- Качественная настройка сабвуфера в авто
- Музыка для настройки и проверки
- Первый шаг: включение LPF фильтра
- Второй шаг: настройка частоты сабвуферного динамика
- Третий шаг: регулировка выходной чувствительности
- Четвертый шаг: настройка акустической фазы
- Пятый шаг: настройка стыка частот
- Советы по настройке сабвуфера
- Sony SA-CS9 — обзор активного сабвуфера 250мм
- Выбор и покупка сабвуфера
- Характеристики Sony SA-CS9
- Внешний вид
- Подключение и настройка активного сабвуфера SA-CS9
- Дополнительная информация
- Вывод
Качественная настройка сабвуфера в авто
Заводские настройки сабвуфера не всегда отражают желаемое звучания. Для того, чтобы сабвуфер воспроизводил максимально точно низкие звуковые частоты его следует предварительно настроить. Кроме того, настройка сабвуфера в авто позволяет расширить диапазон звучания и придать ему характерной окраски.
Музыка для настройки и проверки
Независимо от того, какой музыкальный стиль чаще всего будет прослушиваться через аудио-систему автомобиля, сабвуфер должен быть настроен оптимально для всех направлений, которые отличаются низким частотным спектром. Он делится на два вида низких частот:
- полезные низы — придают насыщенности;
- паразитные низы — не уловимы человеческим ухом, ощущаются на физическом уровне в виде легкого дискомфорта.
Настройка предполагает именно избавления или снижение паразитных низов, частота которых от 30 до 40 Гц. В основном они используются в электронных музыкальных композициях и являются ее характерной чертой, которую не стоит убирать. Поэтому использовать электронную музыку для настройки не целесообразно. Оптимальным материалом для проверки будет использование композиций с классическими инструментами. Это позволит сравнить звучание знакомых инструментов и определить паразитные звуковые частоты, так как в классической музыке редко встречаются басы ниже, чем 30 Гц.
Существуют также специальные программы для настройки акустических систем, тонгенераторы, которые помогают настроить автомобильный сабвуфер максимально точно при помощи проигрывания звука в указанным пользователем диапазоне частот.
Первый шаг: включение LPF фильтра
LPF (Low Pass Filter) — низкочастотный фильтр, который позволяет проигрывать динамикам басы, указанные при настройке, при этом ослабляется попадание высоких звуковых частот. Он может быть расположен на головном устройстве автомобиля или на усилителе и обозначается LPF или LP.
Его необходимо включить в диапазоне низких частот 50-63 Гц. Далее этот параметр будет дополнительно регулироваться, после того как будут установлены настройки остальных фильтров. Если LPF фильтр расположен и на панели автомагнитолы и на усилителе сабвуфера, включить его нужно только на одном устройстве. Рационально будет выбрать магнитолу, так как регулировку на усилителе проводить немного сложнее.
Второй шаг: настройка частоты сабвуферного динамика
За частоту проигрывания сабвуфера отвечает фильтр частоты. Он выглядит в виде шестерни (фазавращателя) с отверстием для регулировки отверткой по центру и обозначается Subsonic. Регулировка данного фильтра позволит убрать низкие частоты, лежащие за пределами диапазона слышимости человеческого уха и увеличить срок службы сабвуферного диффузора за счет предотвращения колебаний на грани возможностей. Оптимально отрегулировать частоту на пять параметров ниже, чем штатная фазоинверторная частота сабвуфера, которая указана в его технических документах.
Третий шаг: регулировка выходной чувствительности
Фильтр регулировки выходной чувствительности также выглядит в виде колеса для прокрутки отверткой и обозначается «GAIN» или «LEVEL».
Существует ошибочное мнение о том, что данный параметр отвечает за громкость сабвуфера, на самом деле это не так, даже несмотря на то, что при установке на верхние позиции громкость действительно увеличивается. Этот фильтр отвечает за согласованную работу головного устройства и сабвуфера, настраивается по определенной методике, имеющей четыре простых действия:
- выставить регуляторы на магнитоле и усилителе на минимум и пускается звуковой сигнал для проверки;
- постепенно увеличивается громкость до появления первых искажений в звучании, после чего возвращается в последнее положение, при котором было чистое звучание;
- затем регулятор на усилителе вращается в сторону увеличения до появления первых звуковых искажений;
- как только появились искажения, регулятор возвращается в крайнее положение, при котором их не было.
