- Как настроить реверберацию?
- Что такое реверберация в музыке – как и зачем настраивать эффект отражения звука
- Что такое реверберация?
- Какие есть параметры реверберации?
- Помещение
- Установки
- Настраиваем реверберацию в аудиоредакторе
- 6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали
- 1. Ошибки в подключении. Insert вместо Aux и наоборот
- 2. Слишком длинный Decay
- 3. Не эквализировать
- 4. Неправильный тип реверберации
- 5. Мало разнообразия
- 6. Реверберация или дилей
Как настроить реверберацию?
Опубликовано: 2015-11-27 / Автор: Сергей Хмарук
Привет всем читателям блога и бывалым музыкантам. В сегодняшней статье, которая будет полезна тем людям, которые уже достаточно разбираются в звукозаписи, мы поговорим о трюках с реверберацией, а так же о том, как настроить реверберацию. Надеюсь, что эти советы вам пригодятся во время записи собственной музыки.
Продвинутые трюки с реверберацией музыканты используют для создания звуковых планов, а также для реализации самых амбициозных творческих планов. Реверберация отдаляет звучание, это удобно для создания планов. На практике все достаточно просто: короткая по своему объему реверберация создает мнимое ощущение дальнего или второго плана звука в середине определенного помещения. При этом музыкальные инструменты могут звучать вполне отчетливо даже без необходимости дополнительной эквализации.
Все это заставляет достаточно разборчиво звучать насыщенные и плотные аранжировки. При этом характерный отзвук реверберации сжимается многократно. Впрочем, можно пойти еще дальше, используя нетипичную компрессию. Например, FET компрессор номер 1176 имеет необычную особенность. Если нажать все кнопки ratio одновременно, он способен создать эффект так называемого нарастающего release. А вот реверберация Plate дает очень чистый отзвук, который при помощи компрессора становится неожиданно продолжительным, а также ровным по уровню, при этом добавляется характерный сустейн к уже существующим звукам.
«Накачка» барабанов – еще одна уловка с компрессией. Например, при помощи реверберации, которая применена к рабочему барабану, можно добиться эффекта «выстрела из пушки». Кроме того, хорошие результаты получаются при сжатии рум-треков барабанов. Определить, нужен ли компрессор в любом конкретном случае, достаточно просто. Если вы слышите, что хвосты реверберации затухают или композиции не хватает сустейна – это является четким сигналом для того, чтобы начать экспериментировать.
Следующая опция – даем простор для действий стерильным инструментам. Музыканты знают, что все без исключения звуки в природной среде имеют характерную реверберацию. Отзвук бывает всегда. Другой вопрос, какого он будет уровня и характера. Этот нюанс не стоит забывать и держать его в уме. В особенности это касается тех случаев, когда вы используете компьютерные синтезаторы и другие звуки, которые не были сняты микрофоном.
Активное использование реверберации способно сделать микс глубже и шире. Попутно в него таким способом можно добавить необходимой плотности, а также делать связки между различными инструментами.
Существует множество других полезных рекомендаций по поводу реверберации. Здесь стоит отметить, что компрессия является достаточно жесткой обработкой звука, которую нужно применять далеко не для каждого случая. Однако об эквализации не нужно никогда забывать. Часто так бывает, что отклики реверов обычно дают намного больше информации, которая действительно необходима по низкочастотному диапазону.
Все это может свести на нет органического сочетания в миксе низа гитар, бочки и баса. Относиться к шинам с ревером нужно так же само, как будто это отдельные самостоятельные музыкальные инструменты. Все потому, что там так же могут присутствовать никому не нужные резонансы, насыщенные инфранизы, а также подъемы-завалы в конкретном диапазоне частот. Итог – правильно манипулируя реверберацией и эффектами, можно добиться интересных результатов.
Источник
Что такое реверберация в музыке – как и зачем настраивать эффект отражения звука
Хорошее понимание реверберации и принципов её работы необходимо всем, кто работает с музыкой. Будь вы ди-джей, исполнитель или звукорежиссер, вы должны знать, что такое реверберация звука и как использовать этот эффект для создания лучшего результата. Реверберация является одним из самых полезных эффектов в микшировании, так как обеспечивает то нематериальное чувство глубины, которое погружает слушателя в вашу музыку. Без нее любая песня будет звучать сухо и неествественно. Поэтому в данной статье мы рассмотрим, как самостоятельно добавить этот эффект в ваш музыкальный проект.
