Как отремонтировать тепловентилятор балу

Причина неисправности тепловентиляторов: находим и устраняем поломку самостоятельно

Небольшой тепловентилятор может очень хорошо выручить, когда основного отопление по каким–то причинам недостаточно или оно вообще отключено.

Тепловентилятор способен очень быстро создать комфортные условия где-то локально, чтобы обеспечить теплом место вашего пребывания дома или на работе, а также успешно справиться и с обогревом небольшого помещения.

Но, как говорится «ничто не вечно под луной». Бывает, что он вдруг перестает работать должным образом.

В этой статье вы найдете простые советы, как самостоятельно отремонтировать такой обогреватель.

На примере модели Scarlett SC158 предлагаем рассмотреть несколько примеров неисправностей и способы их устранения.

Не работает при включении в сеть

Первая неисправность, которую мы рассмотрим – не реагирует при включении в сеть и выставлении кнопками рабочего режима.

Причин может быть несколько:

  1. нарушена целостность шнура;
  2. неисправность предохранителя;
  3. неисправность в блоке управления.

Соответственно, первое, что мы сделаем – проверим целостность шнура питания, нет ли где-то жестких перегибов его или передавливания?

Особо обратите внимание на состояние шнура непосредственно перед входом в вилку и с противоположной стороны перед входом в корпус – чаще всего именно в этих местах бывает поврежден.

Если вы обнаружили нарушение целостности шнура, его следует заменить полностью, либо, если повреждение находится на входе в вилку, шнур можно обрезать и заменить вилку на новую. Цена вопроса 30-40 рублей.

Если же шнур цел, рассмотрим вероятность того, что сгорел предохранитель либо проблема в блоке управления. Теперь для дальнейшего ремонта вам потребуется отвертка и мультиметр.

Необходимо открутить крепежные винты с задней панели прибора, чтобы вскрыть его.

Не забывайте о технике безопасности!

Вскрывая прибор и проводя дальнейшие действия, не забывайте отключать его от сети, а включая по необходимости, не прикасайтесь к движущимся и электропроводящим частям руками или не изолированным инструментом!

С помощью мультиметра прозвоните основные элементы цепи: термостат, термовыключатель, термопредохранители. Один предохранитель будет виден сразу. Для того, чтобы иметь доступ ко второму предохранителю, необходимо снять вентилятор.

Если диагностика выявит неисправный предохранитель, его следует заменить. Старый просто откусывается, а на его место с помощью паяльника устанавливается новый, с теми же характеристиками.

Недопустимо вместо предохранителя устанавливать любые другие конструкции (жучки, проволочки)!

Предохранители обеспечивают пожаробезопасность обогревателя, в случае их некорректной замены вы делаете прибор неприемлемым для использования!

Если проблема не в предохранителях, а в блоке управления, вам в помощь схема, которую вы можете найти в приложенной инструкции.

Включается, но не греет

Следующий пример поломки, который мы рассмотрим – при включении работает вентилятор, но не нагревает воздух.

Причиной неисправности в таком случае может быть:

  • керамический ТЕН;
  • спираль;
  • биметаллический терморегулятор;
  • предохранители.

С помощью мультиметра необходимо найти точку неисправности.

Если причина в нагревательных элементах – ТЭН или спираль – следует заменить их на новые. В случае незначительного повреждения спирали можно соединить поврежденное место вручную либо, все же, заменить ее полностью.

Биметаллический терморегулятор тоже может быть причиной такой поломки. Функция терморегулятора заключается в отключении нагревательных элементов в случае перегрева более 120 градусов, обеспечивая таким образом безопасность.

Неисправность этой детали тепловентилятора устраняется простой зачисткой его контактов до металлического цвета и прогрева паяльником.

Причиной такой поломки может быть также и предохранитель, способ замены которого описан выше.

Не крутятся лопасти вентилятора

Если тепловентилятор нагревает воздух, но не работает вентилятор, причины могут быть следующие:

  • не работает мотор;
  • сильное загрязнение внутренних деталей.

Прозвоните мотор мультиметром (как работать с мультиметром, мы описали в специальной статье), проверьте его внутренности.

Попробуйте его отремонтировать самостоятельно, возможно, достаточно будет заменить подшипники, смазать машинным маслом подвижные части.