Четвертый шаг: настройка акустической фазы
Для того чтобы басы звучали в гармонии с остальными частотами, выдающимися из фронтальных динамиков и при этом не возникало ощущаемого разделения на стороны автомобиля, нужно верно настроить акустическую фазу. Данный параметр настраивается по личным ощущениям водителя и регулируется фазовращателем Acoustic phase, который расположен на лицевой панели усилителя. Следует постепенно вращать фазовращатель регулировки фильтра по направлению часовой стрелки до того момента, пока фронтальные динамики и сабвуфер не начнут играть в одной плоскости / акустической фазе (не будет ощущения отдельного выдавания баса с зада). Композиции для проверки необходимо прослушивать на водительском сидении, где отслоение звука всегда более ощутимо.
Посмотрите видео по настройке:
Пятый шаг: настройка стыка частот
Завершающим этапом настройки является регулировка звучания мидбасов и сабвуфера до гармоничного комплексного звучания музыки. При предварительной настройке уже устанавливались параметры LPF, которые могут иметь разницу с низкими частотами фронтальных динамиков. Из-за этого при проигрывании могут возникать ощутимые провалы. Например, если на фильтре LPF был установлен параметр в 50 Гц, а фронтальные динамики работают с частотой 100 Гц, то звучание будет происходить с провалом частот в диапазоне от 51 до 99 Гц. Это не значит, что фильтр отрежет их полностью. Он только плавно снижает звучание частот, лежащих за пределами указанного параметра, а не вырезает их полностью, но это все равно слишком ощутимо на слух. Для устранения такого эффекта следует провести дополнительную коррекцию параметром фильтра LPF. Для этого нужно:
- Запустить через акустическую систему музыку, богатую низкими частотами.
- Повернуть фазовращатель фильтра на несколько позиций по направлению против часовой стрелки. Такая регулировка выравнивает звучание.
- Если провалы все еще ощутимы. то фазовращатель фильтра поворачивается на три фазы по направлению часовой стрелки.
Советы по настройке сабвуфера
- Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
- Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
- Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
- Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
- Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.
Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.
Источник
Sony SA-CS9 — обзор активного сабвуфера 250мм
Трудно представить систему домашнего кинотеатра без сабвуфера и рано или поздно, каждый «киноман» становится перед выбором такой «бубнелки» 🙂 .
Активный сабвуфер Sony SA-CS9 довольно популярен судя по отзывам и его рейтингу в интернет и именно он занял почетное место в углу гостинной у меня дома и именно о нем сегодня пойдет речь в этом обзоре.
Выбор и покупка сабвуфера
В первую очередь сабвуфер был необходим мне для добавления низких частот при просмотре фильмов. Музыкальное звучание саба меня в принципе не интересовало, так как музыку предпочитаю слушать в стерео, в режиме Direct. По этой причине каких-то завышенных требований у меня не было. Хотелось, чтобы саб автоматически включался и выключался и более-менее нормально отыгрывал низы и естественно был активным.
Не могу сказать, что мучительно и долго выбирал саб. Зашел на Яндекс Маркет, выбрал акустические системы и в них в настройках фильтра указал «Сабвуфер», отсортировал по отзывам и начал читать комментарии и просматривать характеристики у тех, которые входили в мой бюджет. Оптимальным по соотношению цена/характеристики оказался этот активный сабвуфер фазоинверторного типа от Сони.
Упаковка Sony SA-CS9
Сабвуфер Sony SA-CS9 покупался мной в фирменном магазине Sony вместе с комплектом акустики SS-CS310CR и ресивером STR-DN1080 подробный обзор которого есть здесь у меня в блоге. Стоимость на момент покупки (ноябрь 2018г.) составила 8792руб. что на мой взгляд достаточно неплохо. Плюс ко всему была предоставлена бесплатная доставка и дополнительный год гарантии от фирменного магазина Sony. Итого получилось два года гарантии.
