- Основные настройки зеркального фотоаппарата
- Основные настройки фотоаппарата
- Баланс белого
- Диафрагма
- Выдержка
- Формат сохранения фотографии
- Работа в полуавтоматическом режиме
- Стоит ли пользоваться автоматическим режимом съёмки
- А вы знаете, как правильно настроить фотоаппарат при фотосъемке на улице?
- Уличная съемка: прогноз погоды
- Фотография в разное время года
Основные настройки зеркального фотоаппарата
Фотоаппараты упрощенной модификации, предназначенные для фотолюбителей без практического опыта, почти не имеют органов настройки и управления, поскольку фотографирование осуществляется в автоматическом режиме. Цифровые фотокамеры более высокого уровня позволяют устанавливать и настраивать основные параметры для съёмки. Тому, как настроить фотоаппарат правильно, посвящена данная статья. Материал будет полезен тем, кто самостоятельно осваивает фотографическую технику.
Основные настройки фотоаппарата
Цифровой фотоаппарат имеет несколько важных настроек, от которых полностью зависит результат работы фотографа. Можно выбрать режим, при котором все или некоторые установки выполняет процессор фотокамеры в автоматическом режиме. В этом случае полученный снимок не всегда будет соответствовать творческому видению художника. Поэтому профессиональные фотографы используют ручной режим, когда все необходимые настройки осуществляются самостоятельно. Обычно фотограф манипулирует следующими настройками:
- Баланс белого;
- Диафрагма;
- Выдержка;
- Чувствительность (ISO);
- Формат сохранения снимков.
Баланс белого
Баланс белого отвечает за правильность цветопередачи. В цифровом фотоаппарате имеются пресеты позволяющие задать этот параметр по типу освещения. Обычно у фотокамеры имеется ряд стандартных настроек:
- Дневной свет;
- Облачно;
- Тень;
- Лампа накаливания;
- Люминесцентная лампа;
- Автомат.
Эти предустановки позволяют выбрать цветовой баланс снимка почти точно, лишь с небольшой погрешностью. Алгоритм автоматической установки предполагает, что самые яркие элементы кадра являются нейтрально-белыми и все остальные цвета корректируются по ним. В некоторых моделях цифровых фотоаппаратов цветовое равновесие настраивается по шкале, отградуированной в градусах Кельвина. Это удобно при павильонной съёмке, когда параметры осветительных приборов заведомо известны или могут быть замерены специальным прибором. Если баланс белого настроен неправильно, то все цвета на фотографии могут сместиться в более холодную или более тёплую область спектра. Обычно это поправимо, но требует обязательной постобработки в фоторедакторе.
Диафрагма
Диафрагма является механизмом объектива, позволяющим изменять диаметр отверстия, пропускающего свет. При этом можно уменьшать или увеличивать количество проходящего света на матрицу камеры. От количества света зависит яркость фотографии. Чем больше отверстие диафрагмы, тем более светлыми будут тона снимка. Максимальное открытие объектива, в зависимости от его конструкции, может составлять f/1.0, 1.4, 2.0, 2.8. Величина диафрагмы влияет не только на яркость снимка, но и на глубину резкости. Большие цифровые величины позволяют снимать пейзажи, где резкими будут объекты, отстоящие от цифровой фотокамеры на 2-3 метра до бесконечности «∞». При съёмке портретов, наоборот, большая глубина резко изображаемого пространства не требуется. Если настроить диафрагму в пределах f/1.0-2.8, резкими будут только объекты переднего плана, а удалённые окажутся сильно размытыми, создавая эффект боке. Такой приём в фотографировании позволяет сделать акцент на центральную и ближнюю часть кадра.
Выдержка
Выдержка определяет временной интервал, в течение которого свет будет воздействовать на светочувствительный элемент. Этот параметр вместе с диафрагмой составляют экспозиционную пару. Самые короткие выдержки фотоаппарата составляют 1/4000 или 1/8000 долю секунды. Такие интервалы срабатывания затвора используются для фотографирования быстро перемещающихся объектов. Для повседневной съёмки чаще других используются выдержки от 1/30 до 1/250 секунды. Настроить выдержку в фотоаппарате можно в ручном или автоматическом режиме. Чем длиннее выдержка, тем выше риск получить на итоговой фотографии так называемую шевеленку. Для избежания данного дефекта необходимо использование штатива.
