Как отремонтировать реле регулятор 402 двигателя своими руками

Содержание
  1. Как проверить реле регулятор на 402 двигателе
  2. Назначение реле регулятора напряжения
  3. Взаимосвязь автоматических источников тока
  4. Задача регулятора напряжения
  5. Технические моменты зимней эксплуатации
  6. Разновидности регуляторных реле
  7. Генераторы постоянного тока
  8. Реле генератора
  9. Внутренний и внешний контроль
  10. Отделение для «» и «-«
  11. Видео: Как Проверить Реле Регулятор Газель 402
  12. Дуплексный
  13. Три уровня
  14. Принцип действия реле регулятора
  15. Переключатель лето / зима
  16. Подключение к бортовой сети генератора
  17. Схемы подключения пульта дистанционного управления
  18. Проверьте подключение
  19. Перезаряд аккумулятора от генератора, причины и способы их устранения
  20. Схема подзарядки АКБ
  21. Особенности работы цепи
  22. Регулятор Диагностика
  23. Встроенный
  24. Удаленный
  25. Проверка и замена щеток генератора и регулятора напряжения автомобиля Газель
  26. Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771
  27. Проверка исправности щеток и щеткодержателя

Как проверить реле регулятор на 402 двигателе

Назначение реле регулятора напряжения

Независимо от опыта и стиля вождения, владелец автомобиля не может обеспечить одинаковую частоту вращения двигателя в разное время. То есть коленчатый вал двигателя, который передает крутящий момент на генератор, вращается с разными скоростями. Соответственно генератор вырабатывает разные напряжения, что крайне опасно для аккумулятора и других потребителей бортовой сети.

Взаимосвязь автоматических источников тока

Автомобиль имеет как минимум два источника электричества:

  • Батарея необходима при запуске двигателя и первоначальном возбуждении обмотки генератора, она не генерирует энергию, а только потребляется и накапливается во время зарядки.
  • Генератор — питает бортовую сеть на любой скорости и питает аккумулятор только на высоких скоростях

Бортовая сеть должна быть подключена к обоим этим источникам для правильной работы двигателя и других потребителей энергии. Если генератор выходит из строя, батарея будет «растягиваться» не более 2 часов, и без батареи двигатель не запустится, что приводит в движение ротор генератора.

Читайте также:  Не работает change to color

Есть исключения — например, и из-за остаточной намагниченности обмотки возбуждения генератор стандартного режима ГАЗ-21 запускается независимо при условии непрерывной работы машины. Вы можете завести автомобиль с «толкателем», если у него есть генератор постоянного тока, с устройством переменного тока такая хитрость невозможна.

Задача регулятора напряжения

Из школьного курса физики каждый автомобилист должен помнить принцип работы генератора:

  • Когда рама и окружающее магнитное поле движутся вместе, в ней возникает электродвижущая сила
  • Статоры служат электромагнитом генераторов постоянного тока, соответственно возникает ЭДС в якоре, ток снимается с коллекторных колец
  • В генераторе якорь намагничен, в обмотках статора есть электричество

Нетрудно представить, что на величину напряжения, исходящего от генератора, влияют величина магнитной силы и скорость вращения поля. Основная проблема генераторов постоянного тока — горение и залипание щеток при снятии больших токов с якоря — была решена путем переключения на генераторы переменного тока. Ток возбуждения, подаваемый на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок меньше; гораздо проще снять электричество со стационарного статора.

Однако вместо терминалов «-» и «», постоянно расположенных в космосе, автопроизводители получают постоянную смену плюсов и минусов. В принципе невозможно зарядить аккумулятор переменным током, поэтому он предварительно выпрямляется диодным мостом.