Если это не поможет, мотор необходимо заменить на новый с аналогичными характеристиками.

Если же причина не в моторе, а в загрязнении – просто уберите пыль со всех внутренних деталей тепловентилятора с помощью пылесоса или сухой ткани.

При этом действуйте аккуратно, чтобы не повредить соединения.

Плохо работает

Тепловентилятор не нагревает воздух до предусмотренных техническими характеристиками температур и, как следствие, не справляется со своей прямой функцией.

  • загрязнение внутренних частей;
  • неисправна вилка.

Для устранения этой неисправности вскрыть тепловентилятор, аккуратно пылесосом или сухой тканью очистить все поверхности от пыли. Вообщем-то, такую процедуру можно периодически делать, даже если прибор работает хорошо.

Такой уход продлит сроки и качество работы тепловентилятора, а может еще и сэкономит ваши средства на ремонт и в какой-то степени уменьшит расходы на электроэнергию.

Если же чистка не помогла, возможно, причина слабой работы в вилке. Как это можно проверить? После нескольких минут работы прибора вытащите вилку из розетки и прикоснитесь к ее электродам. Если один из них заметно горячее другого – вилку лучше заменить.

Надеемся, эти советы помогут вам самостоятельно справиться с ремонтом вашего прибора, и он прослужит вам максимально долго.

При покупке таких обогревателей рекомендуем останавливать свой выбор на более качественных моделях с керамическим нагревателем, а не со спиралью.

С подробными рекомендациями по выбору тепловентилятора вы можете познакомиться в следующей статье.

Источник

Ремонт тепловентилятора дуйчика своими руками — схема, причины неисправности, термозащита.

С появлением первых холодов, главной палочкой-выручалочкой в согревании наших жилищ и офисов, становятся не громоздкие масляные батареи или конвекторы, а небольшие и компактные тепловентиляторы.

Именно они позволяют за очень короткий промежуток времени, поднять температуру в комнате сразу на несколько градусов.

Стоят ведь они не очень дорого. Однако вовсе не обязательно покупать еще один тепловентилятор, если можно отремонтировать имеющийся своими руками.

Для того чтобы найти причину поломки, потребуется всего лишь 2 вещи — отвертка и мультиметр.

Самое главное определить, есть контакт в той или иной цепи, или его нет. Давайте рассмотрим подробнее как устроены тепловентиляторы, как их разобрать, что чаще всего выходит из строя и проследим последовательную цепочку проверки одного элемента за другим.

Первое что нужно сделать, это прозвонить и проверить целостность шнура питания и всех видимых контактов. Может вам вовсе и не придется далеко залазить во внутренности устройства, а беда окажется на «поверхности».

Для этого откручиваете и снимаете нижнюю или боковую крышку, в зависимости от вашей модели.

Имейте в виду, что центральные винтики изначально откручивать не стоит, так как на них крепится моторчик.

Уберёте их и все внутренности развалятся. Будет лучше, чтобы сам двигатель сидел закрепленным за одну из крышек.

Далее находите контакты, куда приходят провода питания 220в. Если «повезет», иногда без всяких приборов можно сразу увидеть отгоревший проводок.


Садите его на место и весь ремонт заканчивается. Если проблема посерьезнее, то далее просто прощупайте и подергайте все клеммные зажимы.

Так как вентилятор в процессе работы вибрирует, вполне возможно, что какой-то из них элементарно отошел со своего места. Обнаружить плохой контакт на клеммнике можно и по характерным следам подгорания.

Часто такие дефекты становятся причиной того, что тепловентилятор самопроизвольно включается и выключается. Особенно когда его шевелишь и двигаешь.

Если выявили подобное, зачистите и затем протрите площадку ваткой смоченной в спирте.

Далее плоскогубцами слегка подожмите клемму и оденьте ее обратно.


Только после всех этих манипуляций, можно переходить к проверке измерительными приборами.

Переключаете тестер в режим прозвонки, и щупами поочередно проверяете целостность проводов питания. Для этого дотрагиваетесь до вводных контактов внутри вентилятора и металлических штырьков на вилке.

Если все исправно, тестер будет издавать звук или показывать нулевое сопротивление.