Ещё одним важным параметром, который фотограф может настроить своими руками, является чувствительность или ISO. В плёночных фотоаппаратах для того чтобы изменить чувствительность нужно было зарядить нужный фотоматериал. В основном это были негативные фотоплёнки с чувствительностью, указанной на упаковке. В цифровом фотоаппарате чувствительность определяет коэффициент усиления при обработке сигналов с матрицы. Большой коэффициент усиления может потребоваться при съёмке в сложных условиях, когда настройка других параметров не позволяет получить желаемый результат. При фотографировании лучше использовать минимальные величины чувствительности, так как её увеличение повышает уровень шумов на изображении.
Формат сохранения фотографии
Готовые фотографии, снятые цифровым фотоаппаратом, можно хранить на твердотельных накопителях в разных форматах. В основном используются два общепринятых формата. Это JPEG и RAW. Форматом JPEG пользуются все начинающие фотолюбители и фотографы, делающие сразу итоговый снимок, не нуждающийся в постобработке. Фотография в этом формате занимает меньше места в хранилище и записывается с компрессией и обработкой видеопроцессором фотоаппарата. Кадр в сыром формате RAW сохраняется непосредственно с матрицы фотоаппарата, без предварительной компрессии и обработки. При этом, работая в фоторедакторе, можно успешно изменять ряд параметров, плохо поддающихся обработке в случае с JPEG. Такие как:
- Цифровой шум;
- Баланс белого;
- Света и тени;
- Экспозиция.
К недостаткам этого формата можно отнести большой размер файлов и возможность просмотра только через специальную программу.
Работа в полуавтоматическом режиме
Для того чтобы облегчить процесс определения экспозиции, особенно для начинающих фотографов, в фотоаппаратах предусмотрен полуавтоматический режим съёмки. Это фотографирование с приоритетом выдержки или с приоритетом диафрагмы. В первом случае фотограф может настроить чувствительность и интервал работы затвора, а диафрагма выбирается процессором. Этот режим фотографы часто используют для фотографирования спортивных соревнований или быстро перемещающихся предметов. Настраивая выдержку можно «остановить» движение или сделать его немного смазанным, чтобы подчеркнуть эффект высокой скорости .
Режим, где диафрагма настраивается вручную, а автоматика определяет выдержку, считается более востребованным. Он подходит для репортажных и портретных съёмок, а так же для работы при недостаточной освещённости. Настраивая диафрагму в фотоаппарате можно контролировать размытие удалённого плана и глубину резкости. Этот режим нужно использовать при изменяющемся освещении. Манипулируя настройками выдержки и диафрагмы нужно помнить, что с увеличением чувствительности, качество снимка снижается за счёт увеличения шумов.
Стоит ли пользоваться автоматическим режимом съёмки
Кроме полуавтоматических режимов в фотоаппаратах имеется режим, где автоматика выполняет все настройки без вмешательства человека. Он хорошо подходит для новичков, но получить реальный опыт фотографирования в различных условиях, с помощью его невозможно. Качество фотографий, выполненных в автоматическом режиме на хорошей зеркальной фотокамере, ничем не отличается от такого же продукта, сделанного дешёвой «мыльницей». Поэтому освоив технику фотографирования в автоматическом режиме, нужно последовательно переходить к полуавтомату и к ручным настройкам.
Совокупность всех настроек фотоаппарата предназначена для получения фотографий отличного качества и реализации креативных замыслов фотографа. Только работа в ручном режиме позволит в полном объёме использовать возможности, предусмотренные в фотокамере хорошего уровня и сделать все настрйки по “фен-шую”.
Источник
А вы знаете, как правильно настроить фотоаппарат при фотосъемке на улице?
Здравствуйте, фотолюбители! С вами на связи, Тимур Мустаев. Где вы предпочитаете фотографировать? На улице или же там, где есть только искусственный свет? Сегодняшний урок будет полностью посвящен именно улице и специфике ее условий.