Из этих нюансов плавно вытекают проблемы, решаемые релейным генератором:

  • Регулировка тока возбуждения
  • Поддержание диапазона 13,5 — 14,5 В в бортовой сети и на клеммах аккумулятора
  • Питание обмотки возбуждения от аккумулятора при выключенном двигателе

Следовательно, регулятор напряжения также называется зарядным реле, и на панели отображается сигнальная лампа для процесса зарядки аккумулятора. Функция отключения обратного тока включена в конструкцию генераторов по умолчанию.

Технические моменты зимней эксплуатации

Самый очевидный и актуальный вопрос после холодной ночи под открытым небом – запуск двигателя. В этом отношении автомобиль Газель даже со своим архаичным двигателем ЗМЗ-402 даст фору более современным транспортным средствам с электронными системами даже при -30°С.

Но при условии, что:

  1. свечи отрегулированы и исправны;
  2. высоковольтные провода не имеют трещин;
  3. система зажигания и карбюратор правильно отрегулированы;
  4. в цилиндрах 402-го нормальная компрессия;
  5. полностью заряжен аккумулятор.

На видео вверху как раз представлен вариант запуска неподготовленного к зиме автомобиля. Кстати, схема электропроводки Газель Бизнес также не застрахована от подобных случаев. А вот о том, как сделать пуск более простым и щадящим для авто и пойдет речь дальше.

Разновидности регуляторных реле

Перед выполнением самостоятельного ремонта устройства контроля напряжения необходимо учитывать, что существует несколько типов регуляторов:

  • Внешний — повысить ремонтопригодность генератора
  • Утопленный — в выпрямляющую пластину или в набор кисточек
  • Регулирующий минус — появляется дополнительный провод
  • , регулирующий плюс — экономичная схема электропроводки
  • Для генераторов — функция ограничения напряжения на обмотке возбуждения отсутствует, поскольку она встроена в сам генератор
  • Для генераторов постоянного тока — дополнительная опция для отключения аккумулятора, когда двигатель не работает
  • Двухуровневый — устаревший, редко используемый, регулируемый пружинами и небольшим рычагом
  • Трехуровневый — дополнен специальной платой устройства сравнения и соответствующим индикатором
  • Многоуровневый — схема имеет 3 — 5 дополнительных резисторов и систему слежения
  • Транзистор — не используется в современных автомобилях
  • Реле — улучшена обратная связь
  • Транзисторное реле
    — универсальная схема
  • Микропроцессор — небольшие габариты, плавная регулировка нижнего / верхнего порога
  • Встроенный — встроен в щеткодержатель, поэтому они заменяются после стирания щеток

READ Как Поставить Гур На Газель

Генераторы постоянного тока

Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при работе генератора постоянного тока является более сложной. Потому что в режиме парковки автомобиля, когда двигатель выключен, необходимо отключить генератор от аккумулятора.

Во время диагностики реле проверяется на выполнение трех функций:

  • Отключение аккумулятора при парковке автомобиля
  • Ограничение максимального тока на выходе генератора
  • Регулирование напряжения в поле

Любая неисправность должна быть устранена.

Реле генератора

В отличие от предыдущего случая, самодиагностика регулятора генератора немного проще. Конструкция «автомобильной силовой установки» уже включает в себя функцию отключения электричества при парковке от аккумулятора. Осталось только проверить напряжение на обмотке возбуждения и на выходе генератора.

Если на машине установлен генератор переменного тока, он не может быть запущен путем ускорения от скольжения. Потому что нет остаточной намагниченности на захватывающей обмотке по умолчанию.

Внутренний и внешний контроль

Для автомобилистов важно знать, что они измеряют, и начать регулировать напряжение реле в определенном месте их установки. Поэтому встроенные модификации действуют непосредственно на генератор, а пульт «не знает» о его наличии в автомобиле.

Отделение для «» и «-«

Видео: Как Проверить Реле Регулятор Газель 402

В принципе схемы отрицательного и положительного контроля отличаются только схемой подключения:

  • При установке реле
    в зазор «» одна щетка подключается к «земле», другая — к клемме регулятора
  • Если реле подключить к зазору «-«, то одна щетка должна быть подключена к «плюсу», а другая — к контроллеру

Однако в последнем случае появится другой провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Требуется индивидуальное питание, поэтому его «» следует обобщать отдельно.

