Как настроить скрипку
Среди часто задаваемых скрипичному мастеру вопросов хотелось бы отметить не совсем обычную на первый взгляд просьбу настроить скрипку. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются родители юных музыкантов и взрослые скрипачи-любители. Скрипка расстраивается по разным, в основном естественным, причинам и строй нужно постоянно контролировать. То, что скрипку, альт, виолончель и контрабас необходимо периодически подстраивать является нормой.
Начнем с того, что каждый скрипач должен уметь настраивать свой инструмент самостоятельно. Для этого необходимо обладать определенными знаниями и опытом, которые обычно приобретаются и закрепляются в процессе обучения у профессионального педагога.
И, конечно же, сам инструмент должен быть в порядке. Правильный выбор скрипки, хороший футляр, должный уход и бережное обращение помогут вашему инструменту дольше держать строй.
Как известно на скрипке четыре струны: Ми, Ля, Ре и Соль. Первая струна Ми, она самая тонкая и высокая по настройке, ее еще называют квинта. Четвертая струна Соль – наоборот, самая толстая, музыканты называют ее «басок». Скрипку начинают настраивать со струны Ля (вторая после Ми). Рекомендуемый динамический оттенок при проведении смычка по струне во время настройки скрипки piano( тихо). Если музыкант не обладает природным или выработанным в процессе упорных занятий абсолютным слухом понадобится эталон, с которым нужно будет сверить звучание и откорректировать высоту настраиваемой струны. Эталон и струна должны звучать абсолютно в унисон (одинаково, сливаться без биения). В роли такого эталона высоты звука может выступить камертон или тюнер.
Традиционный камертон это специальная металлическая вилочка, которая при механическом воздействии (ударе) издает звук определенной высоты. Камертон был изобретен в 1711 году английским придворным трубачом Джоном Шором. Звук, который издавал камертон было решено присвоить ноте Ля. Старинное Ля было значительно ниже современного. В наше время звук соответствующий 440 Гц принято считать нотой Ля первой октавы. Под него обычно и настраивают скрипку.
Тюнер представляет собой отдельное устройство или компьютерную программу, облегчающую настройку скрипки или другого струнно-смычкового инструмента. При игре в оркестре всю струнно смычковую группу настраивают под гобой. Если скрипачу предстоит выступать или репетировать в сопровождении фортепиано, инструмент настраивают под фортепиано. Так же под фортепиано или рояль подстраивается весь оркестр, если в исполняемом произведении есть солирующая или аккомпанирующая партия фортепиано.
В помощь новичкам ниже размещен онлайн тюнер для скрипки, простой и удобный в использовании. Латинские буквы G, D, A, E обозначают ноты, на которые настраиваются открытые струны скрипки: Соль, Ре, Ля, Ми. Для того, чтобы настроить скрипку достаточно нажать на соответствующую настраиваемой струне кнопку онлайн тюнера и поворотом колка или машинки по слуху подстроить высоту струны под тюнер.
По понятным причинам начинающему скрипачу, будь то ребенок или взрослый, самостоятельно настроить скрипку не просто. Ученику детской музыкальной школы инструмент обычно настраивает преподаватель на уроке и при идеальных условиях скрипка должна держать строй до следующего занятия. Под идеальными условиями подразумевается в первую очередь качество самого инструмента. Скрипка должна быть изготовлена по определенным правилам и из выдержанного дерева. Струнно смычковые инструменты, изготовленные кустарями-любителями, далеко не всегда нормально держат строй из за ошибок в конструкции и неоправданной экономии на материалах. То же можно сказать о старых и новых скрипках массового производства низкого качества.
В значительной степени на стабильность строя скрипки влияет относительная влажность помещения и температура воздуха. Скачки влажности и температуры отрицательно сказываются на инструменте в целом и, как следствие, скрипку нужно чаще настраивать. При включении центрального отопления в осеннее-зимний период влажность в помещении падает, колки перестают нормально держаться и могут резко выскочить. В период высокой влажности часто бывает, что колки невозможно провернуть и соответственно настроить скрипку. Пагубное влияние изменений погоды и климата на инструмент и его способность держать строй очевидно, поэтому не стоит играть на инструменте, который вам дорог на открытом воздухе.