Что такое реверберация?
Эффект реверберации создается, когда звуковые волны отражаются от каких-либо поверхностей и постепенно затухают в пространстве. Мы все сталкиваемся с этим даже в повседневной жизни, когда находимся в пустом холле или в крупном помещении. На самом деле, реверберация сопровождает практически каждое звуковое событие, но мы настолько привыкли к нему, что не обращаем внимания.
Иногда по незнанию легко спутать ее и обычное эхо. Разница состоит в том, что второй эффект – это реальный звук, тогда как реверберация отображает свойство помещения, в котором находится источник.
Наглядная схема появления реверберации
Чем полезен эффект reverb в музыкальной деятельности? Он добавляет глубину и пространство в микс. Если использовать его в подкастах, то он дает представление о том, где происходит запись. Реверберация позволяет перенести слушателя в концертный зал, собор, холл магазина или студию. Также с ее помощью можно добавлять естественную гармонию в музыкальное произведение, ощущение тепла и пространства.
Чтобы добиться этого эффекта, профессиональные деятели музыки используют специальные приборы. Если вы независимый музыкант или только начинаете свою карьеру в этой области, вы можете добиться этого эффекта на компьютере. Достаточно скачать простой аудиоредактор, позволяющий накладывать аудиофильтры.
Какие есть параметры реверберации?
При настройке реверберации вам придется столкнуться с несколькими параметрами. Это тип создания (или симуляция условий) и установки. Рассмотрим внимательнее, что это такое и как влияет на обработку музыки.
Помещение
Самый распространенный эффект реверберации в музыке – пустой или полный зал. Он симулирует акустику большого помещения и является самым популярным типом. Он подходит для обработки классики, поп-музыки и традиционных музыкальных жанров. Используйте его для всего микса, чтобы склеить несколько треков или поместить группу инструментов в одно звуковое пространство.
Эффект имитирует ширину помещения и высоту стен
Также попадаются более редкие типы, такие, как ущелье, которое воспроизводит обстановку записи в горах или очень узких помещениях. Есть также эффект мантры, симуляция робота или голоса, проходящего через трубку старого телефона. Их применяют не так часто, но они придают интересный современный оттенок, который можно использовать, например, при создании клубной или электро-музыки.
Установки
Основных настроек при создании реверберации немного: это количество отражений, его громкость и задержка.
Количество отражений означает, сколько раз звук отразится от окружающей поверхности. Таким образом можно искусственно регулировать размер помещения и время звучания.
Задержка отвечает за временной отрезок между первым и последним отражением звука. Фактически, этот параметр также отвечает за размер симулируемого помещения.
Громкость отражения влияет на силу накладываемого эффекта. Здесь действует закон «чем меньше, тем лучше». Если вы поставите этот параметр на максимум, то отвлечете внимание от основной музыки или вокала. К тому же, такой эффект будет звучать довольно неестественно.
Для начинающих эти параметры могут звучать непонятно и устрашающе, но не беспокойтесь: их легко можно настроить в аудиоредакторе. Такие программы для обработки музыки, как АудиоМАСТЕР, позволяют подбирать эти установки на свой вкус и сразу же отслеживать все изменения аудиодорожки.
Настраиваем реверберацию в аудиоредакторе
В теории все звучит достаточно устрашающе, но на самом деле настроить вышеперечисленные параметры не так сложно. Даже если вы начинающий любитель музыки и не понимаете некоторых принципов обработки, достаточно подобрать хороший редактор аудио. Мы разберем, как добавить реверберацию в mp3 или трек в другом аудиоформате, на примере программы АудиоМАСТЕР. В ней уже установлены готовые профили для реверберации, так что вам не придется искать дополнительные плагины.
Для начала установите АудиоМАСТЕР на свой компьютер. Скачайте инсталлятор с сайта и запустите распаковку, дважды кликнув по файлу. Следуйте инструкции стандартного установщика.
Источник
6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали
Андрей Васильевич вошел в студию, как всегда прихрамывая на правую ногу. Пять дней его не было из-за болезни, и сейчас Владик по его просьбе работал над песней.
Влад уже несколько месяцев помогал в студии, наблюдал за работой Андрея Васильевича, и пришла пора давать ему самостоятельные задания. Болезнь оказалась на руку — Андрей Васильевич поручил Владику свести голос с минусом. Дело плевое, клиент не требовательный, как раз потренироваться.