Дуплексный

На начальном этапе машины были оснащены механическими двухступенчатыми регуляторами напряжения с простым принципом работы:

  • Электрический ток проходит через реле
  • Магнитное поле притягивает рычаг
  • Пружина с заданным усилием служит устройством сравнения
  • С увеличением напряжения контакты разомкнуты
  • Меньше тока течет к обмотке возбуждения

Механические двухступенчатые реле использовались в автомобилях ВАЗ 21099. Основным недостатком была работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому эти устройства были заменены электронными (бесконтактными) реле напряжения:

  • Делитель напряжения собран из резисторов
  • Стабилитрон является основным устройством

Сложная схема подключения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти устройства.

Три уровня

Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, также уступили место более продвинутым трехуровневым и многоуровневым устройствам:

  • Напряжение подается от генератора к специальной цепи через делитель
  • Информация обрабатывается, фактическое напряжение сравнивается с минимальным и максимальным порогами
  • Сигнал рассогласования регулирует ток, протекающий к обмотке возбуждения

READ Подключение Тахометра Газель 406 Инжектор

Реле с частотной модуляцией считаются более продвинутыми — они не имеют обычного сопротивления, но частота отклика электронного ключа увеличивается. Управление осуществляется по логическим схемам.

Принцип действия реле регулятора

Благодаря встроенным резисторам и специальным цепям реле может сравнивать значение напряжения, генерируемого генератором. После этого слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не заряжать аккумулятор и не повредить электроприборы, подключенные к бортовой сети.

Любые неисправности приводят к этим последствиям, выходит из строя аккумулятор батареи или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.

Переключатель лето / зима

Независимо от времени года и температуры воздуха, генератор всегда стабилен. Как только его шкив начинает вращаться, электрический ток генерируется по умолчанию. Однако зимой внутренняя часть аккумулятора замерзает, заряжается гораздо хуже, чем летом.

В этом переключателе нет ничего необычного, просто грубые настройки реле регулятора, которые позволяют увеличить напряжение на клеммах аккумулятора до 15 В.

Подключение к бортовой сети генератора

Если вы подключаете новое устройство самостоятельно при замене генератора, вам следует учесть нюансы:

  • Сначала проверьте целостность и надежность проводного контакта корпуса автомобиля с корпусом генератора.
  • Затем вы можете подключить клемму B реле регулятора к генератору «»
  • Вместо «скручивания», начинающего нагреваться через 1 — 2 года работы, лучше использовать паяльные провода
  • Заводской провод должен быть заменен кабелем сечением не менее 6 мм2, если вместо стандартного генератора установлено электрическое устройство, рассчитанное на ток более 60 А
  • Амперметр в цепи генератор / аккумулятор показывает мощность источника питания, которая в настоящее время выше в бортовой сети

Амперметры являются важными устройствами, которые можно использовать для определения заряда батареи и производительности генератора. Не рекомендуется снимать их с цепи без особых на то причин.

Схемы подключения пульта дистанционного управления

Дистанционное реле регулятора напряжения генератора устанавливается только после выяснения, к какому проводу его следует подключить. Пример:

  • На старых реле RAF, Gazelles и «Gobies» 13.3702 используются в полимерном или стальном корпусе с двумя контактами и двумя щетками, установленными в цепи «-», разъемы всегда помечены, «» обычно берется с катушки зажигания (клемма Б-вк), контакт W контроллера подключен к свободному оконечному устройству щетки
  • В жигулевских реле-регуляторах 121.3702 белого и черного цветов используются двойные модификации, в которых при отказе одного устройства второе устройство продолжает работать, просто переключаясь на него, устанавливается в зазоре «» с клеммой 15 на выход катушки зажигания B- ВК для подключения щетки шнура 67

Встроенные реле-регуляторы автомобилисты называют «шоколадными», обозначенными Y112. Они монтируются в специальные щеткодержатели, запрессованы винтами и дополнительно защищены крышкой.