Характеристики Sony SA-CS9
Ниже привожу табличку с основными характеристиками сабвуфера. Было интересно узнать чувствительность установленного НЧ динамика. В интернете информации не нашел, а в технической поддержке Сони не смогли ответить на поставленный вопрос и дали ссылку на руководство по эксплуатации.
Номинальная мощность | 60 Вт (с минимальной громкостью воспроизведения при нагрузке 6 Ом, от 28 до 200 Гц; ) |
Максимальная мощность | 115 Вт (6 Ом, 80 Гц, 10 % КНИ) |
Частота среза для высоких частот | 50–200 Гц |
Диапазон воспроизводимых частот | 28-200 Гц |
Чувствительность НЧ динамика | Неизвестно, в ТП не смогли ответить на вопрос. |
Селектор фазы | NORMAL, REVERSE |
Размер НЧ динамика | 250 мм |
Энергопотребление | 70 Вт |
Режим ожидания | 0,5 Вт |
Размеры (ШхВхГ) | 295x345x400 мм |
Вес | 11.5 кг |
Много отзывов об этом сабвуфере где владельцы расписывают, какой у него сильный, мощный и глубокий бас. Знаете, я честно говоря что-то этого не прочувствовал. Да, бас есть и если выкрутить все на полную или даже на половину и сделать погромче, то его даже будет с избытком, но вот нет знаете резкости и глубины. Такого, чтобы вот аж дух захватывало и чувствовалось телом, этого нет. Ну было бы наверное ошибочным требовать этого от SA-CS9 так как давайте не будем забывать, сколько он стоит и в каком сегменте находится.
Логотип Sony на корпусе сабвуфера
Но, поскольку у всех вкусы и взгляды разные, то кому-то может быть и зайдет и будет казаться, что бас лучше некуда. Опять же, все познается в сравнении. Если у вас до этого саба не было или стояла какая-то пукалка и вам нравится чтобы все громыхало, а не играло, то да, это вариант. Если вы любите музыку, обратите внимание именно музыку, которую хочешь слушать, а не невнятный крик из колонок, то проходите мимо. Это все касаемо музыкального воспроизведения. Повторюсь, что я слушаю музыку на фронтальных колонках (Dali Spector 6) в стерео режиме и меня это устраивает более чем и дополнительного баса мне не хочется.
При просмотре фильмов же совсем другая картина. Активный сабвуфер Sony SA-CS9 прекрасно дополняет другую акустику и делает просмотр фильмов более насыщенным. Взрывы, выстрелы, падения, пролетающие самолеты и ракеты отлично подчеркиваются и всевозможные динамические сцены воспринимаются интересней. Тут саб прекрасно справляется так как это его стихия и этот саб в первую очередь создан как компонент для системы домашнего кинотеатра с многоканальным звуком.
Так же стоит отметить то, что заявленные 28Гц саб честно воспроизводит. Для этого достаточно скачать тестовый аудиофайл (по ссылке правой кнопкой мышки «Сохранить как») и воспроизвести его с подключенным сабом.
Внешний вид
Внешне сабвуфер в принципе ничем не примечателен, такая себе серая мышка, которую нет желания ставить где-то на видное место и хочется убрать куда-то в уголок подальше от глаз. Нет ощущения того, что перед тобой дорогая и качественная вещь. Корпус обтянут простенькой черной пленкой. При ближайшем рассмотрении на кончиках углов видны незначительные еле заметные неровности. В принципе, если не присматриваться в упор, то их вообще трудно заметить, поэтому даже трудно назвать это минусом. Насколько долговечно это покрытие не могу сказать, но кошка по нему периодически ходит/сидит и в некоторых местах видны следы от когтей в виде полосок. Они слабо заметны и видно их только под определенным углом и при хорошем свете.