Если у вас при включении в сеть что-то работает, например крутится вентилятор, но воздух при этом холодный, то шнур конечно тут не причем. Его проверку в этом случае можно опустить.

Таким же образом прозванивается микровыключатель, который иногда встраивается в корпус.

Переключаете его клавишу и проверяете что цепь есть.

Эти штуки при больших токах очень часто выходят из строя. Ремонт в этом случае довольно простой. Два проводка подходящих к нему выкусываются и соединяются между собой напрямую.

Место соединения изолируется защитным колпачком СИЗ или простой изолентой.

Единственный минус — отныне тепловентилятор будет работать сразу же после того, как вы воткнули вилку в розетку.

Когда переключатель не причем, проверяете следующие элементы цепи. Кстати, не забывайте и про механическую часть.

Сразу после вскрытия корпуса, рукой попробуйте прокрутить лопасти. Они должны свободно вращаться.

Здесь необходимо убедиться, что ничего не заедает и нет никаких посторонних предметов застрявших на валу.

Какие еще электрические элементы в цепи могут выйти из строя? Сразу после проводов питания идет терморегулятор и переключатель режимов.

Снаружи корпуса это привычные всем » ручки — колесики».

Некоторые ошибочно принимают терморегулятор за элемент, регулирующий скорость вращения лопастей. На самом деле это биметаллическая пластина, и один из проводов питания от вилки приходит именно на нее.

При кручении этой ручки должно раздаваться еле слышимое клацанье. Это означает что термостат включается и выключается. Если в схеме отсутствует отдельный микровыключатель, то он выполняет и его функцию.

Проверяется исправность этого элемента также мультиметром. Подводите два щупа к контактам и крутите ручку. В режиме прозвонки звук будет появляться и исчезать.

По той же схеме проверяется и переключатель режимов. Поворачивая его ручку, вы включаете один тен, два или просто ставите дуйчик в режим вентилятора без обогрева.

Только когда будете снимать клеммы для прозвонки, лучше заранее сфотографируйте их изначальное подключение на смартфон, дабы потом не перепутать контакты.

Токи в этих элементах гуляют не слабые — порядка 10А. Поэтому пропадание цепи в них не такая уж и редкость. Правда самую первую проверку термостата и 4-х позиционного переключателя можно сделать и «на нюх».

Выгорание контактов при такой нагрузке никогда не проходит бесследно. Дымить и вонять такие вещи будут точно.

Если и здесь все в порядке, идем дальше. Непосредственно возле тенов находится сразу две системы защиты. Они состоят из биметаллической пластины и термопредохранителя на 121 градус.

Оба этих элемента в исправном состоянии должны давать цепь и издавать звук при прозвонке, т.е. показывать короткое замыкание через себя.

Уберёте ее, и никакие УЗИС и другие устройства от искрения вас не спасут.

Питание здесь подается на правый контакт сверху. Далее через предохранитель, напряжение поступает на левый разъем.

С этого разъема сверху подключается кулер и иногда неоновый индикатор. А снизу через термопластинку питание идет на два тена.

То есть при сгорании этого главного предохранителя, перестает работать как вентилятор, так и обогрев. При срабатывании биметаллической пластины, отключается только обогрев, вентилятор же продолжает по прежнему вращаться, охлаждая спираль.

С обратной стороны этой двойной защиты, на противоположные контакты нагревательного элемента, подходят проводки от переключателя режимов.

Включая его, мы подключаем в цепочку либо один тен, либо задействуем сразу две спирали. Получается, что на предохранитель подается фаза, а на контакты с обратной стороны через переключатель — ноль. Либо наоборот, в зависимости от того, как вы воткнули вилку в розетку.

Типичные схемы подключения тепловентиляторов обогревателей выглядят следующим образом:


Очень часто в этой цепочке, именно термопредохранитель является главной причиной неработоспособности всего устройства.

При этом его замена не так проста как кажется на первый взгляд. Не даром завод здесь использует заклепки, а не пайку.

Паять здесь не рекомендуется, так как в процессе пайки температура поднимается свыше расчетных 121 градуса. Но если у вас выхода нет, придется использовать хороший теплоотвод.

Негодный предохранитель выкусываете и обрабатываете флюсом латунные отверстия в местах клепок.

