- Рекомендации психологов: как настроиться на успешную сдачу ЕГЭ?
- Уверенность в себе
- Уверенность в своих знаниях
- Основные виды подготовки к экзамену
- Используйте все возможные и известные вам способы запоминания.
- Особые приемы для запоминания информации
- Спокойствие и уверенность в процедуре, которую вам предстоит пройти
- Спокойствие в любой ситуации
- Доброжелательность
- 10 способов заставить себя начать подготовку к экзамену
Рекомендации психологов: как настроиться на успешную сдачу ЕГЭ?
Для успешной сдачи любого экзамена нужно знать и выполнять несколько правил. Вот что советуют психологи:
Уверенность в себе
Это самое главное правило, ведь если вы уверены в себе, то с любым видом деятельности справитесь. На экзамене уверенность в себе — один из залогов успеха. Уверенность в данном случае складывается из следующих компонентов.
Уверенность в своих знаниях
Если вы знаете предмет, который сдаете, для вас экзамен и не проблема вовсе. Главное — знать в полном объеме материал, который потребуется от вас на экзамене. Как этого достичь? Нужно максимально эффективно тратить время на изучение и запоминание материала.
Основные виды подготовки к экзамену
«Авральный» способ наиболее популярен среди молодежи, сдающей экзамены, хотя и малоэффективен. Он заключается в том, что за день-два человек пытается изо всех сил познать практически «с нуля» не очень знакомую ему до этого науку. Для этого на короткое время он просто «выпадает» из окружающего мира и полностью поглощен заучиванием и зазубриванием материала.
Как показывает практика, в этом случае результат экзамена в большей степени зависит от везения — от того, удастся ли экзаменуемому полностью вспомнить необходимый материал. Поскольку запоминание происходит в очень быстром темпе, забывается этот материал тоже очень быстро, так как в наш мозг с огромной скоростью мы пытаемся «запихать» колоссальный объем информации. Чем больше и быстрее «пихаем», тем быстрее она «вылетает».
Если речь идет о науках, где надо запоминать много разных небольших кусков информации — исторические даты, физические и математические формулы и т.д., результат будет, как правило, не более чем «удовлетворительно».
«Снежный ком» — этот метод самый эффективный, но и самый трудоемкий и затратный по времени. Однако и результат гарантирован. Этот способ годится больше для тех, кто претендует на оценки «хорошо» и «отлично».
Он заключается в следующем. В первый день в школе (или самостоятельно) вы прошли новую тему (или смысловой блок материала), пришли домой и повторили ее. На другой день вы прошли новый кусок материала по данной науке, пришли домой и повторили эту тему плюс предыдущую. Третий день: вы прошли третью тему, пришли домой, повторили первую тему, вторую и сегодняшнюю.
Со временем можно повторять только основные моменты, но в идеале лучше полностью повторять весь выученный материал. Конечно, к концу изучения материал накапливается в таких объемах, что кажется, что он наваливается, словно снежный ком. Но зато за все время обучения вы будете знать весь материал.
Единственный подводный камень: в этом случае лучше помнится тот материал, который был пройден в начале, так как его дольше повторяли. Рассчитывайте время так, чтобы и заключительной информации вы могли уделить достаточно внимания для качественного запоминания.
«3» «4» «5» — этот способ, на наш взгляд, является оптимальным, поскольку требует не такого количества времени и сил, как предыдущий, но дает хороший результат. Смысл его в следующем: необходимо рассчитать время таким образом, чтобы 3 раза повторить весь материал, который надо выучить и сдать.
При этом первый раз мы читаем, осваиваем весь материал (даже если приходится заново это делать, т.е. «с нуля»). Здесь подробно останавливаемся на всех нюансах каждой темы, прорабатываем все тонкости. Это мы выучили все примерно на «3».
Теперь следует сделать перерыв (можно на один день, можно на пару часов — все зависит от ваших временных ресурсов). После этого повторяем по порядку снова весь материал (а не отдельно какие-то вопросы). Здесь уже тратим на это времени меньше, чем в первый раз, но все равно детально прорабатываем забытые моменты. Это мы выучили как бы на «4».
Снова перерыв. Теперь берем список вопросов (или тем) и самостоятельно рассказываем сами себе (или благодарным слушателям — родителям, друзьям и т.п.) один за другим так, как это надо делать на экзамене, т.е. максимально подробно. Здесь вы сможете понять, какие части материала как усвоены вами, что надо повторить. Не бойтесь на этом этапе подглядывать в конспекты, но не увлекайтесь!