Ревера было так много, что хотелось выплыть на поверхность с криком «Спасите», но Андрей Васильевич хорошо знал, как трудно остановиться на нужном количестве реверберации. Да что поначалу — даже сейчас, несмотря на тридцатилетний опыт, Андрей всегда перепроверял утром вчерашние миксы. Потому что легко сделать, как сейчас у Владика, и даже не заметить.
Уверен, вы сами через такое проходили не раз и знаете, как это трудно: отмерить нужную порцию искусственной реверберации.
Испортить микс большой реверберацией очень просто. Через это проходил каждый звукорежиссер. Уверен, и вы не раз делали это.
Вы добавляете реверберацию, потому что с реверберацией лучше, чем без нее, потом добавляете еще, потому «вроде бы так звучит лучше», и на следующее утро после баунса микса вы слышите мутный беспорядок, в котором трудно что-либо разобрать.
Знакомо? Если вы читаете эти строки, то, скорее всего, сталкивались с чем-то похожим.
Реверберация вызывает противоположную реакцию у слушателей. Некоторые музыканты и звукорежиссеры терпеть не могут, когда реверберация обращает на себя много внимания. Но есть люди, которые не успокоятся, пока всё не утонет в реверберации.
Как бы вы не относились к этому эффекту, знания о реверберации и ревербераторах помогут вам работать более эффективно во время сведения и саундчеков.
В этой статье я расскажу о самых распространённых ошибках в использовании ревербератора и покажу, как их можно избежать.
Если вы путаете слова «ревербератор» и «реверберация», прочитайте эту заметку
1. Ошибки в подключении. Insert вместо Aux и наоборот
Правильно подключить ревербератор для получения нужного звука почти так же важно, как подобрать тип реверберации. Подключение ревербератора к ауксу (aux) пульта или в звуковом редакторе вместо инстерта (insert) и наоборот сильно влияет на звук, который вы делаете.
Если вам не очень понятна разница между ауксом и инсертом, посмотрите мануал к вашему звуковому редактору или разберитесь с пультом.
Ревербератор, подключенный к ауксу, звучит более естественно. Инструменты песни органично звучат вместе, в миксе появляется объем.
Подключение ревербератора в инсерт хорошо работает для экстремальных эффектов.
Я видел проекты, в которых ревербераторы с одинаковыми настройками были подключены к инсерту на нескольких дорожках. Это не только неэффективный способ работы, но и неоправданная растрата ресурсов компьютера.
Если вы хотите объединить общим пространством инструменты микса, подключите ревербератор к ауксу и отправляйте на него сигнал через посылы. Вы сможете изменять уровень отбора с каждого канала, чтобы одни инструменты казались ближе (меньше посыл и меньше реверберации), а другие отдалялись (больше посыл и больше реверберации).
Если же вы хотите выделить одну дорожку заметной реверберацией или есть желание спрятать инструмент в общем звуке, то подключайте ревербератор в insert.
2. Слишком длинный Decay
Во всех железных ревебераторах и плагинах можно менять время реверберации (длину хвоста, если так понятнее). В ревербераторах и англоязычной литературе это называется decay.
Очень здорово, когда время реверберации попадает в ритм песни. Можно высчитать это значение для разных длительностей нот (целых, половинок, четвертей или восьмушек) исходя из темпа песни.
Если вы не сильны в математике, то подберите время реверберации на слух.
На вокальных и мелодических партиях реверберация должна затухнуть до вступления следующей фразы. Если в партии есть пауза, то во время нее реверберация должна красиво исчезнуть. Ваш труд оценят, если это будет хорошо слышно.
Этот принцип подходит и для ритм-секции, например, для малого барабана. Отзвук малого должен исчезнуть до следующего удара по нему, в большинстве случаев еще раньше – до очередного появления бочки. Тогда микс дышит, хочется двигаться в ритм песни.
Послушайте вступление к “Be My Baby” Ронни Спектра (Ronnie Spector), там очень хорошо слышно, как затухает реверберация малого барабана перед следующим ударом.
Если в вашей песне очень важно слышать отчетливый длинный хвост, попробуйте компрессор или сатуратор на выходе ревербератора или даже то и другое вместе.
Попробуйте сделать так, чтобы хвост реверберации исчезал до следующей гармонии. Тогда он будет казаться долгим и обращающим на себя внимание на продолжении всей композиции.
3. Не эквализировать
Даже при беглом взгляде на настройки ревербераторов можно заметить, что у большинства есть эквалайзер для коррекции входного сигнала.
