — под строгим запретом! Чтобы не лишать ребенка детства и при этом не чувствовать вину, угостите его качественными и полезными сладостями: мармеладом, пастилой, цукатами или 100%-натуральным пломбиром «Золотой Стандарт». В нем много молока и полностью отсутствуют ненатуральные красители, ароматизаторы и искусственные консерванты. Кстати, в этом году у «Золотого Стандарта» выходят 3 новинки: для ценителей традиционно русских вкусов — эскимо «Сибирские ягоды» с брусникой и морошкой; «Сэндвич» с настоящим итальянским шоколадным печеньем для вкусного и полезного перекуса; трехцветный пломбир для всех болельщиков России — «Трио» с ванилью, черной смородиной и клубникой.
Источник
Первые соревнования: как поддержать ребенка
Как подготовить ребенка к первым соревнованиям, что говорить, как поддержать и помочь побороть страх — обо всем этом читайте в нашей статье.
Поддержка ребенка перед первыми в его жизни соревнованиями — трудоемкая задача, отнимающая довольного много сил, и в первую очередь моральных. По своей сложности она не выходит за рамки тех трудностей, с которыми сталкивается любой родитель в процессе воспитания своих детей, поэтому бояться здесь точно нечего.
В этой статье мы поговорим о том, как психологически поддержать ребенка перед соревнованиями. И первое, на что стоит обратить внимание — на слово «психологически». Очевидно, что физической подготовкой занимается тренер. Именно тренер лучше всего знает, как именно готовить ребенка к соревнованиям, какую нагрузку ему давать, и какой режим он должен соблюдать. Не стоит в день соревнования заставлять ребенка, например, делать зарядку или разминку, если вас не попросил об этом тренер — такие «благие» намерения могут только навредить.
Итак, всю физическую составляющую отдаем на откуп тренеру. А мы поговорим про психологию.
Чувства ребенка
Между соревнованиями на тренировках и «настоящим» соревнованием есть множество отличий. На «настоящих» соревнованиях ребенок испытывает чувства, доселе ему знакомые лишь косвенно — в соревновательных играх с родителями, с ровесниками, с партнерами по спортивной секции.
Так, ребенок во время подобных игр тоже испытывает возбуждение, мандраж, волнение, но эти чувства весьма слабы и сопровождаются пониманием игрового характера этих действий. На «настоящих» соревнованиях эти чувства приобретают «реальный» характер. Это уже не слабые, полу-проявления чувств, а настоящие по своей силе и влиянию чувства, обладающие возможностью трансформации в страх, и проявляющиеся физиологическими свойствами: учащенное сердцебиение, бегающий взгляд, гиперактивность.
Если тренер принял решение заявить вашего ребенка на детские соревнования, значит он многократно объяснял и рассказывал детям на тренировках о том, что это будут за соревнования, что там будет происходить, что там нужно будет делать и как все будет выглядеть. Это необходимая психологическая спортивная подготовка к соревнованиям, которую должен осуществлять тренер. Если же подобной психологической подготовки на тренировках не проводилось, то это повод как минимум задуматься о смене тренера. Ведь он должен обладать не только знаниями о физической составляющей своего дела, но и быть в то же время хорошим психологом, тем более при работе с детьми.
По мере приближения дня соревнований, в ребенке будет нарастать беспокойство. Оно может проявляться в необычном (или редком) поведении, в эмоциях и т.п. Отчасти данное напряжение снимается на тренировках, предшествующих соревнованиям, а также в образовательном учреждении, во время общения со сверстниками. После учебы или тренировок ребенок может вести себя «как обычно», но ближе ко сну эмоции могут возобладать снова.
Действия родителей
Нельзя мешать ребенку
- Не нужно навязывать ребенку свой спортивный опыт. Ребенок должен сам попытаться всему научиться и во всем разобраться. Перенося свой опыт на ребенка родители очень часто «перегибают палку», превращая совет в наставление, и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные другим заслуги.
- Не нужно заочно «спорить» с тренером («Твой тренер не прав»; «Я тоже тренировалась и знаю, что лучше вот так»). Нельзя подрывать авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
- Не нужно реагировать на «спортивный» страх и волнение как на настоящие страх и волнение. Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился. Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально и хорошо. Ребенок должен понимать, что соревнования — это то место, где ему нужно показать свои самые лучшие качества, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого.
- Не нужно сравнивать вашего ребенка и других детей. «Я смотрела вашу тренировку, а ваш Миша бегает быстрее всех!», «Ты очень хорошо играл сегодня, но как зовут того мальчика, который забил пять голов? Он молодец, надеюсь, он будет играть в вашей команде на соревнованиях!». В то же самое время, не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках. Действительно хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты здорово играешь, стараешься, ты молодец!».
- Не настраивайте ребенка на то, что поражение = печаль, грусть, и т.д. Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения, внушать ему то, что в случае поражения нужно испытывать какие-то особенные, страшные для ребенка эмоции («Я все сделал не так, я все проиграл», «Я хуже всех», и так далее). В случае поражения все эмоции придут к ребенку сами.