Главное — после того как подсмотрели, полностью воспроизвести этот материал самостоятельно. Этот этап длится до тех пор и столько раз, пока не убедитесь, что полностью выучили, т.е. абсолютно самостоятельно можете рассказать, показать, доказать и объяснить любой кусок заучиваемого материала (предмета). Теперь вы знаете его на «5».
Для чего нужен последний этап? Для того, чтобы все очень точно усвоить и быть в этом уверенным. Возможно, некоторые темы вы сможете воспроизвести после первого и беглого изучения. Но на некоторые темы придется уделить больше времени — это нормально. Главное не путать вспоминание материала и его узнавание. Некоторые очень удивляются, когда при повторении материала по тетрадке у них отличное вспоминание, — вроде и картинка сразу вся перед глазами возникает, но самостоятельно воспроизвести материал на экзамене они не могут. Поэтому не загоняйте себя в ловушку: только самостоятельное воспроизведение есть гарантия усвоения.
Используйте все возможные и известные вам способы запоминания.
При подготовке к экзамену вы должны не просто прочитать по тетрадке и в книгах требуемый материал, но и работать с этим материалом. Чем более разноплановыми будут ваши действия с материалом, тем больше шансов лучше разобраться в теме. Запоминание может быть активным и пассивным. Пассивное — это как раз тогда, когда вы просто смотрите на материал, пытаясь понять и запечатлеть его.
Тут можно добавить разнообразия. Например, если надо запомнить много разных дат и формул, напишите небольшие таблички с ними, расклейте по всей квартире. Таким образом, ваш взгляд будет постоянно натыкаться на полезную информацию, и она будет запоминаться еще и на неосознанном уровне, механически.
Если лучше воспринимаете информацию на слух — запишите на аудионоситель и слушайте даже тогда, когда не сидите за учебой, а, например, пылесосите или моете посуду. Если ведущая память механическая — проговаривайте материал во время прочтения и при этом записывайте его на бумаге.
Можно и нужно использовать все доступные способы, а не ограничиваться одним. Эффективность от этого только возрастет. Активное запоминание — это когда с полученной информацией вы работаете дополнительно.
Особые приемы для запоминания информации
Вот несколько приемов. При изучении истории, например, можно нарисовать и повесить на стене большой «временной континуум» и, изучая отдельные события, даты, записывать их на нем. Это позволит усвоить логику развития событий, а не просто запомнить их последовательность. Этот прием можно использовать не только для истории, но и для других наук (например, в физике постройте последовательность открытий определенных законов).
Следующий прием — группировки и классификации различных кусков материала. Вы группируете, или вспоминаете, или повторяете материал исходя из какого-то признака. Например, в биологии сначала вспомните всех ученых, запишите их фамилии в столбик. Затем расположите их в алфавитном порядке (можно сразу вспоминать в алфавитном порядке), затем напротив каждой фамилии напишите то, чем прославился ученый (или что открыл).
Зачем нужен алфавитный порядок? Чтобы вспоминать события независимо от того, как они изложены в учебнике. В русском языке можно на отдельном листочке вспоминать (и воспроизводить) правила, касающиеся написания только гласных, на другом — только согласных и т.д. Не бойтесь экспериментировать — чем больше способов, тем лучше запомнится материал.
Спокойствие и уверенность в процедуре, которую вам предстоит пройти
Если вы хотя бы теоретически представляете себе процедуру сдачи ЕГЭ, вам будет значительно проще его сдать, чем если вы придете «туда, не зная куда», а там на входе у вас попросят паспорт, и вы начнете нервничать. Поэтому во многих школах, чтобы снять напряжение, проводят пробный ЕГЭ. Если у вас есть возможность его сдать, обязательно ею воспользуйтесь, это не «пытка», а тренировка!
Если такой возможности нет, поищите максимальную информацию о процедуре ЕГЭ, чтобы быть к этому готовым. На самом экзамене вы должны думать только о предмете. Заранее нужно попытаться отработать и такой способ сдачи экзамена, как тесты. Есть масса людей, которые устно могут сдать любой экзамен, тогда как сама процедура теста ставит их в тупик. Тренируйтесь, сейчас довольно много разных тестов и возможностей их найти и проработать.
