- Тахометр на катер — установка, подключение и количество полюсов
- Kus тахометр
- Универсальные тахометры KUS и Мореман.
- Перейти к странице
- Перейти к странице
- танкист
- «Оригинальный» или «универсальный»?
- Как выбрать и настроить тахометр
- Что такое тахометр?
- Как его установить?
- Как настроить тахометр?
- Тахометр счетчик моточасов
Тахометр на катер — установка, подключение и количество полюсов
Kus тахометр
Данная тема не преследует рекламных и коммерческих целей и создана как информационная по указанным тахометрам.
Тахометры KUS и Мореман имеют практически одинаковую электронику и могут быть подключены абсолютно к любому ПЛМ. Отличительной особенностью обоих моделей является то что стрелка тахометра работает от шагового микро двигателя, что полностью исключает её «дребезг» в условиях вибрации и «тряски» на волне.
О стандартных вариантах подключения и настройки рассказано в видеороликах ниже.
К этому добавлю не стандартные варианты подключения для моторов средней мощности с штатными или самодельными шунтирующими регуляторами напряжения.
Суть в том что шунтирующий регулятор оказывает сильное влияние на точность показаний тахометра и на определенных оборотах попросту не дает адекватно работать. Этот момент был замечен довольно давно, соответственно схема подключения была изменена.
ПЛМ Нептун-23 с батарейной системой зажигания. На моторе установлен шунтирующий регулятор. Сигнальный провод тахометра подключается к датчику Холла согласно схемы.
Подключение сигнального провода к датчику Холла не вызывает ни каких изменений в работе зажигания.
Вариант второй. ПЛМ Джонсон-60. Специально для тахометра, установлен отдельный датчик Холла, он же датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) Марка указана на фото. (годится абсолютно любой ДПКВ с тремя проводами подключения)
Датчик на моторе установлен аналогично автомобилю и считывает количество зубцов маховика.
Количество импульсов за оборот на обоих моделях тахометров устанавливается по количеству зубцов маховика.
В моем случае это 73 импульса.
На моторах без венца стартера возможно использовать любые самодельные металлические пластины в количестве от одной штуки установленные на маховик.
Датчик к тахометру подключен очень просто.
Резистор МЛТ-05 сопротивлением 470 Ом распаян на клеммы прямо в разъеме датчика. Резистор может быть любой марки и любой мощности с постоянным сопротивление от 330 до 470 ом.
Добавлю к этому что данные тахометры прекрасно и довольно точно работают и от штатных катушек генератора мотора. (без подключенных шунтирующих Р) В отдельных случаях требуется установка блокирующего конденсатора. Подключение конденсатора и номиналы указаны на схемах.
Для тех кто хорошо разбирается в электронике.
Оба указанных в теме тахометра прекрасно работают с любого прямоугольного сигнала амплитудой всего 4-5 вольт. Держат довольно высокое переменное (импульсное с генератора) напряжение до 70 вольт. На входе тахометра стоит мощный выпрямительный диод и ограничивающий резистор.
Теперь внимание! Подключать сигнальный провод данных тахометров к системе зажигания, нельзя!
Рассчитаны только на низковольтные катушки генератора. (заряд АКБ)
Количество полюсов генератора ПЛМ: именно это значение требуется переключать на задней стороне универсального тахометра. Лучше всего узнать эту цифру в инструкции по эксплуатации, если такой возможности нет, то смотрите здесь:
Хонда — BF 8A, BF9.9/15A, BF-25/30, BF 75/90 лс., BF25/30, BF 75/90, BF-115/130, BF 200/225 — 4 полюса Хонда — BF-35/40, BF 40/50 — 6 полюсов Хонда — BF-8D/9.9D, BF 15D/20D Включая водометные модели — 12 полюсов
Меркури/Маринер -18,25,48,60 по 1983; 8, 9,9 и 15л.с. (4-тактные) после 1998, Менее 40л.с. – все модели до 1999, 40л.с. (серии # 582399 и ранее) — 4 полюса Меркури/Маринер — 8, 9,9 (До 1999 г). и 50 (4-тактный) — 6 полюсов Меркури/Маринер — 25л.с. и 30 л.с. (4-тактные), 40л.с. (после серии #582399), 45л.с. (1987). 50-90 л.с. (4-тактный EFI –с электронным впрыском топлива ), 50л.с. и выше. 75, 90, 115л.с. (4-тактные EFI) 135, 150, 200, 225л.с. DI (дизель) 3,0 литр.. EFI 225 и 250 л.с. ProMax 3,0 литр. 300л.с. EFI — 12 полюсов
Эвинруд/Джонсон — Все 2-цил. двигатели мощностью менее 70л.с. — 10 полюсов Эвинруд/Джонсон — 9,9л.с. и 15л.с. (2-цил., 4-тактные), 25 – 35л.с. 3-цил., 40 – 50л.с., 2-цил. (1993 и позднее), 60л.с., 3-цил. (1985 и позднее), 70л.с. и большей мощности, включая судовые приводы всех моделей FICHT (системы впрыска топлива для подвесных двигателей) — 12 полюсов
Судзуки — менее 55л.с. все двигатели;60л.с., 65л.с. по 1985, 50 – 60л.с. Cabrea — 4 полюса. Судзуки — DF 4л.с. по 30л.с. (4-тактные), 25л.с. и 30л.с. (1993 и позднее), 55л.с. и 65л.с. (1985 и позднее) — 6 полюсов Судзуки — 75л.с. и большей мощности (1985 и позднее), 75л.с. и большей мощности (Cabrea), 115л.с. и больше (1988 и позднее), DF 40 по DF 250, DFV6 (4-тактные) — 12 полюсов
Универсальные тахометры KUS и Мореман.
