- Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками
- Содержание
- 1. В каких случаях ремонтируют аккумулятор
- 2. Что вам понадобится
- 3. Описание процесса
- 4. Полезные материалы
- Как отремонтировать зарядный блок шуруповерта
- Как определить неисправность
- Частые причины поломки
- Ремонт зарядного устройства своими руками
- Когда придется нести зарядное устройство в сервисный центр
Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками
Содержание
1. В каких случаях ремонтируют аккумулятор
Почему аккумулятор плохо держит заряд? Как работать, если после зарядки шуруповерт работает не больше 10 минут? Такие вопросы возникают у пользователей, чей аккумуляторный инструмент эксплуатируется не один год. Есть несколько путей решения этой проблемы. Можно, например, обратиться в сервисный центр. Там, скорее всего, вам предложат купить новый аккумулятор, так как официально ремонтом вышедших из строя элементов специалисты не занимаются. А что если таких моделей уже не производят и подобрать подходящий аналог не удастся? Неужели так и придется расстаться с любимым инструментом и купить новый, с новым аккумулятором и зарядным устройством? С нынешними ценами не каждый может себе это позволить. Поэтому многие умельцы берутся за ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками. Кстати, не все из них гонятся за экономией. Для кого-то это повод для творчества – возможность вдохнуть новую жизнь в старый инструмент. Ведь хуже уже не сделаешь, а попытаться стоит!
При подготовке этой статьи мы изучили много примеров ремонта аккумулятора шуруповерта своими руками. Одни пользователи восстанавливают только ячейки, другие создают полностью новый элемент питания на базе дешевых китайских батарей. Однако не всегда такие подходы хороши. К примеру, ячейки литиево-ионных аккумуляторов восстановить нельзя. При восстановлении никель-кадмиевых иногда требуется прошивка ячеек, а значит, и специальное устройство. Универсальным способом считается ремонт аккумулятора с заменой отдельных ячеек. Об этом и расскажет наша статья.
2. Что вам понадобится
- Новые банки для аккумулятора
- Паяльник
- Флюс
- Олово
- Отвертка
- Мультиметр
- Длинногубцы или бокорезы
- Изолента
3. Описание процесса
Разбираем корпус аккумулятора
Корпус любого аккумулятора разборный. Состоит из двух частей, которые соединены мелкими винтами или клеем. В первом случае все просто: нужно лишь открутить винты и разделить части. Если же корпус проклеен, придется потрудиться, чтобы аккуратно добраться до ячеек, не повредив их. Сначала нужно просунуть лезвие ножа в любую точку на стыке частей, затем вставить туда что-то острое, например, саморез. Таким образом, удастся расклинить отдельный участок. Потом надо аккуратно пройтись лезвием по всему периметру, отделяя склеенные части. Корпус разобран. После ремонта его снова надо будет склеивать.
Определяем неисправность
Когда вы доберетесь до ячеек аккумулятора, то увидите, что они представляют собой банки, соединенные последовательно. Значит, один неисправный элемент может стать причиной плохой работы шуруповерта. Важный этап в ремонте аккумулятора шуруповерта своими руками – найти это слабое звено.
Проверку нужно проводить на полностью заряженном аккумуляторе. Следует извлечь из корпуса все ячейки и для удобства выложить их на столе так, чтобы был обеспечен свободный доступ к соединительным контактам. Контактными щупами мультиметра измерьте напряжение на каждой банке, показания обязательно зафиксируйте. Для удобства можете начертить схему на листе бумаги и записывать там снятые показатели. Можно отмечать их непосредственно на ячейках.
Полезная информация: для никель-кадмиевых элементов питания напряжение каждой ячейки должно быть в пределах 1,2 – 1,4 В, для литиево-ионных – в пределах 3,6 – 3,8 В.
После замера напряжения аккумулятор собирают и работают шуруповертом до потери мощности. Затем вновь разбирают и делают повторные измерения, которые снова записывают. На ячейках, которые при первом измерении имели самые низкие значения напряжения, наблюдаются самые большие потери. Стоит отметить, что существенной разницей в напряжении банок считается 0,5 – 0,7 В. Такие элементы и следует заменить.
На заметку! При ремонте аккумулятора шуруповерта своими руками замена ячеек считается более эффективной, чем их восстановление. Дело в том, что восстановленные банки прослужат недолго, и вскоре их все равно придется заменять. Так что лучше не делать двойную работу, а сразу произвести замену.
Заменяем поврежденные ячейки
При предстоящем самостоятельном ремонте аккумулятора шуруповерта у многих пользователей встает вопрос, где же взять новые банки. Можно найти старый аккумулятор, например, у знакомых или посетителей тематических форумов. Использовать его в качестве донора и отобрать из него рабочие ячейки. Можно купить элементы отдельно. Их продают в магазинах радио- и электротоваров или на сайтах частных объявлений. Некоторые умельцы заказывают элементы питания с китайских сайтов. Цена одной банки составляет от 100 до 200 рублей. Согласитесь, это не такие уж большие деньги в сравнении с покупкой нового аккумулятора.