На то, как скрипка держит строй, в основном влияет качество колков и их подгонка, струны, петля на подгрифнике, металл из которого сделаны машинки. В особых случаях инструмент может постоянно расстраиваться из за более серьезных повреждений конструкции ( что то отклеилось или сломалось). Это повод обратиться к скрипичному мастеру и чем скорей, тем лучше.
Пластмассовые колки на ученических скрипках и виолончелях не дают нужного результата и инструменты постоянно расстраиваются. Качественные колки изготавливаются исключительно из твердых пород дерева. Самыми традиционными материалами для колков считается черное дерево, палисандр и самшит. На скрипках мастеров советского периода часто встречаются колки, изготовленные из груши, но, как правило, они недолговечные и подлежат замене.
Подгонять колки должен профессиональный скрипичный мастер с помощью специальных инструментов. Даже самостоятельно купить в магазине колок на замену сломавшегося для неопытного человека может стать проблемой. Необходимо взять с собой скрипку для того, чтобы примерить. Стандарты размера и конусности колковых отверстий иногда могут соблюдаться в рамках одной фабрики, но далеко не всегда. Что уже говорить о старинных инструментах… Везде нужна разная толщина колков, даже на одной скрипке иногда приходиться делать колки разной толщины по тем или иным причинам. Поэтому покупать вслепую колки без консультации со скрипичным мастером крайне не рекомендуется. Лучше купить более толстый колок, чем тонкий. Тонкий колок придется вернуть в магазин. В противном случае вы будете вынуждены платить мастеру двойную цену за установку пробки на место слишком широкого отверстия с дальнейшим прорезанием в этой пробке конусообразной дырки нужного диаметра под не правильно выбранный колок. Не точно припасованные колки могут не только испортить настроение скрипачу из за невозможности настроить инструмент, но и расколоть колковую коробку, а затем и всю головку скрипки. Скрипящие с трудом вращающиеся колки считаются признаком не внимательного отношения к инструменту со стороны музыканта.
Установка машинок для точной настройки или подгрифника со встроенными машинками значительно облегчает процесс настройки струнно смычкового инструмента. Взрослые скрипачи и струнники стараются ставить только две машинки (на Ми и Ля), а в идеале только одну на Ми. При условии хорошего состояния колков в борьбе за качество звука это оправдано. Для новичков рекомендуется установка машинок на все четыре струны для того, чтобы не тратить драгоценное время урока на настройку скрипки не всегда хорошо работающими колками. Так же существуют специальные подгрифники со встроенными машинками. Что лучше: отдельно стоящие машинки или подгрифник со встроенными? Для инструментов ученического уровня нет особой разницы, но в каждом конкретном случае могут возникнуть нюансы. Лучше всего доверить этот вопрос скрипичному мастеру, а каждому играющему на скрипке или альте музыканту рекомендуется постоянно контролировать нижний рычажок машинки, который находится под подгрифником. При слишком сильном вкручивании машинки рычажок может врезаться в верхнюю деку и, при даже незначительном ударе или нажатии на подгрифник, на верхней деке может образоваться трещина.
Так же необходимо принять к сведению, что на стабильность строя скрипки в значительной мере влияет выбор и износ струн. Струны на жильной основе наиболее чувствительны к изменениям температуры, влажности. Сам процесс игры на жильных струнах приводит к тому, что они растягиваются и инструмент расстраивается. Растянутые и сильно изношенные струны приводят к тому, что инструмент не держит строй и даже если удается относительно чисто настроить открытые струны по квинтам, остальные ноты и интервалы не строят. Самыми стойкими для удержания строя считаются струны на металлической основе. Менять струны лучше аккордом (все четыре). Если в аккорде, который уже простоял на скрипке значительное время, порвалась одна струна и ее заменили на новую, скорей всего с остальными струнами она строить не будет. Прием игры щипком Pizzicato может понизить настройку струны, на которой его исполняют. То же можно сказать о силовой и эмоциональной манере игры, это может влиять на то, как инструмент держит строй. Но это уже касается более опытных музыкантов, для которых подстроить скрипку не составляет большого труда.
