- War Thunder: управление самолетом
- Настройки управления самолетом
- Делаем пробный вылет
- Пилотирование вертолета в симуляторных боях
- Содержание
- Отличие вертолета от самолета
- Принцип полета самолета
- Принцип полета вертолета
- Устройство вертолета
- Настройка управления в игре
- Триммирование
- Настройки камеры
- Основы пилотирования
- Руление по ВПП*
War Thunder: управление самолетом
В обзоре рассмотрим, как грамотно настроить управление самолетом в War Thunderи и сделаем пробный вылет.
Настройки управления самолетом
Заходим в игре в «Меню» – «Управление» , нам нужно «Прицеливание мышью» .
Как настроено у нас:
«Пулеметы» – левая кнопка мыши (ЛКМ, 1);
«Сброс бомбы» – Пробел, 3;
«Пуск ракеты» – можно по вкусу, кому как удобнее. Мы поставили 5 клавишу мыши (5КМ);
«Перезарядить оружие» – у нас установлено «Y», сейчас это в принципе не нужно, потому что перезарядка происходит в аркадных боях и только на аэродроме. В воздухе вы не перезарядитесь.
«Ось газа» – это либо колесо мышки, «S», «W» либо левый «Shift» и «Crtl».
«Удерживать газ для форсажа» – ставим «Нет», иначе можно забыть и сжечь двигатель.
«Ось крена» – использование закрылок для поворотов влево-вправо, ставим «А» или «D», для продвинутых клавиатур – «Left» и «Right».
«Ось тангажа» – левый «Shift» и «Crtl», либо «S» и «D».
«Ось рыскания» – «Q» и «E», отвечает за разворот хвоста самолета влево или вправо. Используется редко, но иногда бывает нужно.
«Использовать джойстик в этом режиме» – если играете на клавиатуре, ставим «Нет».
«Управление (Ось Х) и (ось Y)» – «не назначено», это не нужно.
«Чувствительность осей управления» и «Чувствительность мыши» – ставим по вкусу, кому как удобнее;
«Сглаживание мыши» – «Да», чтоб у вас не дергалась мышь при малейшем задевании;
«Колесо мыши» – «Ось газа».
«Инвертировать горизонтальную и вертикальную оси» – «Нет».
«Выпустить закрылки» и «Убрать закрылки» – стоят на «Х» и «Ъ», обозначены как [ и ]. Как вариант, можно поставить их на кнопки 1 и 2, либо 2 и 3.
«Воздушный тормоз» – «H», есть не на всех самолетах, но там, где есть, он бывает нужен.
В разделе «Инструктор» нам ничего не нужно, везде ставим «Нет» .
Поэтому переходим в раздел «Управление камерой» .
«Приблизиться» – у нас установлено «Z», «Num0» . Можно еще поставить ПКМ, также помогает.
«Слежение за врагом» – можно ставить «Х» или «Z», камера в этом режиме приближается к врагу, но тогда она сильно перекашивается, что не очень удобно.
«Камера слежения за бомбой/торпедой» – «U» либо долго зажатый Пробел. Вы будете видеть, как падает бомба или летит торпеда.
«Переключение вида» – «V», вы переключаетесь между аркадным видом, видом из кабины и виртуальной кабиной. Пригодится, чтобы следить за датчиками внутри вашей кабины.
«Вид снаружи» – «F3».
«Вид из кабины» – «F2».
«Виртуальная кабина» – «F4» либо «Shift + F1».
«Стрелок» – «F6», нужно для бомбардировщиков и штурмовиков, чтоб уходить в режим управления бортовыми стрелками.
«Бомбовый прицел» – «F7», также на бомбардировщике уходить в режим снайперского прицеливания бомб.
«Вид по умолчанию» – «F5», стандартный вид от 3-го лица (с хвоста).
В принципе, все эти клавиши использовать нет необходимости, достаточно несколько раз нажать на «V», чтоб перейти в любой из вышеперечисленных режимов.
«Активация обзора мышью» – «С», при нажатии на нее вы можете крутить камеру, как угодно, самолет при этом не будет за ней поворачивать.
Следующие команды настроены по умолчанию, их затрагивать нет необходимости.
В разделе «Полное управление самолетом» команды те же самые, что и в «Прицеливании мышью» .
В строке «Использование мыши» ставим «Относительное управление», кроме боя на бомбардировщике в реалистичном режиме – там нужно ставить «Мышь-джойстик».
Переходим в раздел «Полное управление двигателем» .
«Режим управление двигателя» – знак слеша «/», на клавиатуре это вопросительный знак. Переход в этот режим дает возможность переключиться между автоматическим и ручным управлением двигателя.