Сам термопредохранитель, а именно подходящие к нему проводки, плотно обжимаете пинцетом или искривленными длинногубцами. Тем самым при пайке, тепло будет как бы отводиться через них, не доходя до самого корпуса.

100% отвода тепла вы конечно не добьетесь, но все же большая его часть уйдет именно через широкие губки инструмента.

Если вы вообще не хотите паять, то можно воспользоваться винтиками. Главное иметь достаточной длины отводы.

Загибаете их колечком, и в местах заклепок ставите маленькие винты. Этими винтиками закрепляете предохранитель на своем посадочном месте.

Подобрать и заказать себе нужный термопредохранитель на любую температуру и силу тока можно отсюда.

Если не нашли точно совпадающий по градусам, выбирайте модели с температурой от 110 до 140С, не более.

Еще один предохранитель, а вернее термопредохранительное реле, защищающее сам двигатель, запрятан довольно далеко. Он предназначен для защиты обмоток от перегрева.


Такой же защитой снабжаются и обычные напольные вентиляторы. Подробно о специфике их проверки и замены, можно прочитать в статье по ссылке ниже.

Обычно он самовосстанавливающийся, то есть через какое-то время после остывания обмоток, дуйчик вновь можно запустить без каких-либо проблем. Выглядит это следующим образом.

Вы включаете холодный тепловентилятор в сеть, он работает некоторое время, после чего самопроизвольно перестают вращаться лопасти. Тэны по началу еще греют, а затем также вырубаются.

После остывания, как ни в чем не бывало весь цикл повторяется по новой. Если у вашего девайса подобные симптомы, и термостат тут не причем, то смотрите в сторону именно этой защиты обмоток.

Кстати, когда сгорает термопредохранитель на 121 градус, повнимательнее присмотритесь к биметаллической пластине после него. Скорее всего с ней также что-то не в порядке.

По идее она должна срабатывать раньше. В противном случае предохранитель в ближайшее время сгорит опять. Поэтому если есть какие-либо подозрения, лучше заменить обе детали сразу.

После ремонта, обязательно соберите все провода при помощи стяжек в один пучок и запрячьте подальше от лопастей. Иначе их может запросто перерубить винтом.

А что делать и где искать, если тепловентилятор работает, дует холодным воздухом, но не греет? В этом случае основная проблема в биметаллической пластине, идущей после термопредохранителя.


Либо на ней отгорает припаянная нихромовая спираль тена, либо пропадает контакт на самой пластинке. Вновь вызваниваете все тестером и при необходимости зачищаете и подгибаете контактные площадки.

А еще проверить исправность таких пластин, можно путем прикосновения к ним разогретого паяльника. При достаточном нагреве, цепь разомкнется и тестер покажет обрыв. При остывании — замкнется.

Если же поврежден сам тэн, то здесь все-таки проще купить другой ветродуй, нежели заморачиваться с перепайкой нихрома.

Еще имейте в виду, что когда в схеме подключения двигатель дуйки «не сидит» строго после термопредохранителя, то его выход из строя, также будет причиной эффекта — вентилятор дует, но не греет. Как его заменить говорилось выше.

В тепловентиляторах немного другой конструкции, прямоугольной формы, также главными элементами защиты являются темропредохранитель и биметаллическая пластина.
Расположены они под спиралью и сажаются тоже на заклепки.

Их прозвонка более проста, чем в предыдущих вариантах. Сначала ставите переключатель положений в нулевое состояние (отключено).

С обратной стороны проверяете тестером сопротивление на контактах заклепок. При выходе из строя хотя бы одного из элементов, никакого сигнала и звука от мультиметра не дождетесь. Сопротивление будет показываться равным бесконечности.

Поэтому далее вызваниваете элементы по отдельности. На фото ниже видно, что биметаллический размыкатель здесь не причем, у него цепь есть.

А вот предохранитель «дохлый».

При повреждении моторчика на любой модели (спираль греется, лопасти не крутятся и термореле при этом целое), единственное что вы можете сделать, это проверить клин вала от загрязнения пылью и другими посторонними предметами.

При более серьезных повреждениях, ремонтом движка заниматься не особо целесообразно. Здесь уже гораздо проще купить новый тепловентилятор.

Источник

Читайте также:  Авто сломалось сразу после покупки
Оцените статью