- РОДНАЯ РЕЧЬ. Мир фразеологизмов Д (1)
- Далеко пойти
- ДАЛЕКО́ ПОЙТИ́
- Дамоклов меч
- ДАМО́КЛОВ МЕ́Ч
- Дары данайцев
- ДАРЫ́ ДАНА́ЙЦЕВ
- Что такое «Дамоклов меч»? Значение фразы
- Значение фразеологизма
- Происхождение фразеологизма «Дамоклов меч»
- Тест на знание фразеологизмов
- Что означает выражение «Дамоклов меч»?
- Значение фразеологизма «Дамоклов меч»
- Дионисий I
- Происхождение фразеологизма «Дамоклов меч»
РОДНАЯ РЕЧЬ. Мир фразеологизмов Д (1)
Далеко пойти
Достичь многого, добиться высокого положения в жизни.
Е сли человек обладает выдающимися способностями, хитростью и умом, если он явно достигает больших высот, сделает карьеру, то про него говорят, что он далеко пойдёт.
В этом выражении иногда слышны нотки осуждения: ведь предполагается, что на своём далёком пути человек будет способен ради собственного успеха переступить через других людей.
В основе этого выражения лежат очень древние представления о своём и чужом.
Своё — это близкое, знакомое, освоенное, безопасное.
Чужое — путающее, враждебное и, как правило, далёкое . В чужом пространстве обитает нечистая сила.
Т от, кто хочет проникнуть в это далёкое пространство, пойти далеко (например, сказочный герой, отправляющийся в путь за похищенной невестой), должен обладать особыми способностями и качествами.
Ему нужно уметь общаться с силами чужого мира, поэтому в мире своём он может восприниматься как человек опасный.
Может быть, из-за этого выражение «далеко пойти» получает скрыто негативную оценку.
Как я его узнал здесь, он и образован и очень умен; это человек, который далеко пойдёт.
Лев Николаевич Толстой. «Анна Каренина»
ДАЛЕКО́ ПОЙТИ́
Достичь многого, добиться высокого положения в жизни.
Дамоклов меч
С имволом нависшей над человеком опасности , готовой обрушиться на него в любую минуту , стал дамоклов меч.
Он и вправду был подвешен. Случилось это так.
В Сиракузах жил человек по имени Дамокл. Он очень завидовал тирану Сиракуз Дионисию и называл его счастливейшим из людей.
Однажды Дионисий, желая показать Дамоклу, как на самом деле непросто быть правителем , велел усадить того на царский трон .
К ругом шёл пир , все славили Дамокла как царя — и он очень обрадовался. Каковы же были его изумление и ужас, когда он поднял глаза и увидел, что над самым троном на конском волосе подвешен меч!
А это сам Дионисий приказал подвесить его над Дамоклом — в напоминание о постоянно грозящей правителю опасности, о призрачности благополучия.
Но как ни бодрился Бахирев, он работал под дамокловым мечом, и это заставляло его спешить, начинать преждевременно и комкать начатое.
Галина Евгеньевна Николаева. «Битва в пути»
ДАМО́КЛОВ МЕ́Ч
Постоянно угрожающая опасность.
Дары данайцев
Дары, гибельные для получателя. Троянский конь.
Э то предательские, коварные дары, которых нужно опасаться.
Такие дары принесли греки (данайцы) по совету хитроумного Одиссея своим противникам троянцам.
Десять лет греки осаждали Трою, но так и не смогли её взять. Тогда они пошли на обман: был построен огромный деревянный конь, в котором спрятались лучшие греческие воины.
А остальные сели на корабли и сделали вид , что уплывают.
Обрадованные троянцы, несмотря на предупреждения жреца Лаокоона и пророчицы Кассандры, ввезли коня в Трою.
Н очью воины выбрались из коня, перебили стражу и открыли ворота Трои, впустив греков в город. Троя была взята .