Перейти к странице
Перейти к странице
танкист
капитан 1-го ранга
Данная тема не преследует рекламных и коммерческих целей и создана как информационная по указанным тахометрам.
Тахометры KUS и Мореман имеют практически одинаковую электронику и могут быть подключены абсолютно к любому ПЛМ. Отличительной особенностью обоих моделей является то что стрелка тахометра работает от шагового микро двигателя, что полностью исключает её «дребезг» в условиях вибрации и «тряски» на волне.
О стандартных вариантах подключения и настройки рассказано в видеороликах ниже.
К этому добавлю не стандартные варианты подключения для моторов средней мощности с штатными или самодельными шунтирующими регуляторами напряжения.
Суть в том что шунтирующий регулятор оказывает сильное влияние на точность показаний тахометра и на определенных оборотах попросту не дает адекватно работать. Этот момент был замечен довольно давно, соответственно схема подключения была изменена.
ПЛМ Нептун-23 с батарейной системой зажигания. На моторе установлен шунтирующий регулятор. Сигнальный провод тахометра подключается к датчику Холла согласно схемы.
Подключение сигнального провода к датчику Холла не вызывает ни каких изменений в работе зажигания.
Вариант второй. ПЛМ Джонсон-60. Специально для тахометра, установлен отдельный датчик Холла, он же датчик положения распределительного вала (ДПРВ) Марка указана на фото. (годится абсолютно любой ДПРВ работающий по принципу датчика холла, с тремя проводами подключения) Так же можно использовать датчик положения коленвала. (ДПКВ) Этому датчику не требуется подключение питания, поскольку датчик индуктивного типа. Об этом будет информация ниже.
Датчик на моторе установлен аналогично автомобилю и считывает количество зубцов маховика.
Количество импульсов за оборот на обоих моделях тахометров устанавливается по количеству зубцов маховика.
В моем случае это 73 импульса.
На моторах без венца стартера возможно использовать любые самодельные металлические пластины в количестве от одной штуки установленные на маховик.
Датчик к тахометру подключен очень просто.
Резистор МЛТ-05 сопротивлением 470 Ом распаян на клеммы прямо в разъеме датчика. Резистор может быть любой марки и любой мощности с постоянным сопротивление от 330 до 470 ом.
Стандартные датчики для обеих марок приборов, которые имеются в продаже выглядят так.
Приобрести можно в торговой сети Мореман.
https://moreman.ru/eshop/tovar.php?tid=4965&cid=398&pid=396 Это полный аналог датчика Холла, только в своем корпусе для удобства монтажа на ПЛМ.
Информацию о стандартных датчиках и способах подключения можно получить просмотрев видео.
Добавлю к этому что данные тахометры прекрасно и довольно точно работают и от штатных катушек генератора мотора. (без подключенных шунтирующих Р) В отдельных случаях требуется установка блокирующего конденсатора. Подключение конденсатора и номиналы указаны на схемах.
Для тех кто хорошо разбирается в электронике.
Оба указанных в теме тахометра прекрасно работают с любого прямоугольного сигнала амплитудой всего 4-5 вольт. Держат довольно высокое переменное (импульсное с генератора) напряжение до 70 вольт. На входе тахометра стоит мощный выпрямительный диод и ограничивающий резистор.
Теперь внимание! Подключать сигнальный провод данных тахометров к системе зажигания, нельзя!
Рассчитаны только на низковольтные катушки генератора. (заряд АКБ)
Количество полюсов генератора ПЛМ: именно это значение требуется переключать на задней стороне универсального тахометра. Лучше всего узнать эту цифру в инструкции по эксплуатации, если такой возможности нет, то смотрите здесь:
Хонда — BF 8A, BF9.9/15A, BF-25/30, BF 75/90 лс., BF25/30, BF 75/90, BF-115/130, BF 200/225 — 4 полюса Хонда — BF-35/40, BF 40/50 — 6 полюсов Хонда — BF-8D/9.9D, BF 15D/20D Включая водометные модели — 12 полюсов
«Оригинальный» или «универсальный»?