«Запуск двигателя» – «I», редко нужна эта команда, за исключением реалистичных боев.
«Смесь» и «Шаг винта» – не нужны.
«Авто шаг винта» – тоже не используется.
На этом основные настройки для полетов на самолете завершены, можно спокойно летать.
Давайте еще настроим основные параметры игры. Нам важны следующие настройки:
«Вид по умолчанию» – «От третьего лица»,
«Сведение оружия» – «300 метров», на русских орудиях можно ставить больше,
Далее перейдем в раздел «Интерфейс» , найдем «Цвет прицела» и ставим «Зеленый» или любой яркий, но не белый.
«Приборная воздушная скорость» – «Нет», остальное по вкусу.
Делаем пробный вылет
Посмотрим, как управлять самолетом прямо во время боя на примере модели Р-63А-5 «Кинкобра». Режим выбираем «Исторический бой». Не забудьте в параметрах управления выставить «Прицеливание мышью», и только потом нажать «Ок», в противном случае рискуете сбить настройки.
Взлет производится двумя вариантами. Сразу выставляете тягу на 100%, закрылки в положении «Взлет» и ждете, пока самолет не наберет достаточную скорость. Второй вариант: сначала раскручиваете винт, нажимая на латинскую «B» (это тормоз колесами) и выставляете значение THR (в верхней левой панели) на 60. У вас начинает увеличиваться скорость и разгоняться двигатель. Потом доходите значением THR до 100% и отпускаете тормоз (можно даже уйти в форсаж), отпускаете закрылки во взлет – самолет начинает очень быстро разгоняться, после этого задираете нос – мы летим! Убираем шасси и закрылки.
Вы в полете. Можно управлять самолетом только мышкой. Недостаток управления мышкой в том, что самолет начинает трясти и угол крена не такой, какой вам нужен, например, для поворота.
Поворот с клавиатуры осуществляется уходом в крен влево, для этого жмем латинскую «А». Самолет при этом принимает положение, когда ось крыльев становится перпендикулярной земле. Как достигли такого положения, жмем «Shift» и ручку (мышь) тянем на себя. Самолет аккуратно разворачивается, помогаем мышкой. Как развернулись, отпускайте «Shift» и выравнивайтесь.
Лететь надо всегда на 100% тяге (THR = 100%), форсажем баловаться не стоит, чтоб не перегреть двигатель. Закрылки находятся в нулевом положении. При нажатии на «Ъ», можно маневрировать на посадочных закрылках, в результате чего получите хорошую подъемную силу, теряя при этом скорости.
Как пикировать вниз для атаки противника, летящего близко к земле.
Ставим закрылки в боевое положение и постепенно убираем обороты до 70%, направляясь к земле. Выход из пике – жмем «Shift» и мышь направляем вверх.
По наземным целям имеет смысл стрелять с 1 км. По воздушным целям открывать стрельбу надо только с коротких дистанций – 300-400 метров. С большего не будете попадать.
Как осуществлять посадку: сбрасываем скорость до 50-60 оборотов, выставляем закрылки в посадочное положение. Когда напрямую вышли к аэродрому, сбрасываем тягу до 17% и снижаетесь, ненадолго зажимаем «Shift». Прямо над аэродромом выпускаем шасси.
Источник
Пилотирование вертолета в симуляторных боях
В процессе. Данная статья редактируется участником Feyfolken_km (дата начала работы). Просьба другим участникам не вносить правки, пока висит это предупреждение. |
Сотрудники Gaijin Entertainment, работая над War Thunder, стремятся к реализму. С выходом патча 1.83, игроки получили возможность играть на совершенно новом типе технике — вертолетах, поведение которых, также как и летно-технические характеристики, по возможности были максимально приведены к реальным.
В то время, как аркадный и реалистичный режимы получили значительные упрощения, симуляторный режим сохраняет возможность наиболее полного управления летательным аппаратом.
Руководство создается с целью пролить свет на особенности пилотирования вертолетов, а также процессы, происходящие в процессе полета. В процессе работы над данным текстом мы будем опираться на книгу под названием «Пилотирование вертолета» за авторством Тинякова Г.А. 60-го года выпуска.
Содержание
Отличие вертолета от самолета
Принцип полета самолета
Как известно, самолет имеет крыло, неподвижно закрепленное на фюзеляже. Среди тех, кто далек от авиации, распространено мнение, что у самолета имеется два крыла — левое и правое. С технической точки зрения это не так. Крыло одно, у которого имеются две консоли — левая и правая. Те же самолеты, которые имеют два крыла, именуются бипланами. Однако, для простоты понимания опустим эту деталь и продолжим использоваться понятие «левое и правое крыло».