Источник
Камертон… и тюнер
это «комнатный» образец главного для всех скрипачей звука Ля. Внешне похож на миниатюрную изящную вытянутую металлическую рогатку. Используют камертон очень просто: берутся за рукоятку и бьют по какому-нибудь твердому предмету, после чего подносят «рогатку»к уху.
Серебристый звук камертона (это коротенькое «дзинь. » и появляющаяся затем из ниоткуда, медленно проходящая перед тобой и удаляющаяся, вся в шелках, с нежным шлейфом, прекрасная нежно-округлая Ля) — сам по себе большое удовольствие.
Но можно им и пренебречь. Традиционная форма камертона в наш век вовсе не обязательна. Существуют виртуальные камертоны (как тот, что можно скачать вот здесь). Их минус до некоторых пор заключался в том, что такой камертон не закинешь в скрипичный футляр, отправляясь в поездку: придется тащить с собой компьютер.
Но теперь можно «носить» с собой камертон и в сотовом телефоне и планшете. Появились всякие камертоны-мобильные приложения, платные и бесплатные, для iPhone, iPad и Android.
Я не использовала их и не знаю, насколько точную они выдают «Ля». С другой стороны, настоящий эталон «Ля» музыкантам и недоступен (мы же предполагаем, что у нас нет постоянного допуска к государственному эталону, крепко-накрепко хранящемуся в специальном НИИ?**) — а «шлейф» в камертоне тоже может немного спутать карты.
Судя по описаниям, некоторые из мобильных приложений-камертонов совмещают в себе множество функций: они могут быть сразу и камертоном, и метрономом, и тюнером.
Когда я его впервые увидела, я так и написала на этой страничке: «Недавно для людей с хромающим слухом появился «костыль» — так называемый тюнер. Его нацепляют на головку скрипки и во время игры косятся на табло, чтобы удостовериться в чистоте интонации.
Это выглядит так:
Мне представляется это изобретение лишним, — писала я далее, — для тех, кто серьезно хочет чувствовать музыку. Мы ведь, когда занимаемся, должны тренировать не глаза, а уши!! Кроме того, это еще и вредно: скрипка не фортепиано, строй у нас нетемперированный, и формальное соблюдение количества герц ничего не дает. Даже если насобачиться играть по тюнеру идеально «чистые» ноты, с точки зрения зашитой в него программы, можно испортить свои уши и безнадежно отдалиться от скрипки».
Так я писала в далеком… уже и не помню каком году.
Возможно, я была излишне категорична. Возможно. Хотя…
Примечание. Я знала некоторых музыкантов-любителей, в основном из тех, кто поет под гитару, которые умудрялись использовать вместо камертона… стационарный телефон! Они просто снимали трубку и по гудку, раздающемуся в ней, настраивали свои инструменты.
Вот как раз это повторять не стоит. Хоть в википедии когда-то и говорилось о том, что наши АТС выдают тот самый звук частотой 440 герц (который у нас называется звуком Ля 1-й октавы), я ни разу не слышала в трубке телефона ничего, под что осмелилась бы настраивать скрипку.
** См. цитату про приборы на кварцевых кристаллах в Институте метрологии им. Менделеева; я написала в Институт письмо с просьбой прислать фотографию, как выглядит эталон 440 Герц; сайт института (страница «эталоны») здесь.
10 комментариев для “Камертон… и тюнер”
Фе какая некрасивая ля на виртуальном камертоне. На мой взгляд проще и лучше записать (или скачать в нете)фортепианную ноту ля в формат mp3 и залить его в телефон. Я например таким способом иногда настраиваю скрипку.