Что нужно помнить
- Помните о том, что соревнования для ребенка — намного больший праздник, чем соревнования для взрослых. Ребенок не готов, образно говоря, отдать за победу жизнь, что присуще профессиональным спортсменам. Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной, только вместо условного кинотеатра вы едете на детские соревнования — вот и все.
- После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок. Как правило, впечатления от соревнований, будь то победа или поражение, очень сильны, и ребенок будет хотеть много и долго разговаривать о том, что было, о том, как он смотрелся со стороны, что вы видели, и как все было. Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну все, мы уже в пятый раз об этом говорим, хватит» — говорите столько, сколько нужно ребенку. Это очень важная часть постсоревновательной психологической установки.
- Чрезвычайно важный момент — находитесь в контакте с ребенком. Привести родителей на стадион, начать играть матч, посмотреть на трибуну и увидеть, что родители сидят в телефоне/на что-то отвлечены/куда-то отошли (в туалет, например) — в общем, не следят за своим ребенком — одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка. Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном — где что уместно). Сходите заранее в туалет, купите заранее бутылку воды, сделайте все дела и все нужные звонки. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.
Родители на трибунах
Любому взрослому спортсмену чрезвычайно важны поддержка и забота близких. Например, многие теннисисты путешествуют по миру со своими мамами или папами, которые, по сути, исполняют всего одну роль: роль близкого человека, находящегося рядом. Того, с кем всегда можно поговорить, поделиться своими переживаниями и сбросить тяжелейший груз эмоций. Что уж говорить о детях!
Ребенок не должен выступать на соревнованиях в одиночку, без поддержки со стороны родных. Вы обязаны присутствовать на соревнованиях. Тренер и друзья по спортивной секции, сколько бы их ни было, никогда не заменят родителя, сидящего на трибуне. Ребенку крайне важно ваше отношение к его выступлению, ваша оценка, ваша реакция.
Знаете, что чаще всего кричат дети своим родителям на трибуне? «Мама, папа, смотрите!». Знаете, из-за чего большинство детей дома, после соревнований, устраивают самые настоящие истерики? «Мама, папа, вы на меня не смотрели!». И ребенок прав.
Во время соревнований он множество раз бросит взгляд на вас, родных ему людей, и все эти разы вы должны встречаться с ним глазами, улыбаться, махать ему. Ваша поддержка должна быть абсолютной и полной, но не навязчивой. Взгляда, легкого движения головой достаточно, чтобы выразить издалека свою поддержку. Если же вы будете кричать, неистово болеть за ребенка, и не дай бог что-либо громко советовать — все это может лишь навредить, сбить ребенка с темпа соревнований, расстроить и смутить его. Исключение — если ваш ребенок сам не просит вас «громко» за него болеть.
Правильное поведение
- Не вмешивайтесь в соревновательный процесс. То, что и как нужно делать, должны решать двое: тренер и ваш ребенок. Ваши советы, даже если вы являетесь заслуженным мастером спорта, лишь навредят. Помните, что в детском возрасте нет ошибок — есть лишь получение опыта. Ваш ребенок сейчас должен в первую очередь получать опыт, а не приносить домой медали и награды.
- Если вам кажется, что ваш ребенок «слабохарактерный», «трусливый», «уступчивый», попытайтесь вспомнить себя в его возрасте. Постарайтесь отодвинуть все те защитные механизмы собственной психики, которые создавались вами в течение многих лет, и вспомнить про себя правду. Ту правду, которая оказалась давно нарочно забыта. Может, и вы когда-либо проявляли слабость? Может, и вы когда-то ошибались? Может, и вы когда-то трусили? Если да, позвольте делать это и ребенку. Это тот необходимый опыт, который некогда получили и вы.
- Ни в коем случае не ругайтесь в случае поражения. Если в первый раз это просто принесет дополнительные негативные эмоции ребенку (что не так уж страшно, конечно, но…), то на следующих соревнованиях ребенок будет попросту бояться проиграть из-за того, как вы реагируете на его выступления. А вот это уже страшно.
- Одно из главных правил — вы должны одобрять не факт победы, а стремление к ней. Иными словами, вы должны ставить характер, эмоции, человеческие качества, выше внешних категорий — медалей, кубков, грамот, побед. «Ты молодец, что победил. Но главное — как ты стремился к этой победе! С каким рвением хотел победить! Я горжусь тобой!».
- Особенно важно отмечать волю к победе в любом случае: и когда ребенок победил, и когда он проиграл. Собственно, победил или проиграл ваш ребенок — абсолютно неважно. Важно, проявлял ли он свой характер, хотел ли победить. Это должны понимать и вы, и он.
После соревнований
Помимо того, что написано выше (общение с ребенком, обсуждение его выступления), продолжите праздник, вне зависимости от результата соревнований. Поход в кафе, прогулка в парке, покупка воздушных шариков, и так далее — праздник соревнований должен быть продолжен праздником семейным.
В случае победы вы таким образом «отметите» ее, а в случае поражения, дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение этого с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.
В последнем абзаце можно было бы написать о том, что нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка, но, очевидно, это понимает каждый родитель, даже не участвующий в соревнованиях и не знающий, что такое спорт. Мы лишь советуем запомнить, что к детским соревнованиям негативные эмоции не имеют никакого отношения, а вот позитивные — да!
Источник