Переходя к новым внешним обстоятельствам, закономерно приходится выставлять другие параметры на камере. Чтобы у вас получались отменные фотографии, я расскажу пару секретов о том, какие нужны настройки фотоаппарата для съемки на улице.
Уличная съемка: прогноз погоды
Не вдаваясь в подробности всех природных явлений, можно говорить о двух типах погоды, которые мы можем наблюдать днем, — это ясное солнце и значительная облачность. Это как две противоположности, две крайности, определяющие поведение фотографа: снимать или нет, а если снимать, то какие настройки?
Съемка на улице отличается непредсказуемостью. За это ее многие не любят, ведь нужно подстраиваться. Да, это вам не оборудованная всевозможными световыми источниками студия! Здесь точно не знаешь, что тебя ждет дальше, но все же есть плюсы: можно наткнуться на удивительный естественный свет.
К тому же, если вы не умеете работать со студийным светом, на улице ничего самостоятельно выставлять не придется.
Помимо выбора сюжета и воплощения определенной идеи, снимаете вы пейзаж или людей, может быть, животных, нужно определиться с настройками фототехники. В солнечный день это обычно:
- Съемка желательно в режиме приоритета диафрагмы (A – Nikon, Av — Canon), если вы не снимаете динамические сцены.
- ИСО минимальное – 100 или ниже (если поддерживает ваш фотоаппарат).
- Диафрагма (f) закрыта, то есть значение большое. Это необходимо, чтобы не повредить оптику на солнце и чтобы лучи не засвечивали кадр. Рекомендуют ставить f от 10. Но чтобы снимать портрет, такая диафрагма может не подойти, ведь в зону видимости попадет не только персонаж, но и все вокруг. Добиться минимальной глубины резкости можно малым f и очень короткой выдержкой.
- Выдержка может доходить и до тысячных секунды. Так вы опять же выровняете экспозицию. Если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, выдержка выставится самостоятельно.
- Баланс белого “солнечный день” или 5200—6000 по Кельвину. Ручной режим имеет неоспоримое достоинство, но работает только в руках знающего человека. Смело используйте его, если можете точно оценить, какая цветопередача в реальности и какая вас устроит на снимке.
- Не фотографируйте против солнца. Объект должен быть хорошо освещен, а не загораживать солнечный свет. Только если вы не хотите снять черный силуэт. Против солнца снимать можно, но только с компенсацией в виде вспышки.
- Желательно фотографировать в тени. При попадании прямых солнечных лучей, например, на лицо, образуются жесткие тени, а также объект съемки жмурится от солнца.
- Самое время использовать светофильтры! Например, нейтрально-серые и поляризационные, которые уменьшают поступление света в камеру, также убирают блики и очерчивают небо. Я постоянно использую поляризационный, если снимаю днем.
Что же нас ждет в пасмурную погоду? Настройки совершенно иные:
- Съемка желательно в режиме приоритета диафрагмы (A – Nikon, Av — Canon), если вы не снимаете динамические сцены.
- ИСО от 100 и выше. Света становится меньше, а значит, пора повышать чувствительность камеры. Слишком не увлекайтесь, так как в некоторых фотоаппаратах 800 – это показатель, при котором уже появляются признаки зашумленности изображения. Мой вам совет, ISO меняйте в последнюю очередь, если понимаете, что света совсем не хватает!
- Диафрагма (f) открыта. Необязательно максимально, но значение 10 и выше, которое вполне адекватно при солнце, здесь слишком высокое. На практике я часто использую f 7,1. Ну здесь тоже важно знать, чего вы хотите добиться. Если снимаете портрет, то диафрагму можно открыть на 2,8 или 3,5 (если ваш объектив поддерживает).
- Выдержка тоже короткая, но не более 1/200, 1/400. В противном случае освещенность будет низкой. Опять же, если снимаете в режиме приоритета диафрагмы, то здесь можно не беспокоиться, фотокамера настроит сама. Самое главное, чтобы не было длиннее 1/60 с. (не было 1/30, 1/15 и так далее). При таких значениях съемки с рук, фотографии получаются не четкими.
- Баланс белого “облачно”, “тень” или от 6000 по Кельвину.