На автомобилях ВАЗ реле обычно встроены в щеточную сборку полной марки Я212А11, подключенную к замку зажигания. Если владелец заменяет обычный генератор в старом отечественном ВАЗе устройством переменного тока от иномарки или современной жигулей, подключение производится по другой схеме:

  • Автомобилист решает вопрос об исправлении дела самостоятельно
  • Здесь аналогом клеммы «плюс» является контакт B или B, он включен в бортовую сеть через амперметр
  • Пульты ДУ здесь обычно не используются, а встроенные уже встроены в щеточную сборку, из них выходит один провод с маркировкой D или D, подключенный к выключателю зажигания (к клемме B-VK катушки) ,

READ Как снять задний бампер Renault Duster

Для дизельных двигателей в генераторах может присутствовать клемма W, к которой подключен тахометр; игнорируется при установке на автомобиль с бензиновым двигателем.

Проверьте подключение

После установки трехуровневого или другого релейного контроллера необходима проверка состояния здоровья:

  • Двигатель запускается
  • Напряжение в бортовой сети контролируется на разных скоростях

После установки генератора и его подключения по вышеуказанной схеме, владельца можно ожидать «сюрприз»:

  • Когда двигатель включен, генератор запускается, напряжение измеряется на средних, высоких и низких скоростях
  • После выключения зажигания ключом двигатель продолжает работать

В этом случае двигатель можно остановить, удалив полевой провод или отпустив сцепление при нажатии на тормоз. Все дело в наличии остаточной намагниченности и постоянном самовозбуждении обмотки генератора. Задача решается установкой лампочки в зазор провода возбуждения:

  • Горит, когда генератор не работает
  • Выходит после того, как начинается
  • Ток, проходящий через лампу, недостаточен для возбуждения обмотки генератора

Эта лампа автоматически становится индикатором заряда батареи.

Перезаряд аккумулятора от генератора, причины и способы их устранения

Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда после запуска мотора бортовой компьютер или один из приборов начинает показывать, что происходит перезаряд аккумулятора.

Последствия такой ситуации самые разные и зависят от того, насколько напряжение в бортовой сети превышает номинальное.

Незначительно повышенные параметры негативно скажутся только на аккумуляторе (закипание электролита с последующим его испарением), а вот если напряжение, идущее от генератора, будет превышать норму сильно, то могут выйти из строя электропотребители.

В любом случае перезаряд – явление, которое необходимо устранить, иначе оно не лучшим образом скажется на сроке службы аккумулятора и электроприборах.

Схема подзарядки АКБ

Для общего понимания причин перезаряда сначала рассмотрим схему цепи зарядки аккумулятора. И хоть на разных авто она конструктивно отличается, но общий принцип построения одинаков.

Эта цепь в себя включает:

  • Генератор;
  • Выпрямительный блок (диодный мост);
  • Реле-регулятор;
  • Блок предохранителей;
  • Замок зажигания;
  • Контрольная лампа заряда;
  • АКБ.

Работает система подзарядки на примере ВАЗ 2106 и других автомобилей из серии «ВАЗ классика» итак: после запуска силовой установки, посредством ременной передачи коленчатый вал начинает вращать ротор генератора, в результате чего этот узел начинает вырабатывать электроэнергию.

Но поскольку автомобильные генераторы – переменного тока, то выработанная энергия поступает в выпрямительный блок, где переменный ток преобразуется в постоянный.

После выпрямительного блока электроэнергия идет на реле-регулятор, в задачу которого входит подержание вольтажа в заданном диапазоне.