Спокойствие в любой ситуации
Все предыдущие советы вы выполнили, и всё идет нормально. Но вот, рассматривая бланки тестов, вы вдруг понимаете, что половину написанного просто не понимаете. В этом случае надо успокоиться. Как? Ведь время идет! И вы тратите время уже не на то, чтобы выполнять задания, а на то, чтобы совладать с собой.
Здесь надо переключиться. Для этого можно по старинке мысленно начать считать от 1 до 100 и обратно. Поверьте, это сработает быстрее, чем если вы просто будете уговаривать себя успокоиться. Можно вспоминать названия городов или животных, которые начинаются на определенную букву. Главное: отвлечься на короткое время.
Итак, мы успокоились. Но самая первая задача не решается, вам кажется, что такое задание видите в первый раз. Не тратьте на неё время, перейдите к следующему заданию. Ищите то, что вам знакомо, и то, что вы можете выполнить прямо сейчас. И выполняйте, а после этого переходите к следующему.
Когда такие (знакомые и выполнимые) задания кончатся, начинайте сначала и беритесь за то, что не решилось с первого раза. Так вы значительно сэкономите время и не будете нервничать из-за неудач. Не стоит тратить драгоценное время на то, что не поддается, ведь так вы рискуете не выполнить ничего. А переключившись, есть шанс по-новому увидеть прежнее задание, к тому же вы уже «вработались». Поверьте, так будет гораздо легче!
Доброжелательность
Это касается всех преподавателей, которые заняты в проведении ЕГЭ. Не стесняйтесь задавать вопросы, пока это возможно. Заранее поинтересуйтесь, будет ли возможность выйти при необходимости и как это можно сделать. Помните: человек, который наблюдает за вами во время экзамена, — не враг вам, поэтому если у вас экстренная ситуация (не связанная с незнанием сдаваемого предмета), не стесняйтесь попросить его о помощи. Только делайте это максимально вежливо и корректно.
Дружба — дружбой, а служба — службой
Забудьте на время о дружеских и родственных отношениях. На экзамене вы должны максимально работать на себя. Помните: нередки случаи, когда ученик, подсказывавший своему лучшему другу, удалялся из кабинета за нарушение правил и оставался без сертификата по этому (не сданному) экзамену. Предупредите родственников и друзей, чтобы не беспокоили вас ни по телефону, ни по «соседству».
Источник
10 способов заставить себя начать подготовку к экзамену
Скоро экзамены, а ты даже не приступал к подготовке. Ты в полной мере осознаёшь важность этой работы, но откладываешь и откладываешь, отвлекаешься на что-то более интересное и находишь для себя якобы весомые оправдания. И, скорее всего, на эту страницу, ты попал по тем же причинам?
Но прежде чем искать рецепт, разберёмся, почему так происходит.
Если не хочется браться за какое-то дело, то, вероятно, у тебя просто недостаточно мотивации для его выполнения. Ты предвидишь, как тебе будет скучно, от скольких интересных вещей придётся отказываться. А это вовсе не вдохновляет…
Не спеши причислять себя к лентяям. Чаще всего лень здесь ни при чем. Это состояние называется прокрастинацией (от лат. pro – для и crastinus – завтрашний). Ведь лениться иногда и понемногу даже полезно, а вот прокрастинация до добра не доведет.
Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени субъект не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, возможно, находя те или иные самооправдания. От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации – теряет.
Итак, отсутствие мотивов, интереса и неправильно расставленные приоритеты – вот основные причины откладывания дела на потом. Предлагаем несколько несложных способов от них избавиться.
1. Начать
Первый шаг – самый сложный. Но он всего один! Заставь себя начать, и дело пойдёт.
Можно провести подготовку: навести порядок на столе, убрать всё лишнее, вытереть пыль, проветрить комнату. Ведь когда на рабочем месте хаос, сосредоточиться на важном непросто. Но не увлекись уборкой.
2. Найти мотив
Пробудить в себе мотивацию для подготовки к экзаменам можно методом кнута или методом пряника. Подумай о том, что ждёт тебя, если ты подготовишься к экзаменам (успешная их сдача, спокойный сон и спокойная совесть, стипендия и др.) и если не подготовишься (несданный экзамен, снова подготовка, пересдачи, лишение стипендии, отчисление и другие грустные вещи). Можно даже составить списки.