Реверберация ниже 500-600 Гц обычно не очень обращает на себя внимание, но может повлиять на прозрачность и чистоту микса. То же самое относится к частотам выше 10 кГц.
Если у ревербератора нет встроенного эквалайзера, можно использовать отдельный прибор, если вы подключили ревербератор к ауксу, а не в инсерт канала.
Эквализация делает разный звук в зависимости от места включения: до ревербератора или после. Работать с входным сигналом имеет смысл, если вы реверберируете инструмент с грязным звуком, чтобы не размазывать эту грязь по миксу. В то же время некоторые ревербераторы синтезируют собственные гармоники и резонансы, особенно в сочетании с сатурацией. В таком случае эквалайзер лучше включать после ревербератора, чтобы избавиться от нежелательной грязи.
4. Неправильный тип реверберации
Мотивы, по которым мы включаем ревербератор, у всех нас более-менее похожи, а разные типы реверберации могут добавить в микс изюминку.
Можно выделить пять основных типов ревербераций: комнатная реверберация, реверберация большого и камерного зала; листовой ревербератор, нелинейная реверберация (она всегда искусственная, в природе не встречается). Можно добавить пружинный ревербератор, он похож на листовой, но электрогитара часто начинает петь именно с ним.
Выбор типа реверберации зависит только от того, что вы хотите получить. Если цель – сделать общее пространство для слитного звучания инструментов, то буйный и плохо управляемый листовой ревербератор, скорее всего, не будет звучать так же естественно, как хорошо настраиваемая комнатная реверберация.
А когда вы работаете с голосом, аскетичный звук комнатной реверберации не сможет вас удовлетворить, и в поисках бархатного тембра вы, скорее всего, переключитесь на листовой ревербератор или реверберацию зала.
5. Мало разнообразия
Если вокруг так много типов реверберации, зачем ограничивать себя только одним?
Вот пример: в миксе барабаны и ритм-гитара объединены комнатной реверберацией, бас остался сухим.
Голос обволакивает шикарная камерная реверберация, а бэк-вокал просто утонул в ней.
У соло-гитары резкий пружинный ревербератор, а струнная секция купается в длинной реверберации огромного зала.
Звучит безумно? Это не так! Уверен, вы слышали что-то вроде того, что я только что описал, много-много раз.
Подобную многопространственность можно услышать в “Man With a Harmonica” Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Это одна из тем фильма «Однажды на Диком Западе».
В начале губная гармошка звучит с отзвуками листового ревербератора (во всяком случае звучит очень похоже) с очень длинным хвостом.
Помните, в начале статьи я рассказывал о подключении ревербератора в инсерт? Тот самый случай, когда это можно сделать, чтобы получить такой звук.
Когда подкрадывается оркестр, его смягчает еле заметная, но сочная реверберация большого зала. Появляющиеся и исчезающие банджо звучат так, как будто их дополнительно не реверберировали, оставив только звук комнаты, в которой они были записаны.
Электрогитара появляется на 1:05 с фузом и пружинным ревербератором, характерным для вестернов.
Тот факт, что микс не звучит естественно, не делает его менее эффектным. Морриконе начхал на естественность. Он решил, что зритель будет слушать только гармонику впереди и вздохи оркестра позади нее.
Партитура создает свой собственный мир, а используемые типы реверберации помогают окунуться в этот мир.
6. Реверберация или дилей
Бывали случаи, когда мне давали референс и просили сделать такую же реверберацию. Прослушав референс, я понимал, что никакая это не реверберация, а дилей. Давайте разберемся.
Дилей отлично справляется с задачей размазать голос или увеличить пространство инструмента. Дилей редко добавляет такой неуправляемый гармонический беспорядок, который может устроить ревербератор.
Если вам необходимо управляемое упругое пространство, то дилей — это то, что нужно.
Обратите внимание на голос в песне “Red Eyes” от The War on Drugs.
Размазанный звук реверберации как часть звучания голоса, но, если быть точным, реверберацию делает такой славной именно дилей, идеально вогнанный в промежутки между фразами. Сколько можно читать? Просто послушайте.
Получить правильную реверберацию непросто, и я надеюсь, что после прочтения статьи вы будете готовы справиться с этой задачей.
Общий принцип довольно прост: спросите себя, что вы хотите получить от реверберации, и из ответа поймите, какие типы ревербераций подойдут и как их имитировать с помощью приборов.
Источник