При движении самолета, воздух, обтекающий крыло, создает подъемную силу, тем большую, чем большей является скорость полета.
Отсюда возникает следующее правило: нет достаточной скорости — нет достаточной подъемной силы, которая бы уравновесила массу самолета.
Управление самолетом осуществляется с помощью управляющих плоскостей и происходит по следующим принципам.
Плоскости, расположенные на крыльях, именуются элеронами. Отклонение их в противоположные стороны приводит к тому, что на одном крыле подъемная сила возрастает, а на другом убывает. Возникшее при этом усилие стремится накренить в ту или иную сторону.
Плоскости, расположенные на хвостовом оперении, используются для управления тангажем. Их отклонение приводит к появлению вращающего момента, в результате чего самолет задирает/опускает нос.
Управление же по курсу осуществляется другой плоскостью — рулем направления.
Принцип полета вертолета
Вертолеты (а также их родственники — авторжиры) не имеют жестко закрепленного крыла. Вместо этого применяется винт, вращающийся в горизонтальной плоскости. Таким образом, подъемная сила создается схожим образом — перемещением крыла (лопасти) относительно воздуха.
Отсюда возникает главное отличие вертолета от самолета — возможность создания подъемной силы при неподвижности машины.
Эта особенность позволяет взлетать и садиться вертикально, висеть неподвижно, а также двигаться в любую сторону.
Устройство вертолета
Вертолеты одновинтовой схемы подвержены влиянию так называемого реактивного момента. обусловленного третьим законом Ньютона. Иными словами, если винт вращается в одну сторону, то фюзеляж будет стремиться вращаться в другую.
К слову, такое же явление наблюдается и на самолетах, в результате чего появляется стремление к крену, которое парируется триммированием элеронов.
Для парирования реактивного момента на вертолетах применяется дополнительный пропеллер, именуемый рулевым винтом. Он располагается на хвостовой балке и своей силой уравновешивает момент несущего винта.
Ниже представлен пример вертолета классической одновинтовой схемы — Ми-4:
Для того, чтобы вертолет мог подняться в воздух, необходимо, чтобы подъемная сила превысила массу вертолета. Каким образом это достигается?
Как известно, подъемная сила винта зависит от скорости его вращения, а также от угла установки его лопастей. Таким образом, теоретически, можно повысить обороты винта и тем самым увеличить подъемную силу. Однако, на практике это совершенно невыполнимо — двигатели не позволяют увеличивать их обороты в таких пределах.
Второй способ — увеличить угол атаки лопастей. Именно он и применяется на практике. Осуществляется это с помощью так называемого автомата перекоса, о котором будет рассказано позднее.
Важный вопрос — что произойдет, если увеличить угол установки лопастей? Очевидно, что возрастет их сопротивление воздуху и тем самым уменьшатся обороты несущего винта.
Для устранения этой проблемы применяется такое устройство, как ручка шага-газа. Эта ручка позволяет пилоту одновременно повышать угол установки лопастей и вместе с этим слегка повышать обороты двигателя тем самым компенсируя возросшее сопротивление лопастей.
Отсюда возникает важное правило — на всех режимах полета, независимо от угла установки лопастей, обороты несущего винта всегда поддерживаются неизменными.
Для того, чтобы вертолет мог совершать поступательное движение, то есть горизонтальный полет необходимо наличие горизонтальной тяги. У самолета для этих целей используется пропеллер, в то время как вертолет использует все тот же несущий винт.
Если наклонить плоскость вращения винта и одновременно повысить тягу, то вертикальная составляющая тяги будет уравновешивать массу вертолета, а горизонтальная обеспечит поступательный полет.
Осуществляется это посредством все того же автомата перекоса. Что он собой представляет?
Автомат перекоса отвечает за угол установки лопастей. Для того, чтобы изменить плоскость вращения винта, необходимо увеличить угол установки лопастей с одной стороны и, соответственно, уменьшить с другой. Вот его упрощенная схема:
Как видно, основная деталь — шаровой подшипник, одно кольцо которого способно не только вращаться вокруг неподвижной части, но и менять свой угол. Таким образом, перемещая подшипник вверх и вниз (ручкой шаг-газ), пилот может регулировать общий шаг лопастей, тем самым регулируя тягу. А если требуется изменить угол атаки с какой-то определенной стороны винта, достаточно просто наклонить подшипник в нужную сторону (ручкой управления).