Активный сабвуфер Sony SA-CS9
Ножки как таковые отсутствуют, вместо них в комплекте идут резиновые наклейки толщиной около 3-4мм. Вы их должны самостоятельно приклеить на нижнюю часть сабвуфера и именно они будут выполнять роль ножек. Нужно сказать, что со своей ролью они справляются и крепко держат сабвуфер на полу на котором постелен ламинат. Даже при желании сдвинуть саб руками по полу, это сделать проблематично.
На задней стенке под пластиковой защитной решеткой находится усилитель и блок питания. Так же на задней панели расположены регуляторы настроек сабвуфера, индикаторы активности, разъемы подключения и кнопка включения/выключения. Ну, опять же, все какое-то простенькое и дешевенькое. Нет ощущение того, что перед тобой «вещь» 🙂
Сони SA-CS9 без гриля
Вообщем внешний вид получает от меня троечку и тянет ровно на столько, сколько сабвуфер стоит. Если хочется что-то более стильное и выдающееся, то велком в другую ценовую категорию.
Подключение и настройка активного сабвуфера SA-CS9
Подключить сабвуфер Сони SA-CS9 можно двумя способами:
- К разъему LINE IN — межблочным сабвуферным кабелем 1xRCA – 1xRCA
- К разъемам SPEAKER IN — обычным двухпроводным многожильным акустическим кабелем.
Если у вас на усилителе есть выход на сабвуфер, то предпочтительней первый вариант, в таком случае вы подключаете сабвуфер одним кабелем нужной вам длины и ставите его в удобное для вас место. Мой ресивер к примеру позволяет подключить два таких активных сабвуфера для получения более насыщенного баса.
Если же у вас нет отдельного выхода на сабвуфер (MONO OUT, MIX OUT, SUBWOOFER, SUPER WOOFER), то можете подключить его например к выходам фронтальных акустических систем и далее сами фронтальные колонки подключить уже непосредственно от сабвуфера.
Схема подключения к разъемам SPEAKER IN
Настройка
Здесь опишу свой процесс настройки и он может отличаться от вашего. Так как музыку я не слушаю с сабом, то настройки в первую очередь делаю для просмотра фильмов в многоканальном режиме Dolby или DTS.
Сабвуфер у меня подключен к 7.2 канальному ресиверу Sony STR-DN1080. В ресивере присутствует функция автоматической калибровки D.C.A.C EX которая довольно неплохо все автоматом настраивает.
И так, в инструкции к ресиверу сказано:
Проверьте настройку активного сабвуфера.
- Если в системе используется сабвуфер, предварительно необходимо его включить и установить уровень громкости.
- Поверните ручку LEVEL так, чтобы она немного не доходила до среднего положения.Если используется сабвуфер с кроссовером, установите максимальное значение граничной частоты фильтра.
- Если в системе используется сабвуфер с функцией автоматического переключения в режим ожидания, отключите (деактивируйте) эту функцию.
Настройки граничной частоты и уровня громкости
Аналогичная рекомендация есть и в инструкции для Sony SA-CS9:
Чтобы мaкcимaльно иcпользовaть фyнкцию низкоypовнeвого пpeобpaзовaтeля
Пpи воcпpоизвeдeнии звyкa в фоpмaтe LFE (эффeкт низкиx чacтот), Dolby Digital или DTS peкомeндyeтcя ycтaновить peгyлятоp CUT OFF FREQ нa знaчeниe 200 Гц (мaкcимyм) для мaкcимaльного иcпользовaния фyнкции низкоypовнeвого пpeобpaзовaтeля.
И так, согласно этим рекомендациям выставляем следующие настройки на сабе:
- Регулятор CUT OFF FREQ — на максимум 200 Гц
- Регулятор LEVEL — как на изображении выше, немного не доходя до середины.
- Переключатель PHASE — у меня выставлено на Reverse так как в таком положении бас четче получается, а в положении Normal начинает бубнеть. Пробуйте у себя и так и так, слушайте и выставляйте по своему вкусу.
- Переключатель POWER SAVE — переключаем в режим OFF. После окончания калибровки выставляю его обратно в режим AUTO.