Лаокоон, предупреждавший своих сограждан об обмане, произнёс фразу, которая тоже стала крылатой: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!».
Вошло в поговорку и выражение «троянский конь» как символ обмана и коварства.
ДАРЫ́ ДАНА́ЙЦЕВ
Дары, гибельные для получателя. Троянский конь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Что такое «Дамоклов меч»? Значение фразы
Острое чувство нависшей угрозы порой может преследовать каждого человека, это может быть связано с семьей, работой, учебой, здоровьем, любого рода деятельностью.
Почему угрозу, вызывающую такое переживание называют «дамокловым мечом», откуда устойчивое выражение пришло в нашу речь, что это за меч и почему он «дамоклов»? Подробная информация и ответы на вопросы размещены ниже.
Значение фразеологизма
«Дамоклов меч» — это нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны.
История, о которой упоминали Цицерон и Гораций, описывает мнимое благосостояние, за ширмой которого находится угроза гибели. Другими словами, это чувство постоянной угрозы, которое может перерасти в реальную опасность.
Безусловно, когда речь идет о материальном благе, потерять комфорт с привилегиями и большими возможностями никто не хочет, поэтому внутреннее состояние человека может находится в сильном напряжении. Такие обстоятельства и неумение в них себя контролировать могут привести к нежелательным последствиям, допустим, к ссорам дома или разногласиям на работе.
Для лучшего понимания значение выражения «Дамоклов меч», стоит обратить внимание на примеры его цитирования. Герцен А.И. в произведении «Былое и думы» писал:
Не могу сказать, чтобы он (полицейский надзор) был очень докучлив, но неприятное чувство дамокловой трости, занесенной рукой квартального, очень противно.
Или, еще один пример от Гюстава Флобера, который в «Госпожа Бовари» обращается к переносному смыслу фразы:
«Правительство нас преследует, а действующее у нас нелепое законодательство висит у нас над головой, как дамоклов меч».
Как можно заметить, фразеологизм в художественной литературе употребляется в различных ситуациях, при противоречивых обстоятельствах, но в одном и том же значении «нависшая угроза».
Происхождение фразеологизма «Дамоклов меч»
Чтобы узнать об истории возникновения высказывания, обратимся к древнегреческим мифам и легендам. Есть предание о сиракузском тиране Дионисии Старшем и его фаворите Дамокле. Со стороны всем казалось, что жизнь царя была легка и беззаботна, многие хотели жить такой жизнью. Правитель, долгое время наблюдавший за завистью своих приближенных, решил на день позволить одному из них (Дамоклу) стать владыкой.
Слуги выполняли все пожелания Дамокла, нарядили в роскошные одеяния и посадили на трон, устроили пир в его честь. Довольный происходящем, во время торжества, Дамокл поднял голову вверх и увидел висящий на конском волосе меч, острие которого направлено прямо на его голову.
В этот момент он замер и осознал, что именно чувство постоянной опасности испытывает каждый правитель, жизнь которого находится всегда на волоске от гибели.
История происхождения фразеологизма скрывает еще один подтекст своего значения «не завидуй благополучию», ведь именно зависть послужила причиной подготовки такого поучительного урока для подчиненных царя.
В результате, Дионисий наглядно показал всем приближенным и Дамоклу в том числе истинную жизнь правителя и развеял иллюзию видимой беззаботной действительности.
«Дамоклов меч» — это нависшая опасность, которая может стать реальностью в любой неподходящий момент, к которому надо быть готовым, не поддаваться эмоциям, а обладать, как древнегреческий царь, незаурядной выдержкой.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Источник
Что означает выражение «Дамоклов меч»?
Значение фразеологизма «Дамоклов меч»
«Дамоклов меч» — это кажущаяся или видимая угроза, нависшая над человеком или группой лиц и готовая реализоваться в любой момент, при, казалось бы, благоприятных условиях и видимом спокойствии.