Совет: при выборе обратите внимание на то, что новые ячейки по габаритам и показателям тока должны быть аналогичны элементам, которые вы заменяете.
Процесс замены поврежденных ячеек довольно прост. Он не вызовет трудностей у тех, кто имел дело с пайкой. Сначала следует аккуратно отрезать соединительную пластину и удалить неисправную банку. Старайтесь сохранить эту пластину для присоединения нового элемента. Устанавливая новую банку, соблюдайте правильное расположение плюса и минуса. При последовательном соединении располагайте ячейку так, чтобы минус предыдущей шел на плюс новой. Для надежности удержания банок можно скрепить их по периметру изолентой.
Внимание! При пайке старайтесь не перегревать детали и работать быстро. Это правило важно соблюдать, чтобы избежать перегрева аккумулятора. Иначе есть риск его испортить.
Заряжаем и разряжаем отремонтированный аккумулятор
После ремонта аккумулятора шуруповерта потенциалы на ячейках будут разные, поэтому их необходимо выровнять. Ставим собранный элемент питания на длительную зарядку, например на ночь. Затем оставляем его на сутки отлежаться, чтобы он остыл. После этого проверяем напряжение на всех элементах. Если все процессы выполнены правильно, то показатели на каждой банке будут одинаковые, например 1,2 – 1,3 В.
Следующим этапом будет полная разрядка элемента питания. Работайте шуруповертом, пока не пропадет заряд. После этого полностью зарядите элемент. Повторите цикл заряда/разряда еще 2 раза. Это поможет продлить срок службы возвращенного к жизни аккумулятора.
В заключение скажем, что не стоит воспринимать эту статью как точное руководство в ремонте аккумулятора шуруповерта своими руками. Она всего лишь один из способов вернуть к жизни элемент питания. Если тема вас заинтересовала, изучите ее на инструментальных форумах, пообщайтесь с умельцами, которые делятся опытом, задайте им вопросы. Попробуйте повторить их опыт – наверняка у вас получится не хуже.
4. Полезные материалы
Чтобы аккумулятор служил долго и инструмент эффективно справлялся со своей задачей, важна правильная эксплуатации. Помогут советы из этих статей.
Приводим ресурсы, на которые мы ориентировались при составлении статьи. В этих публикациях пользователи делятся своим опытом ремонта элементов питания для шуруповерта.
Источник
Как отремонтировать зарядный блок шуруповерта
Востребованный в домашнем хозяйстве инструмент – шуруповерт. Он используется для завинчивания и вывинчивания крепежных элементов, сверления, или для выполнения других видов работ, достаточно только сменить насадку. Часто работая инструментом, время от времени приходится менять аккумулятор. При этом он сам или же зарядное устройство могут выйти из строя. ЗУ надежны и обычно редко ломаются до того, как выработается ресурс аккумулятора, но бывает всякое. В статье описано, как выполнить ремонт зарядного устройства для шуруповерта своими руками и в каких ситуациях проще будет доверить эту работу специалисту сервисного центра.
Ремонт зарядного блока шуруповерта необходим, если нет возможности приобрести новую зарядку.
Как определить неисправность
Прежде чем приступать к ремонту, стоит убедиться, что проблема действительно в зарядном устройстве. При интенсивной эксплуатации шуруповерта чаще из строя выходит все же аккумулятор.
Простейший способ проверки – вставить в розетку блок питания и взглянуть на индикаторы. Как правило, каждая зарядка оснащена индикацией, которая показывает, восстанавливается заряд аккумулятора или нет. Если лампочки не горят, вероятно, нужен ремонт. Но и это не 100% ответ. Вот как можно убедиться в факте поломки – проверить зарядное устройство для шуруповерта мультиметром:
- Включают ЗУ в розетку.
- На мультиметре выставляют режим измерения постоянного напряжения. Параметр зависит от модели шуруповерта, и указывается на наклейке или в паспорте. Как правило, это 9 – 24 В.
- Красным щупом мультиметра касаются к «плюсу» ЗУ, черным – к «минусу».
- Смотрят на значения, отображаемые на экране тестера.
О чем говорят показания:
Проверка рабочего зарядного устройства с помощью мультиметра.
- цифра 0. Зарядное устройство нерабочее;
- если значения соответствуют тем, что указаны на ЗУ – блок питания работает, а вот аккумулятор шуруповерта, вероятнее всего, придется менять;
- показания ниже тех, что указаны на ЗУ. Например, норма 12 В, а мультиметр показывает 5 В. Это говорит о выходе из строя элементов электроники. Ремонт нужен, но несложный.