Вот, для примера, автомат перекоса вертолета SA 313:
1 и 2 — вращающиеся поводки; 3 и 4 — их крепление к лопастям; 5,6 и 7 — неподвижные поводки, связанные с ручкой шаг-газ и ручкой управления
Управление же по курсу осуществляется с помощью рулевого винта и связанных с ним педалей. В обычных условиях момент рулевого винта уравновешивает реактивный момент несущего винта. При отклонении педалей в ту или иную сторону, изменяется угол атаки лопастей. Таким образом, большей становится либо тяга рулевого винта, либо реактивный момент несущего винта и вертолет начинает поворот.
Настройка управления в игре
По той причине, что у автора, как и у подавляющего большинства игроков нет в наличии джойстика, а уж тем более и педалей, рассматриваться будет управление посредством мыши. Если быть точнее — «Мыше-джоя».
Настройки «по умолчанию» не позволят нормально управлять вертолетом, что неминуемо приведет к крушению. Первое, что понадобится сделать — снизить чувствительность. Для этого необходимо перейти в Управление — Вертолет — Движение и снизить чувствительность крена, тангажа и рысканья до 1%, как показано ниже:
Далее необходимо перейти на вкладку Самолет — Мышь-джойстик. Режим следует переключить на стандартный. Пункт «Квадрат» выставить на «Да». И особо следует отметить функцию «Центрировать мышь-джойстик». Она позволяет одним нажатием клавиши перевести курсор в нейтральную позицию. При дальнейшем пилотировании она будет использоваться часто, так что рекомендуется назначить ее на удобную клавишу. У автора таковой является тильда, она же буква Ё. Остальные же параметры (чувствительность, мертвая зона и т.д.) необходимо установить такие же, как на изображении ниже. Впоследствии, их можно будет изменить на более удобные.
Триммирование
Триммирование — очень важная функция. В одноименной статье рассматривается триммирование самолетов. Однако, её применение на вертолетах несколько отличается.
Так как на разных режимах полета используются разные обороты двигателя, то значения реактивного момента также будут различаться.
На первый взгляд может показаться, что можно обойтись клавишами Q-E. Однако, как показала практика, на момент написания статьи (версия игры 1.83) сделать это не представляется возможным. Чувствительность данных клавиш столь высока, что даже весьма кратковременное нажатие вызывает очень сильный поворот вертолета. Таким образом, триммирование рулевого винта является в прямом смысле жизненно важной функцией.
Как видно на прошлом изображении, у автора данные настройки назначены на Num-клавиатуру. Также важно зайти в настройки каждой оси по отдельности и включить режим относительного управления, а после этого настроить чувствительность относительного управления так, как будет удобно.
Настройки камеры
Не обязательно, но крайне рекомендуется назначить клавиши на движение головы влево-вправо и вверх-вниз. Необходимо это для того, чтобы лучше видеть землю перед собой. К тому же, прицел весьма сильно загораживает обзор.
Клавишами поворота головы пользоваться крайне не рекомендуется! Так, повернув голову вверх или вниз вы потеряете чувство горизонта. Осматриваться всегда следует с помощью клавиши обзора.
Основы пилотирования
Прежде чем выходить в бой против реальных игроков, следует отточить на полигоне выполнение базовых маневров.
Руление по ВПП*
* На вертолетах с колесным шасси — Ми-4 и Ми-24
Наиболее простой в исполнении маневр, позволяющий перемещаться как в пределах аэродрома, так и по грунту. Выполняется следующим образом:
- Заведя двигатель и подождав, пока обороты достигнут оптимальных, устанавливаем тягу в положение 20%.
- Триммируем рулевой винт для компенсации реактивного момента. К примеру, для вертолета Ми-4 при тяге в 20% выставляется -4%.
- Подаем ручку от себя (верхнее положение на мыше-джое) на половину хода. Вертолет начинает разгоняться.
- По мере набора скорости возвращаем ручку в нейтральное положение.
- Скорость по ровному покрытию должна достигать 15-20 км/ч. Больше разгоняться не рекомендуется, так как при попытке поворота возможно заваливание вертолета.
- Быстрыми и легкими нажатиями клавиш Q-E выполняем энергичный, но плавный поворот в нужную сторону.
- Торможение выполняется аналогичным способом — подачей ручки на себя (вниз на мыше-джое) на 50%. Вертолет начнет торможение и затем остановится.
- При выполнении руления работаем разгоном и торможением для выдерживания удобной скорости.
Важная деталь! Если необходимо остановить вертолет, то необходимо работать лишь ручкой управления и никак иначе. Сбрасывать тягу не только не допускается, но и вообще не имеет смысла. К примеру, вертолет Ми-4, представленный в игре, не оборудован колесными тормозами и при сбросе тяги не только продолжит движение по инерции, но и выполнит непроизвольный поворот (из-за реактивного момента).
Выполнение данного маневра можно увидеть на следующем видео:
Источник