После регулятора электрическая энергия по цепи проходит через блок предохранителей, замок зажигания и контрольную лампу заряда, далее возвращается на вывод генератора, а уже с него подается на аккумулятор.

Подробная схема показана ниже.

Особенности работы цепи

Выше указана общая схема цепи, без подробностей, но ее достаточно для понимания, как все работает. Теперь об особенностях работы подзарядки батареи.

Регулятор Диагностика

Определить неисправность регулятора напряжения можно по косвенным признакам. Прежде всего, это неправильный заряд батареи:

  • Перезарядка — электролит кипит, раствор кислоты попадает на части тела
  • Недозарядка — двигатель не запускается, лампы горят до пола

Однако желательно диагностировать устройства — вольтметр или тестер. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых автомобильных сетях рассчитано на 14,8 В) на высоких скоростях или минимального значения 12,8 В на низких скоростях вызывает замену / ремонт реле контроллера.

Встроенный

Чаще всего регулятор напряжения встроен в щетки генератора, поэтому необходимо проверить

уровень этого узла:

  • После снятия защитной крышки и отвинчивания винтов, щетка в сборе
  • Когда щетки изнашиваются (остается меньше 5 мм), замена должна выполняться без сбоев
  • Диагностика генератора с мультиметром проводится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
  • «Отрицательный» провод от источника тока замыкается на соответствующую пластину регулятора
  • «Положительный» провод от зарядного устройства или аккумулятора подключен к аналогичному разъему реле
  • Тестер установлен в режиме вольтметра 0 — 20 В, щетки наложены на щетки
  • В диапазоне 12,8 — 14,5 В между щетками должно быть напряжение
  • Когда напряжение поднимается выше 14,5 В, стрелка вольтметра должна быть нулевой

В этом случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном диапазоне напряжений, выключать, когда эта характеристика увеличивается больше этой величины.

Удаленный

Диагностические различия для дистанционного реле отсутствуют, но его не нужно снимать с корпуса генератора. Регулятор напряжения генератора можно проверить во время работы двигателя, изменив скорость с низкой на среднюю, а затем на высокую. Одновременно с увеличением скорости необходимо включить дальний свет (минимум), кондиционер, монитор и другие потребители (максимум).

Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить стандартное реле регулятора напряжения на более современную модификацию встроенного или выносного типа. Диагностика здоровья доступна самостоятельно с обычной автомобильной лампой.

Проверка и замена щеток генератора и регулятора напряжения автомобиля Газель

Проверка и замена щеток и регулятора напряжения на автомобилях с двигателем типа ЗМЗ-405, ЗМЗ-406
На двигатели семейств ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 устанавливают генераторы 9422.3701 или 5122.3771 со встроенными интегральными регуляторами напряжения.

Проверка исправности регулятора напряжения

Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – отключаем, все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5…14,2 В.

Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам.

Подайте напряжение 12 В «+» на клемму, а «-» на «массу» щеткодержателя.

При этом контрольная лампа должна гореть.

Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.

Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771

Регулятор напряжения выполнен в едином корпусе со щеткодержателем.

Отключаем аккумуляторную батарею.

Отсоединяем провода от выводов генератора, снимаем штекер со штепсельного вывода генератора.

1. Ключом «на 10» отворачиваем гайку

2. Снимаем наконечники провода конденсатора с вывода «+» генератора

3. Ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления конденсатора

4. Снимаем конденсатор.

5. Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления пластмассового кожуха генератора

6. Снимаем кожух

7. Снимаем штекерную колодку с вывода регулятора напряжения.

8. Короткой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к генератору

9. Снимаем регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем

10. Устанавливаем новый регулятор в обратной последовательности.

Проверка исправности щеток и щеткодержателя

Проверьте выступание «а» щеток из щеткодержателя.

Если размер «а» выступания щеток в свободном состоянии меньше 4,5 мм, замените щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.

Щеткодержатель с изношенными щетками заменяем в сборе.

Источник

Оцените статью