- Включаем сабвуфер большой кнопкой внизу ON/OFF.
Все, после этих нехитрых манипуляций запускаем на ресивере автоматическую калибровку с помощью микрофона при которой автоматически замеряется расстояние, угол, уровень и частотные характеристики акустических систем. Согласно данным после измерений в настройки ресивера вносятся оптимальные настройки.
Функция автоматического включения и выключения
Здесь все немного неоднозначно. На мой взгляд функция довольно интересная и я ей пользуюсь. Для того, чтобы включить автоматическое включение/выключение необходимо переключатель POWER SAVE перевести в положение AUTO. Суть этой функции в том, что если в течении нескольких минут на сабвуфер не подается сигнал, он переходит в режим ожидания и потребляет всего 0,5 Вт. Как только на саб снова начинает поступать сигнал, он автоматически включается и начинает работать.
Все казалось бы хорошо, но есть несколько моментов о которых необходимо упомянуть.
1) Если вы смотрите спокойный фильм, то саб отключается и если произошел резкий «Бум» какой-то одиночный, то саб включится но с задержкой пару секунд и этот самый «Бум» будет озвучен без саба. Если же весь фильм динамичный и периодически что-то стреляет, взрывается, пролетает или падает, то сабвуфер в принципе работает нормально. Ну у меня стоит в режиме AUTO и в принципе это меня устраивает.
2) Второй момент это пробуждение сабвуфера при подаче на него сигнала во время того, как он находится в спящем режиме. Включение происходит с довольно громким щелчком, видимо срабатывает какое-то реле. Меня это не беспокоит, но некоторым думаю может не понравится. Если вас это смущает, то придется отключить спящий режим и после использования сабвуфера выключать его и потом заново включать ручками. Держать его постоянно в рабочем режиме думаю не целесообразно.
3) При низком уровне громкости может не включиться иногда, но это когда совсем тихо воспроизводится что-то. При увеличении громкости срабатывает включение и саб начинает работать.
Дополнительная информация
Замена динамика сабвуфера
В одном из отзывов в интернете есть информация, что штатная голова была заменена на Pioneer TS-W106M, что в итоге в положительную сторону сказалось на проработке баса на небольшой громкости.
Судя по отзыву, саб от Пионера идеально подходит по размерам и проблем с его установкой в короб SA-CS9 не возникает. Подумываю на данный момент о такой замене и если решусь на это, то о результатах отпишусь дополнительно добавив информацию в этот обзор.
Сравнительная таблица сабвуфера Sony 1-859-013-12 и Pioneer TS-W106M
Sony SA-CS9 | Pioneer TS-W106M | |
Типоразмер | 250мм | 250мм |
Мощность | 115 Вт (max) (по факту где-то 50 Вт) | 250 Вт (nom), 1100 Вт (max) |
Чувствительность | — | 92 дБ |
Диапазон воспроизводимых частот | 28 — 200 Гц | 20 — 160 Гц |
Вывод
Sony SA-CS9 — недорогой, простенький сабвуфер для домашнего кинотеатра. Не стоит ожидать от него чуда в виде баса, который чувствуешь всем телом. Для музыки как по мне не стоит рассматривать совсем.
Рассматривать же SA-CS9 для домашнего кинотеатра однозначно стоит, но тем, кого не волнует внешний вид, кто не готов выкладывать за сабвуфер более 10-12т. руб и тем, кто не сильно требователен к звуку. Как сказал один умный человек «Хорший бас — дешевым не бывает!» 😉
Для дополнительной озвучки низов при просмотре фильмов годится вполне и думаю менять его на что-то другое вряд-ли буду, а там кто его знает… 🙂
Неплохая цена на сабвуфер здесь (Нужно быть зарегистрированным, чтобы увидеть клубную цену. Клубная цена доступна сразу после регистрации.) к тому же бесплатная доставка + бонусы на счет после покупки, которые можно использовать для оплаты последующих заказов + если не зарегистрированы, то бонусы за регистрацию.
Источник