Дионисий I
Историей, связанной с происхождением выражения «Дамоклов меч», мы обязаны одному из самых известных правителей города Сиракузы Дионисию Старшему или Дионисию I (431/430 — 367 гг. до н.э.). Будучи сыном обычного простолюдина, он быстро сделал карьеру военачальника и в конечном итоге узурпировал власть в своих руках в 25-летнем возрасте и правил городом в течение 37-ми лет вплоть до своей смерти.
Дионисий прослыл умным, энергичным, предприимчивым и жестоким человеком. Беспощадно разделывался с врагами и завистниками, для достижения своей цели он не гнушался любыми средствами. Деньги и драгоценности, необходимые на содержание армии и личной охраны, он силой или обманом забирал везде, где бы они не находились: грабил храмы, вводил непосильные налоги, чем довел жителей города до полного обнищания.
Могущество Дионисия было безгранично, но счастливым он не был. Виной тому служил страх смерти от предательства и потери власти. Эта фобия держала его в напряжении на протяжении всего времени царствования. Ощущение опасности не покидало его ни на минуту. В личную охрану Дионисий набирал только получивших от него свободу рабов. Друзей у него не было, так как никому не доверял, даже ближайшим родственникам.
Например, стричь и брить себя Дионисий доверял только своим дочерям. Когда же дочки повзрослели, доверие потеряли и они. Теперь процедура стрижки стала происходить без ножниц и заключалась в следующем. Скорлупу от орехов накаливали на огне, затем ею подпаливали отросшие волосы на голове и лице.
Спальня Дионисия была обустроена особенным образом и представляла собой неприступную крепость. Вокруг кровати тирана была вырыта глубокая и широкая канава. И добраться до нее можно было только по поднимающемуся и опускающемуся мостику. Каждую ночь Дионисий запирал дверь спальни на засов, через мостик добирался до постели, поднимал мостик и более-менее спокойно спал. На такие предосторожности способен только одержимый человек.
Боясь покушений, Дионисий редко выезжал из своего города, выступал перед народом с высокой башни, окружил себя многочисленными телохранителями, а попасть к нему на прием возможно было только после личного обыска.
В Сиракузах сохранился специально выдолбленный грот над каменоломнями, прозванный «ухом Дионисия». Через него он подглядывал и подсматривал за запертыми в каменоломнях якобы заговорщиками и преступниками.
Известно несколько случаев, когда Дионисий внезапно приказывал казнить ни в чем неповинных людей, только из-за того, что они что-то не так сказали или сделали. Например, как утверждают историки, в разговоре с Дионисием древнегреческий драматург и философ Антифон позволил себе пошутить о том, что самым лучшим металлом является медь, ведь из нее отлиты статуи тираноборцев Гармодия и Аристогитона (они в 514 году до н.э. совершили покушение на тиранов города Афины братьев Гиппия и Гиппарха). Напоминание об убийстве тирана привело незамедлительному приказу о казни шутника Антифона.
Другой подобный случай произошел, когда Дионисий решил поиграть в мяч (любил он эту забаву). Для этого ему пришлось снять тунику, отцепить оружие и отдать все это юноше, которому доверял. Один из придворных любимцев Дионисия решил пошутить по этому поводу и произнес: «Хорошо, что хоть этому юноше доверяешь свою жизнь». При этом юноша, про которого говорил шутник, позволил себе улыбнуться. Дионисий тут же приказал казнить обоих: одного – за преступную мысль об убийстве царя, другого – за улыбку при этой мысли. Кстати, в дальнейшем Дионисий не раз винил себя за случившиеся, за свою вспыльчивость и поспешность. Ведь он лишил жизни того, кого по-настоящему ценил и к кому действительно был привязан.
Конечно, живя среди льстецов, завистников и где многие хотели бы оказаться на его месте, любой был бы подозрителен и осторожен. Но все же у Дионисия это явно переросло в паранойю.