3. Наградить себя
Если плюсы подготовленности к экзамену и все ужасы порвала и так не идут у тебя из головы, найди другие мотивы, более близкие и ощутимые. За каждый выученный и усвоенный билет «награди» себя чем-нибудь приятным. Но тут главное быть честным с собой! И не переборщи с наградой, если это что-то вроде конфет и плюшек. Как вариант, пополняй копилку на 50 рублей за каждый подготовленный билет или позволь себе 15 минут поиграть в любимом приложении.
4. Начать с интересного
Если предмет, по которому предстоит экзамен, не самый любимый, кажется тебе скучным и сложным, начни с темы, которая хоть немного интересна или понятна. А может быть, по этой теме просто самый короткий параграф.
Есть вариант поискать в интернете сайты, где интересно рассказывается о сложных вещах. Задай в поисковике запрос по нужной тебе теме. Ну, например, «интересно об интегралах», «магия функций», «экономика в комиксах» и так далее. Авось, повезет.
5. Составить план и расписание
Если у тебя нет готового списка всех вопросов к экзамену, составь его. И по мере прохождения каждого из них, вычеркивай соответствующий пункт из списка. Необязательно идти строго по порядку, если того не требует специфика предмета. В любом случае, каждый вычеркнутый из списка пункт – это небольшое облегчение. И чем меньше остаётся пунктов, тем легче идёт работа.
Кроме того, можно попробовать работать по расписанию, как в школе или вузе – с уроками и переменами. Такой метод тоже помогает организоваться, сосредоточиться и, что немаловажно, не переутомиться.
6. Поговорить со специалистом по предмету
Если время до экзамена еще есть, то сложные вопросы по предмету можно обсудить со специалистом в этой области. Не стесняйся обратиться к учителям или взрослым знакомым и родственникам. Человек, хорошо разбирающийся в теме, сможет объяснить её простыми словами и даже интересно. В крайнем случае можно всегда найти репетитора.
Таким человеком может стать и ваш одноклассник, которому легко даётся нелюбимый вами предмет.
7. Готовиться к экзаменам в группе
Некоторые особо сложные или скучные вопросы можно разбирать в кампании «друзей по несчастью», твоими одноклассниками (одногруппниками). Одна голова – хорошо, а сразу несколько – лучше. Соберитесь в парке, во дворе или в кафе, читайте или пересказывайте друг другу материал, задавайте вопросы и вместе ищите ответы. Главное – серьёзно подойти к делу и не очень отвлекаться на посторонние разговоры. Скорее всего, темы, которые вы обсудите в такой весёлой и непринуждённой обстановке, запомнятся вам наиболее ярко.
8. Объединить умственную и физическую активность
Как ты обычно готовишься к серьёзной контрольной или экзаменам? Часами сидя за столом, лежа на кровати или на полу с учебниками и тетрадями. А ведь, как говорят специалисты, чтобы обеспечить нормальную работу мозга, необходимо двигаться. Поэтому каждый выученный вопрос можно «закреплять» подходом, например, из 10-15 приседаний, отжиманий, упражнений на пресс или растяжку (по желанию нагрузки постепенно можно увеличивать). Во время этих физкультминуток у тебя будет немного времени обдумать только что изученную тему. А в результате такой подготовки к экзаменам ты не только приведёшь свои знания в порядок, но и приведёшь мышцы в тонус.
Но опять же не переусердствуй и занимайся в хорошо проветриваемом, не душном помещении.
9. Делиться своими успехами
Стимулом при подготовке к экзамену может стать мнение окружающих о твоих стараниях. Сообщи всем своим подписчикам в социальной сети или блоге, что начинаешь подготовку к экзаменам, и каждый день отчитывайся о количестве выученных билетов. Не стесняйся попросить у друзей поддержки в виде комментариев и «лайков». Стоит только сделать первый пост и отступать будет стыдно.
Если ты не поклонник соцсетей, то делиться своими успехами можно и вживую. Договорись с кем-то из близких, что будешь ежедневно перед ним отчитываться. Причем необязательно ограничиваться только сообщением числа выученных тем. Расскажи какой-либо интересный факт или попытайся объяснить простыми словами наиболее сложный материал. Наверняка в ответ ты услышишь искреннюю похвалу, что вдохновит на дальнейшую работу.
10. Сконцентрироваться
И последнее, но не маловажное. На время подготовки к экзамену или контрольной желательно отключить все уведомления о сообщениях в мессенджерах, социальных сетях и других приложениях. Наверняка за несколько часов оффлайн ты не пропустишь ничего сверхважного. Вообще убери подальше ненужные для подготовки гаджеты и всё остальное, что может отвлечь внимание.
Источник