Любой профессионал фотодела должен позаботиться об условиях съемки. В ситуации, если это не помещение, нужно следить за погодой: защищать и себя, и технику от перегрева или осадков. В помощь вам кепки, очки, зонтики, дождевики и т.д.
Фотография в разное время года
В этой части статьи мы рассмотрим зиму и осень. На мой взгляд, их можно назвать если не самыми сложными, то приближенными к этому обстоятельствами фотосъемки.
Лето – благодатное время, когда можно и с освещением поиграть, и максимально цвета использовать, изучить их сочетание в природе, и четко увидеть проявление контрастов и т.п.
Можно легко делать выразительные и атмосферные снимки, например, подчеркнуть романтический образ на закате, отразить печаль и тихую грусть в пасмурную погоду, а когда светит яркое солнце, то и счастливые моменты несложно показать.
Итак, в чем же сложность фотографировать осенью? Прежде всего, это обилие красок, особенно желтых оттенков. Здесь основное правило – соответственно настроить баланс белого на камере.
Скорей всего, авто здесь не справится и лучше использовать ручную настройку. Для того чтобы желтизна не покрывала весь кадр, от этого цвета следует уходить в противоположную сторону – ближе к синему. Это гармонизирует цвета на итоговой картинке.
Баланс регулируется либо сразу на фотоаппарате, либо в постобработке, при условии, что вы снимаете в формате RAW.
Совет. Желательно, всегда фотографируйте в формате RAW, это поможет вам в пост обработке. Я всегда фотографирую в RAW+JPEG высокого качества. JPEG удобно просматривать, отсеивая при этом не нужные кадры, тем самым удаляя и ненужные RAW.
Еще одним вариантом работы с фото в осеннее время является изменение стиля Picture Control (на Nikon) или Picture Style (на Canon).
Не рекомендую выбирать насыщенный, тем более если снимаете портрет на фоне желтых деревьев и листвы. Пусть это будет нейтральный или стандарт. Цвета могут получиться блеклыми, слегка приглушенными, но это нестрашно, их избирательно можно повысить в фоторедакторе.
Теперь рассмотрим фотографирование зимой. Выделим несколько важных моментов:
- Повсюду dас на улице будет окружать снег. Помните, он белого цвета! Малейший перекос в цветопередаче сделает все серым, желтым и т.д. Баланс белого выставляйте внимательно, желательно вручную, а также избегайте участков с “неэстетичными” сугробами.
- Белые снега нужно чем-то разбавлять, то есть создавать яркие акценты: цветные дома, разноцветная одежда модели. Красиво смотрятся горы и их снежные верхушки, если вы являетесь поклонником пейзажа. Зимой освещенные горные склоны интересно выглядят и в черно-белой гамме.
- Несмотря на то что летом солнце наиболее активно и может создавать чрезмерные для восприятия фотоаппарата контрасты, в зимнее время возможен тот же эффект. Снежная поверхность и кристаллы льда – сильный отражатель света. Как вы помните, яркие лучи вредны оптике, поэтому выставляйте диафрагму среднего значения. Еще могу посоветовать не снимать при солнце и против него. Это в принципе справедливо в любое время года – ищите менее жесткие контрасты, иначе недо- или пересветов не избежать.
На этом и все, дорогие мои читатели. Это основные советы съемки на улице. Идеальных настроек не существует, все настраивается на месте. С самой сутью я с вами поделился и надеюсь донес до вас основную мысль, а все остальное, только практикуясь.
Могу еще посоветовать два незаменимых помощника, это два отличных курса. Первый, все подробности о цифровом фотоаппарате « Цифровая зеркалка для новичка 2.0 » или « Моя первая ЗЕРКАЛКА » и второй, правильная обработка сделанных фотографий, в мощном редакторе Lightroom, « Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа ». Эти курсы, должны быть у каждого начинающего фотографа!
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев фотоаппарата зеркального NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев фотоаппарата зеркального CANON.
Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа
До свидания, читатели! До новых встреч! Делитесь с друзьями и подписывайтесь на обновления, и вы будите первыми в курсе всех важных новостей!
Источник