Происхождение фразеологизма «Дамоклов меч»
И вот однажды тирану Дионисию представился шикарный случай показать всем, какова его веселая, беззаботная и счастливая жизнь на самом деле.
Этот момент из жизни тирана города Сиракузы Дионисия I описал древнеримский философ, оратор и политический деятель Марк Туллий Цицерон (3 января 104 год до н.э. — 7 декабря 43 год до н.э.) в своей философской работе об этике «Тускуланские беседы». В этой работе впервые употребляется выражение «Дамоклов меч», впоследствии ставшее фразеологизмом. Этот известный рассказ так и называется «притча о Дамоклове мече».
Речь пойдет об уроке, который Дионисий решил преподать одному из своих приближенных придворных льстецу Дамоклу, да заодно и другим, чтоб неповадно было.
Дамокл, как и многие другие, завидовал богатству и единоличной безграничной власти Дионисия, его роскошной и беззаботной жизни. И вот на одном из многочисленных пиршеств Дамокл, желая больше всех угодить своему господину, восхищенно говорил Дионисию о его прекраснейшем дворце, несметных богатствах и счастливейшей жизни. Дионисий улыбнулся и поинтересовался, не хотел бы сам Дамокл вкусить его царской жизни. Дамокл и не скрывал своих желаний. Конечно, любой хотел бы пожить такой жизнью, хоть один часок, хоть чуть-чуть. Поразмыслив, Дионисий предложил Дамоклу поменяться местами, на что доверчивый льстец с радостью согласился в предвкушении новых и счастливых ощущений.
Дионисий приказал одеть Дамокла в царские одежды, посадить на золотой, покрытый великолепными коврами, трон и исполнять любую прихоть временного правителя. Дамокл был на «седьмом небе» от свалившегося на него блаженства. Обеденный стол ломился от всевозможных яств и изысканных напитков, любое его желание незамедлительно выполняется, его почитали как царя. Вот оно счастье.
Тем временем Дионисий приказал над троном, где восседал довольный Дамокл, подвесить на конском волоске меч острием вниз. Не подозревавший ничего Дамокл крутил головой, всем улыбался, прямо светился счастьем. Он был на вершине блаженства. Вдруг, случайно подняв голову, он увидел направленный прямо на него, висящий на тоненьком волоске, меч. Приятные ощущения «как рукой сняло». Дамокл тут же потерял всякий интерес к тому, от чего только что получал неимоверное удовлетворение. Он перестал замечать исполнительных прислужников и роскошную обстановку, в которой находился, перестал получать удовольствие от еды и напитков. Его взгляд был устремлен лишь в одно место, на кончик страшного меча, который может вот-вот сорваться и лишить его жизни.
Дамокл стал умолять Дионисия освободить его от всего этого царского счастья. Так он на своем опыте убедился какая нелегкая жизнь у его царя, при кажущейся счастливой беззаботности и спокойствии. Ведь тяжело жить даже в богатстве и роскоши, если каждую минуту находишься в опасности, которой можешь подвергнуться в любой момент.
С тех пор выражение «Дамоклов меч» стало означать ощущение постоянной опасности при видимом благополучии. В дальнейшем значение фразеологизма «Дамоклов меч» приобрело более широкий смысл, написанной в начале статьи.
Примеры цитирования в литературе
1)«Не могу сказать, чтобы он был очень докучлив, но неприятное чувство дамокловой трости, занесённой рукой квартального, очень противно».
А.И.Герцен (1812 – 1870 гг.), «Былое и думы», 1868 г.
2)«Правительство нас преследует, а действующее у нас нелепое законодательство висит у нас над головой, как дамоклов меч»!
Флобер Гюстав (1821 -1880 гг.), «Госпожа Бовари», 1856 г.
3)«Обидно пусть, кто в гении не вышел,
Зато им не грозит Дамоклов меч.
Парит хранитель-ангел мой над крышей,
Чтоб от кровавой славы уберечь».
Источник