У меня была идея некоторое время назад записать ноту Ля прямо с обычного камертона («рогатки») и поместить здесь. Сделаю чуть позже, хорошо, что вы мне напомнили об этой проблеме.
Записывать Ля прямо с пианино, думаю, не всегда стоит, зависит от того, насколько верно настроен инструмент (и как давно его настраивали: настройка со временем «ползет» у фо-но). Но в принципе мысль интересная (поскольку вы, наверное, записывали хорошо настроенное Ля).
Только собралась приобретать тюнер для поездки с ребенком в деревню, где нет фортепиано. Теперь пришлось отложить покупку.НО встал вопрос, а как тогда контролировать чистоту интонации маме с обычным слухом? Настраивать-то скрипку можно по специальному приборчику, который выдает пять нот (для виолончели ещё «ДО»).
есть очень удобная программа для настройки «TuneIt!»
она через микрофон, подключенный к компьютеру, «слышит», какая нота звучит, и на сколько выше-ниже…
Да в деревне компьютера нет.
> а как тогда контролировать чистоту интонации маме с обычным слухом?
Во время игры? Точно не по тюнеру. Он же дает только сухие математические значения «чистоты» интонации. А они нам не годятся, у нас иная природа слуха, «зонная», то есть человек с абсолютным слухом слышит интонацию не так, как это делает машина, а с некоторыми отклонениями от сухих математических правил, это-то и дает в звуке выразительность, которая уже нужна для фразировки (так мы переходим снова к теме, с которой начали). В разделе «учебники» игры на скрипке есть ссылка на книгу Григорьева «Методика обучения игре на скрипке», там об этом написано подробнее.
А для контроля здесь нужно не механическое, а человеческое ухо с абсолютным или развитым относительным слухом.
Здравствуйте, Анна! Спасибо за интересные статьи. Я от скрипичной музыки далека, но вот как-то забрела и зачиталась. А скажите, пожалуйста, разве опытный, талантливый скрипач не может настроить скрипку без камертона, на слух?
Я Вам очень рада, Елена! Вот как раз для людей, которые со скрипкой не связаны, но случайно забрели, я и строила свой сайт! Потому что взгляд снаружи все проясняет и помогает увидеть суть (а когда долго варишься в одной и той же сфере, иногда можно перестать лес за деревьями замечать).
Да, конечно, камертон в основном лежит себе в футляре и не используется. На слух настраиваются чаще (особенно когда у человека так называемый «абсолютный слух» — по сути камертон с «правильной Ля» встроен в него самого). И еще: например, в школе, где я училась, Ля настраивали выше, чем любой камертон (таких камертонов тогда не продавали, не знаю, как сейчас). И поскольку играли под аккомпанемент фортепиано, то и настраивались под него, а дома такой строй сохраняли.
Ля бывает разное в разных залах и студиях, иногда надо взять практикующееся там Ля и дома позаниматься, настроившись на него. Опять-таки тут камертон не поможет.
И все-таки — если надо вернуться к 440 герц или как-то освежить ощущения — камертон вещь хорошая.
спасибо за вопрос! Опять открываются дальние дали =) а это и есть самое интересное.
Всю жизнь был уверен, что главный эталон, а именно государственный первичный эталон времени и частоты, находится в подмосковном ВНИФТРИ. А вот рабочие эталоны разной разрядности/точности и разных частотных акустических диапазонов (и не акустических) могут находиться в самых разных организациях (их десятки по всей стране). Сам сайт питерского ВНИИМа не подтверждает наличие у них частотных эталонов. У них эталоны колебательных механических движений, это тоже частоты, но другого рода. Удалось найти фото акустического эталона 440 Гц?
Здравствуйте, Алексей. Интересно. Мне тогда не ответили на письмо, я переключилась на другие темы и об этой забыла, тем более что учебник, из которого почерпнула информацию о местонахождении эталона, весьма авторитетный. Но, конечно, ошибки и неточности бывают везде, в том числе и в учебниках. Сделаю повторный запрос, постараюсь не забыть. Извините за поздний ответ.
Источник