Выбор тахометров различных торговых марок достаточно велик, но если на транце лодки красуется, например, мотор «Mercury», то вполне объяснимо и ваше стремление установить на приборную панель настоящий «меркуриевский» прибор. К тому же оригинальные запчасти обычно считаются более качественными и надежными, хотя и более дорогими. Вынуждены сразу предупредить, что применительно к тахометрам для подвесников понятия «оригинальный» и «неоригинальный» являются несколько расплывчатыми. Дело в том, что известные производители подвесных моторов, как правило, сами приборы к ним не выпускают — задача возложена на сторонние фирмы-партнеры. Многие наверняка слышали о , которая воспринимается в первую очередь как изготовитель неоригинальных деталей и аксессуаров для водно-моторного рынка. Но при этом приборы для моторов «Mercury», снабженные соответствующим фирменным логотипом, производит именно она. «Неоригинальные» тахометры с маркой «Osculati» — тоже ее работа.
С ценами при этом — полная чехарда. Самый простой «меркуриевский» тахометр стоит чуть более 100 долл., за такой же универсальный «Osculati» с вас попросят 75 евро, а прибор с обойдется почти вдвое дороже — 140 евро! Хотя все три тахометра произведены одной и той же фирмой и различаются лишь внешним оформлением. Маркетинг — штука тонкая…
В общем, при выборе тахометра можно не зацикливаться на «родной» марке, а подыскивать прибор, облик которого наиболее полно отвечает дизайну панели управления, а не мотора — согласитесь, нередко это бывает важней («оригинальные» циферблаты предлагаются, как правило, всего в двух вариантах — черном и белом). Немаловажным фактором, несомненно, является и цена.
Сузить границы поиска могут разве что четырехтактники и впрысковые моторы. Дело в том, что корпус тахометра нередко используется для установки контрольных ламп — скажем, температуры, давления масла или «check engine», а также счетчика моточасов (простейшего электронного таймера, который запускается и останавливается при включении и выключении зажигания), и если вы хотите, чтобы эти функции были доступны, лучше использовать комбинированный прибор. Но, повторяем, сам по себе тахометр, переключатель которого правильно настроен, будет по-прежнему работать исправно.
Есть приборы, заранее настроенные только на моторы определенной марки — так, например, комбинированные тахометры «Suzuki», предназначенные для четырехтактников, селектора не имеют, поскольку все движки серии «DF» оборудованы только 12-полюсными генераторами. Приборы могут иметь и разную градуировку шкалы — с последним значением от 6 до 8 тыс. об/мин. На их взаимозаменяемость это никакого влияния не оказывает. Для большинства моторов, выдающих максимальную мощность при 5800–5900 об/мин, вполне хватает шкалы, ограниченной «шестеркой», хотя единственное ее удобство — несколько большая точность считывания показаний из-за растянутых промежутков между делениями. Решайте сами, но на наш взгляд, запас не помешает.
Что же касается цифровых моделей, работающих от свечного провода, то главные их плюсы — это компактность и удобство монтажа, хотя считывать показания многим удобнее все же с привычного циферблата со стрелкой.
И хотя в большинстве своем тахометры взаимозаменяемы, при покупке все-таки посоветуйтесь с продавцом, поскольку бывают и исключения. Так, например, для корректной работы приборов той же с моторами «Honda» мощностью 40 и 50 л. с. может понадобиться дополнительный электронный модуль, устраняющий хаотическое метание стрелки в диапазоне от оборотов холостого хода до 1800 об/мин.
Как выбрать и настроить тахометр
Что такое тахометр?
Тахометр – вещь на катере совершенно необходимая. Частота вращения коленчатого вала содержит очень много полезной информации. Он поможет вам подобрать оптимальный винт, покажет, в каких режимах работает двигатель, поможет вовремя найти неисправность. Но как подобрать нужный тахометр?
Принцип работы тахометра заключается в регистрации числа импульсов, поступивших магдино (или магнето). Магдино, в зависимости от модели двигателя, может содержать разное число полюсов – обычно от 4 до 12.
Другой вид тахометров считывает число импульсов в системе зажигания двигателя. В четырехтактных двигателях на один цилиндр приходится один импульс за два оборота коленчатого вала, в двухтактных – один.
Первый тип традиционно применяется в современных подвесных двигателях и является наиболее распространенным. Второй тип – часто используют владельцы моторов малой мощности, поскольку не требует больших усилий при установке.
Среди видов тахометров можно выделить стрелочные тахометры и цифровые. Стрелочные удобнее, поскольку представляют информацию в более наглядном виде и не «слепнут» на ярком солнце.