Может показаться, что проще купить новое зарядное устройство. Но есть старые модели шуруповертов, многие из которых выпущенные малоизвестными фирмами, и отыскать для них зарядку – не так легко.
Частые причины поломки
Каждый электронный компонент может выйти из строя, так как нет ничего вечного. Типовые неисправности:
- перегорел предохранитель;
- неисправен выпрямитель;
- сломался высоковольтный транзистор инвертора.
Если отталкиваться от практики, остальные части зарядного устройства редко выходят из строя, поэтому начать проверку следует с этих трех.
ЗУ необходимо хранить в подходящих условиях, иначе:
- из-за повышенной влажности начинают покрываться ржавчиной паяные соединения, дорожки на плате, выводы, портится изоляция;
- при высокой температуре усугубляется воздействие влажности;
- при низкой температуре могут оторваться выводы от места пайки, образоваться микротрещины в токопроводящих дорожках и корпусах компонентов.
Срок работы блока питания зависит и от того, как с ним обращаться. Если его ударяли, роняли, то запросто образуются микротрещины или повредятся разъемы. Подключать ЗУ тоже надо аккуратно, без усилий.
Ремонт зарядного устройства своими руками
Для начала разбирают корпус ЗУ, при этом зарядка должна быть отключена от сети. До «внутренностей» добраться несложно – выкручивают 4 или 6 винтов, держащих крышку. Далее определяют, какой элемент или узел неисправен:
- внимательно осматривают «начинку». Если есть нагар, значит какой-то элемент перегорел, но он мог затронуть и другие детали;
- берут тестер, переключают его в режим прозвонки, и щупами касаются к выводам предохранителя. Если тестер начнет пищать, значит предохранитель в рабочем состоянии. Также на мультиметре ставят режим проверки напряжения. Если показания положительные – дело не в предохранителе, если на экране пишет 0 – нуждается в замене;
- далее проверяют конденсатор. Тут просто – если вздулся, значит заменяют. Опять же, прежде чем выпаивать, проверяют мультиметром, но в режиме измерения сопротивления. Если на экране пишет 0 – нужна замена;
- нередко, если из строя вышел конденсатор, он затрагивает и диодный мост, который перегорает. Причем испортиться может один диод или несколько. Их проверяют тем же мультиметром, работающим в режиме измерения постоянного напряжения. Прикасаются щупом и смотрят значения – диоды должны пропускать напряжение в одном направлении. Меняют полярность и прозванивают выводы диодов по новой. Если в обратном направлении пропускают – эти диоды подлежат замене;
- прозвонкой или измерением сопротивления проверяют также дроссель и резистор. Когда прозвонка не пищит, это говорит о неисправности резистора.
Определив, какие элементы вышли из строя, можно приступать к ремонту. Необходимые для этого инструменты и материалы: паяльник, флюс (желательно пользоваться ортофосфорной кислотой) и припой. Испорченные элементы заменяют новыми, которые выпаивают из старых ЗУ или микросхем.
Сперва берутся за предохранитель, который бывает вставным или припаянным. Бывает, на плате вставной элемент, а отыскать удалось только тот, что с ножками – вставки выпаивают и вместо них к контактам припаивают предохранитель.
Вздувшийся и нерабочий конденсатор выпаивают и заменяют. Тут внимательно смотрят на ножки, их расположение. Если припаять неправильно, элемент не будет работать как следует, что вызовет повторную поломку. Детальнее: «плюс» конденсатора соединяется в цепочке с катодами диодов.
Если поломка связана с вышедшим из строя диодным мостом, диоды выпаивают и на их место ставят новые. Опять же, с соблюдением положения – анод на вход высоковольтной части, катод – на низковольтную.
Когда придется нести зарядное устройство в сервисный центр
Без помощи специалиста не обойтись в ряде случаев:
- вышел из строя трансформатор. Намотка этого элемента должна быть качественной, и «кустарный» способ не годится;
- на плату не поступают 220 Вт. Мастер заменит шнур;
- если ЗУ выполнено на микроконтроллере. Контроллер то самому можно заменить, но программное обеспечение восстановить не получится. «Прошивку» как раз-таки выполняют мастера сервисов.
Плата зарядного устройства с микроконтроллером.
Если из строя вышел термистор, заряжающий конденсаторы, проще приобрести новый блок питания. Даже если отыскать новый элемент, для его замены понадобится специальный фен.
После ремонта зарядного устройства для шуруповерта, проверяют его работоспособность, и только потом подключают аккумулятор. На ЗУ обратно прикручивают крышку и вставляют его в розетку, после к выводам подключают щупы мультиметра. Далее, отталкиваясь от значений, делают выводы.
Источник