Как его установить?
Проще всего установить тахометр при использовании оригинальных запчастей, однако если вы решили установить «не оригинальный» тахометр, то советуем вам обратиться к документации двигателя. Вам будет необходимо найти в проводке провод, на который магдино подает импульсы. Далее вам необходимо подключить питание и подсветку тахометра. Подсветку советуем подключить к цепи питания навигационных огней – в этом случае она будет включаться всякий раз, когда вы будете пользоваться навигационными огнями.
Для большинства тахометров, считывающих импульсы с системы зажигания, необходимо найти силовой провод катушки зажигания, который идет к свече зажигания, и аккуратно, виток к витку обмотать его сигнальным проводом тахометра. Часто такие тахометры имеют накладное исполнение корпуса и встроенный источник питания.
Как настроить тахометр?
Для корректной работы тахометра необходимо провести его настройку. Прежде всего нужно установить число полюсов. Для этого обратитесь к инструкции тахометра или вашего двигателя. Ниже мы приводим данные, собранные нами для двигателей разных типов:
Тахометр счетчик моточасов
Тахометр счетчик моточасов для двигателя внутреннего сгорания. При работающем ДВС отображает обороты двигателя, при выключенном — общий счетчик моточасов мотора. Имеет устанавливаемый таймер очередного сервисного обслуживания. Подходит для установки на любой 2-х или 4-х тактный мотор с электрическим зажиганием. Для подключения конец кабеля прибора обернуть несколькими витками вокруг высоковольтного провода свечи зажигания двигателя и закрепить. Размер 46мм х 73 (51 по корпусу) х 20 мм. Комплект поставки: 1шт. Тахометр счетчик моточасов. Инструкция
Перед изменением установок убедитесь что двигатель не работает, или снимите прибор с двигателя.
1. Выбор режима работы прибора Нажмите и удерживайте кнопку S1. На экране дисплея будут последовательно через 4 сек. меняться значения: 01, 02, 03, 04, 05. Отпустите кнопку при появлении нужного значения. Экран дисплея будет мигать в течение 8-10 сек., после чего установится выбранный режим и отобразится счетчик моточасов. По умолчанию стоит режим 02.
Режим | Искра/ Оборот | Двигатель |
01 | 2/1 | 2-тактный 2-цилиндровый с 1 катушкой зажигания |
02 | 1/1 | 2-тактный 1-цилиндровый; 4-тактный 1 и 2 цилиндровый с одной катушкой зажигания |
03 | 1/2 | 4-тактный двигатель с распределителем или раздельными катушками зажигания |
04 | Любое | отключает функцию тахометра, на экране отображается только счетчик моточасов* |
05 | Сброс |
*При работающем двигателе на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов, сегменты дисплея будут мигать, указывая, что режим тахометра отключен. 2. Установка таймера обслуживания 2.1. Нажмите и удерживайте 4 сек. кнопку S2. На дисплее появится надпись «SERVICE» и правый сегмент будет мигать. Переключение сегментов нажатием кнопки S2 на 1 сек. Установите удержанием кнопки S1 посегментно нужное значение интервала времени в часах. После установки через 14-16 сек. отобразится счетчик моточасов. 2.2. Для активации таймера обслуживания одновременно нажмите кнопки 1 и 2 и удерживайте их 4 сек. При этом на дисплее высветятся два сегмента с изменяющимися от 00 до 09 значениями и затем отобразится счетчик моточасов. При работающем двигателе время таймера уменьшается. Когда таймер обнулится, появится надпись «SERVICE», сообщая что необходимо провести ТО двигателя. 2.3. После проведенного ТО двигателя, для сброса активного индикатора «SERVICE», нажмите одновременно кнопки S1 и S2 и удерживайте 20 сек. Индикатор погаснет. Интервал таймера обслуживания автоматически установится по последнему заданию. 2.4. Для просмотра времени, оставшегося до обслуживания, нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2. Для продолжения текущего отсчета таймера ничего не делайте. Если нужно установить другой интервал таймера, повторите шаги 2.1. и 2.2. 3. Сброс Для общего сброса и отключения дисплея, с целью экономии ресурса элемента питания при длительных перерывах в использовании прибора, кнопкой S1 установите режим 05 (см. п.1.). После показа моточасов одновременно нажмите и удерживайте кнопки S1 и S2 до тех пор пока на дисплее прибора не сменятся показания от 0.0 до 0.9. Прибор перейдет в режим самодиагностики. После теста на дисплее высветится значение 0.0 и через 2 сек. дисплей отключится. Данные счетчика и таймера при этом удаляются. (При длительном хранении на зиму рекомендуется записать значения таймера и счетчика моточасов.) Для активации прибора кратковременно нажмите любую кнопку. Видео установки на двигатель.
Источник